Конспект урока Взаимоотношения природы и человека

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Взаимоотношения природы и человека

Ф.И.О. учителя: Демещук Светлана Алексеевна.

Предмет: география; курс экономическая и социальная география мира 10 класс.

Тема и номер урока в теме: Мировые природные ресурсы и экологические проблемы. Урок №1 «Взаимоотношения человека и природы»

Цель урока:

создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать характер взаимоотношений человека и природы, приобретения обучающимися ценности

ЗАДАЧИ:

Образовательные - продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, охарактеризовать виды природопользования

Развивающие - развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки работы с дополнительными источниками

информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи, развитие тврческого мышления.

Воспитательные - привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления, воспитание любви к родному краю.

УМК: учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский ООО « Русское слово», дополнительные источники информации,

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Вид урока: смешанный с использованием теоретических и практических рабо

Оборудование: компьютер, ноутбук, кейс-пакет, инструктивные карточки, плакаты, презентация, дидактический материал

Структура урока: урок применения знаний, умений, навыков

- организация урока,

- совместное определение темы урока посредством практической работы

- изучение новой темы ( организация работы в группах)

- закрепление знаний с использованием компьютерных технологий

-решение практических задач с применением имеющихся знаний

-итог урока с самооценкой обучающихся

Планируемые результаты:

(личностные) обладают ответственным отношением к обучению и познанию, ососзнание взаимоотношений общества и природы;повышают уровень экологического мышления

(метапредметные) умеют сравнивать ключевые понятия, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно готовить презентацию, анализировать данные, сравнивать результаты

Личностные: ( развитие исследовательской культуры)анализировать характер взаимодействия общества и окружающей среды ;предлагать пути развития природопользования в современных условиях; (развитие информационной культуры) создать условия для умения структурировать информацию


Структура урока

Этап урока

Время

Методы, формы

Что делают ученики

Что делает учитель

организационный

1 мин

психологический настрой

Организует начала урока

Постановки цели, мотивация учебной деятельности обучающихся

2 мин

Метод мобилизации внимания, парная работа

Слушают,

обсуждают,

определяют тему урока, выдвигают проблему, представляют алгоритм работы

Демонстрация видеоролика.

актуализация знаний

7 мин

Частично-поисковый

Выполняют практическую работу

Управление работой в группах

Первичное усвоение новых знаний

13 мин

Работа в группах,

частично-поисковый

Работают с источниками информации.

Готовят аналитические отчеты

Организует практическую работу

Первичная проверка понимания

2 мин

репродуктивный

Представление отчетов

Управление

Первичное закрепление

12мин

Решение практической задачи, в парах

Решение задачи-дилеммы, решение теста,самопроверка

Организует работу

Информация о домашнем задании

2 мин.

Рефлексия

3мин

Метод «шести шляп»

высказывают своё мнение по проведению урока, качеству, оценивают работу на уроке

делает заключение урока, выясняет мнение по проведённому уроку.

- Здравствуйте!

Я, Светлана Алексеевна Демещук, учитель МБОУ СОШ №11, проведу у Вас урок географии. Надеюсь, что наше сотрудничество будет полезным и интересным .

А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет.

Как вы считаете, о чём этот сюжет? Что люди хотят от общения с природой? Каков результат общения с природой? Какова связь с реальной действительностью? Попробуем определить тему нашего урока. «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

Как вы считаете, тема актуальна на современном этапе развития общества?

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

УГРОЗА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ВСЕГО ЖИВОГО НА ЗЕМЛЕ

ОТСУТСТВИЕ ДЕЙСТВЕННЫХ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПОДДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БАЛАНСА

Если есть проблемы, то их нужно решать. Каким образом?

Сначала определить причины возникновения этих проблем

Какова реальная опасность?

А справимся ли мы с ней?

СЛАЙД

Каковы причины, какова их реальная опасность и готовы ли мы, люди, решать эти проблемы сегодня?- это задачи, которые мы будем решать на уроке

Какие взаимоотношения между природой и человеком на современном этапе? Подберите определения. ( сложные, напряжённые и т. п.)

