Рабочая программа по географии. 6 класс по ФГОС

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МРабочая программа по географии. 6 класс по ФГОСУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5


Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей __________

Протокол №__ от ______________

Руководитель ШМО

________ Ф.И.О.

«Согласована»

Зам.директора по учебно-методической работе

______

_____________

Утверждена приказом МБОУ СОШ №5 от _____________ №____

Директор МБОУ

Крымской СОШ №5

________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

6 класс

Учитель Барлаухова М.Э.,

учитель географии

(предмет)

МБОУ Крымской СОШ №5





2015-2016 уч.год

с.Крым


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативные документы и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа


Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный государственный стандарт основного общего образования. 2010 г.

Санитарно-эпидемологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.28 21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189, зарегистрирован в Министерстве России 3.03.2011 г. №1993г.

Приказ Минобразования Ростовской области от 09.06.2015 г. № 405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 уч.г

Примерный недельный учебный план для образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 уч.г. в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Учебный план МБОУ СОШ №5 на 2015-2016 уч.г.

Герасимова Т.П. Начальный курс географии. 6 класс// Сборник программ для общеобразовательных учреждений. "Дрофа" Москва 2012 г


  1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по географии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в 6 классе являются:

- ознакомление обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

- формирование географической культуры личности и обучения географическому языку;

- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географической карты;

- формирование знаний о том, что изучает география, как люди открывали Землю, о положении Земли во вселенной, о видах изображения земной поверхности, о природе Земли;

- формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;

- развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

- развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;

- развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.


  1. общая характеристика учебнОГО КУРСА «ГЕОГРАФИя»

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс - первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курса "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти тельного и животного мира), о человеке и окружаю щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  1. познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  2. сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  3. ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  4. соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Краеведческий принцип в содержании курса и в технологии его изучения выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов, и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о геокомплексе своей местности - как составной части земных оболочек. Одновременно, формируются основные общие понятия:

* предметные: «горы», «равнины», «река», «климат» и т.п.;

*элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком. Эти теоретические знания, важные составные части содержания курса, приемы учебной работы, приобретенные учащимися при непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями, в процессе практических работ и в дальнейшем используются ими для самостоятельного приобретения новых знаний.

В связи с тем, что в учебном плане школы на изучении географии в 6 классе выделено 1,5 ч. в неделю, в том числе 0,5 ч. из части, формируемой участниками образовательного процесса, используется 1 вариант программы Т.П.Герасимовой.

Данные часы выделены для более детального изучения отдельных разделов и тем программы и распределены таким образом:

  • Введение +2 ч.

  • Виды изображения земной поверхности. +1 ч.

  • Строение Земли. Земные оболочки +11 ч.

  • Население Земли +1

  • Обобщение и резерв+3 ч.


  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

По учебному плану в 6 классе отводится 53 часов, 1,5 часа в неделю, в том числе 0,5 ч. (18 часов в год) из части, формируемой участниками образовательного процесса.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных содержательных линий

Требования к уровню подготовки

Темы практических работ, контроль

Введение

3 часа



Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная

география. Земля - планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Обозначать на контурной карте

маршруты великих путешественников. Работать с рисунками «Планеты

Солнечной системы», «Вращение

Земли вокруг Солнца»


Контурная карта

Виды изображения земной поверхности

10 часов




    План местности

    4 часа

    Что такое план местности? Условные

    знаки. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы.

    Линейный масштаб. Выбор масштаба

    Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

    Рельеф. Относительная высота.

    Абсолютная высота. Горизонтали

    (изогипсы). Профиль местности

    Глазомерная съемка. Полярная

    съемка. Маршрутная съемка.

    Работать с планом местности. Отрабатывать умения выбирать масштаб, переводить

    цифровой масштаб в именованный.

    Определять стороны горизонта

    по компасу. Определять направления

    и азимуты по плану местности.

    Определять по плану местности

    высот холмов и глубин впадин. Определять по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма.

    Составлять план местности методом

    маршрутной съемки.






    Топографический диктант

    Практическая работа «Составление плана школьного двора»


      Географическая карта

      6 часов

      Форма Земли. Размеры Земли. Глобус - модель земного шара. Географическая карта - изображение Земли на

      плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт.

      Современные географические карты

      Меридианы и параллели. Градусная

      сеть на глобусе и картах.

      Географическая широта. Определение

      географической широты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические

      координаты.

      Изображение на физических картах

      высот и глубин отдельных точек.

      Шкала высот и глубин.

      Работать с глобусом и картами различных масштабов. Определять по глобусу и карте направления и расстояния.

