Рабочая программа по географии для 6 класса

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

  • Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (YI - YII класс),

  • Авторская программа по географии 6-10 классы /Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006

Начальный курс географии - это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

В связи с тем, что Базовый учебный план предусматривает изучение в курсе «География» Географии своего края (Брянской области) за счет регионального компонента в размере 0,5 час (17 час. В год) в рабочую программу внесены изменения.

Изучение Географии Брянской области идет параллельно с изучением курса физической географии, с добавлением часов ГБО в основные темы курса, с учетом преемственности географической информации. Добавляется количество практикумов и практических работ на местности, экскурсий по изучению природы своей местности.

Программы:

  • Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (YI - YII класс),

  • Авторская программа по географии 6-10 классы /Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006

Количество часов: всего с учетом Географии родного края - 70 часов, в неделю - 1,5 +0,5 часа; практических работ - 13,

Оценочные практические работы

  1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдения за погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу

  2. Топографический диктант.

  3. Ориентирование на местности.

  4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.

  5. 5/1Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте.

5/2 Географическая карта - источник информации. Практическая работа №5/2«Определение по карте координат г. Брянска, абсолютных высот территории области»

  1. 6/1 и 6/2 Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

  2. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда, деятельность человека

  3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)

  4. 9/1 и 9/2Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова,

  5. 10/1 и 10/2 Определение ГП рек, озер, водохранилища (по выбору).

  6. Наблюдение за облаками, облачностью, зарисовки облаков, описание погоды, построение розы ветров, диаграмм облачности»

  7. «Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности»

  8. «Ознакомление с наиболее распространенным ПК своей местности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к модулю ГЕОГРАФИЯ РОДНОГО КРАЯ.


Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии. 6-9 классы. Использована авторская программы по географии 5-9 классы под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин (М.: Дрофа, 2012.), тематического планирования по предмету «География родного края» 6 класс - Ахромеева Л.М.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что в последние десятилетия обострилось противоречие между природой и обществом, возникло множество экологических проблем, не только глобального, но и регионального, областного, районного уровня. Успешное решение экологических проблем зависит от экологической культуры каждого человека, деятельность которого проявляется сейчас, будет, проявляется через год или десятилетия в определенном регионе страны, в своем городе, поселке, деревне. Осуществить экологическое воспитание и образование в основной школе, признан курс «Географии родного края». Начинать учить любить и охранять природу надо с родного края, с близких и дорогих для каждого ученика объектов природы.

Краеведческий принцип построения курса позволит лучше познать природу родного края, увидеть ее красоту, осмыслить зависимость производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсного потенциала, познакомиться с природоохранной деятельностью, принять активное участие в полезных практических делах.

Обособленное изучение своего региона необходимо в современных условиях, когда в экономике страны складываются рыночные отношения, когда реальной стала власть на местах, но вот учет природно-экологических условий при планировании экономических, социальных задач, не всегда бывает четкий и грамотный. Необходимо научить школьников не только ценить природные богатства, но и знать их экономический эквивалент в денежном или другом реальном выражении. Современный молодой человек должен знать не только то, что можно изготовить из древесины, сколько стоит 1 куб. метр древесины, но и сколько лет пройдет, прежде чем молодая посадка превратится в деловую древесину, и может дать реальный доход для экономики региона. Полезно показывать, что может дать или дает (экономически) использование отходов на лесосеках и лесозаготовках и пр. Современный школьник должен себе представлять реальное выражение объема или стоимости вреда, приносимого сточными водами, уметь обосновать выгодность строительства очистных сооружений. Таких эколого-экономических проблем много, решение данных проблем позволит осуществить практико-ориентированный подход в организации регионального курса «Природа родного края».

