Рабочая программа по географии (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №37

ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г.УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Рассмотрена

на заседании ШМО учителей ___________________________

Руководитель ШМО

__________/________________/.

Протокол №___________

«___» ____________ 2015г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________ /________________/

«___» ____________ 2015г.

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 37

___________ / Андреева Т.А../

Приказ №_________

«___» ________________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету __География_______

для 8 Б, В, Г классов

уровень реализации программы: ___________ общее образование

срок реализации программы: 2015-2016 учебный год








составитель: Янгуразова Р.Р., учитель первой категории



Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………...3-4

  2. Общая характеристика учебного предмета ………………………………………………………………………………..4

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане ……………………..……………………………………………..4

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ……………………………………………………5-6

5. Содержание учебного предмета ……………………………………………………………………………….………..….6-12

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся…………...….. .13-17

7. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного

процесса.… ……………………………………...……………………………………………………………………………18

8. Приложение № 1.Контрольно-измерительные материалы………………………………………………………………..19-25





1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии разработана в соответствии с приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312
"Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (с изменениями от 20 августа 2008 г.), приказ Минобрнауки России № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2.821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», авторской программы по географии И.И.Бариновой, В.П.Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009.); Программа курса «География России» реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединённых социально природных процессов и явлений. Курс «География России» включает две взаимосвязанные части: «География России: человек и природа» (8-й класс) и «География России: человек и хозяйство» (9-й класс).

В 8-м классе в части «География России: человек и природа» обучающиеся изучают разделы: «География России: из прошлого в будущее», «Географическое положение и пространства России», «Природа - население - хозяйство» - проблема устойчивого развития», «Природа России», «Географические системы», «Природно-хозяйственные зональные и азональные системы», «Демографическая картина России: сколько нас? Какие мы?»

Цель курса - способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у обучающихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства геопространства России в его природном, социально-экономическом разнообразии и региональном единстве.

Задачи курса:

- овладение системой теоретических и прикладных географических знаний, необходимых для понимания взаимосвязей в единой системе «природа - население - хозяйство» на идеях устойчивого развития и формирования географической картины мира;

- усвоение методов научного познания (картографического, статистического, сравнительно-географического, геосистемного и др.) с целью успешного, осознанного изучения содержания курса и их применения в самостоятельной деятельности;

- развитие ценностных ориентаций по географическим проблемам развития России, уважения к её исторической судьбе, уверенности в будущем, креативности, позитива, личной ответственности; создание целостного образа многоликой страны;

- формирование готовности к изучению и практическому решению лично- и социально значимых географических задач; созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.






2. Общая характеристика учебного предмета.

Курс географии России существует в различных вариантах в отечест­венной школе на протяжении уже нескольких деся­тилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существен­но видоизменялись. С середины 60-х гг. это был един­ственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвя­занные, но фактически обособленные блоки сущест­вуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Насе­ление и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономиче­ские изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затрону­ли и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, кото­рые произошли в мире и стране, ни новых целей и за­дач, которые стоят перед Россией в третьем тысячеле­тии.

В настоящее время в школе существует два подхо­да к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход - комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

  • Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комп­лексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

  • Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изу­чается география природоэксплуатирующих отрас­лей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхо­да. Это вполне понятно, поскольку реальное становле­ние курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно - в конце 90-х гг. XX в.

Поэтому построение современной системы обуче­ния по курсу «География России» невозможно на ос­нове ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структу­ры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, эко­логизация, экономизация и др., таких научно-мето­дических подходов, как территориальный, комплекс­ный, типологический, исторический и т. д.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный план МАОУ СОШ № 37 Октябрьского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.





4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения;

  2. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  3. географические районы, их территориальный состав;

  4. отрасли местной промышленности.

Описывать:

  1. природные ресурсы;

  2. периоды формирования хозяйства России;

  3. особенности отраслей;

  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  5. экономические связи районов;

  6. состав и структуру отраслевых комплексов;

  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  1. различия в освоении территории;

  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  3. размещение главных центров производства;

  4. сельскохозяйственную специализацию территории;

  5. структуру ввоза и вывоза;

  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


5. Содержание учебного предмета.


«География России»

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

География России: зачем нужно изучать географию своей Родины? Возрастающая роль географического знания в развитии кругозора и понимания своего места в окружающем мире. Географические объекты и процессы, важные для каждого жителя России.

Часть I. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.

Раздел I. ГЕОГРАФИЯ В РОССИИ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ (5 ч.)

У истоков географической науки. Первые научные географические исследования: И.К. Кириллов, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов (XVIII в.). Система географической науки В.Н. Татищева. Первое историко-географическое описание городов К.И. Арсеньева. Основоположники русской географии: «дедушка» - П.П. Семенов-Тян-Шанский и его убеждение: человек - венец географического изучения; отцы географии - А.И. Воейков; В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин. Географические идеи: люди и события. Процессы дифференциации и интеграции. «Архитектура» географической науки. Физическая и экономическая география в лицах. Отрасли физической и социально-экономической географии. Учения о географической зональности (В.В. Докучаев, Л.С. Берг, А.А. Григорьев), географическом ландшафте (Л.С. Берг, В.Б. Сочава, Н.А. Солнцев, Ф.Н. Мильков), природно-территориальном комплексе, географических системах (В.Б. Сочава, А.Г. Исаченко, В.С. Жекулин, В.С. .Преображенский); экономико-географическом положении (Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, И.М. Майергойз), географическом разделении труда (И.А. Витвер, Н.Н. Колосовский, Ю.Г. Саушкин). Теории: районирования (физико- и экономико-географического), расселения (В.В. Покшишевский, С.А. Ковалев, Г.М. Лаппо), природопользования. Географическая картина мира. Концепция устойчивого развития .

