Урок по географии для 6 класса по теме «Атмосферное давление»

"Описание материала: Тема «Атмосферное давление» изучается в 6 классе в разделе атмосфера. Это четвёртый урок в данной теме, который не только даёт общие представления об атмосферном давлении, но формирует необходимые знания для усвоения такой темы как ветер. На уроке ребята выполняя различные опыты убеждаются, что атмосферное давление действительно существует. Они сами дают определение этому явлению, учатся решать задачи. На уроке предусмотрена групповая работа и индивидуальная. "Используют...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии для 6 класса по теме «Атмосферное давление»Урок по географии для 6 класса по теме «Атмосферное давление»Тема урока: Атмосферное давление

Предмет - география

Класс - 6.

Учитель Лебедь О.А.

I квалификационная категория

МОУ: Харанорская СОШ № 40



Пояснительная записка


Урок по теме «Атмосферное давление» предназначен для учащихся 6 класса.

Уроки географии в 6 классе проводятся на основе государственного стандарта основного общего образования и программы по географии под редакцией И.В. Душиной (2009 г.).

Учащиеся 6 класса занимаются по учебнику предназначенному для общеобразовательных учреждений - география, начальный курс, 2009 г. Авторы: Т.П. герасимова, Н.П. Неклюкова.

Тема «Атмосферное давление» изучается в 6 классе в разделе атмосфера. Это четвёртый урок в данной теме, который не только даёт общие представления об атмоферном давлении, но формирует необходимые знания для усвоения такой темы как ветер.

































Конспект урока по теме «Атмосферное давление».

Цель урока: формирование представлений об атмосферном давлении.

  • Предметная: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: "Атмосферное давление".

  • Деятельно -коммуникативная: развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность.

  • Ценностно-ориентационная: помочь уч-ся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы "Атмосферное давление".

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение задач.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация; карта мира, необходимое для проведения опытов оборудование: газета или большой лист бумаги и линейка; стакан с водой и лист бумаги или открытка и миска; дощечка, покрытая пластилином (или емкость с мукой (песком)) и бутылка с водой; шприц; воздушный шар; вареное яйцо без скорлупы, бутылка, спички, бумага для поджога; карточки с описанием опытов для каждой группы; барометр-анероид; рисунок ртутного барометра Торичелли; жетоны за правильные ответы; столы сдвинуты по кол-ву групп.

Урок по географии для 6 класса по теме «Атмосферное давление»

Урок по географии для 6 класса по теме «Атмосферное давление»


ХОД УРОКА : I. Организационная часть.

(Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.)

Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
(Садитесь).
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!

II. Целеполагание и мотивация.

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Итак, кто может назвать тему урока?

Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.

Сегодня мы работаем в группах, совместно: "Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно".(слайд 2) Ребята, если вы поработаете на уроке плодотворно, то сможете ответить на вопросы: Почему нас воздух не может раздавить своим весом? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье.

III. Актуализация знаний.

I этап блиц-турнир:

А сейчас проверим домашнее задание. Вы должны четко и быстро отвечать на вопросы по домашнему заданию. За каждый правильный ответ - жетон.
Итак, I вопрос - вопрос-загадка. Слушайте внимательно и поднимайте руку для ответа. (слайд 3)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. - Что это? (Воздух)
- Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Возд. оболочку атмосферу).
- Почему атмосферу можно назвать теплой "рубашкой" Земли? (Защищает от резких перепадов температур).
-Почему "броней"? (Защищает от метеоритов).
- А "защитным экраном"? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений).
-Почему атмосферу называют и воздушной оболочкой, и газообразной? (Из воздуха - смеси газов).
- Каков состав воздуха? (78% - азот; 21% - кислород; 1% - др).
- Какой газ обеспечивает жизнь на Земле? (Кислород).
- Почему трудно определить границы атмосферы? Каковы они? (Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 1 тыс. - 2 тыс. км. над земной поверхностью).
-Какие части выделяют в атмосфере? (Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы).
- Какая из них ближе к земной поверхности, важнее для нас? (Тропосфера).
- Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить? (Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться).
- Имеет ли воздух вес? (Да).
- Изменяется ли вес воздуха? Как? (Изменяется нагретый более легкий, холодный более тяжелый).
Подведем итоги I тура: сосчитаем жетоны - это первые баллы, заработанные вашей группой. Впишите в карту (лист оценок группы - Приложение 1) первые баллы. Для дальнейшей работы за 1 мин. вы должны выбрать своей группе капитана, который будет руководить работой группы и отвечать за ее успех. В карту впишите участников группы, ведь думать над моими вопросами и искать правильное решение их будете все вместе. Главное правило - тихо, не мешая другим группам! Минута готовности пошла (готовность группы определяется по поднятым рукам).
(через 1 мин.)