Данный курс построен с учетом краеведческой составляющей. Сейчас мало учить на словах, обучение необходимо строить на конкретном природном материале. Мало - услышать в кабинете, нужно - посмотреть, понять, исследовать в окружающей природе. Для этого необходимо отказаться от сложившихся стереотипов в преподавании географии. Отсюда возникает необходимость проведения целого комплекса географических экскурсий, применения новых форм обучения географии используя краеведческий материал.

Главные задачи курса «География своего края» - сформировать у учащихся знания о природе родного края. Подвести школьников к пониманию своего отношения к окружающей природной среде, тем самым способствовать формированию активной жизненной позиции человека, который может не только адаптироваться к окружающей среде, но и рационально ее использовать и охранять.

В основе изучения предмета заложен краеведческий принцип, позволяющий развивать самостоятельность учащихся, самостоятельно исследовать природные или хозяйственные объекты, приобретать навыки, необходимые в дальнейшей жизни, расширяет кругозор и способствует приобретению более прочные общегеографических знаний.

Практические работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию прочных географических знаний, умений и навыков, осуществлять деятельностный подход в изучении предмета.

Материал о природе родного края, хозяйственной деятельности населения, используемый на уроке в качестве примеров и иллюстраций, имеет большие возможности для практического применения знаний, являясь практико-ориентированным.

Данный курс способствует осуществлению преемственности географических знаний, обеспечивая взаимосвязь изучаемого программного материала по географии со знаниями, умениями и навыками, которые школьники приобретут в результате исследования объектов природы и хозяйственной деятельности родного края.

Курс «География родного края» имеет большую профориентационную направленность.

Материал данного курса несет огромный воспитательный потенциал, способствует воспитанию любви к своему краю, своей малой Родине, формирование экологической культуры, привитие уважения и гордости за героическое прошлое и настоящее своего региона, уважение к людям трудящемся в своей деревне, в районе, области.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

В результате изучения курса «География родного края» ученик должен

Знать/понимать

  • основные географические понятия и термины;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий;

  • особенности географического положения, административно-территориального устройства Брянской области;

  • экологические проблемы природного и антропогенного характера на территории своего края;

  • меры по охране природы, защиты людей от стихийных природных явлений.

Уметь

  • устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и их использованием;

  • выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить источники и анализировать информацию, необходимую для изучения гео. объектов и явлений на территории своего края;

  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов;

  • составлять краткую географическую характеристику территории на основе различных источников информации;

  • определять на картах географическое положение своей области, района, деревни;

  • применять приборы при составлении характеристик компонентов природной среды.

Использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности и в повседневной жизни

  • чтение карт различного содержания;

  • учет фенологических изменений в природе своей местности;

  • проведение наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями;

  • учет изменений природных компонентов в результате природных и антропогенных воздействий, оценка этих воздействий;

  • наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  • решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;

  • принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

В курсе «География родного края» предусмотрено 6 практических работ, 4 экскурсии.

Учебно-методический комплект:

УМК:

1.Учебник:

  1. Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2011

  2. Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2011

  3. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь.

  4. География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Ахромеева Л.М.- Брянск.: Курсив, 2012.

  5. Ахромеев Л.М. Природа Брянщины в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание.- Брянск: Курсив, 2000.

  6. Изучение географии Брянской области. методические рекомендации. -Брянск:2007.

Дополнительная литература


  1. Агеева и.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТУ Сфера, 2004.

  2. Аржанов С.П. Занимательная география. - М.: Московский Лицей, 1998.

  3. Бороздинов Н.М. Самостоятельные работы учащихся по географии. М.: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1963.

  4. В.П. Дронов. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2007.

  5. Г.П. Пивоварова. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение «Учебная литература», 1997.

  6. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроке географии. Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактические ресурсы личностно-ориентированного образовательного процесса. - М.: 2007.

  7. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах /Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2004.

  8. География: Уроки-игры в средней школе / Сост. Н.В. Блотникова. - Волгоград: Учитель, 2004.

  9. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 класс / Сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. - М. Глобус, 2007.

