Урок географии в 8 классе по теме

Цель: 1.      Повторить, обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы нашей Родины. 2.      Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. 3.      Закрепить умение работать самостоятельно 4.      Прививать любовь к родному краю, показать необходимость бережного отношения к природе. 5.      Воспитывать чувство гордости за нашу Родину. 6.      Развивать познавательный интерес и творческую  активность. Методы... Этапы занятия Временная реализация 1.Организационный момент. Постановка цели и задач урока. 3 минуты 2.Обобщение знаний:   1.     Работа со схемой «ПТК» 3 мин. 2.     Загадочная природная зона 6 мин. 3.     Работа с гербарием 3 мин. 4.     Улыбнись! 1 мин. 5.     Вопросы ГИА, ЕГЭ 2 мин. 6.     Географический диктант 3 мин. 7.     Охраняемые территории 4 мин. 2. Защита презентаций учащихся 20 мин. 3. Итог урока. Рефлексия. Сиквейн 3 мин. 4. Домашнее задание 1 мин. 5. Используемая литература   На доске: Проблема “Сила, которая держит, в своих руках колыбель каждого народа, – природа его страны” (Василий Осипович Ключевский)    
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Максимихина Надежда Николаевна, учитель географии МБОУ СОШ п.Бытошь



Урок географии в 8 классе по теме




Автор: Максимихина Надежда Николаевна, учитель географии 1 квалификационной категории








Цель:

  1. Повторить, обобщить и углубить знания учащихся о разнообразии природы нашей Родины.

  2. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные
    знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

  3. Закрепить умение работать самостоятельно

  4. Прививать любовь к родному краю, показать необходимость бережного отношения к природе.

  5. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.

  6. Развивать познавательный интерес и творческую активность.

Методы и приёмы:

- словесный (сообщения обучающихся, беседа);

- наглядный (презентация, видеофрагмент, карта);

- частично-поисковый и исследовательский;

- работа в парах.

Оборудование урока:

  1. Карта «Природные зоны России»

  2. Атласы

  3. Учебники

  4. Слайдовая презентация «Природные зоны России».

  5. Компьютер

  6. Проектор

  7. Экран

  8. Форма урока:

  9. Урок с использованием ИКТ.

План урока

Этапы занятия

Временная реализация

1.Организационный момент. Постановка цели и задач урока.

3 минуты

2.Обобщение знаний:


  1. Работа со схемой «ПТК»

3 мин.

  1. Загадочная природная зона

6 мин.

  1. Работа с гербарием

3 мин.

  1. Улыбнись!

1 мин.

  1. Вопросы ГИА, ЕГЭ

2 мин.

  1. Географический диктант

3 мин.

  1. Охраняемые территории

4 мин.

2. Защита презентаций учащихся

20 мин.

3. Итог урока. Рефлексия. Сиквейн

3 мин.

4. Домашнее задание

1 мин.

5. Используемая литература


На доске: Проблема "Сила, которая держит, в своих руках колыбель каждого народа, - природа его страны" (Василий Осипович Ключевский)


Содержание урока.

1.Оргмомент. Здравствуйте! Садитесь. Сегодня урок у нас необычный: во-первых, присутствует много гостей, во-вторых, что нашему уроку предшествовала большая подготовительная работа.

Мы дисциплинированы, активны, работаем быстро, старательно. Все очень внимательны. У всех отличное настроение!

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

2.Целеполагание.

СДАЙД №1. Мы закончили изучение большой темы «Природные комплексы России». Природа нашей страны разнообразна и прекрасна. О многих природных особенностях нашей Родины можно говорить в превосходной степени. Величие и красота природы России вдохновляли и вдохновляют поэтов, художников, музыкантов на создание выдающихся произведений. Ребята, давайте посмотрите небольшой клип и сформулируем цели нашего урока. (просмотр клипа).

Слайд № 2.

Верно, сегодня наша с вами цель: систематизировать полученные знания о природно-территориальных комплексах России, еще раз показать связь между хозяйственной деятельностью человека и природой.

ПРОБЛЕМА: Известный историк В.О. Ключевский писал: "Сила, которая держит, в своих руках колыбель каждого народа, - природа его страны" (на доске). Наша задача подтвердить высказывание, оперируя факторами.

3.Проверка знаний и умений.

