Использование ИКТ на уроках математики

  Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных проблем современной школы. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить ег...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ на уроках математики.


Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление.

(М. Планк)

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Не секрет, что низкая мотивация учения - одна из главных проблем современной школы. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты - составляющие педагогических технологий, которые были хороши вчера. Современная школа, призванная обеспечить доступность качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей; расширить активность социализации личности, обязана пересмотреть методический инструментарий в целом. Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль.

Позволю себе привести высказывания ученых разных времен.

Цель знания - не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области. (А.Н. Теренин)

Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А. Эйнштейн)

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными (особенно это относится к информационным технологиям), а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Для реализации задач, стоящих перед современным образованием, нужна эффективная, гибкая система преподавания, базирующаяся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. Ведь современный учитель более не выполняет авторитарные функции, не является единственным источником информации для учащихся. Обучение строится на принципах сотрудничества и ненавязчивого руководства. В распоряжении учителя - новейшие педагогические и информационные технологии, хотя изначально эти технологии не создавались для нужд образования. Однако следует помнить, что новые компьютерные технологии дают высокий эффект при условии, что они подкреплены передовыми педагогическими технологиями. В современном мире прогресс учащихся во многом зависит от того, насколько интересно учащимся на уроке, насколько заинтересованы они будут процессом обучения, насколько они будут видеть в учителе человека, способного идти в ногу со временем. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Сухие рассуждения о высоких материях совершенно не волнуют современных учеников. Им скучно на уроках. Да и авторитет учителя, который явно разбирается в современных технологиях хуже самих учеников, начинает подвергаться сомнению. Современный учитель должен владеть современной техникой на уровне не ниже своих учеников. Использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. Цели использования компьютера на уроках математики следующие: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности - познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,

  • самостоятельно критически мыслить;

  • грамотно работать с информацией;

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека. Повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.

При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:

  • наличие соответствующих изучаемой теме программ;

  • количество компьютеризированных рабочих мест;

  • готовность учеников к работе с использованием компьютера;

  • возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

Как же можно использовать компьютерное и другое оборудование в учебном процессе?
Основываясь на своем опыте, я выделяю несколько способов применения компьютерных технологий в процессе обучения.

  1. Применение презентаций, компьютерных мультимедийных обучающих программ.

  2. Применение интерактивного оборудования, такого как доска и индивидуальные рабочие места учащихся, оборудованные компьютерами.

  3. Применения интерактивных источников вне класса посредством доступа к Интернету.

  4. Применение системы индивидуального интерактивного контроля типов Testgen и подобных.

I. Самое простое, доступное и эффективное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель - среда MS PowerPoint, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках математики. В среде MS PowerPoint мною созданы презентации, а также использую презентации других учителей, размещенные в сети Интернет, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, программы для организации устного счета. Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет мне компактно и удобно проиллюстрировать необходимый для изучения учебный материал, вернуться к изложенному ранее, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах темы. При создании презентации я учитываю следующие моменты: психологические особенности учащихся данного класса; цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства; выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока; цветовую гамму оформления учебного материала. Построение компьютерной презентации урока на основе психологических исследований учащихся позволяет не только повышать успеваемость, но и способствует развитию интереса к предмету, а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к предмету.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности: преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности: данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности: использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

Использование компьютерных мультимедийных обучающих программ.

«Интерактивная математика» Пособие состоит из 12 виртуальных лабораторий. При входе в лабораторию ученик получает возможность, прежде всего, познакомиться с ее инструментарием и изучить основные правила работы. Это знакомство осуществляется как в визуальной, так и в звуковой форме. В каждой лаборатории есть примеры задач, которые можно решать с помощью этого инструментария. В ходе решения задач предполагаются контроль за действиями учащихся, их корректировка, а также систематическое побуждение к самоконтролю с помощью компьютера. Во многих случаях ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую "картинку" на экране.

«Математика 5-11 Новые возможности для усвоения математики». Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование. Предусмотрены рациональные формы работы с компьютером, не требующие предварительной подготовки и интересные для учащихся. Информационное наполнение электронного издания опирается на обязательный минимум содержания образования для основной и старшей школы, при этом были отобраны и включены те вопросы, в которых компьютерная поддержка наиболее значима.

«АЛГЕБРА 7-11 класс» Электронный учебник-справочник является способом представления информации, который отличают полнота, удобство доступа, наглядность.
Справочник охватывает практически все, что относится к изучению школьного курса алгебры в 7-11 классах. Данный электронный учебник - справочник позволяет достичь целей обучения в более сжатые сроки, более качественно и интересно. Используя данный диск, я имею возможность показать в динамике построение и преобразование графиков, заострить внимание на какой-либо теореме (выделив и показав ее на экране), провести компьютеризированную проверку знаний.

