Рабочая программа по географии 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ «Гимназия №10»

______/ Газизуллина Г.К../

Протокол № 1

от «___» _______ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УР

МБОУ «Гимназия №10»

___/Низамова Р.Р. /

«___» _________ 2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Гимназия №10»

_______/Гизатуллин Ф.И/

Приказ №_____

от «__» ________ 2015г.




Рабочая программа

Газизуллиной Гульназ Кыяметдиновны,

учителя I квалификационной категории

по предмету «География »

для 5 а класса.

МБОУ «Гимназия №10»



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №___от

«__» ________ 2015г

г. Казань

2015-2016 учебный год .

Пояснительная записка

ФЗ №373 от 6 октября 2009г.

Рабочая программа по предмету «География» для 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»декабря 2010 г.№1897;

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ « Об образовании в Российский Федерации»;

  3. Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального государственного стандарта

основного общего образования второго поколения.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы деятельности.

Задачи.

  • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения.

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире.

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения.

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.

  • Показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля».



Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «География» в 5 классе - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс - первая ступень в географиче­ском образовании, имеющая лишь некоторые пропе­девтические знания из курса "Окружающий мир» о свойствах некоторых природ­ных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти­тельного и животного мира), о человеке и окружаю­щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

Особенности УМК:

Всё необходимое для достижения планируемых результатов средствами предмета сосредоточено непосредственно в учебнике:

  • Широкая система разноуровневых заданий, охватывающая все классы учебно-познавательных и практических задач, в том числе задачи на приобретение опыта проектной деятельности, развитие читательской компетенции, сотрудничество, работу с информацией.

  • Система помощи в организации собственной учебной деятельности (модели действий, пошаговые инструкции, напоминания, полезные советы, ссылки на дополнительные ресурсы);

  • Система подготовки к аттестации для ученика;

  • Необходимый набор географических карт (краткий атлас).

Рабочая программа курса разработана авторским коллективом в соответствии с требованиями ФГОС. В программе имеются (помимо иного) описание личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

4.Описание места учебного предмета в учебном плане

Место учебного предмета «География. Введение в географию» в авторской программе и по учебному плану МБОУ «Гимназия № 10». Программа курса «География» (авторы :Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский,А.А.Плешаков) в 5 классе составляет 35 часов (1 час в неделю). Количество часов в учебном плане МБОУ «Гимназия № 10» составляет не менее 34 недель (1 час в неделю).

5. Содержание учебного предмета.

Тема раздела

Кол-во часов в плане гимназии

1.

Наука география

2

3.

История географических открытий.

14

2.

Земля и ее изображение

5

4.

Путешествия по планете Земля

10

5.

Природа Земли.

3

6

Промежуточная аттестация

1

Итого

35 часов

6. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Предметные результаты обучения:

В результате изучения географии ученик должен:

-основные географические понятия и термины;

-различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

-результаты выдающихся географических открытий и путешествий географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;

-приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды;

-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;

-определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

-ориентирования на местности и проведения съемок ее участков, чтения карт различного содержания;

-учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями, оценки их последствий;

-наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы в своей местности.

Метапредметные результаты:

В результате изучения географии ученик должен:

-самостоятельно приобретать знания и практические умения;

-организовать свою познавательную деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять оценивать результаты деятельности;

-вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;

-работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов.

Личностные результаты обучения:

В результате изучения географии ученик должен:

-осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;

-осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, крупных, регионов и стран

- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества; овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных ситуациях; проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции других народов;

- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе вести диалог,

дискуссию, вырабатывая общее решение ;

- знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

-реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.


7. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

В результате изучения географии ученик должен:

  1. знать/ понимать

  • основные географические понятия и термины;

  • различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека.

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

навыки использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков, чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями, оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы в своей местности;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников.

.

8. График контрольных работ.