IV. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

Продолжаем работу. (слайд 4)
-Если тело имеет вес, значит оно может давить на поверхность, на которой оно находится. Так?
Пример: я и кто-то из учеников (по имени) имеем разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол?
-А если сравнить давление на пол ученической парты и стола учителя?
Значит, давление - это сила. А с силой приходиться считаться.
Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней - как назовем эту силу? (атмосферное давление) Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению (ученики высказывают свои мнения).

Запишем в своих тетрадях: Атмосферное давление - это сила, с которой воздух давит на земную поверхность. (слайд 5)
Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А между тем ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему? Давайте вместе познакомимся с этим явлением.
Эксперимент: (слайд 6)

  1. Капитаны групп подойдут ко мне;

  2. Выберут карточку с описанием эксперимента для своей команды;

  3. Вернутся к командам.

Здесь на столах все необходимые для экспериментов принадлежности.
Через 1 минуту команда должна быть готова к проведению своего эксперимента, т-е. понять, что делать и выбрать того, кто будет проводить (демонстрировать) опыт. (Группы по карточкам знакомятся с экспериментом). Готовность - по поднятой руке.
- Проверка готовности: поняли что делать? Кто будет проводить опыт?
Демонстрация опытов группами. (Приложение 2 )

(выдача жетонов за качество демонстрации опыта 5-3).

  1. Группа демонстрирует опыт.

  2. Все другие наблюдают.

  3. Отвечают на вопросы: что видели, и почему так происходит?

  4. Заключительное слово группе, если нет вразумительных ответов в других группах. "Опыт доказывает что атмосферное давление существует …".

V. Физкультминутка.

Устали? Давайте немножко отдохнем. (Все встали, руки на поясе):
Посмотрели вправо (повернуться направо),
Влево (повернуться налево),
Руки сжали у груди (сжать ладони очень сильно у груди),
А теперь их отведи (сжать ладони, вытянуть руки вперёд и потянуться),

Дотянись до потолка, (поднять руки вверх и потянуться),
Сбрось усталость всю с себя! (сделать выдох, и сесть за стол).

VI. Первичное закрепление новых знаний.

- Ну, а теперь внимание всех групп на меня. Ваша задача: внимательно наблюдать опыт и объяснить увиденное. (Демонстрация опыта с яйцом, которое втягивается в бутылку после того, как в бутылку опустили зажженную бумагу).
-Кто готов объяснить, что увидели, и почему так случилось? (При нагревании воздух расширяется.)
- Что тому причина? (Когда закрываем яйцом горение прекращается, давление понижается и яйцо опускается)
-Доказали ли наши опыты, что давление воздуха существует? Другие интересные и более сложные опыты вы будете выполнять на уроках физики, где подробнее изучите силу атмосферного давления.
- А теперь внимание, вопрос - Давление - сила. А как и чем ее измерить?
- У команд 1 мин, чтобы найти ответ на стр. 114, лежащего перед вами учебника, на этот вопрос. (слайд 7)
Продолжим запись в тетради:
Барометр - прибор для измерения атм. давления (Торичелли, 1640г.), ед. изм. - мм. рт. Ст

- Как называется барометр Торичелли? (Ртутный) . (слайд 8)
Вот как он выглядит (показать рисунок) и используется в основном на метеостанциях, где ведут наблюдения за погодой.
- Как вы думаете почему?
- А как же измерять давление в горах? В других местах на земле? (слайд9)
- Существует другой вид барометра - анероид (показать). (слайд 10)
Он устроен очень просто: внутри металлическая коробочка из которой выкачан воздух, т. е. внутри - вакуум. Поэтому она реагирует на все изменения давления воздуха, а стрелка, которая связана с коробочкой, показывает ее реакцию. Давление усиливается - коробочка сжимается, и стрелка отклоняется вниз. Давление ослабевает - стрелка движется вверх.
Запись в тетрадь (слайд 11)

Барометр



Ртутный Анероид

- Какое давление показывает прибор?
Давайте отправимся мысленно с этим барометром в горы и посмотрим, как и почему изменяется атмосферное давление.
Работаем по рисунку на доске.
- Какое давление на равнине? 750 мм. рт. ст. (слайд 12)
- Каким стало на вершине? 650 мм. рт. ст. (слайд 13)
- Почему? Уменьшается столб воздуха и воздух стал более разряжен, легче. (слайд 16)
Вывод: С высотой давление понижается т.к. уменьшается воздушный столб и воздух легче.

