Интегрированный урок на тему Горы. опасности в горах

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кораблинская средняя школа № 2»



Открытый интегрированный урок


по окружающему миру


«Горы. Опасности в горах»

Подготовили: Ратушная Л. А.,

учитель начальных классов

Раздомина И. Ю.,

учитель географии



февраль 2016 г.

Учитель: Ратушная Лариса Александровна

Раздомина Инна Юрьевна

Класс: 2-а МОУ «Кораблинская средняя школа № 2»

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: «Горы. Опасности в горах»

Цели: формировать представление о формах земной поверхности, горах, об опасностях, которые таят в себе горы, знание правил безопасного поведения в горах; продолжить развивать рационально-логическое и наглядно-образное мышление, воображение; воспитывать интерес к изучению гор.

Универсальные учебные действия (УУД):

- предметные понятия: наука география, карта, материк, горы, вулкан, лавины

Познавательные УУД: работать со схемами и круговыми диаграммами; описывать местность по фотографии; находить географические объекты на глобусе и карте; выполнять тестовые задания разных типов.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствование работы в парах, группе.

Деятельность учащихся: предполагают, что будет изучаться в теме «Безопасное поведение в горах», ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения, читая текст; описывают красоту гор и обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах, знакомятся с необычными явлениями в горах; составляют кластеры.

Ход урока


  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Учитель: Прозвенел весёлый звонок, СЛАЙД 1

Начинается урок.

- Здравствуйте, юные натуралисты - исследователи.

Снова пришёл долгожданный миг, СЛАЙД 2

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

- Давайте настроимся на урок. СЛАЙД 3

Я настрой себе нашёл,

Чтобы быть везучим:

У меня всё хорошо,

А будет ещё лучше.

Повторяю сто раз его -

Разойдутся тучи:

У меня всё хорошо,

А будет ещё лучше!

Учитель: Каким вы хотите видеть наш урок?

Учитель: Пусть будет урок познавательным,

И каждого ждёт лишь успех!

- Наш урок необычен. Вместе со мной его проедёт учитель географии Инна Юрьевна Раздомина.

- А отправляемся мы в …экспедицию.

- Как вы думаете, что такое экспедиция?

- Где можно узнать более точное значение слова.

- Итак, заглянем в словарь Ожегова. Слайд 4

- Экспедиция - Поездка группы лиц, отряда с каким - нибудь специальным заданием.

- Прежде чем отправиться в экспедицию, проверим, достаточный ли багаж знаний вы взяли с собой.


  1. Актуализация знаний

а) игра «Ловушки» СЛАЙД 5 (только для меня)

- С помощью сигнальных кругов покажите, согласны ли вы с моим утверждением.


  • Поверхность Земли с её природными условиями изучает наука астрономия.

  • В переводе с греческого языка география - это «землеописание».

  • Первая часть слова взята от имени древнегреческой богини Земли - Геи.

  • А вторая - от слова «графо» - думаю.

  • Огромные водные участки - это океаны.

  • Огромные участки суши - это острова.

  • На Земле - 7 материков.

б) игра «Я - материк» СЛАЙД 6 (только для меня)

- Угадайте материк по описанию. Я называю слово, а вы показываете табличку с названием материка правой рукой.

  • Самый большой по площади материк (Евразия)

  • Самый жаркий материк (Африка)

  • Самый холодный материк (Антарктида)

  • Самый влажный материк (Южная Америка)

  • Материк, на котором живут сумчатые животные (Австралия)

  • Самый низкий материк (Северная Америка)

в) блиц-опрос, составление кластера «Формы земной поверхности»

- Поверхность суши бывает разной. Какой?

Предлагаю составить кластер «Формы земной поверхности». Приглашаю своих помощников.


  1. Далеко, конца не видно,

Расстилается… (равнина).

2. В чистом поле встретишь склон,

Точно знаешь - это… (холм).

3. Тает снег - и я расту,

Дождик льет - и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг,

А зовут меня… (овраг).

4. Носит бабка

Снежную шапку.

Каменные бока

Закутаны в облака. (гора.)