Период обучения

Количество часов

Практические работы

тесты

Контрольные работы

Самостоятельные работы

1 четверть

9

2

1

2 четверть

7

1

1

1

1

3 четверть

10

1

1

4 четверть

9

1

Итого

35

5

1

3

1












Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География» оформленного в соответствии с ФГОС.

Оборудование учебного кабинета:

-Карты стенды по географии.

Технические средства обучения:

  • Компьютер

  • Ноутбук;

  • Проектор;

  • Карты по темам урока;

  • Видеозаписи по темам урока;

  • Теллурий

  • Макеты;

  • Компасы

  • Глобусы.









Промежуточная аттестация

Вариант №1

1.Основоположником науки «география» является

1)Геродот 2)Эратосфен 3) Аристотель

2. Земля имеет форму

1)шара 2) плоскости 3)геоида

3. Экватор делит Землю на два полушария

1)северное и южное 2) западное и восточное

4. Прибор для ориентирования

1)термометр 2)компас 3)барометр

5. Земля совершает полный оборот вокруг Солнца

1)за сутки 2)за месяц 3)за год

6. Найти соответствие: путешественники древности (двухзначным числом)

1.Пифей 1.совершили первое путешествие вокруг Африки

2.Финикийцы 2.их называли «люди моря», плавали в Америку

3.викинги 3.плавал на север Европы за «солнечным камнем»

7. Совершил первое кругосветное путешествие

1)Магеллан 2)Колумб 3)Кук 4) Васко да Гама 5) М.Поло

8. Первый из европейцев описал природу Китая

1)Магеллан 2)Колумб 3)Кук 4) Васко да Гама 5) М.Поло

9. Первый дошёл до Индии морем

1)Магеллан 2)Колумб 3)Кук 4) Васко да Гама 5) М.Поло

10. Открыл Америку

1)Магеллан 2)Колумб 3)Кук 4) Васко да Гама 5) М.Поло

11. Открыл Австралию

1)Магеллан 2)Колумб 3)Кук 4) Васко да Гама 5) М.Поло

12. Найти соответствие (двухзначным числом)

1.Беллинсгаузен и Лазарев 1. Первым сушей дошёл до Индии

2.Крузенштерн и Лисянский 2. Открыл пролив между Азией и Америкой

3.А.Никитин 3.Открыл С-З побережье Северной Америки

4.В.Беринг 4. Открыли Антарктиду

5.С.Дежнёв 5.Первое русское кругосветное плавание

13. Выберите части Мирового океана

1)болото 2)море 3)залив 4) река 5)пролив 6)озеро

14. Расставьте материки по мере уменьшения их площади

1)Африка 2)Антарктида 3)Евразия 4)Австралия 5) Северная Америка

15. Установите соответствие (цифрами)

Название объекта характеристика

1.Сахара 1. остров

2.Амазонка 2. водопад

3.Джомолунгма 3. пустыня

4.Ниагарский 4. река

5.Гренландия 5. горная вершина

16. Все, что нас окружает, но не создано человеком называется:

1)животным миром 2)природой 3)растительным миром 4)космосом

17. Твёрдая оболочка Земли

1)атмосфера 2) гидросфера 3) литосфера 4) биосфера

18. Радуга, дождь, ураган происходят

1)в атмосфере 2) в гидросфере 3) в литосфере 4) в биосфере

19. Ледники, болота, айсберги входят в составМатвеева Н.М., учитель географии МБОУ «СОШ №7» города Сафоново Смоленской области

1)атмосферы 2) гидросферы 3) литосферы 4) биосферы

20. Все живые организмы на Земле - части

1)атмосферы 2) гидросферы 3) литосферы 4) биосферы

Вариант - 2

1. «Отцом географии» является

1) Геродот 2)Эратосфен 3) Аристотель

2. Земля совершает полный оборот вокруг своей оси

1) за сутки 2)за месяц 3)за год

3. На русский язык слово «география» переводится как

1) земленаписание 2) землеописание 3) землеочертаниие

4. Прибор для ориентирования

1) термометр 2) компас 3) барометр

5. Выбрать основные стороны горизонта

1) юг 2 ) северо-запад 3) восток 4) юго-запад

6. Найти соответствие: путешественники древности (двухзначным числом)