  10. Занимательная география: Что? Где? Когда?. / Сост. Выготская Г.М. - М.: Граф-пресс, 2003.

  11. Летягин А.А. Тесты по географии (6-10 классы). - М.: «Олимп», «Астрель», Издательство АСТ, 2003.

  12. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. - М.: просвещение, 1981.

  13. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. - М.: ТУ Сфера, 2002.

  14. Нестандартные уроки географии. 6-7 классы / Сост. Н.Н. Перепечева. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004.

  15. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. - М.: «Вако», 2004.

  16. Петрова Н.Н. Тесты по географии 6-10 классы. - М.: Дрофа, 1997.

  17. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы: Метод. Пособие. - М.: Дрофа, 1997.

  18. Разумовская О. К., Козловский Е.Г. Веселая география (викторины, ребусы, кроссворды). - Ярославль.: «Академия развития», 1997..

  19. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. География 9 класс. /Амбарцуова Э.М. Татур А.О. - М.: «Интеллект-Центр», 2005.

  20. Селищев Е.Н. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль.: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  21. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы. - М.: Просвещение, 1997.

  22. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2008.

  23. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009.

  24. Шаталов В.Ф., Винокур М.С. Опорные сигналы по физической географии (6 класс). Донецк, Молодежный культурный центр «Юность, 1991.

  25. Юрков П.М. Дидактический материал по физической географии. - М.: «Просвещение», 1990.

  26. Юрков П.М. Проверка и учет знаний учащихся с помощью индивидуальных карточек-заданий: пособие для учителей. (Из опыта работы).- М.: Просвещение. 1979.


Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс

«Начальный курс географии»

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова


№п/п

Наименование раздела, темы

Кол-

во часов

Тип

урока

Вид

контро-ля

Практические работы,

практикумы

Оборудование

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

факти-чески

I. Введение 3ч

1

География как наука. Развитие географических знаний о Земле. Практическая работа №1 «Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдения за погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.

1

НМ

Ф

Практическая работа №1

Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями растительности и водоемов

Физ.карта полушарий

Глобус

портреты географов

§ 1 с.3-4 з.1-3 устно

к/к

нанести материки, океаны,

6 А, Б

2.09

6 В

4.09

2.09

4.09

2

Развитие географических знаний о Земле.

1

КБ

Ф

Практикум:

Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий Надписать название материков и океанов.

Физ.карта полушарий

Глобус, портреты географов

Карта «Великие географ.

открытия»

§ 2 с.4-7 з.1,3 устно, сообщение сз.2 с.7, к/к нанести маршруты путешествий

Р.т выполнить зад 4-8

6 А

4.09

7.09

7.09

4.09



7.09

3

Земля - планета Солнечной системы

1

КБ

Ф

Физ.карта полушарий

Глобус,

§3с.7-9 з.1,2,4,5,6 устно, Р.т. зад.3-8 письменно

6А,Б

9.09

11.09

9.09

11.09

Раздел I I. ОТ ПЛАНА МЕСТНОСТИ К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ (13 часов)

ПЛАН МЕСТНОСТИ (6 часов)

4

Понятие о плане местности

1

НМ+И

Т

Практикум:

Обучение приемам определения по плану направления, сторон горизонта, объектов местности

План местности,

компас, набор топознаков

§4 с.10-12 з.1,2,3 устно, з.4 с.12 письменно

Выучить знаки

6А,

11.09

6Б, В

14.09

11.09

14.09.