  1. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи

а) отгадывание ребуса

- Да запас знаний у вас достаточный. Но вот куда же мы отправляемся в экспедицию? Вот вопрос! Разгадайте ребус. СЛАЙД 7

Горох, , , рыба, ,

СЛАЙД 8

Учитель: Горы. В Древнем Китае люди верили, что всё вокруг живое. Живые не только человек, животные и растения, но и камни, и реки, и облака, и звёзды, и сама Земля. Всё в природе пронизано единым дыханием или силой. Там, где это дыхание наиболее сильно, - на поверхности поднимаются горы. Горы тянутся к небу и к звёздам со всей силой своих огненных сердец.

-Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока - экспедиции.

(ученик читает отрывок стихотворения Михаила Дудина «Идущему в горы»)

Неподвижны горы и могучи.

Им страсть и время нипочем.

Гора к горе уходит в тучи,

Расталкивая их плечом.

Там лед вершинам лег на плечи,

Покой веков холодный чист.

Но он не вечен, он не вечен, -

Запомни это, альпинист.

Лишь стоит только камень сдвинуть,

В базальт скалы вбивая клин, -

И гул лавин пойдет в долину,

Захлестывая дно долин.

- Итак, какова тема нашего урока - экспедиции?

- Цель нашего урока? СЛАЙД 9

- Девиз нашего урока: «Все горы высокие будут исхожены, все тайны природы будут раскрыты».


  1. Закрепление, обобщение материала о горах

а) работа в парах СЛАЙД 10

- А сейчас поработаем в парах.

- Повернитесь друг к другу и настройтесь на работу.

(Поворачиваются лицом друг к другу, соединяют ладошки и произносят фразу:

«Если будет трудно, я тебе помогу!»)

СЛАЙД 11

-У вас на столах лежат карточки с названиями предметов. Среди этих предметов нужно выбрать только те, которые вам будут просто необходимы в горах.

(солнечные очки, купальник, туфли, теплая одежда, кроссовки, рюкзак, веревка, вода, мячик, сотовый телефон, игрушки, аптечка, конфеты, мороженное, консервы, хлеб, чипсы)

- Проверьте свою работу по эталону. СЛАЙД 12

б) тренинг «Свободный микрофон» СЛАЙД 13

- Вспомните, всё, что знаете о горах. Продолжите фразы:

  • Горы - это….

  • По высоте горы бывают….

  • У гор можно выделить….

  • Склоны гор бывают….

  • Горные хребты - это….

  • То, осталось от гор, - это…

  • Вершины гор бывают…..

  • На склонах гор люди ….

в) работа в группах СЛАЙД 15

«Горы похожи на смеющихся детей, протягивающих руки к небу, чтобы поймать звезду», - сказал человек, влюблённый в горы.

Учитель: Каким цветом на карте обозначены горы?

Дети: Коричневым.

- Приготовьтесь работать в группе по 5 человек . Раз, два, три.СЛАЙД 16

- Выберите лидера.

- Давайте повторим правила работы в группе.

1.​ Уважай своего товарища.

2.​ Умей каждого выслушать.

3.​ Не согласен - предлагай!

- У вас на столах лежат атласы. Откройте их на странице 24. Как называется эта карта?

- Каждая группа постарается найти самую высокую гору на своём материке.

- План ответа у вас есть.

  1. Мы искали горы на материке__________________.

  2. Материк расположен в _____________________ полушарии.

  3. Самая высокая гора _______________________________.

  4. Её высота ______________________________.

- Давайте проверим работу групп:


  1. Австралия СЛАЙД 17


  1. Африка СЛАЙД 18

  2. Северная Америка СЛАЙД 19


  1. Южная Америка СЛАЙД 20


  1. Евразия СЛАЙД 21 + СЛАЙД 22

(Дети прикрепляют флажки на карту полушарий на доске)


  1. Динамическая физминутка СЛАЙД 23

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале:

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок!

А теперь на левой ножке

И на правой - по дорожке!


  1. Изучение нового материала

а) беседа об опасностях в горах

- Путешествовать в горах очень опасно.

СЛАЙД 24

- Там встречаются крутые, глубокие обрывы - это…

СЛАЙД 25

- Проход животных, сильный ветер могут стать причиной - ….