География на службе человека. Географическая культура. Конструктивный характер географии. Географические основы рационального природопользования, охраны окружающей среды и здоровья человека, безопасности его жизнедеятельности. Географический кругозор. Географический стиль мышления. «Без географии ты нигде». Географическая культура.

Географические методы. Картографический метод. Карта - «альфа и омега географии», свойства карты как образно-знаковой модели действительности. Язык карты. Информационная ёмкость. Приёмы использования карт (А.М. Берлянт). Учебный атлас по курсу «География России» как информационная система и культурный феномен. Геоизображения. Космические снимки. Сравнительно-географический и статистический методы. Мониторинг окружающей среды. Геоинформационные системы. GPS-навигаторы.

Практические работы. 1. Работа с атласом России как целостным картографическим произведением - «картографической энциклопедией России». 2. Творческая работа: «Люди и географические события» - подготовка рефератов.

Раздел II. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (6 ч.)

Россия на карте мира и Евразии. «Визитная карточка» России, герб, флаг. Географическое своеобразие. Политико-административное деление. Федеральные округа. Россия - часть многополярного мира. Население. Площадь. Столица. Россия - северное евразийское государство. Крупнейший биосферный потенциал России.

Оценка географического положения. Физико-, экономико-, эколого-географическое положение. Изменение геополитического положения. Влияние географического положения на природу и социальный образ России. Крайние точки. Размеры территории. Путешествие по сухопутным и морским границам. Моря, омывающие территорию России. Государства-соседи. Визитная карточка Республики Башкортостан.

Сколько раз в России встречают Новый год? Часовые пояса. Поясное время. Линия перемены дат часовых поясов России. Значение перехода страны на «летнее» и «зимнее» время. Становление Российского государства. Исторические этапы формирования географического пространства России. Историко-географические карты. Формирование российской государственности в междуречье Волги и Оки. Возвышение роли Москвы как собирательницы русских земель. Распространение российской государственности на восток до побережья Тихого океана (землепроходцы), север (поморы) и юг, пути расселения. Реки и волоки - торговое и стратегическое значение. Роль монастырей в освоении земель. Лесные засеки. Казаки - пограничные земледельцы, воины, землепроходцы. Церковный раскол и его роль в заселении отдаленных территорий. «Окно в Европу». Научные экспедиции и имена их участников на карте России. Российская империя - СССР - Российская Федерация.

Россия в системе макрокультурного районирования. Единство географического пространства. Единство исторических судеб, цивилизационная самоидентификация россиян. Разнообразие и единство природы - разнообразие и единство искусства. Единство в многообразии. «Географический паспорт».

Практические работы. 1. Оценка географического положения России, сравнение его с географическим положением других государств. 2. Расчет коэффициента северности для ряда городов. 3. Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел III. «ПРИРОДА - НАСЕЛЕНИЕ - ХОЗЯЙСТВО» -

ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (6 ч.)

Исторические этапы взаимоотношений общества и природы. Доиндустриальный и постиндустриальный этапы: ключевые проблемы и их следствия. Культура охотников и собирателей. Аграрная культура: подсечно-огневое земледелие, распашка целинных земель, перевыпас скота в Калмыкии. Индустриальная культура: горнодобывающая и обрабатывающая промышленность и геоэкологические проблемы. Классификация отраслей по степени экологической опасности. Постиндустриальная культура: информационное общество, высокие технологии. ХХ век - век глобальной дестабилизации окружающей среды.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Устойчивое развитие - «дорога жизни». Идея системного триединства экономики, социальной сферы, экологии в стратегии устойчивого развития как коэволюционной формы взаимоотношений общества и природы. Гармонизация. Принципы интенсификации и экологизации. Социальная справедливость. Экологический императив. Природа - не только кладовая и поставщик ресурсов, а и фундамент жизни, сохранение природы - непременное условие общественного развития. Устойчивость природных систем. Роль географии в решении проблем устойчивого развития.

Географические проблемы устойчивого развития. Потенциал экологической устойчивости России. Индикаторы устойчивого развития: экономические (уровень доходов населения; валовой внутренний продукт (ВВП); энергоемкость ВВП); социальные (реальные доходы населения); демографические показатели - рождаемость, смертность, продолжительность жизни, здоровье, занятость; экологические - качество природной среды: чистота воздуха, вод, почв; ресурсообеспеченность. Уровни: локальный, региональный, национальный. Повестка дня на ХХI век. Местная повестка дня на ХХI век как программа устойчивого развития на локальном уровне. Основные показатели устойчивого развития России и её регионов.

Природопользование: понятие (Ю.Н. Куражковский), виды: ресурсное, отраслевое, территориальное. Рациональное природопользование - российский аналог идеи устойчивого развития (Д.Л. Арманд, В.А. Анучин). Природные ресурсы: определение, виды. Природно-ресурсный потенциал территории. Системы природопользования и их классификации: 1) по господствующей отрасли хозяйственной деятельности: сельскохозяйственные, водохозяйственные, лесохозяйственные и др.; 2) по особенностям территориальной структуры: фоновые, крупноочаговые, очаговые, дисперсные.

Практические работы. 1. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Раздел IV. ПРИРОДА РОССИИ (11 Ч.)

