Внеурочное мероприятие по географии в 7 классе

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра-викторина по географии для 7-го класса:
"Турнир путешественников"

Оформление.

На доске вверху - "Турнир путешественников". В центре - стихотворения.

Нет на свете дали,
Нет таких морей,
Где бы не видали
Наших кораблей

На доске сбоку - "Физическая карта мира". На обратной стороне доски - таблица.

Конкурсы

Названия команд

1. Острова

2. Материки

3. Рассказ Врунгеля

4. Широта, долгота

5. Загадочная карта

6. Филателистов

7. Южный полюс

На стенах (стендах) газеты: "Море спасет нас?!", "Карта - язык географии", "Где клады зарыты" и др.

Оборудование:

  1. физическая карта мира;

  2. политическая карта мира;

  3. звукозапись музыки И. Дунаевского из к/ф "Дети капитана Гранта";

  4. костюмы капитана Врунгеля и старшего помощника Лома;

  5. наборы марок;

  6. портреты Амундсена и Скотта;

  7. карточки широта и долгота;

  8. карточки с заданиями конкурсов.

  9. Атласы на столах у команд.

I. Вступление

География особая наука, она создавалась не в тиши кабинетов. В списке всемирно известных географов вы найдет пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте [9]. Но большинство из них стремились открыть неизвестные земли. Их имена навсегда останутся в нашей памяти:

-Амундсен

- Беллинсгаузен,

- Беринг,

- Ванкувер,

- Васко да Гама,

- Дежнев,

- Дрейк,

- Кук,

- Магеллан,

- Хабаров.

Я надеюсь, что эта романтическая атмосфера приключений будет чувствоваться на наших уроках географии всегда.

"Географическая наука познала многое, только не скуку.

Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,

Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.

Но старые заслуги позабыв, география вновь исследует мир

И потому без преувеличения, а с большой долей уважения

Можно утверждать - географию не скучно изучать!"

Как не будет преувеличением сказать: "прожить на Земле и не ознакомиться с географией - это все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид или посетить Москву, не взглянув на Кремль" [6].

И, заканчивая этот небольшой гимн географии, хочется отметить, что география - это устоявшийся, классический жанр науки, искусства, подобный опере или оперетте.

II. Представление команд

Я приглашаю вас друзья совершить сегодня кругосветное плавание.

В помощь нам я пригласила величайшего из путешественников - капитана Врунгеля, его старшего помощника Лома и всезнающую помощницу - Адель.

Врунгель. Приветствую Вас, дорогие друзья!

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Мэж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Лом:

Быстрокрылых ведут капитаны

Открыватели новых земель

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель,

Адель:

Чье не пылью затерянных хартий,-

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на изорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

Врунгель:

И войдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт

Врунгель: Прежде чем отправиться в плавание давайте назовем свои корабли. "Вы думаете, что название роли не играет? Назовите судно "Геркулес" или "Богатырь" - перед ними льды расступятся, а назовите "Корыто" непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде" [5].

Команды выбирают названия кораблей: «Бесстрашный», «Летучий голландец», «Черная жемчужина», «Непобедимый»

III. Конкурсная программа

Врунгель. Старший помощник Лом, Вы готовы к дальним путешествиям, к приключениям?

Лом. С Вами, Христофор Бонифатьевич, хоть на край света.

Врунгель. Да не на край света, а вокруг света. Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Кругосветное путешествие! Слова-то какие! Вы задумайтесь, молодой человек, прислушайтесь к музыке этих слов. [5]

(Звучит музыка И. Дунаевского из к/ф "Дети капитана Гранта").

Лом. Христофор Бонифатьевич, за что Вы так любите свою профессию? За романтику, наверное?

Врунгель. Так точно! Должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека. Еще люблю за возможность познакомиться с новыми землями, странами, портами. И нет для меня большего удовольствия, чем рассказать в кругу близких друзей о явлениях прекрасных и необычных, свидетелями которых я был в дольнем плавании.

Лом. Вы, наверно, весь мир повидали и вам много есть что рассказать

1 конкурс "Острова" (максимально 5 баллов) (Учитель объясняет условия)

Условие: по описаниям Врунгеля и Лома надо узнать острова, ответы записать на месте, за каждый правильный ответ - 1 балл. Адель выставляет баллы на таблице. Команды! Внимательно следите за рассказом капитана. И находите это место на карте.

Врунгель. Не весь, конечно, но кое-где побывать привелось. Сейчас буду рассказывать об островах, а командам надо их узнать!