СЛАЙД 26

- Во время сильного дождя могут возникнуть грязекаменные потоки -

- Но о самом опасных явлениях в горах вам расскажет замечательный учитель географии Инна Юрьевна. Ей слово.

(ОТКРЫТЬ ДРУГУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ)

а) беседа - презентация «Вулканы» СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

Ежегодно на земле происходят тысячи природных катастроф. Самые грозные из них - землетрясения и внезапные извержения вулканов. Причина их возникновения - движение литосферных плит и магмы из недр нашей планеты.

СЛАЙД 3

Согласно легенде, древние народы, заселявшие побережье Средиземного моря и увидевшие гору, из которой вылетали раскалённые камни, потоком лилась лава, посчитали её входом в жилище древнего бога кузнечного дела - Вулкана и назвали этим именем остров и гору, расположенную на нём.

СЛАЙД 4

Впоследствии вулканом стали называть всякую огнедышащую гору, т.е. гору, которая способна извергаться.

СЛАЙД 5

Как же образуются вулканы?

ЩЕЛЧОК

Находящаяся на глубине огненно-жидкая масса при вскипании и под большим давлением, расширяя трещину в земной коре, устремляется вверх. Это магма. + ЩЕЛЧОК

ЩЕЛЧОК

Излившаяся на поверхность Земли магма называется - лава +ЩЕЛЧОК

СЛАЙД 6 + 4 ЩЕЛЧКА

Лавовые потоки

СЛАЙД 7

Давайте рассмотрим строение вулкана

- место под земной корой, где собирается магма - очаг магмы ЩЕЛЧОК

- канал, по которому поднимается магма - жерло вулкана ЩЕЛЧОК

- кратер вулкана - чашеобразное углубление на вершине горы, боковой кратер ЩЕЛЧОК+ ЩЕЛЧОК

- лава - излившаяся магма, застывшая лава ЩЕЛЧОК + ЩЕЛЧОК

ПОЯВЛЯЕТСЯ Вместе с раскаленной лавой на поверхность вылетают вулканический дым и пепел

ЩЕЛЧОК+ЩЕЛЧОК

Во время извержения куски раскаленной лавы выбрасываются на большую высоту-это вулканические бомбы.

СЛАЙД 8 + 2 ЩЕЛЧКА

Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, иногда землетрясением, ливнем.

(компьютер выключить)

б) показ опыта - извержение вулкана

в) Работа с картой полушарий в атласе СЛАЙД 9

Вулканов на Земле более тысячи, но самые опасные находятся на побережье Тихого океана

На каждом материке, кроме Австралии, есть вулканы,

Найдем материк Африка- на нем влк.Килиманджаро. Кто покажет на карте у доски?

Материк Евразия. Самый большой действующий вулкан России - влк.Ключевская Сопка

Самый большой вулкан мира - Льюльяйльяко находится на материке Южная Америка

г) работа с макетом вулкана

- Как называется место под земной корой, собирается магма? (очаг)

- Как называется канал, по которому поднимается магма? (жерло)

- Как называется чашеобразное углубление на вершине горы? (кратер)

д) Вулканическая опасность СЛАЙД 10

ЩЕЛЧОК Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб.

ЩЕЛЧОК

Лавовые потоки разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли, которые на много столетий исключаются из хозяйственного использования.

СЛАЙД 11

ЩЕЛЧОК Вследствие вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением.

ЩЕЛЧОК Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота.

ЩЕЛЧОК Взвесь пепла в воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта.

е) демонстрация отрывка мультфильма «Лавина»

- А сейчас посмотрите отрывок из мультфильма «Ну, погоди!» и определите, о каком опасном природном явлении в горах в нем говорится.

СЛАЙД 27

- Горные жители называют лавины «белой смертью», из - за того, что спокойный, безмолвный снежный склон может внезапно превратиться в «кипящий», ревущий котёл. Лавины движутся со средней скоростью от 70 до 100 км/ч (крупные сухие лавины - до 360 км/ч).

