- Преподавателю
- География
- Интегрированный урок на тему Горы. опасности в горах
Интегрированный урок на тему Горы. опасности в горах
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Раздомина И.Ю. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кораблинская средняя школа № 2»
Открытый интегрированный урок
по окружающему миру
«Горы. Опасности в горах»
Подготовили: Ратушная Л. А.,
учитель начальных классов
Раздомина И. Ю.,
учитель географии
февраль 2016 г.
Учитель: Ратушная Лариса Александровна
Раздомина Инна Юрьевна
Класс: 2-а МОУ «Кораблинская средняя школа № 2»
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Горы. Опасности в горах»
Цели: формировать представление о формах земной поверхности, горах, об опасностях, которые таят в себе горы, знание правил безопасного поведения в горах; продолжить развивать рационально-логическое и наглядно-образное мышление, воображение; воспитывать интерес к изучению гор.
Универсальные учебные действия (УУД):
- предметные понятия: наука география, карта, материк, горы, вулкан, лавины
Познавательные УУД: работать со схемами и круговыми диаграммами; описывать местность по фотографии; находить географические объекты на глобусе и карте; выполнять тестовые задания разных типов.
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствование работы в парах, группе.
Деятельность учащихся: предполагают, что будет изучаться в теме «Безопасное поведение в горах», ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах, знакомятся с необычными явлениями в горах; составляют кластеры.
Ход урока
-
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Учитель: Прозвенел весёлый звонок, СЛАЙД 1
Начинается урок.
- Здравствуйте, юные натуралисты - исследователи.
Снова пришёл долгожданный миг, СЛАЙД 2
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Давайте настроимся на урок. СЛАЙД 3
Я настрой себе нашёл,
Чтобы быть везучим:
У меня всё хорошо,
А будет ещё лучше.
Повторяю сто раз его -
Разойдутся тучи:
У меня всё хорошо,
А будет ещё лучше!
Учитель: Каким вы хотите видеть наш урок?
Учитель: Пусть будет урок познавательным,
И каждого ждёт лишь успех!
- Наш урок необычен. Вместе со мной его проедёт учитель географии Инна Юрьевна Раздомина.
- А отправляемся мы в …экспедицию.
- Как вы думаете, что такое экспедиция?
- Где можно узнать более точное значение слова.
- Итак, заглянем в словарь Ожегова. Слайд 4
- Экспедиция - Поездка группы лиц, отряда с каким - нибудь специальным заданием.
- Прежде чем отправиться в экспедицию, проверим, достаточный ли багаж знаний вы взяли с собой.
-
Актуализация знаний
а) игра «Ловушки» СЛАЙД 5 (только для меня)
- С помощью сигнальных кругов покажите, согласны ли вы с моим утверждением.
-
Поверхность Земли с её природными условиями изучает наука астрономия.
-
В переводе с греческого языка география - это «землеописание».
-
Первая часть слова взята от имени древнегреческой богини Земли - Геи.
-
А вторая - от слова «графо» - думаю.
-
Огромные водные участки - это океаны.
-
Огромные участки суши - это острова.
-
На Земле - 7 материков.
б) игра «Я - материк» СЛАЙД 6 (только для меня)
- Угадайте материк по описанию. Я называю слово, а вы показываете табличку с названием материка правой рукой.
-
Самый большой по площади материк (Евразия)
-
Самый жаркий материк (Африка)
-
Самый холодный материк (Антарктида)
-
Самый влажный материк (Южная Америка)
-
Материк, на котором живут сумчатые животные (Австралия)
-
Самый низкий материк (Северная Америка)
в) блиц-опрос, составление кластера «Формы земной поверхности»
- Поверхность суши бывает разной. Какой?
Предлагаю составить кластер «Формы земной поверхности». Приглашаю своих помощников.
-
Далеко, конца не видно,
Расстилается… (равнина).
2. В чистом поле встретишь склон,
Точно знаешь - это… (холм).
3. Тает снег - и я расту,
Дождик льет - и я расту,
Но расту не в высоту,
А в глубину и в ширину.
Полю хлебному я враг,
А зовут меня… (овраг).