а) Вот, например, в восточной части Тихого океана, под самым экватором, на расстоянии 1000 км от побережья Южной Америки расположен архипелаг из 16 вулканических островов. Название их в переводе с испанского означает "черепашьи", из-за огромного количества больших морских черепах, которые водились на этих островах. Здесь сохранились представители уникальной фауны, которые давно уже исчезли в других местах нашей планеты. Здесь тесно уживаются представители тропиков и заполярных широт: попугаи и пингвины, тюлени и морские черепахи. А на темной лаве прибрежных скал греются под экваториальным солнцем морские игуаны - доисторические ящерицы. [7]

Лом. А, я кажется, знаю, что это за черепашьи острова.

Врунгель. Не торопитесь, Лом, знают ли ребята?

(После паузы Смотрят ролик).

б) Другой океан, Атлантический, северные широты. Этот остров представляет собой выход срединно-океанического хребта на поверхность. Здесь царство потухших и действующих вулканов. Самый крупный из них - Гекла находится к востоку от столицы - Рейкьявика. Из-за своего происхождения на острове много гейзеров. Горячая вода многочисленных гейзеров обогревает дома и теплицы, где круглый год выращивают огурцы, помидоры и даже апельсины и бананы.

(Ребята думают и отвечают, смотрят ролик)

Лом. Христофор Бонифатьевич, вы - старый морской волк, мне с вами не тягаться. Но я тоже плавал и встречал удивительный остров у берегов России.

в) по словам одного русского писателя, формой он напоминает стерлядь. Загораживает собой от океана берег материка и устье одной из крупных рек России - Амур. Карта с его изображением пестрит условными знаками полезных ископаемых, горных хребтов, городов и поселков носящих имена моряков-путешественников. Что это за остров?

Врунгель. А я бы еще добавлю, что это самый большой по площади из российских островов.

(После ответа смотрят ролик)

Врунгель

г) На этих островах, Лом, мы оказались без вас, с Фуксом, и выступили там в роли артистов. Прекрасное местечко в центре Тихого океана! В старину, правда, здесь было не очень спокойно: кто-то кого-то тут ел. Но это было давно, а сейчас рай земной: богатая растительность, пляжи, курорты. Но эти острова еще и одно из самых мокрых мест на Земле. В среднем за год земля увлажняется слоем воды до 10 литров.

Эти острова еще и царство вулканов, здесь находится самый большой вулкан из действующих в мире и наиболее активный вулкан - Мауна-Лоа.

Лом. Сомнительный рай. Вот я знаю воистину райский уголок, сказочный остров.

д) Послушайте, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы и чай лучший в мире. Он сказочно богат полезными ископаемыми, особенно драгоценными камнями: синие сапфиры, кроваво красные рубины, фиолетовые аметисты, загадочные александриты добывают здесь издавна. На карте этот остров выглядит в Индийском океане каплей под выменем большой земли. Днем и ночью теплынь, лето идет за летом. Где находится этот райский уголок?

Учитель подводит итоги 1 конкурса.

а) Галапагосские острова.

б) остров Исландия.

в) остров Сахалин.

г) Гавайские острова.

д) остров Шри-Ланка.

2 конкурс "Материки" (максимально 5 баллов)

Условия: (Объясняет учитель) Каждая команда получает по вопросу о различных рекордах, феноменах материков. За каждый правильно выбранный признак - 1 балл.

Учитель подводит итоги 2 конкурса.

3 конкурс "Рассказ капитана Врунгеля" (максимально 5 баллов)

Условие объясняет учитель: каждой команде выдается текст, надо найти ошибки, подчеркнуть их, за каждую найденную ошибку - 1 балл. Проверяют по слайду.

Лом. Христофор Бонифатьевич, а чем вы занимаетесь в свободное время между походами?

Врунгель. Рассказываю правдивые истории, участником которых я был сам.

Лом. Точно! Как я забыл, ведь именно благодаря этим историям вы и стали знаменитым. Расскажите одну из них.

Врунгель. С удовольствием! Наша яхта "Беда", как вам известно, принимала участие в кругосветной регате. Старт был дон из английского порта Роттердам - самого крупного в мире. Миновав Ла-Манш, отделяющий Великобританию и Германию, вышли на просторы Атлантического океана. Плывя вдоль берегов Африки, мы встречали зебр, жирафов, лам, слонов, которые привольно себя чувствовали в дебрях сельвы. Пополнить запасы продовольствия и пресной воды мы зашли в порт ЮАР - Кейптаун. Наша "Беда" зашла слишком далеко на юг и не избежала столкновения с айсбергом, отколовшимся от острова Гренландия. На этом путешествие и закончилось.

(Обсуждаются и подводятся итоги 3 конкурса).

4 конкурс "Широта и Долгота" (максимально 4 балла)

Условие: каждой команде раздаются контурные карты. Необходимо выполнить задания на картах .