5

Масштаб. Практическая работа №2 «Топографический диктант»

НМ

Ф+РТ

Практическая работа №2

Обучение написанию и нахождению по плану местности топознаков

Практикум:

Обучение определению расстояний на плане с помощью разных видов масштаба, взаимное переведение разных видов масштаба

План местности,

ЛОС - типы масштаба

§5 с.12-14 з.1,2 устно. .3,4,5 письменно в тетрадь

ЛОС 2

6 А, Б

16.09

18.09

6



Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №3 «Ориентирование на местности»

1



КБ



Т



Практическая работа №3

Ориентирование на местности по местным предметам и с помощью компаса, нахождении азимута

План местности,

Атлас

§6 с.15-17 з.1,2,5 устно; з.3,4 на с.16-17 письменно

Р.т зад 3-5

6 А

18.09

21.09

21.09

7

Изображение на плане неровностей земной поверхности

1

НМ+П

Ф

Практикум:

Обучение определению абсолютных и относительных высот по плану местности

План местности, атлас

§7 с.17-20 з.1-5 устно, з.5,6

письменно

Р.т зад 6-8

6А, Б

23.09

25.09

8

Составление простейших планов местности. Практическая работа №4 «Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними»

1

П

Ф

Практическая работа №4 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними

План местности, атлас

§8 с.21-22 з.1-4 устно, результаты П.Р.№4 оформить

6А, В

25.09

28.09

9

Составление планов школьного двора

1

П

РТ

Практикум:

составление плана школьного двора и местности вокруг территории школы методом полярной съемки

Компас,

глобус,

карта

Отчет по результатам работы «План местности»

6А,Б

30.09

2.10

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (7 часов)


10

Форма и размеры Земли. Географическая карта

1

КБ

Ф

Практикум:

Обучение приемам работы с глобусом, географической картой, определение по картам направлений.

Глобус, физ. Карта полушарий

§ 10-11 с.23-27 з.1-5 устно на с.20; з.1,2,3 устно, з.4,5,6 письменно на с.27, з.7 на к/к;

6 Б.В

5.10

7.10

11

Градусная сеть на глобусе и картах

1

КБ

Ф

Практикум:

Обучение определению элементов градусной сети на карте и глобусе, обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурных карт, надписи названий объектов, проведение параллелей и меридианов, в том числе через свой населенный пункт

Глобус, физ. Карта полушарий

§11 с.27-29 з.1,2,3,4,устно. З. 5 (с.29) письменно в тетрадь з.6

7.10

7.10

12.09

12

Географические координаты

1

КБ

РТ

Практикум: Обучение определению географических координат по карте

Глобус, физ. Карта полушарий

Атлас

§12,13 с.30-34 з.1,2 устно, з.3-6 письменно с.32 ; з.1,2 на с.34 устно. З.3,4 письменно. З.5 по выбору

14.10

16.10

13

Географические координаты

Практическая работа №5/1 «Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте»

1

НМ+П

Ф+РТ

Практическая работа №5

Обучение определению по физической карте и глобусу географических координат по глобусу и карте, определению направлений по карте

Глобус, физ. Карта полушарий

Атлас

Задания практической работы, к/к

14

Изображение на физических картах высот и глубин

1

НМ

Ф

Практикум:

Обучение приемам работы со шкалой высот и глубин по физической карте и глобусу

Глобус, физ. Карта полушарий

Атлас

§14 с.34-36 з.1-4 устно, з.5 по выбору творческое

Сообщение «Значение карт и планов»

15

Значение планов местности и географических карт

Географическая карта - источник информации. Практическая работа №5/2«Определение по карте координат г. Брянска, абсолютных высот территории области»

1

КБ

П

Практикум

Определять по гео. карте координаты Брянска, крайних точек Брянской области, абсолютной высоты территории.

Глобус, физ. Карта полушарий

Атлас

Физическая карта России, физ.карта «Брянской области»

§ 15 с.36-37 вопросы с. 37 1-10 письменно в тетрадь

Подготовить к/к к сдаче

16

Обобщение знаний и умений по разделу «От плана местности к географической карте»

1

ОКК

И

Закрепление знаний и умений по разделу


Раздел III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (44 часов)

ЛИТОСФЕРА (10 часов)

17

Строение Земли.

