- Преподавателю
- География
- Урок на тему Земля и ее внутреннее строение (6 класс)
Урок на тему Земля и ее внутреннее строение (6 класс)
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жвирко Ж.А. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Земля и ее внутреннее строение (6 класс)
Цели урока:
- Образовательные: формирование представления о литосфере, внутреннем строении Земли, земной коре, о магматических, осадочных и метаморфических горных породах;
- Развивающие: продолжить развитие умения работать с текстом, рисунками, схемами учебника; способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород;
- Воспитательные: развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.
Задачи урока:
- формировать понятия «земная кора», «минерал», «горная порода»
- формировать представление об основных группах горных пород и их происхождении
-начать формировать умения определять горные породы по внешним признакам, описывать их свойства и классифицировать
- совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, стимулировать любознательность
- формировать бережное отношение к объектам природы.
Основные термины и понятия: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая и океаническая, магма, минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический, беседа, проблемный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование:
- компьютерная презентация «Земля и ее внутреннее строение»
- образцы горных пород и минералов
- учебник для 6 класса «География. Начальный курс» Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.: Дрофа, 2014
- атлас «География. 6 класс»: «Дрофа», 2014
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы используем учебник, тетрадь, маршрутный лист (Приложение 2), атлас. Я хочу вам пожелать удачи.
Актуализация знаний.
Представьте себе, что вы летите на космическом корабле и приближаетесь к планете Земля. Что вы увидите из Космоса, приближаясь к нашей планете?
Вы увидите голубую планету, окутанную перемещающимися облаками, а в просветах между ними - огромный океан с пятнами суши: материками и островами.
Приближаясь к Земле, вы заметите. что поверхность суши очень разнообразна: горные хребты с ледниками, обширные равнины занятые зелёными лесами, степями, жёлтыми пустынями. Извиваясь по суше, к океану направляются реки. Блестят пятна озёр. Вы увидите города и посёлки, дороги, с движущимся по ним транспортом, каналы, обработанные поля и многое другое. Всё то, что вы сейчас назвали, образует внешние оболочки Земли.
Назовите внешние оболочки Земли.
Мы продолжаем изучать особенности нашей планеты Земля.
Слайд Ребус. И начнем изучение с какой оболочки Земли? Что такое литосфера?
Подлетая к земле, инопланетяне увидели внешние оболочки Земли. А что же находится внутри земли?
Сформулируйте тему урока.
Слайд Тема
Давайте вместе решим, какова цель нашего урока? что бы вы хотели узнать?
-
вспомнить особенности внутреннего строения планеты, 2)выяснить особенности строения земной коры, 3) рассмотреть горные породы и минералы).
Новая тема
-
Внутреннее строение Земли.
Давайте соберем «Корзинку знаний» о внутреннем строении земли, вспомним. что изучали в 5 классе.
Рис. 24 с.44. Внутреннее строение Земли.
Слайд Внутреннее строение Земли.
Назовите, из чего состоит Земля ( ядро внешнее, внутреннее, Т=3000-4000С, твердое; мантия - пластичное вещество, толщина=2900км; земная кора - тонкая. Твердая)
Подумайте над таким вопросом: Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?
Найдите и запишите определение «литосфера».
-
Земная кора.
Как вы думаете, земная кора имеет одинаковую толщину? Рис.25 с.45, настенный плакат «Строение земной коры».
Задание: р/т с 55 №2, учебник с.44-45 п.2.
Чем отличается материковая и океаническая земная кора? (толщина материковой=30-70км, осадочный, гранитный, базальтовый; толщина океанической=3-7км, осадочный, базальтовый слой).
-
Изучение земной коры человеком.
Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении земли?
Задание: с.46 п.3. Найдите способы изучения внутреннего строения земли.
Бурят скважины (самая глубокая скважина на Кольском полуострове 15км), космические спутники (можно изучить дно Мирового океана до глубины 600-700м). Сейсмический метод («сейсмос» в переводе с греческого языка - колебание, землетрясение) - На поверхности Земли производят взрыв. Специальные приборы отмечают, с какой скоростью распространяются в земной коре колебания, вызванные взрывом. Получив эти данные, учёные определяют, какие породы пройдены сейсмическими волнами, ведь скорость прохождения волн в различных породах неодинакова. В осадочных породах - скорость 3 км/сек, а в магматических - 5 км/сек.
-
Из чего состоит земная кора?
Как вы думаете, из чего состоит земная кора? (из горных пород, горные породы - из минералов)
Слайд Гранит
Все горные породы и минералы отличаются друг от друга свойствами.