Учитель: Сегодня мы проведём перекличку природных зон, т. е. вспомним разнообразие природы всех зон.

Слайд 3. Задание 1. Работа по схеме. И в начале давайте дадим жизнь вот этой схеме: (на слайде). Опрос детей по «цепочке». Дополнительные вопросы:

  • Из каких природных компонентов состоит ПК? (рельеф, климат, животный и растительный мир, почвы, человек и его хозяйственная деятельность).

  • Какие компоненты ПК являются ведущими? (Соотношение света и тепла).

  • А почему изменяется ПК? Как называется смена природных зон на равнине? А в горах?

  • В каких природных зонах находится Новосибирская область? Татарский район? с. Орловка?

И так мы вспомнили, основополагающие вопросы, касающиеся изменения природных зон, а сейчас выполним следующее задание:

Задание 2: СЛАЙД 4. «Загадочная природная зона».
Определите природную зону по описанию и показать на карте.

1) Здесь царство холода и снега, бушует пурга, ветер валит человека с ног. Снег сухой и сыпучий, сдувается ветром, образуя застывшие беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину, но и тогда возможны заморозки и снегопады. Все растения имеют карликовый рост. Много ягод. (тундра).

- Какие животные водятся в этой природной зоне?

Слайд 5.
2) "… в холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим…» (зона арктических пустынь).

- Какие животные водятся в этой природной зоне?
Слайд 6.

3) Эта зона - бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. Территория этой зоны на 80% распахана и занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, а также бахчевыми культурами: арбузами, дынями, тыквами. (Степь)

- Какие животные водятся в этой природной зоне?
Слайд 7.

4) «…Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…» Автор?

(зона широколиственных лесов).

Слайд 8.

5) Самое старинное занятие этой зоны - животноводство. На скудных пастбищах пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкурки - знаменитый на весь мир каракуль. (Пустыня)
Слайд 9.

6) Клип с Лисой (зона лесов)

Слайд 10.

7) Эта природная зона России занимает небольшую территорию, располагаясь узкой полосой на побережье моря. Характерные почвы этой зоны - красноземы. Единственный район России, где выращивают чай и цитрусовые. (субтропики).

Слайд 11. Задание 3. Работа с гербарием. Сейчас мы вспомним растительный мир этих зон, выполнив задание. У вас на партах лежит несколько гербарных листов. Что за растения, назвать зону в которой они растут. Распределите растения по природным зонам. Начертите в тетрадях небольшую таблицу.

Тундра и лесотундра

Тайга

Смешанные и широколист-венные леса

Лесостепи и степи

Пустыни и полупустыни

Субтропики

1 гр.

9,4,5

39,14

39,19,15,10

44,48,50

56,62

70,73

2 гр.

8,2,3

11,12

22,25,32,38

41,43,47

54,61

71,74

3 гр.

3,2,5

44,15

14,22,25,32

46,52,55

62,65

67,74

4 гр.

1,4,8

13,11

16,40,42,47

49,51,56

59,64

70,73

Делаем самопроверку и выставляем себе оценку.

Слайд 12. Клип «Улыбнись»

Цель: Снятие эмоционального напряжения

Слайд __. Задание 4 . Вопросы, касающиеся этой темы есть в КИМах ГИА и ЕГЭ. Давайте попробуем ответить на некоторые из них. Ответы у доски (показ на слайде).

Урок географии в 8 классе по темеУрок географии в 8 классе по теме

Слайд 17. Задание 5.

Тест.

Вы должны проставлять номера вопроса и через тире писать ответ словами «да» или «нет». Нечетные номера для первого варианта, четные - для второго. Ответы записываем в тетрадь.

  1. В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (да)

  2. В зоне тундры преобладают дерново-подзолистые почвы (нет).

  3. В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет).

  4. В степях серые лесные почвы (нет).

  5. Главнейшее богатство тайги - древесина (да).

  6. Лесостепная зона - это переходная зона от леса к тундре (нет).

  7. Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги (да).

  8. В настоящее время степи в основном распаханы (да).

  9. Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы (нет).

  10. Поверхностный сток в степях незначительный (да).

  11. В высокогорьях преобладают широколиственные породы (нет).

  12. В зоне Средней Сибири преобладают темнохвойные породы (нет).

