- Преподавателю
- География
- Внеурочное мероприятие по географии в 7 классе
Внеурочное мероприятие по географии в 7 классе
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шонина Л.Н. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Игра-викторина по географии для 7-го класса:
"Турнир путешественников"
Оформление.
На доске вверху - "Турнир путешественников". В центре - стихотворения.
Нет на свете дали,
Нет таких морей,
Где бы не видали
Наших кораблей
На доске сбоку - "Физическая карта мира". На обратной стороне доски - таблица.
Конкурсы
Названия команд
1. Острова
2. Материки
3. Рассказ Врунгеля
4. Широта, долгота
5. Загадочная карта
6. Филателистов
7. Южный полюс
На стенах (стендах) газеты: "Море спасет нас?!", "Карта - язык географии", "Где клады зарыты" и др.
Оборудование:
-
физическая карта мира;
-
политическая карта мира;
-
звукозапись музыки И. Дунаевского из к/ф "Дети капитана Гранта";
-
костюмы капитана Врунгеля и старшего помощника Лома;
-
наборы марок;
-
портреты Амундсена и Скотта;
-
карточки широта и долгота;
-
карточки с заданиями конкурсов.
-
Атласы на столах у команд.
I. Вступление
География особая наука, она создавалась не в тиши кабинетов. В списке всемирно известных географов вы найдет пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте [9]. Но большинство из них стремились открыть неизвестные земли. Их имена навсегда останутся в нашей памяти:
-Амундсен
- Беллинсгаузен,
- Беринг,
- Ванкувер,
- Васко да Гама,
- Дежнев,
- Дрейк,
- Кук,
- Магеллан,
- Хабаров.
Я надеюсь, что эта романтическая атмосфера приключений будет чувствоваться на наших уроках географии всегда.
"Географическая наука познала многое, только не скуку.
Подарив человечеству мир, земли, океаны открыв,
Она могла бы отдыхать и лавры славы пожинать.
Но старые заслуги позабыв, география вновь исследует мир
И потому без преувеличения, а с большой долей уважения
Можно утверждать - географию не скучно изучать!"
Как не будет преувеличением сказать: "прожить на Земле и не ознакомиться с географией - это все равно, что побывать в Египте, не увидев пирамид или посетить Москву, не взглянув на Кремль" [6].
И, заканчивая этот небольшой гимн географии, хочется отметить, что география - это устоявшийся, классический жанр науки, искусства, подобный опере или оперетте.
II. Представление команд
Я приглашаю вас друзья совершить сегодня кругосветное плавание.
В помощь нам я пригласила величайшего из путешественников - капитана Врунгеля, его старшего помощника Лома и всезнающую помощницу - Адель.
Врунгель. Приветствую Вас, дорогие друзья!
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Мэж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Лом:
Быстрокрылых ведут капитаны
Открыватели новых земель
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,
Адель:
Чье не пылью затерянных хартий,-
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на изорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
Врунгель:
И войдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт
Врунгель: Прежде чем отправиться в плавание давайте назовем свои корабли. "Вы думаете, что название роли не играет? Назовите судно "Геркулес" или "Богатырь" - перед ними льды расступятся, а назовите "Корыто" непременно перевернется где-нибудь при самой тихой погоде" [5].
Команды выбирают названия кораблей: «Бесстрашный», «Летучий голландец», «Черная жемчужина», «Непобедимый»
III. Конкурсная программа
Врунгель. Старший помощник Лом, Вы готовы к дальним путешествиям, к приключениям?
Лом. С Вами, Христофор Бонифатьевич, хоть на край света.
Врунгель. Да не на край света, а вокруг света. Мы отправляемся в кругосветное путешествие. Кругосветное путешествие! Слова-то какие! Вы задумайтесь, молодой человек, прислушайтесь к музыке этих слов. [5]
(Звучит музыка И. Дунаевского из к/ф "Дети капитана Гранта").
Лом. Христофор Бонифатьевич, за что Вы так любите свою профессию? За романтику, наверное?
Врунгель. Так точно! Должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека. Еще люблю за возможность познакомиться с новыми землями, странами, портами. И нет для меня большего удовольствия, чем рассказать в кругу близких друзей о явлениях прекрасных и необычных, свидетелями которых я был в дольнем плавании.
Лом. Вы, наверно, весь мир повидали и вам много есть что рассказать
1 конкурс "Острова" (максимально 5 баллов) (Учитель объясняет условия)
Условие: по описаниям Врунгеля и Лома надо узнать острова, ответы записать на месте, за каждый правильный ответ - 1 балл. Адель выставляет баллы на таблице. Команды! Внимательно следите за рассказом капитана. И находите это место на карте.
Врунгель. Не весь, конечно, но кое-где побывать привелось. Сейчас буду рассказывать об островах, а командам надо их узнать!