1

НМ

Глобус, физ. Карта полушарий

таблица «Внутреннее строение Земли»

§ 16 с.38-41 з.1-3 устно на с.41

18

Горные породы и минералы.

Особенности геологического строения Брянской области и Клетнянского района.

1

КБ

Ф+П

Практикум:

Обучение определению по образцам свойств горных пород, минералов, полезных ископаемых

Краеведческий практикум Определение горных пород Клетнянского района (по образцам собранным на осенней экскурсии).

физ. Карта полушарий

Табл. «Внутреннее строение Земли»

Коллекция горных пород

Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянского района»

§17 с.41-44 з.1,2,3устно. З. 4,(с45) письменно в тетрадь

ЛОС 2, схема

География Бр. обл.§ 2

Р§ 3

Р.Л.№1.Л.№1

19

Движения земной коры

1

КБ

Ф

Практикум: Обучение работы с контурной картой

Карта строения земной коры. Физ. карта полушарий

Атлас

Табл. «Землетрясения»

§18 с.44-49 з.1,3,4 устно, з.2 на к/к; з. 6 письменно, Р.Т-зад.3-5

20

Вулканы, гейзеры, источники

1

КБ

Ф

Практикум:

Обозначение на к/к названий вулканов

физ. Карта полушарий

Атлас Табл. «Строение вулкана»

§19 с.49-52

З.1,25 устно; з.3 письменно, з.4 на к/к

карта

21

Рельеф суши. Горы. Практическая работа №6/1 «Обозначение на контурную карту объектов рельефа (горы)»

1

КБ

Ф+П

Практическая работа №6 Обозначение на контурную карту объектов рельефа (гор)

Практикум:

Составление характеристики ГП гор

физ. Карта полушарий

Атлас

§20 с.52-57 з.1,2,4 устно, з.3 на к/к, з.5,6,7 письменно, з.8 по выбору ,

Карта-номенклатура горы

22

Равнины суши

Практическая работа №6/2«Обозначение на контурную карту объектов рельефа (равнины)»

1

НМ+П

Ф+ РТ

Практическая работа №6 Обозначение на контурную карту объектов рельефа (равнин)

Практикум:

Составление характеристики ГП равнин

физ. Карта полушарий

Атлас

§ 21 с.57-63 з.1,2 устно; з.3 на к/к; з.4,5,6 письменно, з.7 творческое по выбору

Номенклатура - равнины

23

Рельеф своей местности.

Практическая работа №7 Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда, деятельность человека

1

КБ

Ф+РТ

Практическая работа №7

Описание форм рельефа своей местности

Конкретизация знаний об эндогенных и антропогенных процессах на основе знаний о процессах формирующих рельеф своей местности (деятельность текучих вод, ледниковые формы рельефа, карстовые процессы, формы рельефа созданные руками человека).

физ. Карта полушарий

Физическая карта Брянской области, картосхема Клетнянского района

Геогр Бр.обл

. § 4

Р.Л.№1

24

Рельеф дна Мирового океана

1

КБ

Ф

Практикум:

Составление характеристики ГП объектов Мирового океана

Карта океанов, физическая карта полушарий

§22 с.63-67 з.1,2,4,7 устно; з.3,5,6 письменно

Карта номенклатура - рельеф МО

25

Изменение рельефа Земли

Практическая работа №8 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)»

1

КБ

Ф+П

Практическая работа №8 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)»

физическая карта полушарий физическая карта России, Брянской области, Клетнянского района

С.67-68 з.1,2,3,4,5,6,7,8,10 - письменно, з.9,11 творческое по выбору

26

Урок-путешествие по теме «Литосфера»

1

УП

И

Закрепление и обобщение знаний по теме «Литосфера»

Карта - номенклатура по теме Литосфера, к/к к сдаче

ГИДРОСФЕРА (13 часов)

27

Вода на Земле

1

НМ

Т

Практикум:

Описание путей перемещения воды в малом и большом круговороте (в форме сказки «путешествие маленькой капельки»)

Глобус, физ. карта полушарий таблица «Круговорот воды в природе»

§ 23 с.68-70 з.1-6,8 устно, з.7 письменно на с.70

28

Части Мирового океана: океана, моря, заливы, проливы

Практическая работа №9/1«Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы (по выбору)»

1

НМ

Ф+П

Практическая работа №9/1 Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы(по выбору), обозначение их на контурной карте.