1.совершили первое путешествие вокруг Африки 1. Пифей

2.их называли «люди моря», плавали в Америку 2. финикийцы

3.плавал на север Европы за «солнечным камнем» 3. викинги

7. Открыл Америку

1)Магеллан 2)Колумб 3)Кук 4) Васко да Гама 5) М.Поло

8. Венецианский купец, который изучал Китай

1)Магеллан 2)Колумб 3)Кук 4) Васко да Гама 5) М.Поло

9. Открыл Австралию

1)Магеллан 2)Колумб 3)Кук 4) Васко да Гама 5) М.Поло

10. Совершил первое кругосветное путешествие

1)Магеллан 2)Колумб 3)Кук 4) Васко да Гама 5) М.Поло

11. Первым морем дошёл до Индии

1)Магеллан 2)Колумб 3)Кук 4) Васко да Гама 5) М.Поло

12. Найти соответствие (двухзначным числом)

1. Первым сушей дошёл до Индии 1. Крузенштерн, Лисянский

2. Открыл пролив между Азией и Америкой 2. В.Беринг

3.Открыл С-З побережье Северной Америки 3. А.Никитин

4. Открыли Антарктиду 4. С.Дежнёв

5.Первое русское кругосветное плавание 5. Беллинсгаузен, Лазарев

13. Расставьте океаны по увеличению их размеров:

1)Атлантический 2) Индийский 3) Тихий 4) Северный Ледовитый

14. Расставьте материки по мере увеличения их площади

1)Африка 2)Антарктида 3)Евразия 4)Австралия 5) Южная Америка

15. Установите соответствие (цифрами)

Название объекта ,характеристика

1.Нил 1. остров

2. Мадагаскар 2. горная вершина

3. Сахара 3. озеро

4.Джомолунгма 4. пустыня

5.Байкал 5. река

16. Реки, ручьи, озёра входят в состав

1)атмосферы 2) гидросферы 3) литосферы 4) биосферы

17. Воздушная оболочка ЗемлиМатвеева Н.М., учитель географии МБОУ «СОШ №7» города Сафоново Смоленской области

1)атмосфера 2) гидросфера 3) литосфера 4) биосфера

18. Горы, равнины, вулканы - части

1)атмосферы 2) гидросферы 3) литосферы 4) биосферы

19. Все живые организмы - части

1)атмосферы 2) гидросферы 3) литосферы 4) биосферы

20. Установить соответствие (двухзначным числом)

1. атмосфера 1. море

2. гидросфера 2. медведь

3. литосфера 3. воздух

Ответы вариант 1

  1. )2 2) 3 3) 1 4) 2 5) 3 6) 13, 21, 32 7) 1 8) 5 9) 4 10) 2 11) 3 12) 14, 25, 31, 43, 52 13) 2, 3, 5 14) 31524 15) 13, 24, 35, 42, 51 16) 2 17) 3 18) 1 19) 2 20) 4

Ответы вариант 2

1) 2 2) 1 3) 2 4) 2 5) 1, 3 6) 12, 23, 31 7) 2 8) 5 9) 3 10) 1 11) 4 12) 13, 24, 32, 45, 51 13) 4213 14) 4251315) 15, 21, 34, 42, 53 16) 2 17) 1 18) 3 19) 4 20) 13, 21, 34, 42





Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний по географии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию

учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает определенной

логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на

дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и

примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения,

небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Знание карты и умение ей пользоваться;

8. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал

недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или

допустил ошибки при их изложении;

6. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области

географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

7. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

8. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

9. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

· выполнил работу без ошибок и недочетов;

· допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

· не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

· или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

· не более двух грубых ошибок;

· или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

· или не более двух-трех негрубых ошибок;

· или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

· или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

· допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена

· оценка "3";

· или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя - М.:

Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность

конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или

стран и т.д.).

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени

(можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала,

но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,

географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.

Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Календарно-тематическое планирование.


