Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии - это проблема, над которой я работаю в последние годы. Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через созна...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной работы на уроках географии.


Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии - это проблема, над которой я работаю в последние годы. Еще Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не работает в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены.
Самостоятельные работы охватывают значительно большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Они включают выполнение не только предусмотренных программой практических работ, Нои работу с учебником, дополнительной литературой, с различными иллюстрациями, картографическими и статистическими материалами, подготовку докладов, выступлений и многое другое.
Для развития творческой активности учащихся в процессе обучения я применяю три вида заданий .
1. Задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний в том виде, как они излагались учителем или в учебнике (например, прочитав соответствующий текст учебника, заполнить таблицу о типах воздушных масс).
2. задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации (например, совершить воображаемое путешествие по любому материку с севера на юг).
3. Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности (например, проследить смену природных зон с севера на юг и объяснить причины этой закономерности).
Самостоятельные работы можно также классифицировать и по компонентам знаний, направленных на формирование общих понятий, единичных понятий, на знание географических фактов, географических закономерностей.
По дидактическим целям я выделяю самостоятельные работы с целью:
• воспроизведения опорных знаний и умений;
• закрепления изученного учебного материала;
• приобретения новых знаний и умений;
• повторение и обобщения знаний и умений;
• проверка знаний и умений;
Самостоятельную работу можно классифицировать по источникам знаний: с картами, учебником, раздаточными наглядными пособиями (образцы полезных ископаемых, гербарии), цифровым материалом, дополнительной литературой.
Работая по учебнику, я провожу такие виды работ:
• пересказ текста учебника по вопросам;
• составление сначала простого, а затем развернутого плана текста параграфа;
• заполнение таблицы на основе текста учебника. Это задание способствует формированию приема одновременной учебной работы с картой и учебником;
• выписывание из текста причин географических явлений и следствий, обусловленных этими причинами, при этом школьники обучаются установлению прямых и обратных связей.
Задания по географическим картам могут быть самые разнообразные. Это и характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий, определение причинно-следственных связей и закономерностей.
Для организации самостоятельных работ я применяю традиционные (обыкновенные) задания. Они требуют от учащихся связных логических ответов, учат в письменной или устной формах излагать свои мысли. Эти задания предполагают краткие ответы на вопросы, например, повторение учебного материала 6 класса по теме «Атмосфера».
Задание тестового характера:
• тесты на нахождение соответствия; они размещены в виде двух колонок или столбиков;
• тесты-альтернативы;
• тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из множества вариантов;
• тесты по контурным картам.
Конструктивные задания - это усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы, требующие, как и тесты, кратких ответов. Традиционные задания способствуют развитию речи, формированию представлений, образов. Но на их выполнение требуется много времени и возникают сложности в проверке и оценке работ всех учащихся, особенно если задания выполняются всем классом. Тесты же дают большую экономию времени. Однако практика показала, что с помощью тестов и конструктивных заданий нельзя проводить работу по развитию устной и письменной речи, формированию умений связно, в логической последовательности излагать свои мысли, т.к. эти задания выявляют главным образом результаты, а не ход работы. Поэтому, тесты и конструктивные задания я сочетаю с традиционными заданиями.
Одним из необходимых условий успешной методики проведения самостоятельных работ является постепенное усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся. Можно выделить три этапа овладения умением самостоятельно работать:
1. Выполнение работ по образцу, с применением знаний в сходной ситуации - учитель дает подробный инструктаж по выполнению работы, объясняет, какими источниками знаний и как ими пользоваться, в какой последовательности следует выполнят работу. Ученики пользуются готовым планом. В процессе работы учитель оказывает помощь всем учащимся. Продолжительность этих работ небольшая.
2. Применение знаний и умений в новой ситуации - учитель не разъясняет ученикам содержания, а только раскрывает цель работы и проводит краткую беседу, в процессе которой учащиеся сами называют основные вопросы плана и характеристики
географических объектов, рассказывают о последовательности работы, выбирают пособия, которыми будут пользоваться, а после - самостоятельно выполняют задания. Помощь учителя оказывается только отстающим ученикам.
3. На этом этапе учащиеся самостоятельно получают новые знание (например, работая с тематическими картами, самостоятельно изучают природные зоны Евразии). Отличается длительным временем для выполнения и большей степенью самостоятельности. Здесь имеют место задания по обобщению и классификации.
Задания для самостоятельной работы провожу и индивидуально. Ученик выполняет тестовое задание, а потом при устном опросе обосновывает данный им ответ. Задания тестового характера я провожу в форме географических диктантов. Например, зачитываю признаки различных форм рельефа, учащиеся записывают название этих форм рельефа. Такие диктанты требуют от школьников большого внимания, умения слушать и позволяют добиться от учащихся максимальной самостоятельности.
Практика показывает, что самостоятельные работы способствуют развитию у школьников важнейшего качества человека - самостоятельности, умения в течение всей своей жизни пополнять свои знания через самообразование и применять их на практике. Немаловажную роль в этом играют взаимоотношения учителя и учащихся, умение и желание учителя видеть неповторимую личность в каждом своем ученике.



© 2010-2022