Разработка урока 8 класс История развития Земли

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата ___________ Конспект урока Класс 8



Тема урока: История развития Земли, геологический этап.


  1. Дидактические цели и задачи урока:

Образовательные:

  • обеспечить: усвоение учащимися особенностях геологического развития и строения земной коры

  • обобщить и систематизировать знания о Истории развития Земли

  • отработать навыки работы с геохронологической таблицей

  • добиться усвоения учащимися понятий: геологическое время, абсолютный возраст горных пород , Палеонтология,Геохронология

  • проконтролировать степень усвоения предыдущией темы урока (воспроизведение ОС № 8,9)

Развивающие:

  • актуализировать понятия :«литосферные плиты», «геологические часы», «геологические эпохи»,

  • формировать умения работать с геохронологической таблицей.

Воспитательные:

  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

  • воспитание культуры начала и организации урока;

  • воспитывать дисциплинированность;

  • воспитывать эстетичность взглядов;

  • воспитывать уважение, аккуратность, ответственность, такт, культуру труда;

  • вырабатывать умение слушать, воспринимать, оценивать, сопоставлять.


  1. Тип урока: комбинированный урок (Проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом

  2. Формы организации работы Индивидуальная. Фронтальная

  3. Методы организации и осуществления УПД учащихся :

перцептивные(перцептивные - передача и восприятие учебной информации посредством чувств):

  • объяснительный - рассказ, объяснение

  • объяснительно-побуждающий - работа с учеником, при которой источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;

  • репродуктивный (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, тренировка и т.д.) - изложение сложного теоретического, незнакомого материала, малопривлекательного для учащихся (низкий уровень мотивации)

гностические - организация и осуществление мыслительных операций)

инструктивно-практический (индуктивный- от общего к частному, дедуктивный- от частного к общему)- наблюдение учащимся естественных процессов при работе с таблицей,

проблемно( частично) - поисковый (эвристический)

Методы контроля и самоконтроля

а) устные

б) письменные


  1. Средства наглядности. Оборудование: физическая карта КР, опорные схемы, геохронологическая таблица.


Этапы урока

Ход урока


Организация начала занятий

1 мин.

Соблюдение единых требований к уроку, подготовка

учащихся к работе на уроке


Целеполагание и мотивация

1 мин

Тема урока, цели, и задачи урока; что должны знать и уметь учащиеся по итогам урока, этапы урока


Проверка знаний и умений, учащихся по пройденному материалу

10 мин.

Контрольная работа. Письменное воспроизведение ОС

№ 8,9 , по вариантам


Изложение нового материала

10 мин

1.Более 3/4 территории Кыргызстана заняты горными хребтами.

Чтобы понять размещение основных форм рельефа, необходимо знать историю его развития, т.е. геологическую историю.

Особенности рельефа и размещение полезных ископаемых зависит:

- от геологической истории формирования территории

- от строения земной коры

- от возраста слагающих горных пород

Многие годы геологи, изучая горные породы , пытались определить возраст Земли. Но еще недавно они были далеки от успеха. В начале 17 века архиепископ Армы Джеймс Ашер вычислил дату сотворения мира по Библии, и определил ее как 4004 г. до н. э., но он ошибался более чем в миллион раз. Сегодня ученые считают, что возраст Земли - 4600 миллионов лет. Он приблизительно равен возрасту Солнца и других планет.

По условиям залегания горных пород можно определить их относительный возраст: слои лежащие выше более молодые, чем нижние.

Современными научными методами определяют абсолютный возраст горных пород, т.е. количество миллионов и тысяч лет, при помощи изучения остатков ископаемых растений и животных.

Палеонтология - это наука о вымерших (ископаемых) организмах и о развитии органического мира Земли.

Геохронология - это учение о возрасте, продолжительности и последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору.

Работа учащихся с ОС





Работа в тетрадях

5.

Первичное закрепление изученного

10 мин.