Тема урока


Количество часов

Планируемый результат

Виды контроля

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

Деятельность

обучающихся

План

Факт

1.

Что такое

география?

1

Выявить и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.


Учебно-позна-вательный интерес к географии.

Слушание объяснений учителя

Фронталь-ный опрос.


2.

Методы

географиче-ских

исследова-ний.

1

Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличия мето-дов географических исследований. Выявлять источники географичес-ких знаний.

Слуховое восприятие

текстов. Умение работать с

различными источниками

информации.

Понимание значи-мости научного исследования при-роды, населения и хозяйства. Пони-мание роли и значимости географических знаний.

Работа с текстом учебника, находят ответы на вопросы.

Решение практичес-ких задач.



3

От плоской Земли к земному шару

1

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказа-тельства шарообразности Земли.

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Осознание значения

географии в развитии

представлений о форме Земли.

Устный ответ, приводят доказательства шарообразности Земли.

Фронталь-ный опрос.



4

Форма, размеры и движение Земли.

1

Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы следствии этих движений. Знать, кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли.

Умение работать с различными источниками информации, слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное.

Понимание влияния движений Земли на

протекание природных явлений.

Записывают формы и размеры Земли. Слушание объяснение учителя.

Фронталь-ный опрос.



5

Глобус и карта.

1

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности различных

фотографических изображений Земли.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

Осознание многообразия

видов изображения

земной поверхности.

Сравнивают карту и глобус. Делают выводы.

Фронталь-ный опрос.



6

Ориентирование на местности

1

Давать определение понятию

ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта. Делать выводы о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним.

Умение работать с измерительными приборами.

Понимание значения

ориентирования для повседневной жизни и

деятельности человека.

Изучают измерительные приборы.

Решение практичес-ких задач.



7

Контрольная работа по теме:

« Земля и её изображение»

1

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства геогра-фической карты и плана местности,

следствия вращений Земли. Определять направления на карте и плане местности.

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами.

Понимание роли и значения географических знаний.

Письменный контроль. Закрепление знаний.

Контроль-ная работа



8

По следам

путешественников

каменного века.

1

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Умение работать с различными источниками

информации, выделять главное в тексте, структ-урировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Слушают рефераты.

Задают вопросы выступающим.

Фронталь-ный опрос.


9

Путешественники

древности.

1

Выявлять причины и следствия географ. путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев,

Умение работать с различными источниками

информации выделять главное в тексте, структу-рировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Устный ответ. Слушание объяснений учителя.

Фронталь-ный опрос.



10

Путешествия

морских народов.

1

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путе-шествий, а также влияние путе-шествий на развитие географи-ческих знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать открытия викингов.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою

деятельность. Выявлять причинно-следственные

связи. Определять критерии для сравнения фактов. Выслушивать и объективно оценивать другого. Умение вести диалог, вырабатывая общее мнение.

Смогут: выработа-вать личностные отношение к вопросу о расселение людей по материкам и островам.

Устный ответ

Результаты оценки см/ст работы



11

Первые

европейцы на

краю Азии.

1

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путе-шествий на развитие географи-ческих знаний.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою

деятельность.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Составление описаний путешествия Марко Поло по ключевым

словам параграфа.

Составляют описания

путешествия

Фронталь-ный опрос



12

Хождение за три моря.

1

Составлять описание жизни и деятельности Афанасия Никитина. Выявлять и показывать на карте географические объекты, связан-ные с путешествием А.Никитина. Объяснять причины путешествия А.Никитина в Индию.

Умение работать с различ-ными источниками инфор-мации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и

презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Устный ответ

Слушание объяснений учителя.

Фронталь-ный опрос



13

Морской путь в Индию.

1

Давать определению понятию «эпоха Великих географических открытий». Объяснять значение прокладки морского пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама, принца Генриха Мореплавателя.

Умение работать с различ-ными источниками инфор-мации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить

сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Составляют описание. Работают с текстом учебника.

Тест.



14

Открытие Америки.