      Определять по глобусу и картам

      различные параллели и меридианы.

      Определять географические координаты объектов.

      Определять по картам высоты и глубины

      объектов.








      Практическая работа «Определение географических координат»

      Тестирование по теме: «Виды изображения земной поверхности»

      Строение Земли. Земные оболочки

      31 час




        Литосфера









        Гидросфера








        Атмосфера
















        Биосфера


        8 часов
























        9 часов






















        10 часов



































        4 часа

        Внутреннее строение Земли. Земная

        кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора?

        Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

        Землетрясения. Что такое вулканы?

        Горячие источники и гейзеры.

        Медленные вертикальные движения

        земной коры. Виды залегания горных пород.

        Рельеф гор. Различие гор по высоте.

        Изменение гор во времени. Человек

        в горах. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени.

        Человек на равнинах.

        Изменение представлений о рельефе

        дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона.

        Ложе океана. Процессы, образующие

        рельеф дна Мирового океана.



        Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Что такое Мировой океан?

        Океаны. Моря, заливы и проливы.

        Свойства океанической воды.

        Соленость. Температура.

        Ветровые волны. Цунами. Приливы

        и отливы. Океанические течения.

        Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

        Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки

        равнинные и горные. Пороги и

        водопады. Каналы. Использование

        и охрана рек.

        Что такое озеро? Озерные котловины.

        Вода в озере. Водохранилища.

        Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота



        Атмосфера - воздушная оболочка

        Земли. Строение атмосферы. Значение

        атмосферы. Изучение атмосферы.

        Как нагревается воздух? Измерение

        температуры воздуха. Суточный ход

        температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха

        в течение года.

        Понятие об атмосферном давлении.

        Измерение атмосферного давления.

        Изменение атмосферного давления.

        Как возникает ветер? Виды ветров.

        Как определить направление и силу

        ветра? Значение ветра.

        Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным

        паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на

        количество осадков.

        Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды.

        Что такое климат? Характеристика

        климата. Влияние климата на природу

        и жизнь человека.

        Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и

        океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от

        океанических течений. Зависимость

        климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа



        Распространение организмов на Земле.

        Широтная зональность. Высотная поясность.

        Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских

        организмов на атмосферу.

        Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

        Определять минералы и горные породы

        по отличительным признакам.

        Сравнивать горные породы, различающиеся по происхождению.

        Оценивать влияния природных

        катастроф, связанных с литосферой,

        на деятельность населения и способов

        их предотвращения.

        Определять по карте расположения

        на материках различных гор, их

        протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии,

        Африке, Северной и Южной Америка.

        Определять по карте расположения

        на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнивать полезные ископаемых равнин и горных

        районов.

        Определять по картам шельфов

        материков и их частей, материковых островов, срединно-океанических

        хребтов океанов.













        Составлять схемы мирового

        круговорота воды. Обозначать на

        контурной карте океаны, крупные

        внутренние и внешние моря.

        Обозначать на контурной карте теплые и холодные течения.

        Описывать реки своей местности по

        плану. Обозначать на контурной

        карте наиболее крупных рек России и

        мира. Выявлять наиболее протяженные и полноводные реки, каналы.

        Обозначать на контурной карте

        крупные озера и водохранилища.

        Сравнивать озера тектонического и ледникового происхождения. Описывать

        озера или водохранилища.

        Выдвигать гипотезы возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты.













        Выполнять в тетради рисунок «Строение атмосферы».

        Выявлять зависимости между географическим положением территории

        и температурой воздуха в пределах

        этой территории. Рассчитывать среднюю температуру. Формулировать вывод

        о зависимости между температурой

        воздуха и высотой Солнца над горизонтом.

        Измерять атмосферное давление

        с помощью барометра. Выполнять

        в тетради рисунка: изображение направлений движений воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнивать температуры и давления над сушей и морем днем и ночь.

        Выявлять зависимость количества

        воды в воздухе от его температуры.

        Определять количество воды в насыщенном воздухе при заданных температурах. Измерять среднесуточную температуру зимой и летом. Сравнивать розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности.

        Описывать климат своей местности

        по плану.

        Выполнять в тетради рисунок: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к

        Солнцу зимой и летом; областей,

        которым характерны полярный день

        и полярная ночь.





























        Обозначать на контурной карте границ природных зон. Характеризовать

        одну из природных зон по плану. Работать с картой «Природные зоны мира». . Характеризовать

        наиболее известные заповедники

        и национальные парки. Рассказывать

        о представителях растительного

        и животного мира.

        Изучать природные комплексы

        своей местности и их описывать

        по плану.