На основе изучения возраста и взаимного расположения горных пород вся геологическая история Земли делится на крупные временные отрезки - эры.

Архейская - древнейшая (архаическая) жизнь

Протерозойская - время простой ранней жизни

Палеозойская - эра древней жизни

Мезозойская - эра средней жизни

Кайнозойская - эра новой жизни

Продолжительность эр несколько десятков или сотен миллионов лет.

Эры разделены на менее длительные отрезки - периоды.

В истории Земли было несколько эпох, связанных с планетарно-космическими причинами, когда изменялась скорость вращения Земли, подвижность плит возрастала, учащались их столкновения и происходили процессы горообразования. Эти эпохи назвали эпохами складчатости. Их было несколько:

- байкальская складчатость

- каледонская

- герцинская

- мезозойская

- кайнозойская

Все эры и периоды сведены в единую геохронологическую шкалу (таблицу) - своеобразную

геологическую историю Земли.

Работа учащихся с геохронологической таблицей в учебнике и ОС


Подведение итогов урока

1-2 мин.

Анализ и оценка успешности достижения цели, перспектива последующей работы, результаты учения


Домашнее задание, инструктаж по его выполнения

1 мин.

Стр 13-16 выучить новые определения


Рефлексия

2 мин.

Оцените степень сложности урока, степень усвоения материала, какие задания были интересными?



История развития Земли Схема 10

Разработка урока 8 класс История развития Земли















Условные обозначения

В истории Земли мы выделили два основных этапа.

Планетарный этап начался примерно 7 млрд. лет назад с зарождения Земли как планеты и кончился 4,5 - 5 млрд. лет назад с образованием первичных атмосферы и гидросферы. После образования Мирового океана начался геологический этап. Время, охватывающее этот этап, называется геологическим. На этом этапе формировались различные горные породы.

Лабораторный метод

(радиоактивный распад)


U и Th

He Pb

Электронные часы.

Счетчик времени

ВРазработка урока 8 класс История развития ЗемлиРазработка урока 8 класс История развития Землиремя образования, т. е. геологический возраст горных пород, определяется лабораторными методами и по окаменелым остаткам растений и животных. Лабораторные методы основаны на изучении природного распада радиоактивных элементов.

Радиоактивный распад - способность некоторых веществ распадаться с испусканием элементарных частиц (радиоактивное излучение).

Они содержаться в горных породах. В природе

происходит непрерывный распад урана, тория и других радиоактивных элементов. Непрерывно действуют «электронные часы» геологического времени. Изучение радиоактивных элементов позволяет установить, когда начался процесс распада в данном образце. Это и определяет время образования горной породы. Если в ней имеются и окаменелые остатки каких-либо организмов, то соответственно удаётся определить и время обитания этих организмов.

Многолетнее исследование горных пород, а также вымерших животных и растений позволило раскрыть всю геологическую историю, выявить в ней этапы развития органического мира, изменения природных условий. Эти данные иллюстрируются в геохронологической таблице.

Геохронологическая таблица


В ней обобщённо представлена летопись геологического этапа развития Земли.

Он подразделяется на докембрий, или криптозой (время скрытой жизни), и фанерозой (время явной жизни). В отложениях криптозоя практически не встречаются окаменелые остатки организмов. Жизнь в это время уже была, но осталась фактически скрытой от нас, так как живые организмы криптозоя ещё были бесскелетными и после отмирания не оставляли следов. Удалось все-таки установить, что наиболее древние живые организмы появились в морях криптозоя около 3,5 млрд. лет назад.

В фанерозое многие животные уже имели твёрдые части тела (панцири, раковины, внутренние скелеты). После отмирания они хорошо сохранялись в слоях горных пород. Часто сохранялись и остатки наземных растений.

По крупным этапам в развитии органического мира Земли фанерозой, подразделяется на эры - палеозойскую (древней жизни), мезозойскую (средней жизни), в кайнозойскую (новой жизни). Эры делятся на периоды. В течение их также происходили изменения в растительном и животном мире.

