Человек и гидросфера

План - конспект урока географии в 5 классе Автор: Вострикова Елена Александровна Место работы: МБОУ г. Астрахани «СОШ №57» Должность: учитель географии Предмет: география Класс: 5 Тема урока: Человек и гидросфера. Базовый учебник: география 5класс - начальный курс. Автор Летягин А.А. План- конспект урока.    Тема: Человек и гидросфера Цель  урока: ·         познакомиться с понятиями «живая вода», «энергия воды», «водный туризм» создать  условия для формирования знаний учащихся о значении пресных вод, их рациональном использовании, о проблемах ограниченных запасов пресной воды на Земле. ·         развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах ·         воспитывать рациональное отношение к использованию воды. Задачи: - обучающие: сформировать общие представления об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; сформировать понятия об источниках загрязнения вод гидросферы, мерах по сохранению качества вод и органического мира - развивающие: §  развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала; §  развивать умение выявлять проблемы ограниченных запасов пресной воды на Земле и пути их решения; §  развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения; §  создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала. - воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру; §  воспитывать информационную культуру; §  воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке; Предполагаемые результаты обучения: §  Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль. §  Метапредметные:  При помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках. Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала. §  Предметные: Знать и объяснять  понятия: «живая вода», «энергия воды», «водный туризм. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного  и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа. Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий,  компьютер, проектор, Интернет, учебник,  ЭОР,
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока географии в 5 классе

Автор: Вострикова Елена Александровна

Место работы: МБОУ г. Астрахани «СОШ №57»

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: Человек и гидросфера.

Базовый учебник: география 5класс - начальный курс. Автор Летягин А.А.

План- конспект урока.

Тема: Человек и гидросфера

Цель урока:

  • познакомиться с понятиями «живая вода», «энергия воды», «водный туризм» создать условия для формирования знаний учащихся о значении пресных вод, их рациональном использовании, о проблемах ограниченных запасов пресной воды на Земле.


  • развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах


  • воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

Задачи:

- обучающие:

сформировать общие представления об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы;

сформировать понятия об источниках загрязнения вод гидросферы, мерах по сохранению качества вод и органического мира

- развивающие:

  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

  • развивать умение выявлять проблемы ограниченных запасов пресной воды на Земле и пути их решения;

  • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

- воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

  • воспитывать информационную культуру;

  • воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

Предполагаемые результаты обучения:

  • Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.

  • Метапредметные: При помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. С помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках. Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

  • Предметные: Знать и объяснять понятия: «живая вода», «энергия воды», «водный туризм. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, Интернет, учебник, ЭОР,

Структура и ход урока:

1.Мобилизующий этап. (Слайд 2) ( 1мин.)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

Стихотворение:

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать!

(Пожелание плодотворной работы на уроке.)

создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации. (7 мин.)

Вопросы из учебника: Любите ли вы отдыхать на берегах водоемов?

Почему водоемы привлекают отдыхающих?

О чем мы сегодня будем говорить?

Отгадывание загадок (слайд 3)

- Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир.

- Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.

- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

(Вода)

Учитель: Вода! Широкая озерная гладь, пенистый грохочущий водопад, спокойное течение реки, бескрайние просторы океана, ослепительные ледники, разноцветные облака. Тучи, туманы - это тоже вода.

- Каковы цели урока?

^ Ребята давайте поговорим о роли, значении воды.


  1. Вода уникальна и ничем не заменима.( Слайд 4)

- Докажите, что вода уникальна и ничем не заменима.

Найдите информацию в тексте учебника.(ответы учащихся)

2.Благодаря своим свойствам вода универсальна. Докажите, что где нет воды, там нет и жизни. (Ответы учащихся)

Вода - главный санитар, который удаляет нечистоты, очищает улицы от пыли и грязи. Вот почему с полным правом можно сказать: где нет воды, там нет и жизни»).

3. Как известно, 2/3 поверхности Земли покрыты водой. Верно воды на земле очень много. Нетрудно подсчитать, что если бы всю ее можно было распределить, то планета укуталась бы 4-хкилометровым водным

покрывалом. И все же человечество начинает испытывать жажду. Почему? (Ответы учащихся.)

4. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою

наслаждаются, не ведая, что ты такое.

-Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.

Воду можно назвать самым ценным минералом нашей планеты. В самом деле, что может быть ценнее? Скажете - алмаз. Разумеется по денежной стоимости вода алмазу не соперник. Алмаз - минерал редкий. Маленькая его крупинка цениться в тысячи рублей. А вода - копейка за кубометр.

Но есть и другая мера ценности. Ученые нашли алмазам замену. А вот без воды обойтись никому и никогда, и заменить ее не чем. Неудивительно, что люди всегда олицетворят воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой плодородия. Воды гидросферы сильно воздействуют на слух человека. Люди испытывают разнообразные чувства, соприкасаясь с водой.