Врунгель. Лом, вы не забыли, что у вас еще переэкзаменовка. Прошлый раз вы допускали непростительные ошибки при определении широты и долготы. Вы готовы к экзамену?

Лом. Так точно! Спрашивайте.

Пока команды находят заданные точки, появляется Адель.

Рассказ «Это интересно»

(Подводятся итоги 4 конкурса).

Учитель: Пройдена большая часть конкурсов и теперь можно сказать А эпиграфом к следующему конкурс "Загадочная карта" станут слова

Ты только вглядись, и она оживет,

Старинная карта морская:
И лес зашумит, и река потечет,

В далекий поход увлекая.

Диковинных птиц зазвучат голоса,

Над пальмами Солнце заблещет,

И ветер наполнит опять паруса,

И море седое заплещет.

5 конкурс "Загадочная карта" (максимально 9 баллов)

Условие: каждой команде раздается список названий, которые нужно разделить на 3 группы:

  • объекты, существующие под данными названиями на карте;

  • реальные объекты, названия которых даны в переводе на русский язык;

  • вымышленные объекты.

Лом. Христофор Бонифатьевич, мне тут странная карта попалась.

Врунгель. А, что в ней странного?

Лом. На ней нанесены удивительные географические названия: Лисс, Земля Санникова, Зеленая Земля, Желтая река, Путорано, Зурбагон, Черный лес, Эльдорадо, Скагеррак. Помогите разобраться, поделите эти географические объекты на 3 группы (далее объясняет условия конкурса).

Врунгель. Вот ребята и помогут разобраться с этой таинственной картой

(Подводятся итоги 5 конкурса).

  • 1 группа объектов - Путорано, Скагеррак.

  • 2 группа - Желтая река, Зеленая Земля, Черный лес.

  • 3 группа - Лисс, Зурбагон, Земля Санникова, Эльдорадо.

Пояснения дает Адель (показ слайдов)

6 конкурс - филателистов (максимально 10 баллов)

Условие: каждой команде раздается набор марок, надо узнать страны, в которых выпущены марки и прикрепить их на политической карте.

Рис. 2

Врунгель. Старший помощник Лом, чем вы любите заниматься в свободные минутки между вахтами?

Лом. Я люблю рассматривать свою коллекцию марок, ведь как сказал поэт На крошечной марке почтовой
Большой умещается мир:
Просторы Сибири суровой
Покрытый снегами Памир,
Старинного города арка,
Летящий стрелой самолет…
Почтовая, пестрая марка
В дорогу, в дорогу зовет!

Команды по очереди крепят на политическую карту мира марки. 1 балл

7 конкурс "Южный полюс" (максимально - 6 баллов)

Условие: команды получают портреты Р. Амундсена и Р. Скотта. Слушают рассказ Врунгеля, если он относится к Скотту - поднимают его портрет, если к Амундсену - его портрет, может быть, что слова относятся и к одному и к другому путешественнику, в этом случае демонстрируют 2 портрета. Лом проверяет, поднимая после ответа команд тот или другой портрет.

Врунгель. А в заключении нашего плавания мне бы хотелось проверить, что знают ребята и ты, Лом, о двух отважных путешественниках, совершивших одно и самых значительных открытий в 20 веке. Я имею в виду Р. Амундсена и Р. Скотта и открытие Южного полюса (далее объявляет условия конкурса).

Ты готов? Будь внимательным!

  1. Он был отличным лыжником. (Лом поднимает портрет Амундсена).

  2. Он использовал в экспедиции моторные сани, прообраз снегоходов. (Скотт).

  3. У него был большой опыт участия в полярных экспедициях. (2 портрета).

  4. У него был путь короче на 163 км, хотя меньше повезло в преодолении самого трудного участка. (Амундсен).

  5. Он достиг Южного полюса. (2 портрета).

  6. Ему принадлежат слова: "Не знаю, что сказать насчет его намерений. Если ему суждено достичь полюса, то он должен попасть туда раньше нас, поскольку будет двигаться на собаках и выступит рано. Поэтому я решил поступать так, словно его не существует. Бег с ним на перегонки расстроил бы мой план, к тому же мы пришли вовсе не за тем. (Скотт).

  7. Ему принадлежат слова: "Их путешествие было предпринято с чисто научными целями, а полюс являлся как бы приложением, в то время как в моем плане полюс занимал центральное место". (Амундсен).

  8. На его могиле начертаны слова: "Бороться, искать, найти и не сдаваться".

Подведение итогов игры

Подсчитываются баллы, определяется команда - победитель, участники которой награждаются призами и зарабатывают отметку "5". Получают "5" и те команды, у которых результат - больше 75% правильных ответов, т. е. при максимальном количестве баллов за игру - 44, отметка "5" выставляется командам, набравшим 33 балла и более.

© 2010-2022