Обобщающий урок по теме Литосфера (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольно-обобщающий урок по теме «Литосфера»

Цель: повторить и обобщить знания по теме «Литосфера».

Задачи:

Образовательные: выявить и оценить уровень знаний и умений учащихся по теме «Литосфера»;

Развивающие: развить географическое мышление, образную память, устную речь и интерес к предмету;

Воспитательные: формирование чувства дружбы, уважения.

Тип урока: урок обобщающего повторения и закрепления усвоенного.

Форма урока: урок-путешествие.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Оборудование и средства наглядности: физическая карта полушарий, компьютер, мультимедийный проектор, экран, атласы, дидактический материал, презентация «Путешествие в Изумрудный город» и презентация с обобщающей игрой «Литосфера», музыка из мульт. «Волшебник изумрудного города».

Ход урока

  1. Организационное начало

Приветствие. Организационное слово учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Введение в тему урока Есть на все в программе мера Наша тема «Литосфера»

Завершилась, как не жаль,

И зовет нас вдаль «Гидросфера» - оболочка.

Только рано ставить точку Знанья о земной коре Пригодятся детворе.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на поиски сокровищ в город Изумрудный, находящийся в подземелье тайн. Скажите, с чего начинается любая экспедиция, любое путешествие? ( Конечно,с подготовки снаряжения.)

(Каждому ученику выдаются листочки бумаги с написанными на них словами):

  1. ученик - знания, рюкзак, зубная щетка, воздушный шарик, смекалка, глобус.

  2. ученик - фонарик, географическая карта, палатка, умения, телевизор, забывчивость.

рассеянность.

(Кто что возьмет, не исправлять).

Вот мы и готовы, я думаю, мы можем смело отправляться на поиски сокровищ (Звучит музыка, дети встают и шагают, включается слайд 1 презентации «Путешествие в Изумрудный город»),

  1. Путешествие

  1. -я станция: Вход в подземелье

Ребята, это вход в подземелье тайн. Перед нами четыре двери:

  1. - рисунок с изображением горных пород и минералов

  2. - рисунок с изображением облаков

  3. - рисунок с изображением животных и растений

  4. - рисунок с изображением озера

В какую дверь нам надо войти? {Где изображены горные породы и минералы). Почему? {Потому что мы изучаем оболочку литосфера, а это твердая оболочка земли, состоящая из земной коры и верхней мантии, а в земной коре находятся горные породы). Молодцы, тогда открываем дверь и продолжаем наше путешествие. (Звучит музыка, ученики встают и шагают, включается слайл 2 презентаттии «Путешествие в Изумрудный город»),

2-я станция «Подземная река»

Ребята, перед нами подземная река. Чтобы ее перейти, нам нужен мост, а мост появится только тогда, когда вы выполните задание: установите соответствие между понятиями и их определениями.

(Учащиеся берут на выбор конверты с карточками и по команде начинают выполнять задание).

  1. ученик - Гора, землетрясение, низменность, горные породы, кратер.

  2. ученик - Равнина, вулкан, рельеф, глубоководный желоб, материковая отмель.

  3. ученик - Плоскогорье, гейзер, горная система, очаг магмы, жерло.

(Проверка). Молодцы, ребята, а вот и мост, мы можем смело переходить эту речку! Отправляемся дальше. (Звучит музыка, дети встают и шагают, слайл 3 презентации «Путешествие в Изумрудный город»).

Ребята, что мы видим? Это узники, прикованные к стенам пещеры. Они мучаются от боли. Но ведь мы с вами добрые ребята, не правда ли? Мы же не пройдем мимо и не оставим в беде людей, нуждающихся в нашей помощи. А чтобы освободить узников ответьте мне на вопрос - где располагаются пещеры? горах). А какие горы вы знает о.?(Урал).Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете расположение гор, равнин и вулканов на Земле.

(Учащиеся по очереди берут карточки и показывают географические объекты, написанные на них).

Действующие вулканы: Орисаба, Котопахи, Камерун, Килиманджаро, Фудзияма, Этна, Везувий, Гекла, Ключевская Сопка, Кракатау. Потухшие вулканы: Эльбрус, Казбек.