1

Определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба. Формулировать вывод значении открытия Америки. Составлять описание жизни и деятельности Христофора Колумба и Америго Веспутчи. Объяснять, чем отличаются индейцы от индийцев.

Умение работать с различ-ными источниками инфор-мации, выделять главное в тексте, структурировать

учебный материал, готовить

сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Наносят на карту маршруты путешествий

Фронталь-ный опрос.



15

Первое

кругосветное

плавание.

1

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путе-шествий на развитиегеографических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Опреде-лять и показывать на карте маршруты путешествий Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано.

Умение работать с различ-ными источниками

информации, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал, готовить

сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Работы с картой.

Индиви-дуальный опрос.



16

Открытие

Южного материка.

1

Формулировать высказывания о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля». Объяснять, почему Австралия долгое время оставалась неизвестной землей. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка, описание путешествий Джеймса Кука

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в

тексте, структурировать

учебный материал готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Составляют описание, работают с картами.

Фронталь-ный опрос.



17

Поиски Южной земли

продолжают-ся.

1

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причинны и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком.

Умение работать с раз-личными источниками

информации, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Объясняют результаты путешествий.

Фронталь-ный опрос.



18

Русские путешествен-ники.

1

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описание территории, открытой русскими путешественниками. Составлять описание путешествий Семена Дежнева, Витуса Беринга, Алексея Чирикова.

Умение работать с раз-личными источниками

информации, выделять главное в тексте,

структурировать учебный

материал, готовить сообщения и презентации.

Преобразовывать текст в табличную форму.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Устный ответ

Фронталь-ный опрос.



19

Вокруг света под

русским флагом.

1

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Составлять описание жизни и деятельности Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила

Лазарева.

Умение работать с раз-личными источниками

информации, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний.

Устный ответ

Фронталь-ный опрос.

20

Урок обобщения

по теме: «Путеше-ственники»

1

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путе-шествий, а также влияние путе-шествий на развитие географичес-ких знаний. Определять причинны и следствия географических путе-шествий и открытий.Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Умение работать с различ-ными контрольно-измери-тельными материалами.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и

значения географических знаний.

решают задачи

Решение практичес-ких задач.



21

Контрольная работа по теме: «История географических открытий»

1

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Умение работать с различными контрольно измери-тельными материалами.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний.

Решение тестов

Контроль-ная работа.

22

Мировой океан и его части.

1

Объяснять географические осо-бенности природы Мирового океана. Давать определения понятий: Марианская впадина,море, залив, пролив, волна, течение.Выде-лять составные части Мирового океана и определять их отличи-тельные черты. Объяснять специ-фику распределения солености, температуры, поверхностных вод Океана. Формулировать высказыва-ния о причинах движения воды в Океане.

Умение работать с различ-ными контрольно-измерительными мате-риалами.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний.

Устный ответ

Индиви-дуальный, фронталь-ный опрос.



23

Значение

Мирового океана для природы и человека.

1

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового

океана и суши. друг на друга.

Обозначить на контурной карте материки и океаны Земли.

Умение работать с раз-личными источниками

информации, выделять главное в тексте, структу-рировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Осознание роли Мирового океана для природы и человека.

Устный ответ

Фронталь-ный опрос



24

Путешествие по Евразии.

1

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Называть и показывать на карте географические объекты: Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озе-ро, Западно-Сибирская равнина, Инд, Ганг, Амур, Янцзы, Хуанхе, Обь, Енисей, Лена,Оймякон, Черапунджи, Аравийский полуостров, Россия, Китай, Индия.

Умение работать с различными источниками

информации, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание спе-цифических черт природы и насе-ления Евразии. Осознание причин

уникальности природы и насе-ления материка.

Объясняют особенности природы и населения показывают географические объекты.

Фронталь-ный опрос



25

Путешествие по Африке.

1

Объяснять особенности природы и населения Африки. Называть и показывать на карте географичес-кие объекты: Сахара, Килиманджа-ро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Танганьика, оазис, саванна. Выделять специфические

особенности материка.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структу-рировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.п реобразовывать текстовую информацию в табличную.