Геологическое строение, рельеф, ресурсы недр. Российская часть литосферы на геологической, тектонической, гипсометрической картах мирах. Роль рельефа и богатства недр в развитии стран. Геологическая история России. Крупные геологические события. Этапы геологического развития. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры, соответствующие им формы земной поверхности и полезные ископаемые. Методы изучения геологического прошлого. Геологические и тектонические карты. Геологические профили. Карст Республики Башкортостан.

Разнообразие рельефа России. Морфоструктуры - «остов» рельефа и морфоскульптуры - «орнамент», покрывающий этот остов. Общие закономерности размещения крупных форм рельефа: равнин и горных сооружений. Эндогенные и экзогенные рельефообразовательные процессы. Общая композиция рельефа. Гипсометрическая карта.

Экологический риск чрезвычайных ситуаций природного характера в литосфере. Сейсмично-опасные районы. Землетрясения и их последствия. Вулканизм. Карст. Горные обвалы. Оползневая деятельность. Геоэкологические проблемы. Влияние рельефа на жизнедеятельность человека. Концентрация населения на равнинных участках. Связь богатства земных недр районов с основными занятиями жителей. Недропользование при открытом и подземном способах добычи полезных ископаемых. Пути рационального недропользования.

Климат и климатические ресурсы. Климат России на климатических картах мира. Роль климата как природного компонента и условия жизнедеятельности человека. Главные факторы климатообразования. Климат Республики Башкортостан. Суммарная солнечная радиация и её зональный характер. Общая циркуляция атмосферного воздуха. Свойства подстилающей поверхности. Особенности рельефа. Влияние приморского положения и морских течений. Антропогенный фактор. Температурный, ветровой режимы и режим осадков на территории России. Климатические, синоптические карты. Климатограммы. Метеорологические наблюдения. Комфортность и дискомфортность климата. Тепловой купол над городами, «городской бриз».

Сезонность климата. Сезонные различия в образе жизни населения. Учёт сезонности в сельском и лесном хозяйстве, на транспорте и в энергетике. Климатические ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Типы климата: арктический, субарктический, климат умеренного пояса (умеренно-континентальный, континентальный, резкоконтинентальный, муссонный, морской), субтропический. Общая характеристика. Экологический риск чрезвычайных климатических ситуаций.

Геоэкологические проблемы. Влияние климата на образ жизни населения и его экономику. Изменение климата. Повышение среднегодовой температуры воздуха и её следствия: сокращение снежного покрова горных ледников, таяние вечной мерзлоты, повышение уровня Мирового океана. Экологический риск чрезвычайных климатических ситуаций. Возможные причины климатических изменений: астрономические, извержение вулканов, воздействие океанов, антропогенный фактор. Состав атмосферы - увеличение «парниковых газов». Влияние изменения климата на здоровье. Проблема охраны атмосферы. Климат будущего. Существует ли «парниковый эффект»? Сценарии развития при увеличении среднегодовой температуры для природных зон России, рельефа, почвенно-растительных ресурсов, экономики.

Воды суши и водные ресурсы. Воды России на гидрологических картах мира. Значение вод в природе и общественной жизни. Древнерусская цивилизация речных долин. Реки - первые дороги человечества. Состав внутренних вод суши. Главные речные системы по бассейнам океанов. Водоразделы. Речной сток, падение, уклон реки, скорость течения. Гидрологические карты и профили. Жизнь реки: источники питания, типы водного режима, половодье, паводки, наводнения. Горные и равнинные реки. Гидроэнергетические ресурсы рек России и их использование. Строительство ГЭС: достоинства и недостатки. Искусственные водные пути - каналы. Водохранилища. Озёра России. Озёра Республики Башкортостан. Причины возникновения озёрных котловин. География озёр. Крупнейшие озёра России. Жемчужина России - озеро Байкал. Использование озёр. Подземные воды и их виды. Ценность минеральных вод. Болота, их виды и значение. Многолетняя мерзлота и её распространение в России. Влияние многолетней мерзлоты на природу и экономику. Ледники.

Водные ресурсы и региональные различия в водообеспеченности. Водный кадастр. Геоэкологические проблемы загрязнения вод и пути их решения. Рациональное водопользование. Геоэкологическая обстановка Республики Башкортостан . Почва и почвенно-земельные ресурсы. Почвы России на почвенной карте мира. Почвы - «особое природное тело». Значение почв в природе и хозяйственной деятельности человека. Факторы почвообразования. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенный профиль. Типы почв. Естественное плодородие и пути его сохранения. Национальная гордость - русский чернозем. География почв России. Почвенная карта. Земельный кадастр. Почвенно-земельные ресурсы Республики Башкортостан. Почвенно-земельные ресурсы и их оценка. Экологические проблемы: эрозия почв, опустынивание, загрязнение, заболачивание. Пути рационального использования и охраны почв. Почвозащитная система земледелия. Мелиорация. Рациональное землепользование.

Живая природа России. Биологические ресурсы. Растения и животные России на биогеографических картах мира. Универсальная ценность живой природы. А. Гумбольдт - «отец» биогеографии. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Биогеографические карты. Разнообразие растительного и животного мира нашей страны. Факторы, влияющие на формирование флоры и фауны России. Адаптация к разным условиям среды обитания. Биологическая продуктивность и ее значение в поддержании устойчивости ландшафта. Растительный покров России. Основные типы растительности. Леса: средообразующее, водоохранное, рекреационное, промышленное значение. Породный состав лесов. Леса I, II, III категории. Учение о лесе Г.Ф. Морозова. Безлесные территории. Естественные луга, их роль и типы. Тундровая растительность. Болота. Оценка растительных ресурсов. Геоэкологические проблемы. Животный мир России. Охотничье-промысловые ресурсы. Сокращение биоразнообразия. Красная книга. Основные черты биогеографии морей. Рациональное промысловое природопользование.

