Разработка урока по географии на тему Мировой океан и его части (5 класс) ФГОС

Урок географии разработан по Базовому учебнику: Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский «География. Введение в географию», 5 класс, издательство «Русское слово», М., 2012г.Материал урока представлен в соответствии с требованиями ФГОС и является готовым материалом для использования в работе учителям географии, работающим в этом модуле . Учащиеся 5 класса только начинают изучение географии , поэтому в течение урока строится разнообразная работа с детьми: проблемные ситуации, работа с текстом учебника, уме...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока

Ф.И.О. Демьяненко Татьяна Геннадьевна

Место работы: Краснодарский край, муниципальное образование Крыловский район станица Новосергиевская МБОУ СОШ № 9

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Мировой океан и его части»

Базовый учебник: Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский «География. Введение в географию», 5 класс, издательство «Русское слово», М., 2012г.

Цель: сформировать представления о Мировом океане; ознакомить учащихся с частями Мирового океана.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с воздействием. Мирового океана на планету Земля.

Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

Развивающие: развивать умения работать в группе, с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей

Предметные:

  • сформировать понятия «море», «залив», «пролив», «океан», «остров», «полуостров», «архипелаг»;

  • уметь объяснять почему вода в океане солёная, что заставляет воды Мирового океана двигаться;

  • научиться картографическим приемам работы

  • уметь давать объяснение из каких частей состоит Мировой океан.

Метапредметные:.

личностные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

познавательные:

- обобщать и структурировать полученную информацию;

- овладеть умением работать с картами «Мировой океан»;

- анализировать отличительные черты каждого из четырёх океанов Земли;

- развивать пространственное мышление

коммуникативные:

- формулировать высказывание, слушать, объяснять свою точку зрения

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма работы учащихся: коллективная

Техническое оборудование: интерактивная доска, документ- камера, персональный компьютер.

Решаемые учебные проблемы:

  1. узнать что такое Мировой океан и каковы его размеры

  2. определить причину: почему вода в океане соленая? Где находятся самые высокие и самые глубокие отметки высот и глубин в мире? В России?

  3. Что заставляет воды мирового океана двигаться?

  4. Из каких частей состоит Мировой океан?

  5. Сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга?

Ключевые слова, изучаемые на уроке:

Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение.

Оборудование: учебник, атлас, настенные физические карты мира и полушарий, карточки с заданиями, компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийная установка, мультимедийная презентация по теме урока, документ - камера.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Актуализация

Постановка проблемного вопроса, связующего ранее изученный материал и новую тему.

Что такое гидросфера?

Что является основной частью гидросферы?

Как вы думаете: имеет ли границы Мировой океан? Высказывают предположения на поставленные вопросы (П).

Вспоминают изученный ранее материал(П).

Предлагает заполнить схему «Состав гидросферы» (Приложение 1)

Вспоминают ранее изученный материал (П),

формулируют письменные ответы (К),

слушают других (К),

2

Создание проблемной ситуации

Создаёт проблемную ситуацию: Почему на Земле воды много, а пресной мало?

Рассматривают физические карты (П), выдвигают версии (Р, К), формулируют высказывания (К), слушают высказывания одноклассников (К).

3

Целеполагание

Предоставляет «конфликтный» материал.

Рассмотрите рисунок 53 на стр. 98 учебника и скажите, почему наша планета имеет синий цвет?

Учитель предлагает сформулировать тему урока

Рассматривают рисунок (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему (П,К),

записывают в тетрадь.

4

Планирование

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений:

Как вы думаете, почему вода в океане соленая? Что заставляет воды мирового океана двигаться? Из каких частей состоит Мировой океан? Сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга?

Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.

Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования.

5

Открытие нового знания

Презентация «Части Мирового океана» (используются элементы презентации) openclass.ru/node/306711

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Формирует обобщенные вопросы.

1.Организация беседы по слайдам презентации, по материалу параграфа, по карте.

Работа по алгоритму:

1.Прочитайте текст и проанализируйте его и ответьте на вопросы:

-Чему равна поверхность Земли?