Понимание спе-цифических черт природы и насе-ления Африки. Осознание причин уникальности при-роды и населения материка.

Работа с картами

Фронталь-ный опрос



26

Путешествие по Северной Америке.

1

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Называть и показывать на карте географические объекты: Се-верная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, Аппалачи, Кордильеры, Миссисипи, Великие озера, Флорида, Большой каньон, Ниагарский водопад. Определять специфику материка по тексту и картам. Обозначать на контур ной карте государства.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание специ-фических черт природы и насе-ления Северной Америки. Осозна-ние причин уни-кальности при-роды и населения материка.

Работают с текстом учебника.

Фронталь-ный опрос,результат выполне-ния см/ст работы.



27

Путешествие

по Южной

Америке.

1

Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Называть и показывать на карте географические объекты: Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Анхель, Определять специфику матери-ка по тексту и картам. Обозначать на

контурной карте государства и

природные объекты.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить

сообщения и презентации.

Понимание

специфических черт природы и

населения Южной

Америки.

Осознание причин

уникальности

природы и

населения

материка.

Работа с картами

Фронталь-ный опрос.



28

Путешествие

по Австра-лии.

1

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Называть и показывать на карте географические объекты: Большая песчаная пусты-ня, Большая пустыня Виктория, Большой водораздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт. Определять специфику материка по тексту и картам. Обозначать на контурной карте государства и природные объекты.

Умение работать с различ-ными источниками информации, выделять главное в тексте,структу-рировать учебный материал,

готовить сообщения и

презентации.

Понимание

специфических черт природы и

населения Австралии.

Осознание причин

уникальности

природы и

населения

материка.


Фронталь-ный опрос.



29

Путешествие по Антаркти-де.

1

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику материка по тексту и картам. Группировать географичес-кие объекты.

Умение работать с различ-ными источниками информации, выделять главное в тексте.

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды.

Осознание причин уникальности природы и населения материка.

Устный ответ

Фронталь-ный опрос.



30

Урок

обобщения по теме: «Путешест-вия по планете Земля »

1

Объяснять особенности природы и населения материков. Называть

и показывать на карте географи-ческие объекты. Определять спе-цифику материков по тексту и картам. Обозначать на контурной карте географические объекты.

Умение работать с различ-ными источниками инфор-мации, выделять главное в

тексте, структурировать учебный материал, готовить

сообщения и презентации.

Понимание специфических черт природы и

населения материков.

Осознание причин

уникальности природы и населения материков.

Обозначение на контурной карте.

Решение практичес-ких задач.



33

Промежуточная аттестация


Использовать полученный опыт

восприятия информационных

объектов для обогащения

чувственного опыта.

Умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли в

соответствии с задачами

и условиями коммуникации; владение монологической

и диалогической формам

и речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Профессиональное, жизненное самоопределение .нравственно-этическая ориентация

Решают тесты

тестирование.



31

Что такое природа.

1

Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за

объектами природы и природными явлениями.

Умение работать с различными источниками

информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание спе-цифических черт природы и видового разнообразия

природных объек-тов.

Работа с картами

Фронталь-ный опрос.

май


апр.


май

32

Оболочки

Земли.


Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического ма-териала. Знать правила работы с контрольно-измерительными

материалами по географии.

Умение работать с раз-личными источниками

информации, выделять глав-ное в тексте, структуриро-вать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание спе-цифических черт оболочек Земли.

Ответы на вопросы

Фронталь-ный опрос.


май


май

34

Обобщающие повторение по теме: «Природа Земли»


Выделять существенные признаки и

особенности тематического

материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными

материалами по географии

Умение работать с различ-ными источниками инфор-мации

Понимание спе-цифических черт оболочек Земли.


Решение практичес-ких задач.


май


май

35

Повторение по курсу 5 класса.


Давать определение понятиям;

объяснять явления, процессы, связи проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, при планировании достижения целей


Фронталь-ный опрос.


май


май

1

© 2010-2022