4. Носит бабка
Снежную шапку.
Каменные бока
Закутаны в облака. (гора.)
-
Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи
а) отгадывание ребуса
- Да запас знаний у вас достаточный. Но вот куда же мы отправляемся в экспедицию? Вот вопрос! Разгадайте ребус. СЛАЙД 7
Горох, , , рыба, ,
СЛАЙД 8
Учитель: Горы. В Древнем Китае люди верили, что всё вокруг живое. Живые не только человек, животные и растения, но и камни, и реки, и облака, и звёзды, и сама Земля. Всё в природе пронизано единым дыханием или силой. Там, где это дыхание наиболее сильно, - на поверхности поднимаются горы. Горы тянутся к небу и к звёздам со всей силой своих огненных сердец.
-Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока - экспедиции.
(ученик читает отрывок стихотворения Михаила Дудина «Идущему в горы»)
Неподвижны горы и могучи.
Им страсть и время нипочем.
Гора к горе уходит в тучи,
Расталкивая их плечом.
Там лед вершинам лег на плечи,
Покой веков холодный чист.
Но он не вечен, он не вечен, -
Запомни это, альпинист.
Лишь стоит только камень сдвинуть,
В базальт скалы вбивая клин, -
И гул лавин пойдет в долину,
Захлестывая дно долин.
- Итак, какова тема нашего урока - экспедиции?
- Цель нашего урока? СЛАЙД 9
- Девиз нашего урока: «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты».
-
Закрепление, обобщение материала о горах
а) работа в парах СЛАЙД 10
- А сейчас поработаем в парах.
- Повернитесь друг к другу и настройтесь на работу.
(Поворачиваются лицом друг к другу, соединяют ладошки и произносят фразу:
«Если будет трудно, я тебе помогу!»)
СЛАЙД 11
-У вас на столах лежат карточки с названиями предметов. Среди этих предметов нужно выбрать только те, которые вам будут просто необходимы в горах.
(солнечные очки, купальник, туфли, теплая одежда, кроссовки, рюкзак, веревка, вода, мячик, сотовый телефон, игрушки, аптечка, конфеты, мороженное, консервы, хлеб, чипсы)
- Проверьте свою работу по эталону. СЛАЙД 12
б) тренинг «Свободный микрофон» СЛАЙД 13
- Вспомните, всё, что знаете о горах. Продолжите фразы:
-
Горы - это….
-
По высоте горы бывают….
-
У гор можно выделить….
-
Склоны гор бывают….
-
Горные хребты - это….
-
То, осталось от гор, - это…
-
Вершины гор бывают…..
-
На склонах гор люди ….
в) работа в группах СЛАЙД 15
«Горы похожи на смеющихся детей, протягивающих руки к небу, чтобы поймать звезду», - сказал человек, влюблённый в горы.
Учитель: Каким цветом на карте обозначены горы?
Дети: Коричневым.
- Приготовьтесь работать в группе по 5 человек . Раз, два, три.СЛАЙД 16
- Выберите лидера.
- Давайте повторим правила работы в группе.
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предлагай!
- У вас на столах лежат атласы. Откройте их на странице 24. Как называется эта карта?
- Каждая группа постарается найти самую высокую гору на своём материке.
- План ответа у вас есть.
-
Мы искали горы на материке__________________.
-
Материк расположен в _____________________ полушарии.
-
Самая высокая гора _______________________________.
-
Её высота ______________________________.
- Давайте проверим работу групп:
-
Австралия СЛАЙД 17
-
Африка СЛАЙД 18
-
Северная Америка СЛАЙД 19
-
Южная Америка СЛАЙД 20
-
Евразия СЛАЙД 21 + СЛАЙД 22
(Дети прикрепляют флажки на карту полушарий на доске)
-
Динамическая физминутка СЛАЙД 23
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь на левой ножке
И на правой - по дорожке!
-
Изучение нового материала
а) беседа об опасностях в горах
- Путешествовать в горах очень опасно.
СЛАЙД 24
- Там встречаются крутые, глубокие обрывы - это…
СЛАЙД 25
- Проход животных, сильный ветер могут стать причиной - ….