  13. В зоне тундры водятся олени (да).

  14. В зоне степей водятся грызуны (да).

  15. Области высотной поясности распространены и на островах Северного Ледовитого океана (да).

  16. Смешанные леса протягиваются широкой полосой от западных границ России до Охотского моря (нет).

  17. Смешанные муссонные леса распространены на Русской равнине (нет).

  18. В лесотундре лес встречается в основном по долинам рек (да).

  19. Воздействие человека на природу изменяет какие-либо связи в ПК (да).

  20. Облик тундры, так или иначе, связан с мерзлотой (да).

А теперь давайте проверим задание, для этого обменяйтесь с соседом тетрадями.

Без ошибок - «5»

2-3 ошибки - «4»

4-5 ошибок - «3»

Более 5 - «2»

Ключи: (слайд 18)

1 вариант

2 вариант

1-да

3-нет

5-да

7-да

9-нет

11-нет

13 - да

15-да

17 - нет

19 - да

2- нет

4- нет

6-нет

8-да

10-да

12-нет

14-да

16-нет

18-да

20-да

Задание 6. (слайд 10)

Задание 7. (слайд 13). А как вы думаете, зависит ли состояние природы от жизнедеятельности человека? В чем это проявляется?

Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода, а они необходимы для жизни растений, животных, человека. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречается крайне редко. Такие представители растительного и животного мира находятся под охраной государства. Созданы заповедники, заказники, национальные парки.

Давайте вспомним, что такое заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы.

Назовите охраняемые территории каждой природной зоны.

Заповедники России

Название

Местоположение

Особенности

Арктический

С. П-ова Таймыр

Самый большой по площади в России.

Баргузинский

С-в оз.Байкал

Область высотной поясности, горная тайга

Астраханский

Дельта реки Волги

Охрана лотосовых полей

Башкирский

В центре Южного Урала

Создан, для охраны ненарушенных горных /леса/ экосистем.

Галичья гора

Верх теч. р.Дон

Степные экосистемы

Кроноцкий

Восточное побережье п-ова Камчатка

Вулканы и гейзеры

Уссурийский

Западный склон южного

Сихотэ- Алиня

Резерват для редких видов копытных и хищных зверей.

Задание 8. (слайд 14) Презентация учащихся (3-4 минуты)

  1. Географическое положение зоны.

  2. Климат

  3. Почвы

  4. Типичные растения

  5. Типичные животные

  6. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы.

В течение всего урока мы говорили о взаимосвязи в природных комплексах и незаметно подошли к пониманию того, что удивительна и разнообразны природные зоны России, но прикосновение к природе должно быть бережное. Будущее процветание человечества возможно только при разумном сочетании древнего гуманного отношения к природе.

Земля - наш дом, человек должен осознавать свою ответственность перед потомками.

Сиквейн. Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке, составив сиквейн. Давайте повторим правила составления сиквейна. СОСТАВЛЕНИЕ СИКВЕЙНА (1, 5 мин.). Зачитывают.

Подведение итогов, выставление оценок.

Учитель: сегодня мы еще раз повторили закон географической зональности - один из основных законов природы, который проявляется как на равнинах, так и в горах, морях, океанах. Основной причиной разнообразия природных зон является различия в количестве тепла и влаги, поступающих на разные территории. На месте исходных природных зон сложились и складываются природно-хозяйственные, в которых важнейшими составными частями становятся преобразованные или созданные человеком ландшафты.

(слайд 15) Домашнее задание: 1. Подготовить презентации по природным зонам.

2.Найти художественное описание природы Русской равнины.

(слайд 16) Литература:

  1. И.И. Баринова «География. Природа России». 8 кл. М.: Дрофа, 2004

  2. Е.А. Жижина «Поурочные разработки по географии. Природа России». 8 кл. М.: Вако, 2005

  3. География. 8 класс. Поурочные планы по учебнику «География: природа России. 8 класс» Э.М. Раковской./Сост. С.А.Малиновская. - Волгоград: Учитель - Аст, 2004

  4. Г.Н. Элькин. Методическое пособие «География России. Природа» 8 кл. С-П.: 2002









Урок географии в 8 классе по темеУрок географии в 8 классе по темеУрок географии в 8 классе по темеУрок географии в 8 классе по теме

© 2010-2022