«Живая геометрия». Очень интересным является программный продукт «Живая математика», позволяющий делать «живые» чертежи по геометрии (видеть чертеж в движении, движение точки по графику и т.д.). Программа позволяет также проводить необходимые измерения на чертеже и фиксировать их результаты, имеется система таких преобразований как поворот, отражение, сдвиг, растяжение. Возможность «Живой геометрии» создавать динамические чертежи и презентации позволяет сэкономить время, которое тратится на выполнение различных построений «от руки», и ни на секунду не отвлекаться от изучения свойств объекта. Конечно, сама по себе «Живая геометрия» ничего не делает: все чертежи в ней создаются и используются пользователем, программа лишь предоставляет необходимые средства для такой работы.

Электронное издание "Математика, 5-11 кл. Практикум" представляет собой комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, алгоритмике и теории вероятностей, предназначенным для поддержки этих курсов практическими заданиями творческого характера. В комплекс включены задания на конструирование, моделирование, математический эксперимент, рассчитанные на все уровни и профили обучения. Задания выполняются при помощи программы «Живая геометрия». Пособие также содержит историко-биографические сведения, тренажер устного счета и другие приложения.

"Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников" - это мультимедийные учебные курсы для учащихся 5-9 классов, содержащие по восемь основных разделов алгебры и геометрии, теорию и примеры по всем изученным темам, более 500 задач с подсказками и решениями, контрольными работами по каждой теме, видеоуроки для проверки полученных знаний. Данные учебные пособия лучше использовать для самостоятельного изучения.

При наличии одного компьютера с мультимедийным проектором в кабинете математики электронные учебники могут быть успешно использованы при проведении лекций. Основным преимуществом мультимедийной лекции является возможность иллюстрации геометрических конструкций с помощью анимации, многократного повтора, использования звука. Лектор перекладывает некоторую часть технической работы на компьютер, выступая в качестве комментатора.

II. Кроме того, в дополнение к компьютеру и видеопроектору в настоящее время широко используются интерактивные доски. На первый взгляд, свойства интерактивной доски интуитивно понятны: в них совмещены возможности обычной доски и видеопроектора, следовательно, на такой доске можно писать обычным образом или проецировать любое изображение, например, интерактивную модель, анимацию, видеофрагмент. Вместе с тем интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.

Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, усиливает мотивацию учения.

«Основные возможности интерактивной доски. Интерактивная доска при изучении школьного курса математики»

Интерактивная доска на сегодняшний момент стала неотъемлемой частью образовательного пространства. Во всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.

Основные способы использования интерактивных досок:

* делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений

* демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям

* использование групповых форм работы

* совместная работа над документами, таблицами или изображениями

* использование конференц-связи

* управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

* использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.

* изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски

* изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок

* сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет

* сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради

* демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса

* демонстрация учебных видеороликов

* создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши

* создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке

* при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика.

Таким образом, по экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, а также гиперссылки к мультимедийным файлам, задают занятию бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Учитель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты.

Остановлюсь на наиболее «популярных» для урока математики функциях интерактивной доски.

Встроенные шаблоны

При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.

Так, например, при изучении темы « Как построить график функции Y = f(x) +t, если известен график функции Y = f(x)» достаточно построить только один шаблон параболы и гиперболы, чтобы потом отрабатывать движение функции в различных направлениях, подготовка этого задания облегчается наличием в коллекции доски готовых шаблонов координатных лучей, прямых, плоскостей.

За урок можно вызвать к доске большое количество учащихся, ведь время экономится за счет того, что не надо каждый раз строить новый график. Достаточно только его передвинуть.

На втором и последующем уроках можно провести по той же самой заготовке или самостоятельную работу, или диктант (как захочет сам учитель).

В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.

В дополнение ко всему прочему, здесь же в коллекции присутствуют иллюстрации - примеры для геометрических тел, а так же изображение разверток некоторых из них.

Кроме этого в коллекции интерактивной доски имеются изображения математических инструментов, что позволяет демонстрировать работу с ними.

Например, измерение углов транспортиром и построение углов с помощью транспортира.

2. Интерактивные фрагменты

Галерея доски содержит несколько интерактивных фрагментов. Например, для изучения свойств линейной функции можно использовать следующее упражнение:

Изменяя коэффициенты m и c, учащиеся видят, как изменяется угол наклона графика, его расположение относительно координатных осей, делают соответствующие выводы. Такое упражнение позволяет экономить массу времени, т.к. отпадает необходимость чертить большое количество графиков.

Подобное приложение имеется и для изучения графика квадратичной и кубической функций.

Хотелось бы остановиться еще на нескольких интерактивных приложениях из галереи.

Интерактивное приложение для демонстрации построений фигур симметричных данным.