СЛАЙД 26
- Во время сильного дождя могут возникнуть грязекаменные потоки -
- Но о самом опасных явлениях в горах вам расскажет замечательный учитель географии Инна Юрьевна. Ей слово.
(ОТКРЫТЬ ДРУГУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
а) беседа - презентация «Вулканы» СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
Ежегодно на земле происходят тысячи природных катастроф. Самые грозные из них - землетрясения и внезапные извержения вулканов. Причина их возникновения - движение литосферных плит и магмы из недр нашей планеты.
СЛАЙД 3
Согласно легенде, древние народы, заселявшие побережье Средиземного моря и увидевшие гору, из которой вылетали раскалённые камни, потоком лилась лава, посчитали её входом в жилище древнего бога кузнечного дела - Вулкана и назвали этим именем остров и гору, расположенную на нём.
СЛАЙД 4
Впоследствии вулканом стали называть всякую огнедышащую гору, т.е. гору, которая способна извергаться.
СЛАЙД 5
Как же образуются вулканы?
ЩЕЛЧОК
Находящаяся на глубине огненно-жидкая масса при вскипании и под большим давлением, расширяя трещину в земной коре, устремляется вверх. Это магма. + ЩЕЛЧОК
ЩЕЛЧОК
Излившаяся на поверхность Земли магма называется - лава +ЩЕЛЧОК
СЛАЙД 6 + 4 ЩЕЛЧКА
Лавовые потоки
СЛАЙД 7
Давайте рассмотрим строение вулкана
- место под земной корой, где собирается магма - очаг магмы ЩЕЛЧОК
- канал, по которому поднимается магма - жерло вулкана ЩЕЛЧОК
- кратер вулкана - чашеобразное углубление на вершине горы, боковой кратер ЩЕЛЧОК+ ЩЕЛЧОК
- лава - излившаяся магма, застывшая лава ЩЕЛЧОК + ЩЕЛЧОК
ПОЯВЛЯЕТСЯ Вместе с раскаленной лавой на поверхность вылетают вулканический дым и пепел
ЩЕЛЧОК+ЩЕЛЧОК
Во время извержения куски раскаленной лавы выбрасываются на большую высоту-это вулканические бомбы.
СЛАЙД 8 + 2 ЩЕЛЧКА
Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, иногда землетрясением, ливнем.
(компьютер выключить)
б) показ опыта - извержение вулкана
в) Работа с картой полушарий в атласе СЛАЙД 9
Вулканов на Земле более тысячи, но самые опасные находятся на побережье Тихого океана
На каждом материке, кроме Австралии, есть вулканы,
Найдем материк Африка- на нем влк.Килиманджаро. Кто покажет на карте у доски?
Материк Евразия. Самый большой действующий вулкан России - влк.Ключевская Сопка
Самый большой вулкан мира - Льюльяйльяко находится на материке Южная Америка
г) работа с макетом вулкана
- Как называется место под земной корой, собирается магма? (очаг)
- Как называется канал, по которому поднимается магма? (жерло)
- Как называется чашеобразное углубление на вершине горы? (кратер)
д) Вулканическая опасность СЛАЙД 10
ЩЕЛЧОК Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб.
ЩЕЛЧОК
Лавовые потоки разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли, которые на много столетий исключаются из хозяйственного использования.
СЛАЙД 11
ЩЕЛЧОК Вследствие вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением.
ЩЕЛЧОК Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота.
ЩЕЛЧОК Взвесь пепла в воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта.
е) демонстрация отрывка мультфильма «Лавина»
- А сейчас посмотрите отрывок из мультфильма «Ну, погоди!» и определите, о каком опасном природном явлении в горах в нем говорится.
СЛАЙД 27
- Горные жители называют лавины «белой смертью», из - за того, что спокойный, безмолвный снежный склон может внезапно превратиться в «кипящий», ревущий котёл. Лавины движутся со средней скоростью от 70 до 100 км/ч (крупные сухие лавины - до 360 км/ч).