Практические работы. 1. Изучение взаимосвязей природных компонентов. 2. Составление характеристики одной из крупных форм рельефа (по выбору). 3. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 4. Оценка комфортности климата разных регионов по картографическим и статистическим данным. 5. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. 6. Расчетные работы по определению падения реки и уклона рек (по выбору).

Раздел V. Географические системы (5 ч.)

Географическая система. Геосистема как природный географический комплекс, состоящий из взаимообусловленных географических компонентов, взаимосвязанных в своем размещении и развивающихся во времени как части целого (А.Г. Исаченко). Компоненты геосистемы. Свойства геосистем: целостность, открытость, динамичность. Важность геосистемного подхода во взаимосвязанном изучении природы, населения и хозяйства России и её географическом районировании.

Виды географических систем. 1) Природные геосистемы - естественные,практически не затронутые антропогенной деятельностью; 2) Антропогенные геосистемы, не имеющие аналогов среди природных и полностью созданные человеком; 3) Природно-антропогенные (природно-хозяйственные) геосистемы (сельскохозяйственные, лесохозяйственные). Природные геосистемы: территориальные (природно-территориальные комплексы) и аквальные (природно-аквальные комплексы). Геосистемы: зональные и азональные. Ландшафты. Идея культурного ландшафта.

Уровни географических систем. Планетарный (глобальный) уровень - географическая оболочка Земли. Региональный уровень - природная зона. Локальный уровень - природные основы жизнедеятельности человека.

Пути сохранения устойчивости географических систем. Устойчивость геосистем и её региональные различия. Факторы устойчивости. Особо охраняемые природные территории (ООПТ): заповедники, заказники, памятники природы, национальные и природные парки. Санаторно-курортные зоны. ООПТ как основа природно-экологического каркаса устойчивости территории.

Практические работы. 1. Составление графической модели природной геосистемы (по выбору). 2. Творческая работа: Проектирование «природного каркаса» своего района.

Раздел VI. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНАЛЬНЫЕ И АЗОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (16 Ч.)

Учение о географической зональности. Зональность как всеобщий закон природы (В.В. Докучаев, Л.С. Берг). Зона как целостный природный комплекс. Факторы зональности. Природные зоны России. Карта природных зон. Высотная поясность. Изменение природных зон в результате деятельности человека. Природно-хозяйственная зональная система.

Арктические пустыни, тундра, лесотундра. Положение на карте России. Дефицит солнечного тепла, многолетняя мерзлота, маломощные почвы. Ледяная зона с арктическими пустынными ландшафтами. Тундра. Лесотундра. Термокарст. Мохово-лишайниковый покров. «Птичьи базары». Образ северной природы в произведениях художников и поэтов. Низкая биопродуктивность ландшафтов. Кочевание как экологически оправданный вид хозяйственной деятельности. Экстремальная дискомфортность условий проживания населения. Адаптация местных жителей к суровым условиям Севера. Очаговый характер расселения. Уязвимость природы. ООПТ.

Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Положение на карте России.Климатические условия, бедность почв, повышение биопродуктивности. Внешний облик лесов и их состав. Географические различия таёжной зоны, зоны смешанных и широколиственных лесов. Поэзия леса - в стихах и на художественных полотнах. Лесопользование и его виды. Сокращение лесистости. Лесные пожары. Система особо охраняемых природных территорий - каркас экологической устойчивости. Лесостепь и степь. Положение на карте России. Континентальный засушливый климат. Богатство черноземных почв. Степные ландшафты в художественных произведениях. Массированная распашка и активное сельскохозяйственное освоение. Суховеи и пыльные бури. Экологические проблемы: эрозия и дефляция почв, пути их решения. Проблемы создания заповедных зон.

Полупустыни, пустыни, субтропики. Положение на карте России. Высокие температуры. Полупустыни и пустыни: дефицит увлажнения и увеличение континентальности климата. Очарование пустынных ландшафтов. Низкая биопродуктивность. Экстремальные условия жизни и способы адаптации к ним. Пастбищное скотоводство и его экологические следствия. Опустынивание. Жизнь и быт коренных народов. Заповедники. Субтропическое черноморское побережье. Пышность и разнообразие природных ландшафтов. Влажные субтропики. Картины приморских пейзажей. Рекреационное освоение. Экологические проблемы.

Горные системы как пример азональных геосистем. Природные зоны Республики Башкортостан. Горная карта России. Высотная поясность как проявление всеобщего закона зональности. Высотная поясность в разных горах. Разнообразие природных условий гор. Красочный образ горных ландшафтов. Характер горного расселения. Мозаика народов в разобщённых долинах. Условия жизни и быта горцев. Современное рекреационное освоение горных ландшафтов. Экологические проблемы.

Российские моря. Проявление зональности в водах Мирового океана. Моря Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов. Северный морской путь. Сравнительная характеристика по площади и глубине. Климатические условия. Особенности ледовой обстановки. Солёность вод. Моря России - в поэзии, прозе, живописи. Биопродуктивность. Хозяйственное использование. Рыбный промысел и добыча морепродуктов. Перспективы развития морского транспорта. Загрязнение вод. Зона шельфа, её значение. Геоэкологические проблемы и пути их решения.