2. Интерактивное приложение «Термометр». В большинстве случаев при введении понятия отрицательных чисел используем показания термометра, что может быть лучше чем наглядная демонстрация своего объяснения, например температура утром равнялась 10Использование ИКТ на уроках математики С к обеду она понизилась на 13Использование ИКТ на уроках математикиС, чему стала равна температура?

Интерактивное приложение «Весы».

Игра «Морской бой» может быть использована при введении понятия координатная плоскость.

3.Поэтапная демонстрация информации

Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такие функции доски как «управление компьютером через интерактивный режим» и «затенение».

Демонстрация презентаций Power Point, которые при помощи анимации позволяют подавать информацию «порциями» не отвлекаясь на управление презентацией с помощью мыши или клавиатуры ПК. При этом к демонстрации презентации можно перейти непосредственно из интерактивного режима и вернуться обратно.

Использование инструмента «шторка» позволяет организовать не только поэтапное изложение материала, но и самопроверку. Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель.

4. Графическая работа со слайдом

Работа с интерактивной доской в графическом режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др.

Drag and Drop - «Тащи - бросай»

Используя интерактивную доску, любой объект на экране доски может быть перемещен в другое положение на экране при помощи технологии, которая называется Drag and Drop (Тащи и бросай). Это позволяет тексту или картинам быть перемещенным куда-нибудь в другое положение. Таким образом, легко можно перемещать любые объекты на интерактивной доске в реальном времени. Использование этой технологии позволяет решать следующие задачи: устанавливать соответствие между объектами; маркировать какие-то объекты, выделять их; группировать объекты, сортировать их; а также просто перемещать объекты из одного положения на экране в другое положение.

Здесь же уместно использовать инструмент «множественного клонирования».

Такие упражнения позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся, делают урок более живым и интересным.

Функция «Тащи и бросай» является одной из самых важных, она позволяет быстро и эффективно использовать ресурсы компьютера.

На современном этапе развития образования, в условиях функционирования всемирной информационной сети, все шире используется мультимедиа-технология для оптимизации учебного процесса. "Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств". Информация, при этом, предстает в различных формах - визуальной, звуковой, видеофильма. Использование мультимедиа-технологии и интерактивной доски позволяет сделать некоторые выводы о качественном преимуществе интерактивных уроков по сравнению с традиционными, а именно:

  • создание идеальных условий для учебного процесса при широком спектре видов учебной деятельности;

  • безграничные информационные возможности;

  • четкая организация урока и гибкость в его перестройке;

  • возможность контроля и самоконтроля при высоком качестве иллюстративного и визуально-текстового материала;

  • рост познавательной активности учащихся и интереса к предмету;

  • замена пассивно-созерцательных видов учебной деятельности активно-преобразовательными;

  • снятие проблемы пропущенных занятий.

Эффективность использования мультимедиа-технологии и интерактивного оборудования проявляется на всех этапах учебного процесса:

  • на этапе предъявления учебной информации обучающимся;

  • на этапе усвоения учебного материала в процессе повторения и закрепления полученных знаний при интерактивном взаимодействии;

  • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

  • на этапе коррекции процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала и его систематизации.

На первом этапе предъявления учебной информации, используются видео-фильмы и видео-экскурсии, к каждому уроку создаются презентации в приложении "Power Point" и интерактивные задания. Комментарии учителя в сочетании с качественной визуальной информацией, музыкальным сопровождением, элементами анимации и интерактивными заданиями обеспечивают условия для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений обучающимися, повышают их интерес к новой теме.

Инструменты Интерактивной доски дают возможность учителю выполнять учебные рисунки, используя широкую палитру цвета, вести презентацию, переключая слайды непосредственно на доске, перемещать объекты в любом направлении, что способствует лучшему усвоению учебного материала.

На следующем этапе усвоения учебного материала в процессе повторения и закрепления полученных знаний используются различные задания: привести примеры

На этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения используются разнообразные формы заданий с использованием интерактивного оборудования: викторины, тест-диктанты.

Заключительный этап коррекции процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала и его систематизации предполагает фактически самоанализ проведенных уроков по данной теме, уточнение оптимальной структуры, форм и методов учебной работы.

III. Создание компьютерных тестов. Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп учащихся по разным программам, учебникам. Обучение - многогранный процесс, и контроль знаний - лишь одна из его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. Применение автоматизированной системы контроля за развитием знаний, умений и навыков учащихся позволяет передать судейские функции от учителя компьютеру, а это снижает уровень накопления у учителя негативных эмоций, связанных с применением карательных мер по отношению к ученику. У ученика же снижается негативное восприятие учителя как человека, от чьего мнения зависит его судьба. Таким образом, взаимное неудовлетворение ученика и учителя может быть снижено. Особую актуальность для преподавателей приобретают программы для создания компьютерных тестов - тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество. Я в своей работе использую тестовую оболочку автора Мамонтова Testgen. Тестовая оболочка очень проста в применении. Каждый учитель может создавать свои тесты с учетом индивидуальных особенностей класса и учащегося в отдельности. Она обладает следующими характерными свойствами:

- можно выбирать несколько ответов;

- можно возвращаться к предыдущим вопросам;

- гибкая система оценки;

- просмотр и печать протокола тестирования и др.