а) Вот, например, в восточной части Тихого океана, под самым экватором, на расстоянии 1000 км от побережья Южной Америки расположен архипелаг из 16 вулканических островов. Название их в переводе с испанского означает "черепашьи", из-за огромного количества больших морских черепах, которые водились на этих островах. Здесь сохранились представители уникальной фауны, которые давно уже исчезли в других местах нашей планеты. Здесь тесно уживаются представители тропиков и заполярных широт: попугаи и пингвины, тюлени и морские черепахи. А на темной лаве прибрежных скал греются под экваториальным солнцем морские игуаны - доисторические ящерицы. [7]
Лом. А, я кажется, знаю, что это за черепашьи острова.
Врунгель. Не торопитесь, Лом, знают ли ребята?
(После паузы Смотрят ролик).
б) Другой океан, Атлантический, северные широты. Этот остров представляет собой выход срединно-океанического хребта на поверхность. Здесь царство потухших и действующих вулканов. Самый крупный из них - Гекла находится к востоку от столицы - Рейкьявика. Из-за своего происхождения на острове много гейзеров. Горячая вода многочисленных гейзеров обогревает дома и теплицы, где круглый год выращивают огурцы, помидоры и даже апельсины и бананы.
(Ребята думают и отвечают, смотрят ролик)
Лом. Христофор Бонифатьевич, вы - старый морской волк, мне с вами не тягаться. Но я тоже плавал и встречал удивительный остров у берегов России.
в) по словам одного русского писателя, формой он напоминает стерлядь. Загораживает собой от океана берег материка и устье одной из крупных рек России - Амур. Карта с его изображением пестрит условными знаками полезных ископаемых, горных хребтов, городов и поселков носящих имена моряков-путешественников. Что это за остров?
Врунгель. А я бы еще добавлю, что это самый большой по площади из российских островов.
(После ответа смотрят ролик)
Врунгель
г) На этих островах, Лом, мы оказались без вас, с Фуксом, и выступили там в роли артистов. Прекрасное местечко в центре Тихого океана! В старину, правда, здесь было не очень спокойно: кто-то кого-то тут ел. Но это было давно, а сейчас рай земной: богатая растительность, пляжи, курорты. Но эти острова еще и одно из самых мокрых мест на Земле. В среднем за год земля увлажняется слоем воды до 10 литров.
Эти острова еще и царство вулканов, здесь находится самый большой вулкан из действующих в мире и наиболее активный вулкан - Мауна-Лоа.
Лом. Сомнительный рай. Вот я знаю воистину райский уголок, сказочный остров.
д) Послушайте, чего там только нет: и обезьяны, и слоны, и бананы и чай лучший в мире. Он сказочно богат полезными ископаемыми, особенно драгоценными камнями: синие сапфиры, кроваво красные рубины, фиолетовые аметисты, загадочные александриты добывают здесь издавна. На карте этот остров выглядит в Индийском океане каплей под выменем большой земли. Днем и ночью теплынь, лето идет за летом. Где находится этот райский уголок?
Учитель подводит итоги 1 конкурса.
а) Галапагосские острова.
б) остров Исландия.
в) остров Сахалин.
г) Гавайские острова.
д) остров Шри-Ланка.
2 конкурс "Материки" (максимально 5 баллов)
Условия: (Объясняет учитель) Каждая команда получает по вопросу о различных рекордах, феноменах материков. За каждый правильно выбранный признак - 1 балл.
Учитель подводит итоги 2 конкурса.
3 конкурс "Рассказ капитана Врунгеля" (максимально 5 баллов)
Условие объясняет учитель: каждой команде выдается текст, надо найти ошибки, подчеркнуть их, за каждую найденную ошибку - 1 балл. Проверяют по слайду.
Лом. Христофор Бонифатьевич, а чем вы занимаетесь в свободное время между походами?
Врунгель. Рассказываю правдивые истории, участником которых я был сам.
Лом. Точно! Как я забыл, ведь именно благодаря этим историям вы и стали знаменитым. Расскажите одну из них.
Врунгель. С удовольствием! Наша яхта "Беда", как вам известно, принимала участие в кругосветной регате. Старт был дон из английского порта Роттердам - самого крупного в мире. Миновав Ла-Манш, отделяющий Великобританию и Германию, вышли на просторы Атлантического океана. Плывя вдоль берегов Африки, мы встречали зебр, жирафов, лам, слонов, которые привольно себя чувствовали в дебрях сельвы. Пополнить запасы продовольствия и пресной воды мы зашли в порт ЮАР - Кейптаун. Наша "Беда" зашла слишком далеко на юг и не избежала столкновения с айсбергом, отколовшимся от острова Гренландия. На этом путешествие и закончилось.
(Обсуждаются и подводятся итоги 3 конкурса).
4 конкурс "Широта и Долгота" (максимально 4 балла)
Условие: каждой команде раздаются контурные карты. Необходимо выполнить задания на картах .
