Открытый урок Леса России

Цель: продолжить формирование понятия – природно-хозяйственная зона; дать знания о лесах как природной зоне мира и России; продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности проблемам охраны природы. Оборудование: атласы, учебники, электронная презентация «Леса России». Тип урока: урок изучения нового материала.   Место проведения: компьютерный класс. Леса России – это примерно пятая часть мировых лесов и около 60% территории...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС

Учитель географии Невмержицкая Галина Петровна

Тема: Леса России.

Цель: продолжить формирование понятия - природно-хозяйственная зона;

дать знания о лесах как природной зоне мира и России;

продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности проблемам охраны природы.

Оборудование: атласы, учебники, электронная презентация «Леса России».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Место проведения: компьютерный класс.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Актуализация опорных знаний.

Географический диктант: что такое, кто такой? (объяснить значение терминов: ягель, морошка, лемминг, камнеломка, кайра, сполохи)

III.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоявший воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев.

(Л.Леонов)

Как вы думаете, о чем идет речь?(о лесе)

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою, что нам шепчешь на заре весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи! Ты же видишь, мы свои.

(С.Погореловский)

IV.Изучение нового материала.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся приоткрыть некоторые тайны этого удивительного существа (объявление темы и цели урока с использованием презентации)

-Можно ли Россию назвать лесной страной?

Слайд №5. Зона лесов

Леса России - это примерно пятая часть мировых лесов и около 60% территории страны. На каждого россиянина приходится - 5,2 га леса, а на каждого жителя в среднем по миру - 0,8 га. Правда, в пределах природной зоны 80-90% - это залесенная территория, а остальное - болота, луга, вырубки и т.д.

Лес и продукты его переработки - важная часть экспорта. Для природы лес - гигантский регулятор: он очищает воздух и смягчает климат. Снег в лесу тает дольше, что способствует сохранению запасов влаги в почве. Лесные насаждения и защитные лесополосы - средство для борьбы с эрозией почвы, засухами, суховеями, снежными заносами.

Для россиян лес исторически был и кормильцем, и лекарем, и защитником, и героем фольклора. Он давал грибы, ягоды, мясо, пушнину, лекарственные растения, материал для крыши над головой и дрова для обогрева. Изобилие древесины фактор развития русской деревянной архитектуры и народных промыслов, нашей гордости. Лес - неизменный источник поэтического вдохновения.

- Какие бывают леса? (хвойные, лиственные)

- А хвойные какие вы знаете? (темнохвойные, ель, пихта, светлохвойные - лиственница, сосна)

- А лиственные? (мелколиственные - береза, осина, широколиственные - клен, дуб, липа, граб, каштан.)

И так, ребята. Леса образуют две природные зоны: тайга, смешанные и широколиственные леса.

Хвойные леса занимаю 80% площади лесов.

- Как они называются по-другому? (тайга)

И так тайга. Слайд № 6-7.

Большую часть лесной зоны России занимают хвойные леса - тайга. Она протянулась сплошной полосой более чем на 7 тыс.км - от границы с Финляндией почти до Тихого океана. А самая большая ширина ее - более 2 тыс.км - в Восточной Сибири, где равнинная тайга смыкается с горной. Тайга формируется в условиях умеренного климата разной степени континентальности.

Средняя температура июля в тайге выше +Открытый урок Леса России. С (если температура ниже, то леса не формируются). Зима продолжительная, но средняя январская температура не выше -Открытый урок Леса России.С. Увлажнение избыточное (осадков выпадает больше, чем может испариться). Но это средние показатели, а в разных районах тайги климат очень разный. Зона тайги - это хвойные леса с примесью мелколиственных деревьев, бедность или отсутствие подлеска, однообразие травяно-кустарничкового яруса; много болот и лугов.

Слайд №8.

Растительный покров тайги отличается малым видовым разнообразием преобладанием хвойных пород. В мохово-кустарничковом покрове преобладают черника, брусника, а из трав - кисличка, майник.

В Европейской России и в Западной Сибири преобладают ель и сосна, в Восточной Сибири - лиственница. Лиственница, в отличии от других хвойных пород, сбрасывает хвоинки зимой, поэтому влаги она испаряет меньше и может выдерживать самые суровые зимы. Это самая распространенная порода деревьев в России.

Очень ценное дерево тайги - кедр. Это величавое дерево, до 40 метров в высоту, живет более 600 лет. Кедр дает - прекрасную древесину, мягкую в обработке и в то же время прочную, не поддающуюся гниению. Кедровые леса - естественные плантации ценного и питательного кедрового орешка.

