Открытый урок по географии. 6 класс на тему

Урок в 6 классе по теме "Великие географические открытия", разработан с учётом новых требований федерального государстаенного образовательного стандарта. Технологическая карта урока может использоваться примером для разрабртки других уроков по программе "география" ФГОС для 5,6, и 7 классов, с учётом возрастных особенностей  учащихся, учитель может вносить изменения в ход урока. Прослеживаются все УУД и этапы урока.Разработка будет интересна для молодых  учителей, начинающих работать не только в...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


Тема «Великие географические открытия»


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет - География

Класс - 6

Тип урока: комбинированный

Тема урока - Великие географические открытия

Цели урока: - выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;

- ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;

- выявить последствия и значение Великих географических открытий;

- развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

предметные: - сформировать знания о Великих географических открытиях, продолжить работу с атласом и контурной картой

метапредметные: - активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения в поставленном вопросе.

  • Учащиеся должны уметь составлять план текста,

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

  • Оценивать работу одноклассников;

  • Получать различную информацию из различных источников.

личностные: - уметь анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения. Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Словарь урока:

Ресурсы урока: физическая кapтa, карта полушарий, презентация, настенная карта «Строение земной коры», атласы, контурные карты, тест для закрепления материала.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

1 этап. Орг. момент

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Рассмотрите внимательно ленту времени на слайде.

- О каких географических событиях нам предстоит узнать?

- В какое время (период) они происходили?

Этот исторический период, когда европейскими мореплавателями и путешественниками были сделаны, названные вами, географические открытия принято называть эпохой Великих географических открытий.

Однако люди совершали географические открытия, которые заслуживают определения "великие" и до и после этого периода.

- Вижу, вы удивлены. Какой возникает вопрос?

Если вы вновь, обратитесь к ленте времени, как вы ответите на этот вопрос?

Учитель побуждает учащихся к формулированию проблемы.

- Какой ещё вопрос возникает? Над каким вопросом будем дальше работать?

Деятельность учащихся

Открытие Америки, морского пути в Индию, походы конкистадоров в Ю.Америку, кругосветном плавании Магеллана и Ф.Дрейка, Открытие Австралии и Океании

Эти события происходили в период с ХV по XVIII вв.

Что же такое необычное свойственно этому периоду, если он получил такое название?

Были открыты новые материки, т.е. расширились границы Эйкумены и впервые совершены кругосветные плавания.


Дети формулируют учебную проблему как вопрос

Какие причины привели человечество к Великим открытиям? Какие обстоятельства этому способствовали?

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации - формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап. Актуализация знаний

Деятельность учителя

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с развитием географических знаний в античном мире и в средние века.

- Назовите главные достижения географической науки в античном мире.



- Перечислите главные открытия эпохи средневековья



- Какой вывод о развитии знаний о Земле в античное время и эпоху средневековья можно сделать?

Деятельность учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

  1. В древности совершаются первые дальние морские путешествия, открываются и заселяются ранее неведомые земли. Лучше всего была изучена средиземноморская область.
    2. В Древней Греции география становится наукой.
    3. Учёные дали географические описания всего известного им мира, составили карты, которыми люди пользовались в течение сотен лет.
    4. Древние греки правильно определили форму и размеры Земли.

1.Плавания арабов в Индию.
2. Открытия викингами Исландии, Гренландии и Америки
3. Путешествия Марко Поло в Центральную Азию
4. Путешествие А. Никитина в Индию
5. Начало освоения русскими Сибири

Открывались новые земли и географические знания о Земле постоянно расширялись

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Суть: планирование своих действий по выходу из затруднения

Целеполагание - формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

5 этап. «Открытие» нового знания

(изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

Деятельность учителя

- Ещё в средние века европейские купцы активно торговали с Индией. Под Индией плохо знавшие географию люди понимали весь восток Азии.

Вспомните, как (каким путём) в Европу доставлялись товары из Азии?

Однако в 15 веке земли на востоке Средиземного моря захватили турки - возникла огромная турецкая Османская империя. Турки не пропускали торговые караваны, часто грабили их.

Просмотр видеофайла

- Как вы считаете, что в этом случае могли предпринять европейцы?

Деятельность учащихся

. По Великому шёлковому пути, т.е. сухопутным путём или к берегам Средиземного моря их доставляли посредники - арабские купцы.

Найти морской путь в Индию вокруг Африки.

Первыми это удалось сделать жителям Пиренейского полуострова и, прежде всего жителям Португалии.