С.46 п.4. найдите, какими свойствами?
Слайд Минералы. Почему горные породы и минералы имеют разные свойства? (зависит от условий их образования).
Маршрутный лист: задание 3., учебник с.46-48.
На какие группы делятся горные породы по происхождению?
Слайд Происхождение горных пород
Физкультминутка
Работа в группах (по 5 человек): перед вами лежат образцы горных пород и минералов (по 5 одинаковых образцов в каждой группе), необходимо определить названия горных пород, их свойства и происхождение, выполнять задания по инструкции (Приложение 3).
Выступление учащихся от группы: рассказывают об одной из выданных горных пород.
Сделайте вывод: Для чего нужно изучать строение земли?
Рефлексия
Задание. Закончите предложение: Я знаю, что …
Я умею …
Домашнее задание: § 14, вопр.с.48, на выбор - 1) сообщение «Горные породы Тюменской области», 2) составить кроссворд по теме.
Приложение 1
Технологическая карта урока
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД
1.Организа
ционный момент
Активация уч-ся
Приветствие, настроить уч-ся на работу
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: сотрудничество
2.Постановка цели и задач урока
Создать условия для включения в учебную деятельность
Озвучивает небольшой текст для определения темы и цели урока
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цели урока. Составляют план действий.
Регулятивные: целеполагание, планирование.
Познавательные: решение проблемы, логическое мышление, выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: сотрудничество.
3.Актуализа
ция знаний
Выявить уровень знаний и систематизи
ровать их
Предлагает собрать «корзинку знаний» по данной теме (знания 5 кл.).
Ставит проблемный вопрос.
Участвуют в обсуждении, вспоминают строение Земли, выдвигают гипотезы. Составляют определение «Литосфера» и записывают в маршрутный лист.
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: сотрудничество.
Познавательные: решение проблемы, анализ объектов.
4.Первичное усвоение новых знаний
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Предлагает работу с текстом учебника, рисунками, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Работают с учебником, делают записи в маршрутном листе, участвуют в беседе, формулируют выводы.
Познавательные: поиск нужной информации, структурирование знаний.
Коммуникативные: сотрудничество, ведут диалог, выражают свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям, находить причинно-следственные связи.
5.Первичная проверка понимания
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме
Предлагает работу в группах, формирует группы, занимает позицию наблюдателя, при необходимости координирует деятельность уч-ся
Работают в группах по выданной инструкции, выполняют запланированную деятельность, записывают ответы
Регулятивные: умение регулировать свои действия, устанавливать последовательность действий по выполнению заданий.
Коммуникативные: умение слушать и слышать участника группы, взаимодействие.
Познавательные:
применять полученные знания по теме.
6.Первичное закрепление
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
Координирует деятельность учащихся
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения, анализируют
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:
структурирование знаний.
Коммуникативные: умение слушать и слышать участника группы, взаимодействие.
7.Контроль усвоения, коррекция
Определение пробелов в знаниях и умениях, их устранение
Координирует результаты деятельности учащихся
Озвучивают результаты работы в группах, осуществляют контроль, коррекцию знаний и умений.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Личностные: самоопределение.
8.Рефлексия деятельности
Организовать самооценку ученикам, подвести итог проделанной работы.
Предлагает учащимся задание: Я узнал, что… . Я умею … . (не законченное предложение) - самооценка «чему я научился и что я узнал сегодня на уроке»
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.
9.Домашнее задание
Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Предлагает учащимся домашнее задание на выбор
Выбирают задание из предложенных учителем, записывают домашнее задание.
Регулятивные: умение выбирать задание по силам.
Приложение 2
Маршрутный лист
Тема _______________________________________________________________________
Задание1. Нарисуйте схему «Внутреннее строение Земли»
Литосфера - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Выпишите способы изучения земной коры. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните таблицу.
Деление горных пород по происхождению
Горные породы по происхождению
Группы горных пород
Процесс образования
Названия горных пород
Магматические
Осадочные
Метаморфические
Приложение 3
Инструкция по работе с горными породами и минералами
Шаг 1.
Назовите и покажите горные породы и минералы, находящиеся в вашей коллекции.
Если имеются незнакомые вам образцы, обратитесь к учителю за консультацией.
Шаг 2.
Разложите отдельно горные породы и минералы.
Если вы готовы, пригласите учителя, покажите свою работу.
Шаг 3.
Разложите образцы горных пород на три группы: магматические, осадочные, метаморфические.
Шаг 4.
Подготовьтесь продемонстрировать знания образцов пород и минералов, которые находятся в вашей коллекции.