        Тестирование по теме: «Литосфера»

        Практическая работа «Описание форм рельефа»

        Географический диктант по теме: «Части Мирового океана»

        Контурная карта

        Практическая работа «Определение по карте расстояния до ближайшего моря от своего населённого пункта»


        Комплексная практическая работа «Составление графика годового хода температуры, «розы ветров», диаграммы годового количества осадков, описания погоды»

        Тестирование по теме: «Биосфера»

          Взаимосвязи земных оболочек, компонентов природа

          2 часа

          Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная зональность - важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственная деятельность человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, её составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда

          Объяснять понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах

          Практическая работа на местности

            Население Земли

            3 часа

            Человечество - единый биологический вид. Численность населения

            Земли. Основные типы населенных пунктов.

            Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.


            Изучать этнографические особенности различных народов. Описывать особенностей жилища, одежды, еды,

            быта, праздников.

            Определять порядка действий при

            угрозах различных стихийных

            бедствий (пожара, урагана, наводнения, землетрясения, сильной жары,

            холода, града, грозы и т. д.).


              Влияние природы на жизнь и здоровье людей

              1 часа

              Главные особенности географических комплексов. Влияние природы на жизнь человека.


                Обобщение по курсу

                1часа



                Тестирование по курсу: «Физическая география»

                  Резерв (используется для восполнения пробелов знаний и умений в течении года)

                  2 часа




                  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


                  Номер урока

                  Дата проведения

                  Раздел учебной программы по предмету

                  Тема урока

                  Кол-во часов

                  Основные виды учебной деятельности

                  Темы контрольных, практических, лабораторных работ

                  1


                  Введение

                  География как наука

                  1

                  Называют основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности


                  2


                  Развитие географических знаний о Земле

                  1

                  Называют основные этапы познания планеты

                  Контурная карта

                  3


                  Земля - планета Солнечной системы

                  1

                  Выявляет особенности планеты Земля по сравнению с другими.




                  Виды изображения земной поверхности



                  4



                  План местности

                  Понятие о плане местности

                  Масштаб

                  1


                  Изучают содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. Определяют по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.



                  5


                  Стороны горизонта. Ориентирование

                  1

                  Топографический диктант

                  6


                  Изображение на плане неровностей земной поверхности

                  1


                  7


                  Составление простейших планов местности

                  Составление плана школьного двора.

                  Практическая работа №1

                  1


                  Практическая работа №1 «Составление плана школьного двора»

                  8



                  Географическая карта

                  Форма и размеры Земли.

                  Географическая карта

                  1

                  Определяют форму и размеры Земли по глобусу и карте. Измеряют расстояния и направления.

                  Описывают по плану карту полушарий и России; называют и показывают полюса, экватор, линии градусной сетки; определяют географическую широту и долготу по физической карте и глобусу; овладевают приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты


                  9



                  Градусная сеть на глобусе и картах

                  1


                  10



                  Географические координаты.

                  Практическая работа №2

                  1

                  Практическая работа №2 «Определение географических координат»

                  11



                  Изображение на физических картах высот и глубин.

                  1


                  12



                  Значение плана местности и географических карт

                  1


                  13



                  Обобщение знаний и умений по теме. тестирование

                  1

                  Тестирование по теме: «Виды изображения земной поверхности»



                  Строение Земли. Земные оболочки



                  14


                  Литосфера




                  Строение Земли

                  Горные породы и минералы

                  1


                  Называют и показывают: основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывают их на контурной карте.

                  Объясняют понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объясняют: образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывают: горы, равнины земного шара по типовому плану.

                  Работают с контурной картой



                  15



                  Движения земной коры

                  Вулканы, гейзеры, горячие источники

                  1




                  16


                  Обобщение знаний и умений по теме «Строение земной коры»

                  1

                  Тестирование по теме: «Литосфера»

                  17


                  Рельеф суши. Горы.

                  1


                  18


                  Равнины суши

                  1



                  19




                  Описание неровностей земной коры по плану.

                  Практическая работа №3


                  1

                  Практическая работа №3 «Описание форм рельефа»

                  20


                  Рельеф дна Мирового океана

                  1


                  21


                  Обобщение знаний по теме «Литосфера»

                  1

                  Географический диктант по теме: «Части Мирового океана»

                  22


                  Гидросфера

                  Вода на Земле

                  Части Мирового океана

                  1


                  Изучают состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. Определяют географическое положение объектов гидросферы, определяют по карте глубины океанов и морей, устанавливают зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определяют по форме озерной котловины е происхождение. Называют и показывают: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.