Практические работы. 1. Характеристика одной из природных зон (по выбору) с установлением взаимосвязи между отдельными природными компонентами.

Раздел VII. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА РОССИИ.

СКОЛЬКО НАС? КАКИЕ МЫ? (18 Ч.)

Численность и воспроизводство населения. Динамика численности населения России и её региональные различия. Переписи населения и текущий учёт. Демографическая статистика. Карты населения. Влияние природных условий и социально-экономического уровня развития на численность населения. Демографические кризисы: причины, следствия, пути преодоления. Численность населения как следствие естественного и механического движения. Демографическая формула: рождаемость - смертность = естественный прирост. Тенденции развития естественного движения и возможности его оптимизации. Неиспользованные резервы снижения смертности. Демографическая ситуация в Республики Башкортостан. Воспроизводство населения и его типы: архетип, традиционный, современный. Изменения в основных характеристиках воспроизводства.

Миграции населения. Понятие миграции и её виды. Миграционная статистика. Причины миграции. Активизация внешних миграций. Проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Внутренняя миграция: межрайонная, внутрирайонная, межпоселенная. «Волны» широкомасштабной миграции на Восток. Обратный «западный» дрейф населения. Миграционные полюса страны: Центр и Дальний Восток. Значимость миграции «село - город». Феномен трудовой миграции: взгляд со стороны общества, семьи, личности. Демографический контекст. Проблемы биологической, социальной, этнической адаптации мигрантов.

Демографическая ситуация. Рынок труда. Значимость демографической ситуации в стратегическом планировании социально-экономического развития страны и тенденции изменения. Изучаем половозрастную пирамиду. Диспропорции в половозрастной структуре населения городских и сельских жителей. Региональная специфика. «Старение населения». «Перевес» женского населения. Российский рынок труда и политика занятости.

Качество жизни населения и экономическое развитие страны. Общественное здоровье. Смертность, в т.ч. младенческая, заболеваемость, средняя ожидаемая продолжительность жизни. Динамика коэффициентов смертности среди мужского и женского населения. Факторы роста заболеваемости населения и основные причины смертности. Риск заболеваний в северных районах и в зонах с острой экологической ситуацией.

«Зеркало» демографического завтра. Демографические прогнозы. Перспективная численность населения. Прогноз естественного движения и миграций. Различия в продолжительности жизни: гендерный и региональный аспекты. Прогнозы ожидаемой средней продолжительности жизни у мужчин и женщин. Демографическое будущее в городах и сельской местности.

Демографическая политика - путь к национальному возрождению. Демографическая политика как часть общей социально-экономической политики. Концепция демографической политики Российской Федерации. Меры по стимулированию рождаемости и снижению смертности. Национальные программы. Религиозный, национальный состав Республики Башкортостан.

Размещение населения. Зависимость от природных предпосылок и территориальной организации экономики. Карта плотности населения. Оценка экологической и социальной комфортности проживания населения. Неравномерность заселения: основная зона расселения (главная полоса расселения) и зона Севера. Городские и сельские поселения, групповые системы расселения. Дальнейшая судьба российских сел, посёлков городского типа и малых городов. Зональная закономерность сельского расселения. Воздействия человека на природу в районах с разной плотностью населения.

Урбанизация: город - агломерация - мегалополис. Принципы, признаки и проблемы урбанизации. Особенности российской урбанизации и её развитие в современных геополитических и социально-экономических условиях. Территориальные диспропорции в развитии городов. Многообразие городов. Города-лидеры. «Региональные столицы». Агломерации. Мегалополис. Миссия больших городов. Формирование многополярных городских структур - залог устойчивости развития национальной территории. Экономические, социальные, экологические проблемы и пути их решения.

Этнокультурное своеобразие России. У карты народов России. Современный этнический состав населения России. Факторы формирования этноса. Теория этногенеза Л. Гумилёва. Этническая мозаика регионов России. «Титульные» нации, проблема этнического национализма меньшинств. Язык как важный социально-культурный продукт этноса. География этнолингвистического состава россиян. Религиозно-культурное возрождение. Основные конфессии. Проблема межнационального общения. Толерантность. Культурно-этнические миры.

Практические работы. 1. Установление закономерностей в размещении населения России на основе анализа карт. 2. Прогнозирование численности населения России и ее отдельных районов. 3. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России и их размещение по территориям. 4. Установление по статистическим материалам уровня миграционного прироста населения России.

Часы по выбору учителя: 2 ч.


6. Тематическое планирование, 8 класс ,2015-2016 учебный год



П/п


Наименование раздела.

Тема урока.

Вид деятельности.

Дата проведения урока

планируемая

фактическая

Часть I. Россия на карте мира

1.

Географическое положение как зеркало России.

Источники географи­ческой информации.

Сентябрь

I- неделя

2.

Особенности физико-географического положения России.

Практическая работа №1 «Характеристика географического положения России»

Географическое по­ложение. Виды и уровни географиче­ского положения. Особенности гео­графического поло­жения России. Часовые пояса.

Уметь: показывать и на­зывать факторы, опреде­ляющие географическое положение России; пока­зывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и погра­ничные страны, оценивать значение границ для свя­зей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить приме­ры воздействия разницы во времени на жизнь на­селения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.

3.

Экономико - и транспортно-географическое положение России.

Практическая работа №2 «Сравнение географического положения России и других стран»

II- неделя

4.