IV. Обращаясь к сети Интернет, учитель может пополнить свою методическую копилку. Много полезной информации я получила с Российского образовательного портала (school.edu.ru) , крупнейшего в данный момент в России сайта, посвященного математическому образованию школьников, с информационного портала для работников системы образования (zavuch.info). Воспользовавшись информационно - поисковой системой "Задачи" (zadachi.mccme. ru) можно получить по указанию темы перечень задач разного уровня сложности. И таких примеров можно привести много. Сегодня в России в рамках проекта "Информатизация системы образования", который реализуется Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, создается коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru), разрабатываются инновационные учебно-методические материалы, внедряются комплексы формирования информационной среды школы, обогащаются цифровыми дополнениями действующие учебники. Формирование Коллекции происходит в несколько этапов. Сейчас в коллекции размещены наборы цифровых ресурсов к отдельным главам учебников, тематические коллекции. Единая Коллекция ежедневно пополняется новыми цифровыми образовательными ресурсами. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции помогут сделать учебный процесс в современной школе интересным и эффективным.

Ниже привожу перечень ресурсов Интернета по математике, которые содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в данных ресурсах, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам - выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ.

1. Презентации, демонстрация и моделирование

Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

2. Повышение активности учеников на уроке.
Ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.

3. Увеличение темпа урока.
Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.

Использование интерактивной доски на уроке информатики положительно влияет на мотивацию обучения, творческую активность, а значит, повышает и качество знаний детей. Все ученики, без исключения, на каждом уроке желают работать у доски и выполнять самые трудные задания. Удерживать внимание детей, воспитывать интерес к предмету помогает техника XXI века - интерактивная доска. Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.

Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика или химия, информатика или окружающий мир.

Заключение.

Школьный урок - это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что педагоги нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний, часть которых, на мой взгляд, не получит практического применения в будущей жизни.

Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.

Использование компьютерной техники при обучении математике в школе позволяет в определенной степени обеспечить готовность к дальнейшему развитию и самообразованию учащихся. Осуществление самостоятельной учебной деятельности предполагает овладение учащимися всеми общеучебными умениями и навыками. Правильная организация работы с компьютерной техникой обеспечивает повышение интереса к изучению математики, чувство удовлетворенности результатами своего труда.

Компьютер помогает готовить задания соответствующие уровню, темпу обучения и стилю каждого ученика, открывает новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения. С помощью компьютера проведение уроков, упражнений, контрольных и лабораторных работ, а также учет успеваемости становится более эффективным, а огромный поток информации - легкодоступным. Использование компьютера на уроках математики также помогает реализовать принцип личной заинтересованности ученика в усвоении материала и многие другие принципы развивающего обучения.

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

- экономию времени при объяснении нового материала;

- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

- дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.

Но при работе с доской нельзя забывать, что только деятельность ученика формирует у него необходимые умения. Работа в тетради не должна исключаться из форм работы на уроке. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

Приложение 1

Российский образовательный портал

school.еdu.Ru

Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»

mat.1september.ru

Математика в Открытом колледже

mathematics.ru

Math.ru: Математика и образование

math.ru

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)

mccme.ru

Allmath.ru - вся математика в одном месте

allmath.ru

EqWorld: Мир математических уравнений

eqworld.ipmnet.ru

Exponenta.ru: образовательный математический сайт

exponenta.ru

Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа

bymath.net

Геометрический портал

neive.by.ru

Графики функций

graphfunk.narod.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

comp-science.narod.ru

Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)

rain.ifmo.ru/cat/

ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию

uztest.ru

Задачи по геометрии: информационно-поисковая система

zadachi.mccme.ru

Задачник для подготовки к олимпиадам по математике

tasks.ceemat.ru

Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

math-on-line.com

Интернет-проект «Задачи»

problems.ru

Математические этюды

etudes.ru

Математика on-line: справочная информация в помощь студенту

mathem.h1.ru

Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)

mathtest.ru

Математика для поступающих в вузы

matematika.agava.ru

Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ

school.msu.ru

Математика и программирование

mathprog.narod.ru

Математические олимпиады и олимпиадные задачи

zaba.ru

Международный математический конкурс «Кенгуру»

kenguru.sp.ru

Методика преподавания математики

methmath.chat.ru

Московская математическая олимпиада школьников

olympiads.mccme.ru/mmo/

Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина

mathnet.spb.ru

Турнир городов - Международная математическая олимпиада для школьников

turgor.ru

Сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями matematica.agava.ru

учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ

school.msu.ru

© 2010-2022