                  23


                  Свойства океанических вод

                  1


                  24


                  Волны в океане

                  1


                  25



                  Океанические течения

                  1



                  Контурная карта

                  26


                  Подземные воды

                  1


                  27,28


                  Реки

                  2


                  29


                  Озёра. Ледники

                  Искусственные водоёмы.

                  1




                  30


                  Обобщение по теме «Гидросфера».

                  Практическая работа №4

                  1

                  Практическая работа №4 «Определение по карте расстояния до ближайшего моря от своего населённого пункта»

                  31


                  Атмосфера

                  Атмосфера. Строение, значение, изучение

                  1

                  Называют и показывают: пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы).

                  Объясняют: распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.

                  Определяют температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

                  Описывают погоду и климат своей местности


                  32


                  Температура воздуха. Практическая работа №5

                  1

                  Комплексная практическая работа №5 «Составление графика годового хода температуры, «розы ветров», диаграммы годового количества осадков, описания погоды»

                  33


                  Атмосферное давление

                  Ветер. Практическая работа №5

                  1


                  34



                  Водяной пар в атмосфере

                  Атмосферные осадки. Практическая работа №5

                  1


                  35


                  Погода. Практическая работа №5

                  1

                  36


                  Климат

                  1


                  37


                  Климатообразующие факторы

                  1


                  38


                  Распределение света и тепла на Земле

                  1


                  39


                  Причины, влияющие на климат

                  1


                  40


                  Обобщающее повторение по теме «Атмосфера»

                  1


                  41


                  Биосфера

                  Разнообразие и распространение организмов на Земле

                  1

                  Изучают разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

                  Объясняют причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводят примеры.


                  42


                  Природные зоны Земли

                  1


                  43


                  Организмы в Мировом океане

                  1


                  44



                  Воздействие организмов на земные оболочки

                  Обобщение по теме «Биосфера»

                  1



                  Тестирование по теме: «Биосфера»

                  45


                  Взаимосвязи компонентов природы

                  Природные комплексы

                  1

                  Объясняют: воздействие организмов на земные оболочки, понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах


                  46


                  Урок-экскурсия. Практическая работа №6 «Описание природного комплекса»

                  1

                  Практическая работа №6 ( на местности)

                  47



                  Население Земли

                  Человечество- единый биологический вид

                  Численность населения Земли

                  1


                  Изучают население Земли, основные расы. Приводят примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.



                  48


                  Основные типы населённых пунктов

                  1


                  49


                  Человек-часть биосферы

                  1


                  50


                  Влияние природы на жизнь и здоровье людей

                  Стихийные природные явления

                  1

                  Знают влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.

                  Называют меры по охране природы.


                  51



                  Итоговый урок по всему курсу «Физическая география»

                  1

                  Тестирование по курсу: «Физическая география»

                  52


                  Резерв (Темы резервных уроков определяются учителем, исходя из уровня освоения учащимися)

                  2 часа

                  2




                  Итого

                  53





                  VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


                  1. Учебник: Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс, М. Дрофа, 2012 г.

                  2. Географический атлас . 6 класс. М,Дрофа, 2012г.

                  3. Нагорная И.И. Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой,6 класс.- Волгоград: Учитель, 2012.

                  4. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по курсу физической географии. 6 класс - М.: ВАКО, 2013.

                  5. Климнова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. И др. География. Землеведение.5-6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2012

                  Карты:

                  Карта: Физическая карта мира

                  Карта: Физическая карта полушарий

                  Карта Великих географических открытий

                  Наглядные пособия:

                  Портреты путешественников и мореплавателей.

                  Коллекция горных пород и минералов.

                  Страны мира (справочные сведения + таблицы)

                  Природные комплексы с. Крым

                  Модели вулкана, форм рельефа, строения земной коры, небесной сферы.

                  Глобус.

                  Теллурий

                  Мультимедийное оборудование:

                  1. DVD: Уроки географии (Кирилла и Мефодия) - 6 класс.

                  2. ЦОРы

                  3. Датчики температуры

                  4. Компьютер

                  5. Монитор

                  6. Телевизор

                  Сайты:

                  1. http: //gao.spb.ru/russian

                  2. http: //fmm.ru

                  3. http: //mchs.gov.ru

                  4. http: //national-geographic.ru

                  5. http: //nature.com

                  6. http: //ocean.ru

                  7. http: //pogoda.ru


                  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ

                  Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

                  Изучение географии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

                  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

                  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

                  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

                  Метапредметных результатов:

                  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

                  • гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

                  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

                  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

                  Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

                  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

                  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

                  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

                  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

                  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

                  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

                  Предметных результатов:

                  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

                  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

                  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

                  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

                  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

                  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

                  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

                  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

                  КОНТРОЛЬ


                  ВВОДНЫЙ: нет

                  ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ:

                  Топографический диктант «Условные знаки»

                  Практические работы:

                  • «Составление плана школьного двора»

                  • «Определение географических координат»

                  • «Обозначение объектов рельефа на контурной карте»

                  • «Описание основных форм рельефа и их географического положения»

                  • «Определение расстояния до ближайшего моря от своего населённого пункта»

                  • «Составление графика годового хода температуры, «розы ветров», диаграммы годового количества осадков и описания погоды»

                  • «Описание природных комплексов на местности»

                  Тестирование по темам:

                  • «Виды изображения земной поверхности»

                  • «Литосфера»

                  • «Части Мирового океана»

                  • «Гидросфера»

                  ИТОГОВЫЙ: тестирование

                  Система оценивания учебной деятельности


                  Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

                  Исходя из поставленных целей, учитывается:

                  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

                  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

                  • Самостоятельность ответа;

                  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

                  Устный ответ.

                  Оценка "5" ставится, если ученик:

                  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

                  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

                  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;

                  4. Хорошее знание карты и использование ее; верное решение географических задач.

                  Оценка "4" ставится, если ученик:

                  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

                  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

                  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

                  4. Ответ самостоятельный;

                  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

                  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

                  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

                  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

                  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

                  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

                  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

                  Оценка "3" ставится, если ученик:

                  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

                  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

                  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

                  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

                  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

                  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

                  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

                  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

                  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

                  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

                  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

                  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

                  Оценка "2" ставится, если ученик:

                  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

                  2. Не делает выводов и обобщений;

                  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

                  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

                  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

                  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

                  Оценка "1" ставится, если ученик:

                  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

                  2. Полностью не усвоил материал.

                  Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

                  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

                  Оценка "5" ставится, если ученик:

                  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

                  • допустил не более одного недочета.

                  Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

                  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

                  • или не более двух недочетов.

                  Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

                  • не более двух грубых ошибок;

                  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

                  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

                  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

                  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

                  Оценка "2" ставится, если ученик:

                  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

                  • или если правильно выполнил менее половины работы.

                  Оценка "1" ставится, если ученик:

                  • Не приступал к выполнению работы;

                  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

                  Примечание.

                  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

                  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

                  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

                  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

                  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

                  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

                  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

                  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

                  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

                  Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

                  Отметка "5"

                  Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

                  Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

                  Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

                  Отметка "4"

                  Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

                  Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

                  Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

                  Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

                  Отметка "3"

                  Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

                  Отметка "2"

                  Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

                  Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

                  Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

                  Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

                  Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

                  Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

                  Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

                  Критерии оценки презентации


                  Критерии


                  Баллы


                  Оценка
                  группы


                  Оценка класса


                  Оценка
                  учителя


                  СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ





                  Титульный слайд с заголовком


                  3


                  Минимальное количество - 10 слайдов


                  3


                  Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)


                  3


                  Библиография


                  3


                  СОДЕРЖАНИЕ




                  Сформулированы цель, гипотеза


                  3


                  Понятны задачи и ход исследования


                  3


                  Использование эффектов анимации


                  3


                  Вставка графиков и таблиц


                  3


                  Правильность изложения текста


                  3


                  Результаты и выводы соответствуют цели


                  3


                  ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ




                  Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы


                  3


                  Слайды представлены в логической последовательности


                  3


                  Красивое оформление презентации


                  3


                  Единый стиль


                  3


                  ОРГАНИЗАЦИЯ




                  Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося.


                  3


                  Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией


                  3


                  СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ


                  3


                  Общее количество баллов





                  Принципы подведения итогов:

                  1. Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).

                  2. Итоговый балл классифицируется следующим образом:


                  25 - 34 баллов - оценка «3»

                  35 - 44 баллов - оценка «4»

                  45 - 51 баллов - оценка «5»


                  Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

                  Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

                  1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

                  2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

                  3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

                  4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

                  5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

                  6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

                  Правила работы с контурной картой.

                  1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

                  2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

                  3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

                  4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

                  5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

                  6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!



                  СОГЛАСОВАНО


                  Протокол заседания ШМО учителей

                  ___________________

                  ___________________

                  ___________________

                  МБОУ СОШ №5

                  от _____ 2015г. №1

                  Рук. ШМО _______ / _____________

                  (подпись) / (ФИО)

                  СОГЛАСОВАНО


                  Заместитель директора по УМР


                  __________ /


                  __________ 2015 г.


                  © 2010-2022