Геополитическое ,этнокультурное и эколого-географическое положение России.

5.

Государственная территория России.

III- неделя

6.

Обширные российские пространства: вопросы и проблемы.

7.

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

IV- неделя

8.

Сухопутные и морские границы России.

9.

Россия на карте часовых поясов.

Октябрь

I- неделя

10.

Этапы и методы географического изучения территории.

11.

Практическая работа №3 «Определение поясного времени для разных пунктов России»

II-неделя

12.

Особенности административно-территориального устройства России.

13.

Практическая работа №4 «Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны»

III- неделя

14.

Обобщающее повторение по теме: «Россия на карте мира»

Часть 2. Природа России

15.

Геологическая история и геологическое строение территории России.

Особенности геологического строения. Устойчивые и под­вижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирова­ния земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Облас­ти современного го­рообразования, зем­ле-трясений и вулка­низма.

Природные условия и ресурсы. Закономер­ности размещения месторождений по­лезных ископаемых. Минеральные ресур­сы страны и пробле­мы их рационального использования

IV- неделя

16.

Рельеф России.

17.

Обобщающее повторение по теме: «Рельеф России».

V- неделя

18.

Как и почему изменяется рельеф России.

Ноябрь

II- неделя

19.

Стихийные природные явления в литосфере.

20.

Человек и литосфера.

III- неделя

21.

Практическая работа №5 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

22.

Обобщающее повторение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

IV- неделя

23.

Факторы, определяющие климат России.

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-

верхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Закономерности распре-деления тепла и влаги на территории страны (средние тем­пературы января и июля, осадки, испа­рение, испаряемость,

коэффициент увлажнения).

Сезонность климата,

чем она обусловлена. Типы климатов Рос­сии. Факторы их формирования, кли­матические пояса. Степень благоприят­ности природных ус­ловий.

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвиже­ния, здоровье чело­века. Неблагоприят­ные климатические явления

Декабрь

I- неделя

24.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

25.

Сезонность климата.

Практическая работа №6 «Определение по картам климатических закономерностей»

II- неделя

26.

Типы климатов России.

27.

Комфортность (дискомфортность) климатических условий .

III- неделя

28.

Климат и человек.

29.

Обобщающее повторение по теме: «Климат и климатические ресурсы»

IV- неделя

30.

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные сис­темы, водоразделы, бассейны. Распреде­ление рек по бассейнам океанов. Пита­ние, режим, расход, годовой сток рек, ле­довый режим. Роль рек в освоении терри­тории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные во­ды. Ледники. Много­летняя мерзлота. Водные ресурсы, воз­можность их разме­щения на территории страны.

Внутренние воды и водные ресурсы, осо­бенности их разме­щения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

31.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа №7 «Составление характеристики реки по тематическим картам и клиптограммам»

V- неделя

32.

Водные ресурсы и человек.

33.

Внутренние воды и водные ресурсы Республики Башкортостан

Январь

III- неделя

34.

Обобщающее повторение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

35.

Образование почв и их разнообразие.

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - ос­новной компонент природы. В.В. Докучаев основоположник почвоведения

IV- неделя

36.

Закономерности распространения почв.

37.

Почвенные ресурсы России.

Практическая работа №8 «Выявление условий почвообразования основных типов почв»

Февраль

I- неделя

38.

Обобщающее повторение по теме: «Почвы и почвенные ресурсы»

39.

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России

II- неделя

40.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

41.

Разнообразие природных комплексов.

III- неделя

42.

Природно - хозяйственные зоны России.

43.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

IV- неделя

44.

Леса.

45.

Лесостепи, степи и полупустыни.

Практическая работа №9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России»

Март

I- неделя

46.

Высотная поясность.

Природные и антропогенные ПТК. При­родная зона как при­родный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании

учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высот­ных поясов

47.

Особо охраняемые природные территории.

II- неделя

48.

Природные зоны республики Башкортостан.

Экологические проблемы этих зон

49.

Обобщение по теме: «Природное районирование»

III-неделя

Часть 3. Население России.

50.

Численность населения России.

Знать численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России .

Уметь анализировать города, населенных пунктов, зоны расселения

Апрель

I- неделя

51.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

52.

Этнический, языковый и религиозный состав населения.

Практическая работа №10 «Выделение районов проживания крупных народов по карте Народов России»

II- неделя

53.

Городское и сельское население.

54.

Размещение населения России.

Миграции населения в России.

III- неделя

55.

Люди и труд.

Практическая работа №11 «Оценка привлекательности места своего проживания»

56.

Обобщающее повторение по теме «Население России»

IV- неделя

Часть 4. Хозяйство России.

57.

Что такое хозяйство страны?

Знать основные особенности

экономико- географического положения РФ, следствия ЭГП и

значительных размеров территории

Уметь показать на карте субъекты РФ, их различия.

Май

I- неделя

58.

Как география изучает хозяйство.

59.

Состав первичного сектора экономики.

II- неделя

60.

Природно - ресурсный потенциал России.

Практическая работа №12 «изучение особенностей, производственных связей и принципов размещения отраслей хозяйства»

61.

Богата ли Россия ресурсами?

III- неделя

62.

Сельское хозяйство.

63.

Земледелие.

IV- неделя

64.

Животноводство.

65.

Лесное хозяйство. Охота.

66.

Рыбное хозяйство.

V- неделя

67.

Географический фактор в развитии общества.

68.