Лавины обычно сходят во время сильных снегопадов или вскоре после их прекращения. Сход лавин может быть спровоцирован самыми разными причинами: проехавшим лыжником, извержением вулкана, упавшим камнем, сильным криком, громом, пролётом реактивного самолёта.

Коварны и беспощадны лавины, однако современный человек старается противостоять им:

  • сажает леса и кустарники;

  • искусственно регулирует сход лавин при помощи миномётно - артиллерийского обстрела опасных склонов.


  1. Правила поведения в районах стихийных бедствий.

- А сейчас я приглашаю своих помощников - учениц 5 класса. Они расскажут о правилах поведения в районах стихийных бедствий.

СЛАЙД 28

Во время стихийных бедствий необходимо помнить о следующих простых правилах.

- Во время путешествия по районам действующих вулканов не следует спускаться в кратеры вулканов. Даже на дне кратеров потухших вулканов могут скапливаться тяжелые ядовитые газы и извержение может начаться внезапно.

- Не стойте у края обрывов, особенно во время дождя и снеготаяния, так как ваш вес может увеличить давление на грунт и вызвать обвал или оползень. Не следует копать углубления в нижних частях обрывов.

- Следите за поведением домашних животных и в случае их беспокойства примите меры повышенной предосторожности.

- При сходе лавины следует отбежать с ее пути и забраться повыше, чтобы пропустить лавину под собой.

- В случае начала землетрясения необходимо срочно отключить газ, воду, электричество, и покинуть здание.

- Внимательно слушайте сигналы оповещения людей об опасности и будьте готовы четко, правильно и без паники действовать.

- Я: Основное правило поведения при нахождении в горах - быть предельно внимательным и осторожным!

  1. Экология в горах

Учитель: Горы всегда манили человека. Многие стремятся попасть туда, полюбоваться их красотой. После людей остаётся «горы» мусора.

Брошенная бумага может лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка - до 100 лет, стекло - 1000 лет, а полиэтиленовые пакеты - более 200 лет.

Вот почему был принят «Зелёный Кодекс» туриста. Давайте с ним познакомимся.

(Выходят дети - экологический патруль)

1 ученик: Правило 1. Идёшь на маршрут - не сори!

2 ученик: Правило 2. Видишь мусор - подними и забери!

3 ученик: Правило 3. Всегда бери с собой пакет для мусора!

4 ученик: Правило 4. Есть время - убери мусор вокруг лагеря!

5 ученик: Правило 5. Освоил сам - научи другого!

Учитель: Если каждый не выбросит хотя бы одну бумажку и вывезет за собой свой мусор, а ещё лучше и чужой, который оказался на месте вашей ночёвки, то как приятно будет приходить в это место другим любителям гор.


  1. Итог урока.

- Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!

- Вспомните, какие цели мы ставили перед уроком?

- Достигли ли мы цели урока?

- Давайте попробуем составить синквейн к слову «Горы» СЛАЙД

Синквейн- это пятистрочный стих.

1-ое : тема синквейна

2-ое : два прилагательных к этому слову

3-ее: три глагола к этому слову

4-ое: фраза, несущая определенный смысл

5-ое: вывод, своё отношение

- Мы с Инной Юрьевной тоже составили синквейн «Горы» СЛАЙД

Горы

Величественные, таинственные

Завораживают, возвышаются, восхищают

Лучше гор могут быть только горы!

Красота и опасность



  1. Рефлексия СЛАЙД

- Наша экспедиция подошла к концу. Оцените свою работу. У вас на столах рисунок горы. Если вам было всё понятно, и вы хорошо работали, то нарисуйте флажок на вершину горы. Если вы недостаточно всё усвоили или работали, мало приложив старания, то… выберите место, где вы остановились.

Учитель: А сейчас подготовьте свои ладошки. На одну ладошку положите все знания, которые у вас были, а на другую - всё то, что вы узнали сегодня. Сложите ладошки, это ваш багаж знаний. Похлопайте себе и соседу по парте. Молодцы!



  1. Домашнее задание СЛАЙД

- Дома решите кроссворд по теме «Строение вулкана»

-Урок окончен. Спасибо за работу. И давайте поблагодарим Инну Юрьевну за интересный рассказ. Спасибо.



15


© 2010-2022