Горы: Кордильеры (г. Мак-Кинли), Анды (г. Аконкагуа), Атлас, Кавказ (г. Эльбрус), Уральские горы (г. Народная), Гималаи (г. Джомонунгма), Памир, Скандинавские горы, Альпы, Пиренеи, Аппалачи.

Равнины: Восточно-Европейская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка), Прикаспийская, Западно-Сибирская, Амазонская, Месопотамская, Индо- Г ангская.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Валдайская, Смоленско-Московская. Плоскогорья: Среднесибирское, Декан, Бразильское.

Молодцы ребята, все узники теперь на свободе, давайте двигаться дальше. (Звучит музыка, ученики встают и шагают, включается слайд 4 презентации «Путешествие в Изумрудный город»).

4-я станция «Ледяная пещера»

Ребята, где мы оказались? Посмотрите, на нашем пути лежат огромные глыбы льда, чтобы продолжить путь нам нужно растопить лед. А для этого необходимо вспомнить, на вершинах каких гор лежат ледники? (Гималаи) А почему? (Потому что это высокие горы). А на какие группы по высоте делятся горы? А равнины? (Горы на низкие, средние и высокие, а равнины на низменности, возвышенности и плоскогорья). Давайте выполним небольшое практическое задание, но сначала проведем нашу физкультминутку.

Ну- ка дружно, по порядку Выходите на зарядку!

Руки мы в локтях согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Ах, давайте оглянемся Через правое плечо,

Через левое ещё!

Тихо все сейчас присели,

Посидели, посидели,

А теперь, друзья, встаем,

За компьютеры идём.

(Учащиеся садятся за компьютеры и заполняют таблицу, учитель инструктирует).

1.

Название формы рельефа

На каком материке расположена

Высота

Какими горами или равнинами по высоте является

Урал

Среднерусская

Анды






2.

Название формы рельефа

На каком материке расположена

Высота

Какими горами или равнинами по высоте является

Кавказ

Западно-Сибирская

Декан






3.

Название формы рельефа

На каком материке расположена

Высота

Какими горами или равнинами по высоте является

Гималаи

Амазонская

Аравийское


Молодцы, лед растаял! Движемся дальше.





(Звучит музыка, ученики встают и шагают, включается сдай п 5 презентации «Путешествие в Изумрудный город»4).

Ах, давайте оглянемся Через правое плечо,

Через левое ещё!

Тихо все сейчас присели,

Посидели, посидели,

А теперь, друзья, встаем,

За компьютеры идём.

(Учащиеся садятся за компьютеры и заполняют таблицу, учитель инструктирует).

1.

Название формы рельефа

На каком материке расположена

Высота

Какими горами или равнинами по высоте является

Урал

Евразия

200- 1895 м

средневысотными

Среднерусская

Евразия

200 - 500 м

возвышенность

Анды

Южная Америка

500 - 6960 м

высокие





2.

Название формы рельефа

На каком материке расположена

Высота

Какими горами или равнинами по высоте является

Кавказ

Евразия

500 - 5642 м

высокие

Западно-Сибирская

Евразия

0 - 200 м

низменность

Декан

Евразия

200 - 2000 м

плоскогорье





3.

Название формы рельефа

На каком материке расположена

Высота

Какими горами или равнинами по высоте является

Гималаи

Евразия

2000 - 8848 м

высокие

Амазонская

Южная Америка

0 - 200 м

низменность

Аравийское

Евразия

200 - 2000 м

плоскогорье

Молодцы, лед растаял! Движемся дальше.





(Звучит музыка, ученики встают и шагают, включается слайд 5 презентации «Путешествие в Изумрудный город»).

Посмотрите, ребята, перед нами подземное озеро. Чтобы через него пройти, нам нужно отгадать загадки.

  1. От дождей, текучих вод Он растет из года в год.

Он полей равнинных враг.

Как зовут его?

(Овраг)

  1. Бьет источника фонтан,

Струя до поднебесья.

В соседях с ним живет вулкан.

Фонтан вам тот известен.

(Гейзер)

  1. Взлетают пыль и кучи пепла,

В земле бушует бог огня.

Какие горы Этна, Гекла?

Еще вопрос вам, мои друзья.

(Вулканы)

  1. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу - Она понадобится сразу.

(Глина)

  1. Он черный и блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

Помогает плавить стали,

Делать краски для эмали.

