Разработка урока по географии по теме Реки (8 класс)

Разработка урока составлена в Соответствии с ФГОС по одному из видов технологических карт урока. Данная разработка составлена по учебнику: География. Природа, население, хозяйство. 8 класс. Издательство Просвещение. Сферы. В конспекте урока прописаны все универсальные учебные действия, которые необходимо учитывать при введении ФГОС в основной школе. В разработке использованы разные виды деятельности уччащихся: индивидуальная работа, работа в парах и групповая работа. Также предусмотрена небольша...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уланкина Елена Сергеевна

Предмет: География.

Класс: 8

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Внутренние воды России. Реки.

Цель

Формирование представлений о разнообразии внутренних вод России, через расширение и углубление знаний о реках на примере российских рек.

Планируемые результаты

Предметные: создать условия для осознания темы Внутренние воды России. Реки.

Знать: виды внутренних вод России, особенности рек России; что такое падение и уклон реки; зависимость рек от климата и рельефа.

Уметь: показывать на карте крупные реки России, их бассейны. Рассчитывать показатели падения и уклона реки. Определять питание и режим рек России.

Личностные: Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Метапредметные:

- Регулятивные: Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

- Коммуникативные: Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- Познавательные: Выявлять, объяснять причинно-следственные связи между рельефом и реками, климатом и реками.

Основные понятия

Падение и уклон реки, речной сток, источники питания реки, режим реки.

Межпредметные связи

Математика, физика, биология, химия.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

УМК: Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.: ил., карт. (Академический школьный учебник) (Сферы).

Географический атлас, контурные карты, презентация, раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Технология проведения

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Подготовка учащихся к уроку.

Организует. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Отгадывание загадок. (слайд 1)

- Течет, течет - не вытечет;

Бежит, бежит - не выбежит.

- Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

- Между гор, между дол

Бежит белый конь.

Фотографии рек Катунь и Обь на слайдах 2-3.

Что мы должны изучить сегодня на уроке?

  1. Анализировать.

2. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.

- Чем объясняется богатство России внутренними водами?

- Каковы источники питания и режим российских рек?

- От чего зависит характер течения реки?

- Какое значение имеет характер и скорость течения реки на хозяйственную деятельность?

- На каких реках, равнинных или горных, лучше всего строить ГЭС?

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: целеполагание.

III. Изучение нового (18 мин).

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

Составляют план достижения цели, делают выводы.

1. Работа в парах.

2. Индивидуальная работа.

3. Работа в группах. Выделяют главное, приводят доказательства.


1. Формулирует задания, направляет и организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

1. Работа со схемой 2.3.12. Связь внутренних вод с другими компонентами природы. Задание: Обсудить в парах в течение 1-2 мин взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы (одна пара - один компонент).

2. Индивидуальная работа в к/к. Задание: Определить, к бассейнам каких океанов относятся реки России, провести границы бассейнов, подписать наиболее крупные реки (5 мин).

3. Русский климатолог А.И. Воейков выдвинул высказывание «Реки - продукт климата». Согласны ли вы с этим высказыванием? Для того чтобы доказать или опровергнуть высказывание, следует обсудить в группах три последних пункта темы: 1 группа - речной сток; 2 группа - питание рек; 3 группа - режим рек. (слайд 4) (5 мин.)

Анализировать. Определять связи между компонентами природы и реками. Соотносить реки по бассейнам. Приводить доказательства, делать выводы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, решение проблемы.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV. Закрепление нового (8 мин).

Цель: освоение способа действий полученных знаний с применением в практической деятельности.

Работа в парах. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о том, на каких реках, равнинных или горных, лучше всего строить ГЭС.

Физкультминутка. «Ладушки» - учащиеся хлопают в ладоши только тогда, если называю реки, относящиеся к определенному бассейну океана (например, реки Северного Ледовитого океана). (1 мин)

Работа в парах. Выполнение практической работы по вычислению падения и уклона рек Оби и Терека (с использованием формул приведенных на стр. 77 учебника). (слайд с данными 5) (5 мин)

Решать практические задачи, делать выводы.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

V. Контролирующее задание (10 мин).

Цель: осознание каждым учащимся степени овладения полученных знаний.

Осуществляют взаимопроверку и самооценку

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль. Организует взаимопроверку и самооценку.

Мини-тест на проверку усвоения знаний (см. приложение (слайд 6-7).

Оценить свою работу на уроке, выставив баллы в оценочном листе (см. приложение).

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия вносить необходимые коррективы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: - самоопределение.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин).

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала (что получилось, что не получилось)

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.


Дает комментарий к домашнему заданию.

Продолжить фразу:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

Домашнее задание: стр. 76-79, прочитать, ответить на вопросы.

- Почему Россия богата внутренними водами?

- Объясните различия в скорости течения равнинных и горных рек.

- Опишите особенности питания и режима реки, протекающей в вашей местности. (слайд 8)

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование.







Приложение.

Мини-тест на проверку усвоения знаний.

1. Превышение истока реки над устьем - это:

А) уклон реки; Б) падение реки.

2. От климата зависит:

А) режим реки; Б) скорость течения реки;

В) направление течения реки.

3. Чем больше падение реки, тем:

А) больше скорость течения реки;

Б) больше годовой сток;

В) больше площадь бассейна реки.

4. Горной рекой является река:

А) Печора; Б) Терек; В) Обь.

5. Рельеф оказывает влияние на:

А) питание рек; Б) скорость течения;

В) направление течения.

Ключ к тесту: 1 - Б; 2 - А; 3 - А; 4 - Б; 5 - Б, В.

Рефлексия.

Продолжить фразу:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …


Оценочный лист

Критерии оценивания работы на уроке

Макс. балл

Самооценка

Взаимооценка

1. Постановка цели:

- участвовал в постановке цели;

- не участвовал в постановке цели.

1

0

2. Работа со схемой 2.3.12. Связь внутренних вод с другими компонентами природы.

- не участвовал в обсуждении;

- участвовал в обсуждении;

- участвовал в обсуждении и приводил примеры (при ответе).




0

1

2

3. Работа в группе по высказыванию «Реки - продукт климата»:

- не участвовал в обсуждении;

- участвовал в обсуждении;

- участвовал в обсуждении и приводил доказательства (при ответе).



0

1

2

4. Выполнение практической работы:

- выполнил расчеты самостоятельно;

- выполнил с посторонней помощью (учитель, сосед по парте).



2


1

5. Выполнение мини-теста:

- без ошибок;

- одна ошибка;

- две ошибки;

- три ошибки и более.


3

2

1

0

Итого:

10 баллов

10 баллов - оценка «5»

8-9 баллов - оценка «4»

6-7 баллов - оценка «3»

Менее 6 баллов - оценка «2».

© 2010-2022