Практикум:

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря

физ. Карта полушарий

Карта океанов

§24 с.71-73 з.1,2устно. З.3,5письменно в тетрадь , з.4 на к/к

Номенклатура по теме

29

Части Мирового океана: острова, полуострова

Практическая работа №9/2 «Определение географического положения объектов: полуострова, острова (по выбору)»

1

НМ

Ф+П

Практическая работа №9/2 Определение географического положения объектов: острова (полуострова, по выбору)

физ. Карта полушарий

Карта океанов

§24 с.71-73

Номенклатура по теме

30

31

Свойства океанических вод

Волны в океане

1

1

КБ

КБ

Ф

Ф

Практикум:

показывать районы возникновения цунами

Физ. карта полушарий

Атлас

Физ.карта полушарий.

Атлас

125с.74-75 з.1-7 устно

§26 с.76-79

З.1-4 устно

карта

32

Океанические течения. Изучение Мирового океана

1

КБ

Ф

Практикум:

Определять о карте и наносить на контурную карту типы течений в МО

физ. Карта полушарий

Атлас

Карта океанов

§27,28 с.81 з.1,2,3,6 устно, з.4,5 письменно, на к/к нанести течения.

Карта- номенклатура течения

33

Подземные воды

1

НМ

Ф

физ. Карта полушарий

Атлас Табл. «Подземные воды»,

§ 29 с.83-86 з.1-5 устно;

34

Реки

1

НМ

Ф+РТ

Практикум:

Обучение нанесению рек на контурную карту

§30 с.87-90 з.2,4,5 устно, з.6 на к/к на с.95

Карта номенклатура -реки

35

Реки. Практическая работа №10/1 «Определение географического положения объектов: рек (по выбору)»

1

П

Ф+РТ

Практическая работа №710/1Определение географического положения объектов: рек (по выбору)

физ. Карта полушарий

Физическая карта Брянской области, картосхема Клетнянского района

Табл. «Строение речной долины»

§30 с.90-95 з.1, 8 письменно з.3,7устно;

Карта номенклатура - реки

36

Озера. Практическая работа №10/2 «Определение географического положения объектов: озер (по выбору)»

1

КБ

Т+ Р/К

Практическая работа №10/2 «Определение географического положения объектов: озер (по выбору)», нанесение озер на контурную карту

физическая карта полушарий физическая карта России Табл. «Типы озерных котловин»

§31С.95-98 з.1-4 устно, з.6 на к/к, з.5

Карта номенклатура- озера

37

Ледники. Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы.

1

НМ

Т

Практикум:

Обозначение на контурную карту водохранилищ, каналов

физическая карта полушарий физическая карта России

табл. «Ледники»

§32,33,34 с.98-104 з.1-6 с.101, з.1-4 с.102, з.1-4 с.104 устно

Повторить карту

38

Реки, Озера, Болота и подземные воды своего края.. Искусственные водоемы.

1

НМ

Ф

Практикум:

Определение по картам крупных рек области и района. Изучение речной долины на основе знаний о реке Надва. Определение принадлежность реки речному бассейну, зависимость течения реки от рельефа, тип питания, режим реки и хозяйственное значение Определение по картам озер и искусственных водоемов области и района. Определение типа использования вод, типичные проблемы замкнутых водоемов..

Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район»

География Бр.области

§ 8,9

Раб. Лист №2

39

Обобщающий урок по теме «Гидросфера»

1

ОКК

И


АТМОСФЕРА (12 часов)

40

Атмосфера: строение, значение, изучение.

1

НМ

Ф

Практикум:

Работа с календарем погоды

Физ. карта полушарий таблица «Строение атмосферы

§ 35 с.105-108 з.1,5 письменно, з.2,3,4 устно, на с.108

41

Температура воздуха. Годовой ход температур.

1

НМ

Ф

Практикум:

Установление особенностей суточного хода температур на основе построения графика, определения годовой (суточной) амплитуды температур

Физ.карта полушарий

таблица «Строение атмосферы»

§36,37 с.108-113 с.111-з.1,2устно. З.3,4-письменно в тетрадь , с.113 з.2,3,4,5 письменно

42

Атмосферное давление

1

КБ

Т

Практикум: Обучение вычислению атмосферного давления на разной высоте

Физ. карта полушарий

таблица «Строение атмосферы»

барометр-анероид

§38 с.114-116 з.1-4 письменно

43

Ветер

1

НМ

Т

Практикум:

Обучение построению розы ветров

физ. Карта полушарий

таблица «Строение атмосферы

С.116-120 с.119-120 з.1,2,3 устно, з.4,5 письменно

44

Водяной пар в атмосфере. Относительная и абсолютная влажность. Туман. Облака.

1

КБ

Ф

Практикум:

Обучение определению облачности, основных видов облаков

Физ. карта полушарий

Атлас

Гигрометр

§40с.120-124 з.1-6 устно, сообщения

45

Атмосферные осадки

1

КБ

Ф

Практикум:

Обучение построению диаграмм среднегодового количества осадков

физ. Карта полушарий

Атлас

Осадкомер

§41 с.124-127

З.2,3 устно, з.1,4 письменно

46

Погода и климат.

1

КБ

Ф

Практикум:

Описание типов погод

Описание климата обучение навыкам работы с диаграммами типов климата

физ. Карта полушарий

§42 с.127-129 з.1,2,3 устно, з.4 письменно, по з.5 сообщение

§ 43 с.129-131 з.1,3,4 устно; з.2 письменно

47

Сезоны года. Особенности климата своей местности.

1

НМ

Ф

Практикум

Определение амплитуды, средней температуры за месяца, описание типов погод своей местности по сезонам

физ. Карта полушарий

Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район»

География Бр.области

§ 5,6, Подбор стихов, отрывков прозы, репродукция о временах года

48

Климатообразующие факторы Причины, влияющие на климат

1

НМ

Ф

физ. Карта полушарий

§45 с.137-141 з.1,2,4 устно, з.3 письменно

49

Распределение света и тепла на Земле

1

КБ

Ф

физ. Карта полушарий

§44 с. 132-95137 з.1, устно, з.3-8 письменно з.2 на к/к

50

Особенности погоды. Практическая работа №11 «Наблюдение за облаками, облачностью, зарисовки облаков, описание погоды, построение розы ветров, диаграмм облачности»

1

КБ

Ф+РТ

Практическая работа № 11 «Наблюдение за облаками, облачностью, зарисовки облаков, описание погоды, построение розы ветров, диаграмм облачности»

Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район»

§ 7

Отчет по

Пр. работе

51

Обобщающий урок -взаимоконтроля по теме «Атмосфера»

1

ОКК

И

физ. Карта полушарий

С.141-142

З.1,7,8,9,10,11,12,16-устно;

З.2,3,4,5,6, 13,14,15- письменно

Повторить определения по теме

БИОСФЕРА (5 часов)

52

Разнообразие и распространение организмов на Земле

Природные зоны Земли

1

НМ

Ф

Практикум:

Обучение работы с картой «Природные зоны»

Табл. «Биосфера» карта Природные зоны Земли

§46 с.142-145 з.1-5 устно,

§47 с.145-148 з.1,3,4 устно, з.2 -творческое по выбору

53

Организмы в мировом океане

1

НМ

Ф

Физ. карта полушарий

§48 с.148-151 з.1-3-устно, з.4 сообщение «Жизнь в океане»

54

Почвы. Практическая работа на местности №12 «Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности»

1

КБ

Ф+РТ

Практическая работа на местности №12 Определять типы почв своей местности, указывать их плодородие, составлять почвенный разреза (на примере дерново-подзолистой почвы).

Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район»

География Бр.области § 11

55

Растительный мир Животный мир Брянщины и своего района.

1

НМ

Ф

Определение по картам лесных угодий Определение по картинках и фото представителей фауны области и района Клетнянского района.


56

Воздействие организмов на земные оболочки

1

НМ

Ф

физическая карта полушарий

49 с.151-153 з.1-3 устно, з.4 творческое по выбору

ВЗАИМОСВЯЗИ ЗЕМНЫХ ОБОЛОЧЕК (4 час)

57

Природный комплекс

1

НМ

Ф

Практикум:

Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязи природных компонентов

Физ.карта полушарий

§50 с.153-155 з.1-5 устно


58

Естественные и антропогенные ландшафты.

Практическая работа №13 «Ознакомление с наиболее распространенным ПК своей местности»

1



КБ

П

Практическая работа №13 на местности по инструктивным карточкам.

Составление схемы ПК и взаимосвязь компонентов на примере смешанного леса

География Бр.области§ 14

Отчет по

Пр. работе

59

Охраняемые природные территории и объекты

1

НМ

Ф

Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район»

География Бр.области § 15

Сообщение «Клетнянский заказник»

60

Рациональное природопользование на территории своего края

1

НМ

Ф

Физ.карта Брянской области

Творч. Работа «Мой край в будущем»

Раздел IV. НАСЕЛЕИЕ ЗЕМЛИ (5 часа)

61

Человечество - единый биологический вид

1

УЛ

Т

Физ.карта полушарий

Политическая карта мира

§ 52 с.158-159 з.1,4 устно, з.5 творческое по выбору

62

Численность населения Земли.Основные типы населенных пунктов

1

НМ

Ф

доклады

Физ.карта полушарий

Политическая карта мира

§ 53 с.159-160 з.1 устно, з.2 письменно

§ 53 с.159-160 з.1 устно, з.2 письменно

63

Человек - часть биосферы

1

НМ

Ф

Физ.карта полушарий

Политическая карта мира

§54 с.150 з.1- устно з.2-письменно

64

Физико-географическое положение Брянской области

1

НМ

Ф

Практикум: Составить картосхему ФГП Брянской области, указать области и государства с которыми граничит область на севере, востоке, юге и западе

Физическая, политико-административная карта России, физическая карта Брянской области

География Бр.области§ 1

65

Клетнянский район на карте Брянской области. Своя деревня на карте и плане.

1

НМ

Ф+П

Практикум: Составить картосхему ГП Клетнянского района, указать пограничные районы

Физическая карта Брянской области

География Бр.области

Р.Л. №1,

картосхема

66

Население Брянского края.

1

НМ

Ф

Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район»

География

Бр. области § 17

Раздел V. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (2 час)

67

Стихийные природные явления

1

НМ

Ф

Физ.карта полушарий

Глобус

§ 55 с.161-163 з.1-5 устно

68

Влияние природы на особенности

жизни и хозяйственную деятельность населения в своей местности.

1

УК

Ф

Урок-конференция «Традиции населения Клетнянского района»

«Моя родословная»

ЭКСКУРСИИ (2 час)

69

Времена года в родном краю. Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира»

1

УЭ

И

Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира-весна»

Отчёт

по экскурсии

70

Экскурсия по ознакомлению с особенностями рельефа, внутренних вод и природных комплексов родного края

1

УЭ

Экскурсия

«ПК своей местности»




© 2010-2022