-Какую площадь Мирового океана?

-Сравните площадь океанов и их глубину по данным стр.100.Сделайте выводы.

-Как называется самая глубокая впадина?

Формулировка термина «Мировой океан».

Далее:

-что является причиной образования волн?

- почему часто морские течения называют «реками без берегов»?

Работают с текстом (П),

выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К).

Записывают площадь Мирового океана в тетрадь, понятие «Мировой океан»



Работают с текстом (П), отвечают на вопросы (П, К).

Учитель называет части океана.

Например: залив-Мексиканский, Бенгальский, Гвинейский и т.д.

Учитель корректирует ответы

Учащиеся формулируют термины и понятия с помощью поиска на карте данных объектов, выявляя общие признаки (П). Сверяют формулировку своих терминов и понятий с терминами и понятиями, данными в параграфе (работа в парах-«Кто точнее?»)(П,Р).

Развивает пространственное мышление, умение показывать объекты на карте у доски.

Проведение физминутки.

Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте,дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Выполняют упражнения

Учитель рассказывает: в пределах каждого океана выделяют моря и заливы. Узкие водные пространства, ограниченные с двух сторон сушей и соединяющие части Мирового океана, называется проливами.

Найдите на стр. 101 определения «море», «залив», «пролив» и выпишите себе в рабочую тетрадь

Проверим что получилось: приглашает ученика с тетрадью к документ - камере и класс смотрит что получилось

Работают в группах (К), определяют источники географической информации (текст учебника, карта атласа, (П), выполняют поиск заданной информации в учебнике (П), представляют результат работы в тетради (К).

Ученик подходит к документ - камере с тетрадью и воспроизводит свои записи на интерактивную доску (К)

6

Применение нового знания

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока

Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня?

Какие новые понятия?

Перечислите все, что теперь мы можем узнать по карте.

Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К),

слушают), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К).

Ответьте на мои вопросы:

- что такое Мировой океан?

- сколько океанов на Земле?

-какой океан самый большой по площади?

- какой океан самый холодный?

- какой океан самый глубокий?

Взаимодействуют в группах (К), формулируют вопросы для одноклассников (П), выступают в роли учителя (Л), оценивают ответы (П, К).

Отвечают на вопросы учителя (П, К), сопереживают товарищам (К).

Самоконтроль

Проверочная работа.

Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний и умений (Приложение 2).

Выполняют индивидуальную работу (П), обмениваются с соседом по парте (К).

Оценивают одноклассников (Л,К), комментируют ответы (К).

7

Рефлексия (итог урока)

Предлагает вспомнить тему и задачи урока:

Оцените, удалось сегодня на уроке?

Что вызвало затруднения?

Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки и какой? Обоснуйте свое мнение.

Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки

Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р). Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К).

8

Домашнее задание

§19 Задает домашнее задание, комментирует его

Записывают задание в дневник (Р).

Материалы, используемые на уроке

Приложение 1. Учащимся предлагается задание заполнить места со знаками вопроса

Разработка урока по географии на тему Мировой океан и его части (5 класс) ФГОС


Приложение 2

Проверочные тесты для учащихся (воспроизводятся через документ - камеру).

1. Самый большой океан:

1) Индийский,

2) Тихий,

3) Северный Ледовитый,

4) Атлантический

2. Наибольшие глубины характерны для океана:

1) Северного Ледовитого,

2) Тихого,

3) Индийского,

4) Атлантического

3. Марианская впадина является частью:

1) Атлантического,

2) Северного Ледовитого,

3) Тихого,

4) Индийского океана

4. Гвинейский залив омывает:

1) Евразию,

2) Австралию,

3) Африку,

4) Южную Америку

5.Перечисли причины образования волн в океане

7.Какой химический элемент придаёт воде соленый вкус:

1) натрий

2) йод

3) соль

4) магний

Ответы:

  1. 2

  2. 2

  3. 3

  4. 3

  5. ветер

  6. 3

© 2010-2022