Посмотрите на рисунок, что вы заметили (запись в тетрадь)
Работа по карте:
- Где самый мощный слой тропосферы? (Над экватором)
- Географическая широта? 00ш.
- Где он наименьший? ( У полюсов, широта 900ш)
- А где он будет иметь "среднюю" величину? (450ш)
- Какой уровень на Земле принимается за 0 м. высоты, начало отсчета высот? (Моря)
- Значит, на поверхности океана на давление не будет влиять высота местности?
- А какой воздух легче теплый или холодный?
- Какой будет сильнее давить? (Холодный)
- Значит, температура воздуха влияет на силу атмосферного давления?
- А что является границей между положительными и отрицательными температурами? (00)
- Вот почему давление воздуха измеренное на широте 450ш, на высоте 0м- уровня моря и при t0 - 00 С, т.е. когда ничто не влияет на силу атмосферного давления, считается нормальным и ровно 760мм. рт. ст.
(Продолжаем запись в тетрадь).

Урок по географии для 6 класса по теме «Атмосферное давление»

Зависит от высоты местности и температуры воздуха.
А теперь группы решают задачу. (рис. на доске) и решение записывают на листе - карте.
- Какое будет давление на высоте 2 км., если у поверхности Земли оно равнялось 750мм. рт. ст., т.е. оно было каким: пониженным или повышенным? Через 1 мин. - ответ. (Жетон) (слайд 17, 18)
- А теперь подсчитайте как изменится на этой высоте температура, если у поверхности она была + 210С?
-Что надо вспомнить для решения этой задачи? (Что t0 понижается на 60 через каждый км.)
Через 1 мин. - ответ. (Жетон)
Подведем итог (жетоны за верные ответы).

Итак, в начале урока мы сказали, что на наши вытянутые ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого КАМАЗа. Почему мы

выдерживаем такое давление?

Подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения, заполнив пустографки.

1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ .

2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.

3. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание на дом: § 38; творческое задание (по выбору): применение знаний об атмосферном давлении в различных отраслях народного хозяйства.

VIII.IX. Рефлексия.

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими

наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».Предлагаются варианты ответов:

● Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я научился…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.


Большое спасибо, ребята, за совместную работу.






Приложение 1

Лист оценок группы

Состав группы: капитан _____________________________________

1.

2.

3.

4.

5.

Этап

Количество жетонов

Блиц турнир

Проведение опыта

Ответы на вопросы

Решение задач

Всего







Приложение 2

Опыт 1

Требуется: пластилин, стеклянная бутылка с водой, закрытая пробкой.

Ход опыта: 1.Разомни пластилин и сделай из него тонкую лепёшечку - подставку под бутылку.

2. Ровно поставь бутылку на пластилин.

3. Теперь поставь бутылку горлышком вниз.

(Результат: Отпечаток, оставленный на пластилине донышком, будети менее глубоким, чем горлышком.

Это потому …

Что в первом случае опорная поверхность, на которую распределялся вес бутылки была больше. Во втором случае вес бутылки распределялся на меньшую поверхность. Поэтому и отпечаток глубже. Давление, оказываемое телом зависит от размера его опорной поверхности.)

Опыт 2

Требуется: линейка дереквянная, большой лист бумаги, стол.

Ход опыта: 1. Положите обычную деревянную линейку на стол так, чтобы ее, примерно, четверть свешивалась наружу.

2.Стукните по этому концу линейки - линейка, конечно, упала.

3. А теперь накройте линейку на столе аккуратно расправленным листом бумаги и снова резко, очень резко ударьте по ее кончику.

(Результат: линейка осталась на месте.

Это потому что…

Опыт этот наглядно показывает существование атмосферного давления. Удар был очень коротким, воздух под лист не успевал пройти и поэтому не мог уравновесить это давление снизу, следовательно, лист , поднимаясь, должен был бы приподнять столько килограмм, сколько в ней квадратных сантиметров! Вот и подумайте, могла ли палка быстро поднять такой груз.)


Опыт 3.

Требуется: стакан, вода, тазик.

Ход опыта:1. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой.

2. Накроем его листком бумаги.

3. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз.

4. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно.

(Результат: вода не выливается.

Это потому что…

Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково (по закону Паскаля), значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной.)

Опыт 4.

Требуется: шприц без иглы.

Ход опыта: 1.Возьми шприц и набери в него воздух.

2.Закрой пальцем отверстие и надави на поршень.

3.Не отрывая отверстие опусти поршень.

(Результат: сначала поршень будет опускаться с трудом, потом совсем остановится. Палец почувствует сильное давление.

Это потому что …

Воздух можно сжимать, поршень позволяет воздуху сжаться. Сжатие усиливает давление воздуха, то есть давление на палец и поршень.)


© 2010-2022