ВЫВОД: Воде нет замены.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний: (23 мин)

Проблемный вопрос урока (Слайд 5)

-Ребята, а почему водоемы нужно охранять? Какие меры по охране вод существуют? (выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Задание: (Слайд 6)

Нарисуйте, пожалуйста, облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле - коричневым цветом, а голубым - поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%).

-Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?

-Вы все увидели, что воды на Земле много и в то же время ее не хватает. Почему?

-Ребята, как вы думаете, что означает «Энергия воды»? (выслушиваются мнения учащихся).

Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.

1.Работа с учебником параграф 19,пункт 2.

Просмотр видеролика о крупных ГЭС. xn--o1agc1b.xn--p1ai/voljskayages/videos/1/

( слайд7)

- В начале урока вы все сказали, что любите отдыхать у реки, купаться, загорать, ловить рыбу. А знаете ли вы, что вода имеет лечебные свойства? Найдите информацию о первом российском курорте по использованию воды в лечебных целях .( Работа с учебником, стр.111 пункт 3)

Просмотр видеоролика о курорте «Марциальные воды». xn--80aeg3amk6b4b.xn--p1ai/news/na-zdorove/ (Слайд8)

Сколько людей страдают от болезней, вызванных недостатком воды или плохим качеством воды? Найдите эту цифру в тексте учебника. (500 млн.чел.).

-Загрязнение воды. (Слайд 9)

-Расходование воды (Слайды 10,11,12)

-Что означает «плохое качество воды»? (вода грязная, с вредными частицами, угрожает здоровью людей и животных, приводит к гибели животных и растений).

- А как улучшить качество воды?

-Какие меры существуют по сохранению чистых вод?(Слайд 13)

(Ответы учащихся: экономия воды, не сливать грязную воду в реку, ни кидать мусор в реки и озера.)

- Существуют очистные сооружения, где грязную воду с предприятий очищают и используют в хозяйстве. Это вторичное использование воды на заводах и фабриках.

Видеоролик об очистных сооружениях. wintube.ru/video/Ayvp9KiSK9A/ochistnye-sooruzheniya-chernogolovki/.(Слайд 14)

-Что означает понятие «Водный туризм». (Ответы учащихся).

ВЫВОД; Значение гидросферы в жизни человечества - огромно. Водные объекты нужны для жизни, оздоровления, хозяйственной деятельности людей, водного туризма и спорта, а также как транспортные пути,. Поэтому все люди должны бережно к ней относиться, не загрязнять, не расходовать попусту, помнить, что вода - самый ценный минерал планеты.

Физкультминутка. (слайд 15)

Учитель читает стихи:

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машем руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Групповая работа зад 5 стр114(Приложение 1.) (Слайд 16)

- На основе данных текстов придумайте рекламу водных объектов для отдыха и оздоровления.

Домашнее задание (Слайд 17)

Выполнить задания на стр.112-114 « Школа географа-следопыта» (по выбору)

Домашнее задание (по выбору) вопросы и задания на стр.114

4.Закрепление нового материала: 11 мин.

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока:

- Почему водоемы нужно охранять?

Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю - не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листочках-шаблонах напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».(Слайд 18)

Утверждения:

  1. Вода занимает 80% массы растений и 75% веса животных.

  2. Вода источник энергии и перевозчик грузов.

  3. Воду можно заменить другим природным ресурсом.

  4. Вода имеет вкус, цвет и запах.

  5. Вода обладает целительными свойствами.

Ответьте на вопросы (по выбору) Слайд19

Самооценка: выбрать сектор 3 - балл - «3» (Слайд 23)

4 - балл - «4»

5 - балл - «5»

Сектор 3

  • Завершите перечень водных объектов: океан, море, река,….,…. .

  • Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).

  • Рафтинг- это вид спорта, название реки, название корабля (выбрать правильный ответ)

Сектор 4

  • Завершите перечень: человек использует воду в:

Хозяйстве

…………….

…………….

  • Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере :

Цунами, наводнения……(завершите перечень)

  • Что привлекает туристов, отдыхающих на берегу моря или озера: тёплый климат,( продолжите перечень)

Сектор 5

  • Самые мощные ГЭС построены на реках с горным рельефом, равнинным рельефом, на широких реках, узких реках( выбрать правильный ответ).

  • Меры по сохранению качества вод и органического мира :

  1. Вторичное использование воды в промышленности;

  2. ……..

  3. …….

  • Сколько потребляется воды в год жителями нашей страны ( число жителей 146 млн.чел);

Учениками класса:……..

5.Рефлексия. (Слайд 21) -3мин.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Всё ли было понятно на уроке?

Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке.

Вывод урока.

С каким настроением вы уходите с урока?

У каждого на парте по 3 листика означающие:

Зеленый- было интересно на уроке, я все понял.

Коричневый - урок понравился, но некоторые моменты были трудными.

Красный - мне на уроке было скучно.

Сейчас я вас попрошу повесить на дерево один из листочков.

Перечень используемых ЭОР ресурсов на уроке

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Волжская ГЭС

Информационный

Видеофрагмент

xn--o1agc1b.xn--p1ai/voljskayages/videos/1/

Курорт «Марциальные воды»

Информационный

Видеофрагмент

xn--80aeg3amk6b4b.xn--p1ai/news/na-zdorove/

Очистные сооружения

Информационный

Видеофрагмент

httwintube.ru/video/Ayvp9KiSK9A/ochistnye-sooruzheniya-chernogolovki/



Приложение 1. (раздаточный материал)

Мир пяти озёр ( Юго-запад Сибири, Омская область )

Эта группа озёр территориально располагается в Омской и Новосибирской областях, хотя и не так далеко друг от друга. А объединяют их самые разные легенды. Одна из них, это то, что в результате падения осколков метеорита появились эти озёра. По другой - все они объединены одной подземной рекой. Что это за озёра? Данилово, Линёво, Щучье, Урманное или Шайтан-озеро. А где же пятое озеро? Его считают вымышленным и называют Потаённым. Вода в первых трёх считается «живой». Четвёртое, т.е. Шайтан-озеро расположено посреди болот, и вода в нём «мёртвая». И вот ещё одна легенда. На дне этого озера находится храм бога обезьян (индусский эпос). Ну а пятое, вроде никто не видел. Может надо только захотеть его увидеть? И сказка станет былью.

Человек и гидросфера.





Ильменский заповедник ( Урал, Челябинская область, недалеко от города Миасс )

Человек и гидросфера.

Большую часть площади этого заповедника занимают леса. Здесь же расположены озёра - их 30. Самое, часто посещаемое, конечно же, Ильменское озеро. 13 видов растений занесены в Красную книгу, более 70 ожидают того же решения. При заповеднике действует научный музей. Здесь также, проводится фестиваль бардовской или авторской песни. Среди всей этой красоты ещё и песни слушать. Великолепный отдых! Восьмое место в топ-10 Лучшие места для отдыха с детьми







Байкал ( Восточная Сибирь, граница Иркутской области и Республики Бурятия )

Человек и гидросфера.

Пятерку топ-10 Лучшие места для отдыха с детьми открывает, «Славное море, священный Байкал» - так в песне поётся. А из неё слов не выкинешь, как известно. Если принять во внимание законы географии, то Байкал - озеро, но древние народы, жившие по берегам, считали его морем. В 1997 году это «славное море» внесено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Байкалу почти 30 миллионов лет, а признаков старения не наблюдается. Считается, что озеро возникло в результате тектонических процессов, которые и продолжаются до сих пор. В виде огромного полумесяца на более чем 600 км, тянется Байкал в длину. Ширина его от 27 до 81 км. А глубина более 1600 метров, что делает Байкал самым глубоким озером нашей планеты. Ещё здесь очень много пресной воды, пригодной для питья. 1/5 часть всей пресной воды, и опять на всей планете. Впечатляет! Остаётся только приехать на это озеро, удивительной красоты, для того, чтобы просто посмотреть. Можно также ознакомиться и с другими достопримечательностями этих мест. Например, остров Ольхон, который считают центром шаманизма. Да и, вообще, экскурсионные программы очень интересны и увлекательны, составленные на любой вкус и возраст.



Озеро Светлояр ( Нижегородская область, Воскресенский район )

Человек и гидросфера.

Это озеро, с размерами 500х350 м, глубиной около 40 м - памятник природы федерального значения. Происхождение Светлояра до сих пор вызывает споры, хотя последние исследования 2009 года подтверждают гипотезу о метеоритном происхождении его. Однако, в своё время, в результате раскопок на одном из холмов были обнаружены остатки древних орудий (каменный век). Вообще, Светлояр самое загадочное озеро России. Представьте себе, что вода из него может храниться в сосуде сколь угодно долго, не теряя своих вкусовых качеств, чистоты, прозрачности. Слышали, наверно, легенду о затонувшем Граде Китеже? Считают, что на берегу озера Светлояр стоял когда-то этот легендарный град. Хану Батыю и его орде так и не удалось увидеть его, поскольку сама Богородица спасала Китеж. И на этом самом месте до сих пор стоит камень «Пята Богородицы». При желании, можно принять участие в Празднике на Ивана Купалу. Короче говоря, здесь ещё масса всего удивительного и привлекательного. Поезжайте и сами всё увидите!





© 2010-2022