Животный мир тайги более разнообразен, чем животный мир тундры. Здесь много корма, и большинство животных обитает в лесу круглый год. В нижнем ярусе - те, кто ведет наземный образ жизни: крупные копытные (кабан, олень, лось)хищники (волк, медведь, лиса), мелкие грызуны. Древесный ярус занят птицами, из животных только белка, куница, соболь. Животные тайги меняют окраску по сезонам. Хозяйственное освоение тайги называют очаговым. В этой зоне преобладает городское население. Города здесь - это центы добывающей промышленности лесопереработки рыболовства, морские порты. Сельское хозяйство в таежной зоне, как правило привязано к речным долинам. По берегам рек - огромные ресурсы трав на естественных кормовых угодиях - пастбищах и сенокосах. Не случайно самые известные породы молочного скота в России (Холмогородская и Костромская) - выходцы с севера. Эта зона издавна славится своим маслоделием (Вологодское масло). На Европейском севере доля пашни составляет, например, в Архангельской области 1,5% территории, в Вологодской 5%. В Южной тайге условия для земледелия лучше, здесь появляются посевы кормовых культур и даже льна.

Слайд №9.

-Назовите приспособления растений для жизни в зоне тайги (иголки покрыты слоем воска и пропитаны смолой - переносят холод; высокие цилиндрические стволы - противостоят снегам).

Слайд №10.

-Назовите приспособления животных для жизни в зоне тайги (смена окраски по сезонам; теплая пушистая шубка).

Слайд №11. (Роль тайги - «легкие планеты».

Слайд №12.

Зона смешанных и широколиственных лесов не простирается через всю страну. Она присутствует на Восточно-Европейской равнине и на Юге Дальнего Востока. В Западной Сибири из-за континентальности климата зона смешанных лесов протягивается узкой полосой, плавно переходя в лесостепь, а зона широколиственных лесов отсутствует. В Восточной Сибири от южных границ России до зоны тундры протянулась тайга.

Смешанные широколиственные леса формируются в условиях умеренно-континентального климата с умеренно-холодной снежной зимой, теплым летом и достаточным увлажнением. Лето более теплое и продолжительное, чем в тайге. Осадки здесь лишь немного превышают испарение и заболоченность гораздо меньше чем в тайге.

Слайд №13.

Смешанные леса Европейской России - это в основном ель, сосна и мелколиственные породы - береза, осина. Иногда встречается дуб, липа, клен, бук, вяз. Чем южнее, тем их становится больше, появляется густой травянитстый подлесок. Хвойно-широколиственные (муссонные) леса Дальнего Востока наиболее богаты по видовому составу растений и животных. Встречаются здесь виды, типичные как для севера, так и для юга. Здесь преобладают бурые лесные почвы.

Зона смешанно-широколиственных лесов сильно преобразована хозяйственной деятельностью человека и густо заселена. Городское население преобладает, но и плотность сельского населения выше, чем в таежной зоне.

Сельское хозяйство в основном животноводческое, но заметна и доля земледелия. В Смоленской и Московской областях доля пашни составляет 25-40%. Высевают зерновые культуры овес, ячмень, рожь, лен, картофель, овощи. Участки с/х угодий перемежаются с лесами, болотами, и другими неиспользуемыми территориями.

Слайд №14-15.

-Назовите приспособление растений для жизни в зоне смешанных и широколиственных лесов (длинные корни + сембиоз с грибами, которые всасывают минеральные вещества с почвы, много корма).

V.Закрепление нового материала.

Практическая работа.

Используя климатическую карту России в атласе определите:

1.Среднюю температуру января.

2.Среднюю температуру июля.

3.Сделайте вывод, что определяет распространение лесов на восток. Результаты оформите в таблицу.

Слайд №16 (таблица).

Слайд №17 (проверка практической работы).

Слайд №18.

Цифровой диктант.

В. №1.Тайга В.№2.Смеш.леса.

1.2.3. 4.5.6.7.8.

Слайд №19.

- Какова роль и значение леса в жизни человека?

- Как человек использует древесные ресурсы?

Крона- хвойно-витаминная мука, лекарственные вещества.

Сучья- щепа для производства картона и древесных плит.

Кора- дубильные вещества, наполнители строительных блоков.

Ствол- пиломатериалы, шпалы, крепления для шахт, опоры для линий связи и электропередач, бумага, мебель, фанера, спички, карандаши, лыжи, музыкальные инструменты.

Пень и корни- скипидар, камфора, канифоль.

Вопросы «Старичка-лесовичка».

  1. «Почему говорят, что волка ноги кормят?»

  2. Куда зайцу бежать удобнее, в гору или с горы? Почему?

Загадки.

У кого одна нога, да и то без башмака? (гриб)

Стоят дома высокие, этажи несчетные, шпили колючие, под тучами летучими.(ель).

Пословицы о лесе, зверях.

В лесу дров не нашел.

Бояться волков, быть без грибков.

Белку ловить, ножки отбить.

Ворона в павлиньих перьях.

В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь.

VI.Итог.

«Лес- это капитал, принадлежащий многим поколениям» - сказал один ученый, то есть лес как и жизнь бесконечен. Лес в отличии от других ресурсов восстановим. Требуется только одно- научится беречь его.

Для того, чтобы сохранить многие редкие растения и животных их поместили в Красную книгу созданную 1966 году. Красный цвет - сигнал опасности. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны.

Охраняется красной книгой

Столько редких животных и птиц.

Чтобы выжил мир многолетний

Ради света грядущих зарниц.

Берегите эти земли, эти воды

Даже былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

VII. Рефлексия. Что вы запомнили на уроке?

© 2010-2022