Лавины обычно сходят во время сильных снегопадов или вскоре после их прекращения. Сход лавин может быть спровоцирован самыми разными причинами: проехавшим лыжником, извержением вулкана, упавшим камнем, сильным криком, громом, пролётом реактивного самолёта.
Коварны и беспощадны лавины, однако современный человек старается противостоять им:
-
сажает леса и кустарники;
-
искусственно регулирует сход лавин при помощи миномётно - артиллерийского обстрела опасных склонов.
-
Правила поведения в районах стихийных бедствий.
- А сейчас я приглашаю своих помощников - учениц 5 класса. Они расскажут о правилах поведения в районах стихийных бедствий.
СЛАЙД 28
Во время стихийных бедствий необходимо помнить о следующих простых правилах.
- Во время путешествия по районам действующих вулканов не следует спускаться в кратеры вулканов. Даже на дне кратеров потухших вулканов могут скапливаться тяжелые ядовитые газы и извержение может начаться внезапно.
- Не стойте у края обрывов, особенно во время дождя и снеготаяния, так как ваш вес может увеличить давление на грунт и вызвать обвал или оползень. Не следует копать углубления в нижних частях обрывов.
- Следите за поведением домашних животных и в случае их беспокойства примите меры повышенной предосторожности.
- При сходе лавины следует отбежать с ее пути и забраться повыше, чтобы пропустить лавину под собой.
- В случае начала землетрясения необходимо срочно отключить газ, воду, электричество, и покинуть здание.
- Внимательно слушайте сигналы оповещения людей об опасности и будьте готовы четко, правильно и без паники действовать.
- Я: Основное правило поведения при нахождении в горах - быть предельно внимательным и осторожным!
-
Экология в горах
Учитель: Горы всегда манили человека. Многие стремятся попасть туда, полюбоваться их красотой. После людей остаётся «горы» мусора.
Брошенная бумага может лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка - до 100 лет, стекло - 1000 лет, а полиэтиленовые пакеты - более 200 лет.
Вот почему был принят «Зелёный Кодекс» туриста. Давайте с ним познакомимся.
(Выходят дети - экологический патруль)
1 ученик: Правило 1. Идёшь на маршрут - не сори!
2 ученик: Правило 2. Видишь мусор - подними и забери!
3 ученик: Правило 3. Всегда бери с собой пакет для мусора!
4 ученик: Правило 4. Есть время - убери мусор вокруг лагеря!
5 ученик: Правило 5. Освоил сам - научи другого!
Учитель: Если каждый не выбросит хотя бы одну бумажку и вывезет за собой свой мусор, а ещё лучше и чужой, который оказался на месте вашей ночёвки, то как приятно будет приходить в это место другим любителям гор.
-
Итог урока.
- Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
- Вспомните, какие цели мы ставили перед уроком?
- Достигли ли мы цели урока?
- Давайте попробуем составить синквейн к слову «Горы» СЛАЙД
Синквейн- это пятистрочный стих.
1-ое : тема синквейна
2-ое : два прилагательных к этому слову
3-ее: три глагола к этому слову
4-ое: фраза, несущая определенный смысл
5-ое: вывод, своё отношение
- Мы с Инной Юрьевной тоже составили синквейн «Горы» СЛАЙД
Горы
Величественные, таинственные
Завораживают, возвышаются, восхищают
Лучше гор могут быть только горы!
Красота и опасность
-
Рефлексия СЛАЙД
- Наша экспедиция подошла к концу. Оцените свою работу. У вас на столах рисунок горы. Если вам было всё понятно, и вы хорошо работали, то нарисуйте флажок на вершину горы. Если вы недостаточно всё усвоили или работали, мало приложив старания, то… выберите место, где вы остановились.
Учитель: А сейчас подготовьте свои ладошки. На одну ладошку положите все знания, которые у вас были, а на другую - всё то, что вы узнали сегодня. Сложите ладошки, это ваш багаж знаний. Похлопайте себе и соседу по парте. Молодцы!
-
Домашнее задание СЛАЙД
- Дома решите кроссворд по теме «Строение вулкана»
-Урок окончен. Спасибо за работу. И давайте поблагодарим Инну Юрьевну за интересный рассказ. Спасибо.
15