Конспект урока: Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра

Конспект урока: "Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра". C использованием элементов технологии развития критического мышления на уроках географии в 8 классе. На своих уроках географии я применяю элементы технологии развития критического мышления.Замечу, структура данной технологии стройна и логична, так как её этапы соответствуют трём фазам: вызов, осмысление, рефлексия (размышление). На всех источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра».

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые приёмы: «инсерт», сводная таблица, синквейн, «общее - уникальное».

Оборудование: учебник Алексеева А.И. - География России. Природа и население. 8 класс. Атлас, настенная карта «Природные зоны России». Видеоматериал «ПЗР «Арктические пустыни, тундра».

Цель урока: формирование географического образа своей Родины посредством многообразия и целостности природных зон и показа взаимодействия и взаимопонимания трёх основных компонентов - природа, население и хозяйство.

Задачи, планируемые результаты обучения:

Личностные:

  1. Формулировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

  1. УУД.

Личностные:

  1. Проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

  1. Продолжать формирование умений сравнивать (сравнение природных зон антарктических пустынь и тундры).

  2. Продолжать формирование умений делать выводы (оформление сводной таблицы).

  3. Развивать речь, мышление, познавательные и общеучебные умения и навыки (работа с таблицей и синквейном).

Коммуникативные:

  1. Приходить к общему решению (приём «общее - уникальное»).

  2. Формулировать собственное мнение.

Предметные:

  1. Вызвать объективную необходимость изучения нового материала.

  2. Способствовать овладению знаниями по теме «Природные зоны России. Арктическая пустыня и, тундра».

  3. Углубить знания о взаимосвязях природных комплексов севера России.

  4. Способствовать формированию представлений о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов.

  5. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вызов.

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом- снега и вьюга.

Мой край - моя земля,

Родимые просторы!

Этими поэтическими строками мне бы хотелось начать сегодняшний урок.

Какова же тема сегодняшнего урока? («Природные зоны России»)

Рассмотрим два из них - арктические пустыня и тундра.

Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно.

Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах? (широтная зональность).

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь.

Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.

В XIX веке Василий Василевич Докучаев доказал, что зональность - это общий закон природы. Следствием зональности является существование крупных ПТК - природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

По карте атласа определите:

- как расположены природные зоны России? Перечислим их в этом порядке.

- сопоставьте карту природных зон и плотности населения (стр. 151). Какие из природных зон России подвержены антропогенному преобразованию и почему?

Сегодня мы с вами должны описать и сравнить две самые северные природные зоны России - арктические пустыни и тундру. Давайте определим критерии, по которым мы будем их сравнивать.

Ученики определяют линии сравнения, характеристики, по которым сравниваются природные зоны.

Фиксируем план описания зон на доске.

Арктические пустыни

Линии сравнения

Тундра

Географическое положение

Внешний облик зоны

Климатические условия

Почвы и их свойства

Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны

Типичные жтвотные и их приспособленность к условиям зоны

Возможность использования природной зоны человеком

Проблемы и охрана природной зоны


  1. Осмысление (основной приём «инсерт» - чтение текста со значками - делают пометки по тексту, обсуждение записей и заполнение сводной таблицы. (Приложение № 1.).

  2. Рефлексия. Ученикам предлагается составить синквейн (Приложение № 2) по теме: арктические пустыни и тундра, 3 минуты. Озвучиваем 2-3 примера.

А сейчас чтобы проверить ваши знания мы проведём небольшую работу. Раздаю карточки - в карточках обведены кружочками цифры, которые соответствуют признакам заданной вам природной зоны.

  1. Природа легко ранима.

  2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.

  3. Значительные площади покрыты ледниками.

  4. Средняя температура января -26-280С, а июня +40С.

  5. Сильные ветры.

  6. В зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.

  7. Расположена на островах Арктики.

  8. Увлажнение избыточно, много болот и озёр.

  9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).

  10. На южной границе средняя температура июля +100С.

  11. На скалах «птичьи базары».

  12. Лето короткое и холодное.

  13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

  14. В реках и озёрах много рыбы.

  15. Воды - в твёрдом виде, не только летом образуются талые воды.

  16. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).

  17. Полярная ночь длится 5 месяцев.

Проверка, зачитываю

Ключ: арктическая пустыня - 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17.

тундра - 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.

А теперь найдите «общее - уникальное» (Приложение № 3).

Находим общее 1,5, остальное - уникальное.

Заканчиваю урок словами учёного А.С. Берга «Можно сказать, что ландшафты есть как бы некий организм, где части составляют целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь одну часть ландшафта, то изменится весь ландшафт».

Собираем тетради на проверку составленной сводной таблицы.

Домашнее задание; с. 177-187,новые понятия, вопр. с. 180-4, с. 187-4, по выбору - 8.

Продолжите фразу на листочке.

1.На уроке я работал. активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Моё настроение стало лучше/стало хуже

6.Материал урока мне был понятен/не понятен

7.Домашнее задание мне кажется легким/трудным

8.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2, 3, 4, 5

Приложение № 1 приём «Инсерт»

Приложение № 2 приём синквейн

Приложение № 3 приём «общее - уникальное»


© 2010-2022