Врунгель. Лом, вы не забыли, что у вас еще переэкзаменовка. Прошлый раз вы допускали непростительные ошибки при определении широты и долготы. Вы готовы к экзамену?
Лом. Так точно! Спрашивайте.
Пока команды находят заданные точки, появляется Адель.
Рассказ «Это интересно»
(Подводятся итоги 4 конкурса).
Учитель: Пройдена большая часть конкурсов и теперь можно сказать А эпиграфом к следующему конкурс "Загадочная карта" станут слова
Ты только вглядись, и она оживет,
Старинная карта морская:
И лес зашумит, и река потечет,
В далекий поход увлекая.
Диковинных птиц зазвучат голоса,
Над пальмами Солнце заблещет,
И ветер наполнит опять паруса,
И море седое заплещет.
5 конкурс "Загадочная карта" (максимально 9 баллов)
Условие: каждой команде раздается список названий, которые нужно разделить на 3 группы:
-
объекты, существующие под данными названиями на карте;
-
реальные объекты, названия которых даны в переводе на русский язык;
-
вымышленные объекты.
Лом. Христофор Бонифатьевич, мне тут странная карта попалась.
Врунгель. А, что в ней странного?
Лом. На ней нанесены удивительные географические названия: Лисс, Земля Санникова, Зеленая Земля, Желтая река, Путорано, Зурбагон, Черный лес, Эльдорадо, Скагеррак. Помогите разобраться, поделите эти географические объекты на 3 группы (далее объясняет условия конкурса).
Врунгель. Вот ребята и помогут разобраться с этой таинственной картой
(Подводятся итоги 5 конкурса).
-
1 группа объектов - Путорано, Скагеррак.
-
2 группа - Желтая река, Зеленая Земля, Черный лес.
-
3 группа - Лисс, Зурбагон, Земля Санникова, Эльдорадо.
Пояснения дает Адель (показ слайдов)
6 конкурс - филателистов (максимально 10 баллов)
Условие: каждой команде раздается набор марок, надо узнать страны, в которых выпущены марки и прикрепить их на политической карте.
Рис. 2
Врунгель. Старший помощник Лом, чем вы любите заниматься в свободные минутки между вахтами?
Лом. Я люблю рассматривать свою коллекцию марок, ведь как сказал поэт На крошечной марке почтовой
Большой умещается мир:
Просторы Сибири суровой
Покрытый снегами Памир,
Старинного города арка,
Летящий стрелой самолет…
Почтовая, пестрая марка
В дорогу, в дорогу зовет!
Команды по очереди крепят на политическую карту мира марки. 1 балл
7 конкурс "Южный полюс" (максимально - 6 баллов)
Условие: команды получают портреты Р. Амундсена и Р. Скотта. Слушают рассказ Врунгеля, если он относится к Скотту - поднимают его портрет, если к Амундсену - его портрет, может быть, что слова относятся и к одному и к другому путешественнику, в этом случае демонстрируют 2 портрета. Лом проверяет, поднимая после ответа команд тот или другой портрет.
Врунгель. А в заключении нашего плавания мне бы хотелось проверить, что знают ребята и ты, Лом, о двух отважных путешественниках, совершивших одно и самых значительных открытий в 20 веке. Я имею в виду Р. Амундсена и Р. Скотта и открытие Южного полюса (далее объявляет условия конкурса).
Ты готов? Будь внимательным!
-
Он был отличным лыжником. (Лом поднимает портрет Амундсена).
-
Он использовал в экспедиции моторные сани, прообраз снегоходов. (Скотт).
-
У него был большой опыт участия в полярных экспедициях. (2 портрета).
-
У него был путь короче на 163 км, хотя меньше повезло в преодолении самого трудного участка. (Амундсен).
-
Он достиг Южного полюса. (2 портрета).
-
Ему принадлежат слова: "Не знаю, что сказать насчет его намерений. Если ему суждено достичь полюса, то он должен попасть туда раньше нас, поскольку будет двигаться на собаках и выступит рано. Поэтому я решил поступать так, словно его не существует. Бег с ним на перегонки расстроил бы мой план, к тому же мы пришли вовсе не за тем. (Скотт).
-
Ему принадлежат слова: "Их путешествие было предпринято с чисто научными целями, а полюс являлся как бы приложением, в то время как в моем плане полюс занимал центральное место". (Амундсен).
-
На его могиле начертаны слова: "Бороться, искать, найти и не сдаваться".
Подведение итогов игры
Подсчитываются баллы, определяется команда - победитель, участники которой награждаются призами и зарабатывают отметку "5". Получают "5" и те команды, у которых результат - больше 75% правильных ответов, т. е. при максимальном количестве баллов за игру - 44, отметка "5" выставляется командам, набравшим 33 балла и более.