- Преподавателю
- География
- Урок Тема: Движение земной коры. Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»
Урок Тема: Движение земной коры. Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хасмаммедова А.Н. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Күні
Дата _______
География, 6 класс
Урок № 11: « Движение земной коры. Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»
Мақсаттар:
Цель урока: 1) Сформировать знания о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры; 2) Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать интерес к предмету.
Сабақтын әдісі: Метод обучения: словесный
Ұйымдастыру түрі: Форма организации: коллективная
Сабақтын түрі: Тип урока: комбинированный
Жұмыс формалары: Вид урока: проблемное обучение
Көрнекілігі: Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Макеты гор и вулкана
I. Ұйымдастыру кезеңі: Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II. Қайталау: Проверка домашнего задания.
1. Горные породы и минералы (природные тела, заполняющие земную кору, называются горными породами, бывают твердые, жидкие, газообразные; вещества, оставляющие горные породы - минералы; гранит из трех минералов - слюда, полевой шпат, кварц; известно 3000 минералов, 1000 горных пород)
2. Магматические горные породы (образованы из магмы - огненно-расплавленного густого вещества, богатого газами, образованного глубоко в земле при высокой температуре и большом давлении; на глубине 15-20 км, магматические горные породы составляют 95%; наиболее распространены базальт и гранит)
3. Осадочные горные породы (образуются в результате осаждения минеральных частиц, отходов деятельности живых организмов; обломочные, химические, органические; особенности образования - пластами, с остатками растений и животных; 75% верхних слоев земной коры состоит из осадочных горных пород, 25% - из метаморфических; уплотненные осадочные породы: из мела - известняк, из песка - песчаник, из глины - глинистые сланцы)
4. Метаморфические горные породы (образованы из опустившихся на большую глубину пород и переплавленные под давлением; известняк превращается в мрамор, глинистые сланцы - с кристаллические сланцы, песчаник - в кварцит; гнейс)
III. Білім деңгейін жан-жақты тексеру: Всесторонняя проверка знаний.
1.Как называется прибор, с помощью которого определяют стороны горизонта? (Компас)
-
Как называется угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет на местности, отсчитываемый по часовой стрелке? (Азимут)
-
Какой стороне горизонта соответствует угол равный 360 градусам? (Север)
-
Скольким градусам равен азимут южного направления? (180)
-
Как называется разность высотных отметок от одной точки земной поверхности до другой? (Относительная высота)
-
Как называется высота над уровнем моря до определенной точки на суше? (Абсолютная высота)
-
Что мы измеряем прибором «нивелир»? (Разность высот)
8.Какой масштаб удобный для изображения на тетрадном листке расстояния, равного 1000 см? (в 1 см - 100 см)
IV. Жаңа сабақ: Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Почему на Земле происходят землетрясения? Извергаются вулканы?
V. Жаңа тақырыпты түсіндіру: Объяснение новой темы.
1. Движение земной коры (первый вид движения - медленные поднятия и опускания земной коры - север Европы и Северной Америки поднимаются, а Средиземное море опускается, заливы превращаются в озера, а острова в полуострова; второй - горообразование, при котором происходят землетрясения)
2. Землетрясения (подземные толчки с колебательными движениями, возникающие при внезапных смещениях и разрывах в земной коре и мантии; длится несколько секунд, но повторяются; землетрясение в Верном в 1887 г.; очаг землетрясения место на глубине, где происходит разрыв и смещение горных пород; эпицентр - место на поверхности земли над очагом землетрясения; последнее катастрофическое землетрясение в Алмате было в 1911 г., при этом выделилось энергии, какую ГЭС могла бы давать в течении 300-350 лет; цунами - гигантские волны, появляющиеся в морях при подводных землетрясениях; сель - грязекаменный поток в горах; смерчи, наводнения; силу землетрясения измеряют по 12-бальной шкале - стр. 191 Приложение 2)
3. Изучение землетрясений (сейсмические зоны - зоны, где часто происходят землетрясения, они располагаются вдоль литосферных плит; Средиземноморско-Гималайский (15%) и Тихоокеанский (80%) пояса; в Тянь-Шане землетрясения могут достигать 9-10 баллов; на Земле 1000 сейсмостанций; сейсмограф - приборы для измерения движений земной коры)
4. Возникновение вулканов и их строение (вулкан - гора конической формы, из горловины которой выбрасывается горючий газ, пар, пепел, камни, а по поверхности растекается раскаленная лава - излившаяся на поверхность магма; жерло вулкана - канал, по которому поднимается лава; кратер - чашеобразное углубление на вершине вулкана)
5. Потухшие и действующие вулканы (потухшие - об извержении которых нет никаких сведений (Эльбрус, Казбек); действующие - из жерла которых постоянно происходят извержения (Ключевская сопка); вулканы обычно располагаются цепочкой вдоль трещин земной коры; Тихоокеанический вулканический пояс)
6. Для чего изучают вулканы? (сведения о составе веществ литосферы; водяной пар увеличивает количество воды на Земле)
7. Горячие источники и гейзеры (минеральные - в составе подземных источников растворенные соли и газы; гейзеры - время от времени фонтанирующие источники горячей воды с паром; распространены на Камчатке, Новой Зеландии, Японии, Северной Америке, острове Исландия)
VI. Сабақты бекіту: Усвоение новой темы.
1.Как называется наука, изучающая землетрясения? (Сейсмология)
2.Какой прибор определяет силу землетрясения? (Сейсмограф)
3.В каких единицах измеряется сила землетрясения? (в баллах)
VII. Үй тапсырма: Домашнее задание. §20,21, рис. 38
VIII. Қорытындылау: Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Земная кора никогда не находится в покое: некоторые ее участки поднимаются, другие опускаются. Процесс образования гор приводит к землетрясениям - часто происходящим явлениям на Земле