Всегда ли были такие отношения? Давайте заглянем в историю и попытаемся разобраться в причинах изменения.

Слайд

Работаем в группах по 4 человека и выполняем задание №1. Если необходима моя помощь, обращайтесь.

Слайд.

Как развивались отношения между человеком и природой на разных этапах развития человечества?

Как развивались отношения между человеком и природой на первобытном этапе?

Человек эволюционировал. Оставался частью природы. Занимался охотой и собирательством. Был активным, успешным и многочисленным хищником.

Когда наступил переход на другой этап развития? Когда не стало хватать пищи.

Как развивались отношения между человеком и природой на аграрном этапе?

Человек приручал животных, создал культуру выращивания растений. Появилось животноводство и земледелие. Воздействие на природу можно назвать мягким. Человек изменял природу, не разрушая её. Как развивались отношения между человеком и природой на индустриальном этапе?

300 лет тому назад. Зарождение промышленности. Жесткое воздействие на природные ландшафты. Возможности природы к восстановлению оказались исчерпаемыми. Возникли угрозы локального разрушения.

Такие природные условия, как воздух, вода, почва обеспечивают саму жизнь на нашей планете, и в том числе - человеческую! Разрушение комплекса, изъятие хотя бы одного компонента из системы привело бы к гибели всего живого.

Учёные, занимающиеся проблемами экологии, давно уже вынесли окончательный вердикт: либо человек меняет свое отношение к природе (и сам, соответственно, меняется), либо ему будет суждено быть стертым с лица Земли. Это понятие должно по праву занять свое центральное место в умах людей. Попробуем почувствовать себя сопричастными к этим проблемам.

Я предлагаю вам задачу .Внимательно прослушайте условия.

Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и примите оптимальное решение по защите природы и здоровья людей проживающих в г. Невинномысске. При выборе решения прочтите пункт «1» инструктивной карточки и следующий за ним пункт, обозначенный знаком «0». Выберите утверждение, с которым вы согласны, и переходите к следующей ступени, номер которой указан после данного утверждения .Отметьте номер ступени, к которой вы переходите. Решать задачу можно парами. Если вам нужна будет тьюторская поддержка, я готова помочь вам. Задача находится у вас в папке.

Вы - владелец небольшой автозаправочной станции (АЗС, расположенной в черте г Невинномысска). Комитет по экологии доказательно известил вас о том, что работа вашего предприятия наносит ощутимый вред здоровью горожан. Как руководитель вы незамедлительно принимаете решение по преодолению ситуации

А теперь поднимите руки, у кого следующий набор цифр:1,2,4,8,9,11

Слайд. 38 мин

Замечательно! Вы обладаете экологическими знаниями.

«Мы вовсе не получили Землю в наследство от наших предков - мы всего лишь взяли её в долг у наших детей» Антуан Сент-Экзюпери, я согласна с ним.

Как вы считаете, имеет ли значение мнение нашей аудитории.

Локальные мониторинги показывают, какова обстановка на данной территории и позволяют выбрать формы работы в экологическом направлении.

Школьник, заботящийся о птицах и деревьях, культурно выбрасывающий обертку от мороженого в урну, не мучающий домашних животных, - вот что нужно на современном этапе. Культивируя такие простые правила, в будущем общество сможет сформировать целые поколения, формирующие правильную ноосферу.

Я хочу завершить словами Святослава Рериха «Мы должны сохранить эту песчинку во Вселенной, которой является наша Земля. Человечество - лишь маленькая вспышка жизни, что ко многому обязывает».

В заключение я попрошу вас высказать своё мнение по поводу значимости нашего урока. Пригодятся ли вам полученные на уроке знания? Что ценное для вас вы приобрели на этом уроке? Хотела бы спросить разрешения разместить ваши презентации на сайте лицея и использовать их на уроках в своей школе. Благодарю вас за совместную работу.






© 2010-2022