(Уголь)

  1. В воде родится, а воды боится. (Соль)

  2. Без нее не поедет

ни танк, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(Нефть)

  1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

(Песок)

  1. Порода горного царства Из шпата, слюды и кварца.

(Гранит)

Молодцы! Мы смогли преодолеть озеро. Движемся дальше! (Звучит музыка, ученики встают и шагают, включается слайд 6 презентации «Путешествие в Изумрулньтй город»).

(Смотрим на рисунок4). Ребята, что вы видите? (Это изумруд). А чем является изумруд? (Минералом/

Изумруд (устар. смарагд) - это минерал, являющийся прозрачной разновидностью берилла, окрашенной в травянисто-зелёный цвет оксидом хрома или оксидом ванадия, иногда с примесью оксида железа (южноафриканские изумруды). Твёрдость изумруда составляет 7,5-8 единиц по шкале Мооса (твёрдость алмаза - 10).

Изумруд - это драгоценный камень 1-го класса. Крупные бездефектные изумруды густого тона весом от 5 карат ценятся дороже алмазов.

Идеальный изумруд - прозрачный камень равномерно распределённого насыщенного цвета. Главный критерий качества изумруда - его цвет, на втором месте - прозрачность. Натуральные изумруды почти всегда имеют трещины и расколы.

- А что такое минералы? ( Это то, из чего состоят горные породы). Сейчас мы проверим насколько хорошо вы знаете горные породы.

Предлагаю вам немного побыть геологами. Перед вами минералогический набор. На образцах пород в наборе подписаны номера, но названия горных пород не указаны. Я вам выдаю карточку геолога. В ней записаны названия горных пород и минералов, а ваша задача отыскать указанные горные породы и заполнить таблицу, указав номера отобранных вами образцов и их происхождение.

Карточка геолога 1

Название горной породы, минерала

Происхождение

Номер образца на коробочке

Мрамор

Мел

Каменная соль


Карточка геолога 2





Название горной породы, минерала

Происхождение

Номер образца на коробочке

Каменный уголь

Известняк

Гранит


Карточка геолога 3





Название горной породы, минерала

Происхождение

Номер образца на коробочке

Торф

Бурый уголь

Песчаник


Ребята, мы нашли изумруд. Его модно назвать сокровищем? (Конечно, раз это драгоценный камень). Так значит, мы нашли сокровища? (Да)





Вспомните, когда вы отправились в путешествие, вы с собой многое взяли. Скажите, что из того, что вы взяли с собой в путешествие, вам пригодилось больше всего сегодня на уроке? (Знания, смекалка, умения, сообразительность). Правильно! Ребята, изумруд и

другие горные породы - это, несомненно, сокровища, но я думаю, что главные сокровища - это знания и умения, которые помогли вам пройти все станции. Ребята, а может что-то, из того что вы взяли, вам мешало или могло бы помешать? {Забывчивость, невнимательность, рассеянность). Я надеюсь, это не помешает вам и в дальнейшем, так как сейчас нас ждет обобщающая игра «Литосфера». Включите все свои знания, память, сообразительность, чтобы не допустить ошибок. Желаю вам удачи!

  1. Обобщающая игра (Презентация «Литосфера»).

(За правильный ответ ученику выдается жетон стоимостью 1 балл).

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

Ребята, мы совершили путешествие в подземелье тайн, я думаю, что многие тайны, хранящиеся в недрах Земли, мы смогли сегодня разгадать. Не правда ли?

  1. Рефлексия.

Ребята, на доке висит солнышко. Я вам выдаю по 3 лучика к нему. Если вам урок понравился, то вы можете прикрепить к солнышку 1 лучик, если вам на уроке было интересно, то еще один лучик, а если в конце урока у вас радостное настроение, то еще один лучик. Подумайте, и если у вас появилось желание прикрепить лучики, то смелее подходите и прикрепляйте.

Сколько много лучиков у нашего солнышка! Это говорит о том, что наш урок вызвал у вас только положительные эмоции. Посмотрите, от этого даже солнышко заулыбалось.

  1. Домашнее задание.

Творческое (по желанию) (Учитель объясняет как выполнять, учащиеся

записывают в дневник задание, учитель контролирует).

  1. Составить кроссворд по теме «Литосфера»

  2. Сочинить сказку по теме «Литосфера»;

  3. Сочинить стихотворение по теме «Литосфера».

© 2010-2022