В

Альпийское

горообразование

Мезозойское

горообразова

ние

(киммерийская эпоха)

Байкальское горообразова

ние

Календонское горообразова

ние

Герцинское горообразова

ниегеологической истории проявились несколько эпох горообразования.


Рассмотрим, как развивался рельеф на геологическом этапе.

Байкальское горообразование

В докембрии, т.е. в течение архейской и протерозойской эр, в северо-восточной части Евразии простирались обширные морские бассейны. Лишь к концу докембрия образовались устойчивые глыбы Восточно - Европейской (Русской) и Сибирской платформ. Формирование докембрийского фундамента этих платформ завершилось в байкальскую эпоху горообразования. С начала палеозоя началось медленное погружение платформ. Они были залиты мелководными морями. На дне их накапливались осадочные горные породы, залегающие в настоящее время в осадочном чехле.

С

Каледонское горообразованиемотрите условные знаки полезных ископаемых характерных для данных форм рельефа

В конце раннего палеозоя проявилась каледонская эпоха горообразования. Началась эпоха суши. Поднялись складчатые сооружения, которые сейчас представлены горами северного Тянь-Шаня, Алтая, Саян, северо-западная часть Казахского мелкосопочника. Произошли поднятия и древних платформ - Восточно - Европейской и Сибирской.

Герцинское горообразование

В позднем палеозое вновь начинается погружение древних платформ. Погружение Сибирской платформы сопровождалось расколами земной коры. По ним происходили излияния лав, образовавших обширные покровы базальтов - траппы. В конце палеозоя проявилась герцинская эпоха горообразования. Горные сооружения возникли на месте современного Урала, Западной - Сибири, Центрального Казахстана, южного Тянь-Шаня. Испытали поднятия древние платформы. Благодаря столкновению плит и горообразованию Восточно - Европейская и Сибирская платформы спаялись в единую сушу - материк Лавразия.

Мезозойское горообразование

(киммерийская эпоха)

Альпийское горообразование

В начале мезозоя ещё господствовала эпоха суши, но с середины этой эры начались обширные расколы Лавразии. Во второй половине мезозоя произошли горообразовательные движения киммерийской эпохи. Поднялись горы. Поднимаются вновь и платформы.

Кайнозой - эра альпийской эпохи горообразования. Проявляется интенсивный вулканизм, частые землетрясения. Благодаря горообразованию, поднятиям платформ и плит в кайнозое сократилась площадь Мирового океана, и началась эпоха суши. Климат стал более холодным. На вершинах поднявшихся гор началось оледенение. Впервые в истории Земли появились полярные животные, распространились зоны тундр, тайги. В животном царстве выделился человек.

Особенности рельефа и размещение полезных ископаемых зависит:


- от геологической истории формирования территории

- от строения земной коры

- от возраста слагающих горных пород

Условные обозначения полезных ископаемых

Разработка урока 8 класс История развития Земли



ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ГОРНЫХ ПОРОД МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО УСЛОВИЯМ ИХ ЗАЛЕГАНИЯ: СЛОИ ЛЕЖАЩИЕ ВЫШЕ БОЛЕЕ МОЛОДЫЕ, ЧЕМ НИЖНИЕ.

АБСОЛЮТНЫЙ ВОЗРАСТ ГОРНЫХ ПОРОД ОПРЕДЕЛЯЮТ СОВРЕМЕННЫМИ НАУЧНЫМИ МЕТОДАМИ, Т.Е. КОЛИЧЕСТВОМ МИЛЛИОНОВ И ТЫСЯЧ ЛЕТ, ПРИ ПОМОЩИ ИЗУЧЕНИЯ ОСТАТКОВ ИСКОПАЕМЫХ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ.

Палеонтология - это наука о вымерших (ископаемых) организмах и о развитии органического мира Земли.

Геохронология - это учение о возрасте, продолжительности и последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору.

© 2010-2022