- Почему именно португальские

мореплаватели совершали эти плавания?

Найдите ответ на вопрос в тексте учебника.



Учащиеся работают с текстом учебника и находят ответ на вопрос.

Научились строить новые корабли - трёхмачтовые каравеллы. Они были легки, быстроходны, могли двигаться под парусами и при боковом, и даже при встречном ветре.
2. Генрих Мореплаватель, принц Португалии организовывал морские экспедиции, основал мореходную школу, поощрял создание новых карт.
3. Османская Империя

- Кто из португальцев первым обогнул Африку и достиг Индии? Что помогло им достичь берегов Индии? Найдите ответ на вопрос в тексте учебника.

1. Бартоломеу Диаш доплыл до южного окончания Африки и вышел в Индийский океан (это произошло из-за шторма)
2. В 1497 г. Васко да Гама доплыл до Индии (наняли арабского лоцмана - морского проводника)

Покажите маршрут плавания В. да Гамы на карте.

Просмотр видеофайла

Один из учащихся показывает маршрут путешествия у настенной карты, остальные работают с картами атласа.

- Каков географический результат этих плаваний?

Найдите ответы на эти вопросы в тексте учебника на стр. 162-163 и на карте с. 166


Учащиеся работают с текстом и рисунками учебника и находят ответ на вопрос.

  1. Был открыт морской путь из Европы в Индию.
    2. Было установлено, что Атлантический и Индийский океаны соединяются между собой.
    3. Были нанесены на карту берега Африки, остров Мадагаскар.

На Пиренейском полуострове располагается ещё одна страна - Испания, которая в 15 в. также искала морские пути к богатым странам Востока, в Индию. Маршрут вокруг Африки был захвачен португальцами.

- Как вы думаете, как могли выйти из этого положения испанцы?

Учащиеся высказывают предположения. Попробовать приплыть в Индию, двигаясь через Атлантический океан на запад.

Именно так и думал Христофор Колумб, итальянец родом из Генуи, он поступил на службу к испанскому королю.

- Почему Колумб был уверен, что Индии можно достичь, ведя корабли на запад?

Исходил из представлений о шарообразности Земли и старых карт, на которых Атлантический океан разделял берега Западной Европы и Восточной Азии.

Проследите по текстовой карте на с. 166 маршрут первого плавания Колумба, какие географические объекты встретил он на своём пути? Покажите их на карте.

Канарские острова, Саргассово море, Антильские острова (о. Куба и о. Гаити

- В каком году проходило первое плавание Колумба?

1492 г.

Просмотр видеофайла,

и опишите встречу Колумба с местными жителями.

Дети дают описание по картине.

- Каковы географические результаты

плавания Колумба? (чтение текста на стр. 165)

Учащиеся находят ответ на вопрос в тексте учебника.

1. Открыл новую часть света - Америку
2. Привёз в Европу кукурузу, картофель, табак, т.е. новые с/х культуры

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

- Какую проблему мы решали на уроке?

- Назовите причины Великих географических открытий.

- Какова роль этих открытий для развития знаний о Земле?

Дети отвечают на вопросы и делают вывод.

Почему именно эта историческая эпоха получила название Великие географические открытия?

Великие потому, что в результате этих путешествий произошёл переворот в географических представлениях людей о Земле. Европейцы расширили свой географический кругозор, узнали об истинных размерах Земли, неизвестные им части суши и океана

Так какая сегодня была тема урока?

(дети формулируют тему урока, учитель закрепляет на доске карточку с названием темы урока)

Великие географические открытия.

Обучающиеся выполняют задания на листах с печатной основой

Дата

Мореплаватель

Открытие

1492 г.

Испанец ……………………

Открыл Америку

1497-1499 гг.

Португалец Васко да Гама

Открыл …………………………………………………..

……………………

Итальянец

Америго Веспуччи

Доказал, что открытые Колумбом земли - новый материк, который был назван в его честь Америкой.

1519-1522 гг.

Совершает первое в мире кругосветное плаванье,

7 этап. Рефлексия и оценивание

Деятельность учителя

Подводит итоги урока, комментирует и выставляет оценки

Деятельность учащихся

Участвуют в подведении итогов урока

8 этап. Домашнее задание

П.3 Подготовить краткое сообщение об одном из известных путешественников эпохи Великих географических открытий, в тренажёре нарисовать путь путешественников

Записывают домашнее задание

Урок разработал учитель первой квалификационной категории Черкашина Т.В.

© 2010-2022