Обобщение: первичный сектор экономики-отрасли, эксплуатирующие природу

Резерв

времени








7. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

1.Дронов В.П.,Баринова И.И.,Ром В.Я.,Ложбанидзе А.А. География России.Природа.Население.Хозяйство.Учебник .

8 класс. -М.: Дрофа,2012 год.

2.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля.8 -9 классы.- М.: Дрофа,2010год.

3.Маерова Н.Ю. Уроки географии 8 -9 классы.- М. Дрофа,2010 год.

4.Ресурсы Интернета

5.Природа России. Мультимедийный компакт -диск.Разработан межвузовской лабораторией интенсивных методов обучения SPLINT 2012 .

6 . География России: 8 (Кл.): задания и упражнения: пособие для учащихся / Е.В. Баранчиков, А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. - М.: Просвещение, 2008. - 112 с. : ил. - (Шаг за шагом к пятерке).

Технические средства :

  • компьютер,

  • цифровой фотоаппарат,

  • мультимедийный проектор,

  • DVD-плеер,

  • телевизор,

  • интерактивная доска ,

  • учебные фильмы

Наглядные пособия:

- тематические карты,

- макеты форм рельефа,

  1. глобус.




8. Приложение.

Контрольно-измерительные материалы.

1 вариант

  1. Какой мыс является крайней северной материковой точкой?

1) Флигели; 2) Челюскин; 3) Дежнева; 4) Канин Нос.

2. В каких горах расположена крайняя южная точка России?

1) Кавказа; 2) Алтая; 3) Сихотэ-Алинь; 4) Памир.

3. С каким государством Россия имеет самую длинную сухопутную границу?

1) с Китаем; 2) с Казахстаном; 3) с Украиной; 4) с Финляндией.

4. С каким государством Россия имеет морскую границу?

1) со Швецией; 2) с Японией; 3) с Польшей; 4) с Арменией.

5. Какой полуостров находится на Балтийском щите?

1) Камчатка; 2) Кольский; 3) Ямал; 4) Таймыр.

6. Какая вершина является наиболее высокой?

1) Казбек; 2) Белуха; 3) Эльбрус; 4) Народная.

7. Какой климат характерен для Русской равнины?

1) умеренно континентальный; 2) континентальный; 3) резко континентальный; 4) муссонный.

8. Над какой территорией России зимой господствует антициклон?

1)над европейской частью России; 2) над Уралом; 3) над Восточной Сибирью; 4) над Кавказом.

9. На какой территории России наиболее теплое лето?

1) в Прикаспийской низменности; 2) на Среднерусской возвышенности; 3) на южном Урале; 4) на Сахалине.

10. На какой территории России выпадает наибольшее количество осадков?

1) на полуострове Таймыр; 2) на полуострове Камчатка; 3) на полуострове Чукотка; 4) на Новосибирских островах.

11. Какое из морей, омывающих Россию, является самым глубоким?

1) Балтийское; 2) Карское; 3) Белое; 4) Берингово.

12. Какая река относится к бассейну Атлантического океана?

1) Северная Двина; 2) Волга; 3) Дон; 4) Печора.

13. Для какой территории России характерны самые плодородные почвы?

1) для Кольского полуострова; 2) для Валдайской возвышенности; 3) для Ставропольской возвышенности; 4) для Тиманского кряжа.

14. В какой природной зоне обитают сайгаки, дрофы, стрепеты?

1) в тундре; 2) в тайге; 3) в степи; 4 в широколиственном лесу.

15. Закончите предложение: Как называется совокупность мероприятий, направленных на повышение плодородия почв……

2 вариант

1)Какой мыс является крайней восточной материковой точкой России?

1)Челюскин; 2) Дежнева; 3) Ратманова; 4) Флигели.

2)Через какой пролив проходит морская граница между Россией и Японией?

1) Берингов; 2) Кунаширский; 3) Вилькицкого; 4) Карские Ворота.

3) С каким из государств Россия имеет сухопутную границу?

1) с Латвией; 2) с Молдавией; 3) с Туркменией; 4) с Германией.
4)С каким из государств Россия имеет самую короткую границу?

1) с Грузией; 2) с Азербайджаном; 3) с КНДР; 4) с Латвией.

5)Какие горы являются наиболее древними?

1) Кавказские; 2) Уральские; 3) хребты Забайкалья и Прибайкалья; 4) Сихотэ-Алинь.

6)Какой полуостров относится к наиболее подвижным районам России?

1) Таймыр; 2) Чукотка; 3) Кольский; 4) Камчатка.

7)Какие горы являются наиболее высокими?

1)Уральские; 2) Алтай; 3) Сихотэ-Алинь; 4) Саяны.

8)Какой климат характерен для большей части Дальнего Востока?

1) морской; 2) континентальный; 3) резко континентальный; 4) муссонный.

9)Какая территория России находится под наибольшим влиянием Атлантики?

1)Русская равнина; 2) Западно-Сибирская равнина; 3) Зауралье; 4) Прикаспийская низменность.

10)В каком городе зима наиболее холодная?

1) в Екатеринбурге; 2) в Мурманске; 3) в Красноярске; 4) в Верхоянске.

11)Где выпадает наибольшее количество осадков?

1) на восточных склонах Кавказа; 2) на западных склонах Кавказа; 3) в котловинах Восточной Сибири; 4) на западных склонах Сихотэ-Алинь.

12)Какое море имеет наименьшую глубину?

1) Охотское; 2) Баренцево; 3) Черное; 4) Азовское.

13)Какая река относится к бассейну Северного Ледовитого океана?

1) Амур; 2) Ангара; 3) Волга; 4) Анадырь.

14)Где в России самые плодородные почвы?

1) в Предкавказье; 2) в Предуралье; 3) на Камчатке; 4) на Валдайской возвышенности.

15) Закончите предложение: Восстановление почв и ландшафтов на месте добычи полезных ископаемых называется……

Ответы.

1 вариант: 1-2,2-1,3-2,4-2,5-2,6-3,7-1,8-3,9-1,10-2,11-4,12-3,13-3,14-3,15-мелиорация.

2 вариант: 1-2,2-2,3-1,4-3,5-3,6-4,7-2,8-4,9-1,10-4,11-2,12-4,13-2,14-1,15-рекультивация.

Критерии оценивания:

14-15 правильных ответов - «5», 13,12,11 -«4», 10,9,8,7 - «3», менее 7 - «2».

Контрольная работа .

1 вариант

1.Географический диктант

  1. Напишите число государств с которыми Россия граничит на суше и на море.

  2. Назовите крайние точки России. (северная, южная)

  3. Какие острова принадлежат России в бассейне Тихого океана?

  4. Кто из русских землепроходцев первым вышел за Урал?

  5. Имена каких землепроходцев есть на современных картах России( не менее 5)?

  6. Почему циклоны на территории нашей страны чаще всего приходят с запада?

  7. Циклоны или антициклоны преобладают в нашей местности?

  8. Какие климатические явления неблагоприятны для жизни и деятельности человека?

  9. Дайте определений понятий: «водные ресурсы», падение реки, паводок

  10. Назовите 3 самые крупные реки в азиатской части России.

  11. Назовите основные источники питания рек.

2. Тестовой контроль

  1. Какие формы рельефа преобладают в нашей стране?

А)равнины б)горы в)плоскогорья

2.Какое из определений наиболее точно характеризует рельеф России?

А)однообразен б)контрастен в)разнообразен

3. Укажите районы распространения ледниковых форм рельефа

А) Карелия б)Южный Урал в) Поволжье г) Валдайская возвышенность

4.К крупнейшим районам России относятся

А)Русская равнина б)Прикаспийская низменность в)Прикубанская низменность

5. Наиболее молодые породы по возрасту расположены а) Хибины б)Урал в)Забайкалье г) Кавказ

6. Самые высокие горы России а)Урал б)Алтай в) Кавказ г) Саяны

7.Наиболее богаты водными ресурсами?

А) европейская часть РФ б)Урал в)азиатская част РФ

8.Наиболее заболоченные территории россии

А)Мещера б)Карелия в0Западная Сибирь

9. Наиболее разнообразие растительности характерно для зоны

А)лесов б)пустынь в) степей

10. Установите соответствие между природными зонами и растениями

1. Степь а) ковыль

2. смешанный лес б)береза

3. тайга в) ягель г)типчак д)лиственница е)сосна ж) сосна з)осина з)ель и) кедр

3. Характеристика одной из природных зон России

Восточная европейская равнина- географическое положение, реки, климат. полезные ископаемые, растительный и животный мир

  1. вариант

1.Географический диктант

  1. Напишите число морей, омывающих берега России

  2. Напишите крайние точки России. (западная, восточная)

  3. Какие острова принадлежат России в бассейне Северного Ледовитого океана?

  4. Кто из русских первопроходцах достиг Тихого океана?

  5. Имена каких ученых-географов есть на современных картах России? (не менее 5)

  6. От чего зависит распределение температуры воздуха на территории нашей страны?

  7. Где в нашей стране часто случаются Ураганы, и почему?

  8. Какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы транспорта?

  9. Дайте определений понятий: годовой сток, половодье, многолетняя мерзлота.

  10. Назовите 3 самые крупные реки в европейской части России.

  11. Укажите основные районы распространения ледников в России.

2.Тестовой контроль

  1. Самые большие по протяженности в меридиальном отношении горы России

А)Кавказ б)Саяны) в)Урал г)хребет Черского

  1. Установите соответствие между названиями гор и их вершинами

1. Алтай а) Мунку-Сардык

2. Урал б) Белуха

3. Кавказ в)Победа

4. Восточный Саян г) Народная

5. Хребет Черского д) Эльбрус

  1. .Наиболее богаты полезными ископаемыми

А) Урал б)Алтай в) Западно-Сибирская равнина. Г) Хибины

  1. К молодым горным системам относятся а) Хибины б) Урал в) Алтайско-Саянская страна

Г)Кавказ

  1. К сейсмоактивным Районам РФ принадлежит

А) Урал б) Дальний Восток в) Западная Сибирь

  1. . Основные месторождения нефти и газа сосредоточены в

А) Западная Сибирь б) Забайкалье в)Поволжье

7. Огромный заболоченный район Васюганье расположен

А)Поволжье б)Западная Сибирь в) Приморский край

8. многолетняя мерзлота распространена

А) Якутия б)полуостров Таймыр в) Полуостров Ямал

9. Однообразный и бедный растительный мир в

А) Приморье б) Северный Кавказ в)Северный Урал г) Полярного Урала

10.Укажите наиболее характерных животных для каждой из зон

1. тундра а)песец

2.тайга б)медведь в)лемминг г) глухарь д) рысь е) белка

3. Характеристика природной зоны России

Западная Сибирь- географическое положение, климат, водные ресурсы, полезные ископаемые. Растительный и животный мир.

26


© 2010-2022