Самодельные приборы по географии

Любознательность – ценнейшее свойство характера человека. Вооружившись им, можно исходить окрестные леса, луга, пройти вдоль ручьёв и рек, обогнуть озёра, подниматься в горы, интересоваться с помощью приборов за состоянием погоды. Познание окружающего мира – неотъемлемая часть школьного курса географии. География – это наука о Земле, единственной обитаемой планете Солнечной системы. Оставаясь долгое время только описательной наукой, она в отличие от других наук в равной степени интер...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

Бакалинский районный отдел образования







Научно-исследовательская работа



Самодельные приборы по географии.





Выполнил: ученик 9 класса
МОБУ СОШ с.Куштиряково
Садриев Айназ Мирзанурович



Научный руководитель:
учитель географии
Калимуллин Наил Рикансович



Куштиряково-2014









ОГЛАВЛЕНИЕ







ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ____________________________________________ 4

1.Самодельный барометр________________________________________ 4

2. Самодельный компас__________________________________________ 6

3.Самодельный гигрометр _______________________________________ 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _______________________________________________ 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ________________________________________10































Везде исследуйте

всечасно, что есть

велико и прекрасно!

М.В.Ломоносов

ВВЕДЕНИЕ

Любознательность - ценнейшее свойство характера человека. Вооружившись им, можно исходить окрестные леса, луга, пройти вдоль ручьёв и рек, обогнуть озёра, подниматься в горы, интересоваться с помощью приборов за состоянием погоды Познание окружающего мира - неотъемлемая часть школьного курса географии. География - это наука о Земле, единственной обитаемой планете Солнечной системы. Оставаясь долгое время только описательной наукой, она в отличие от других наук в равной степени интересуется внутренним строением Земли и её внешним обликом, океанами и всей водной оболочкой планеты. Областью её исследований являются рельеф Земли, атмосферные процессы и явления, реки и озёра, её почвы, растительность и животный мир, а также территориальная организация жизни и деятельности людей, что точно отметил Н.Н.Баранский: «География играет не одним пальчиком, а аккордами - от геологии до идеологии». Информация является важной составляющей нашей жизни.

Для сельских жителей важную роль играет информация о климате. Используя простейшие приборы, можно контролировать состояние погоды. Много заводских приборов в кабинете физики, но совсем мало их в кабинете географии. Поэтому мы с учителем географии решили восполнить этот пробел самодельными приборами. Вначале занялись теоретическими вопросами: посетили сельскую библиотеку, смотрели интернет сайты. Решили выполнить следующие приборы: барометр, компас и гигрометр. После выполнения контролировали, используя метод сравнения и экспериментирования, работоспособность приборов.

Цели и задачи:

  • Ознакомиться с устройством гигрометра, компаса и барометра

  • Сделать самодельный гигрометр и измерить влажность воздуха

  • Выполнить самодельный компас и ориентироваться на местности

  • Моделировать самодельный барометр и предсказать погоду

  • Использовать на практике самодельные приборы









ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1 Самодельный барометр.

С предложением изготовить самодельный барометр обратился к учителю географии. С помощью барометра решил предсказывать прогноз погоды. Предсказывать, будет ли дождь, мне было необходимо, так как мой сосед - заядлый рыбак, а рыба, как известно, лучше клюет перед дождем. Дома у меня барометра нет, и прибор купить нет возможности, потому что он стоит дорого.

Я искал информацию в энциклопедиях для школьника, в научно-популярных журналах. В результате мной была найдена статья в журнале «Сделай сам» об изготовлении различных приборов из подручных материалов. Но схемы, объясняющей устройство самодельного барометра, в статье не было, и ее пришлось выполнять мне самому. Учитель проконтролировал, насколько правильно составлена схема. Полезным оказался просмотр интернет сайтов «рис 1.1».

Рисунок 1.1 Рисунок 1.2

Самодельные приборы по географииСамодельные приборы по географии

Я самостоятельно проверял достоверность показаний самодельного барометра. Для этого я сравнивал показания стационарного и своего собственного барометров. Оказалось, что на показания разработанного мной прибора существенно влияет изменение температуры в комнате, где он установлен. Я сделал вывод о том, что снимать показания надо при одинаковой температуре.

Барометр «рис 1.2» состоит из бутылки с прозрачным стеклом, стеклянной
трубки и пробки. Бутылка на одну треть заполнена водой. Воду
подкрасил с помощью марганцовки. В пробке имеется отверстие, в которое

вставил стекляннуютрубку.

Когда атмосферное давление начнет изменяться,
то изменится уровень воды в трубке. Если из трубки начнут выходить пузырьки
воздуха, значит, давление очень высокое, а это к ясной устойчивой погоде, в
такое время бывает хороший клев. Если вода начнет выливаться через верх трубки -давление низкое, можно ждать бури, а на рыбалку идти не стоит.











2 Самодельный компас. Однажды на уроке географии мы наткнулись на такую проблему, как нехватка таких приборов, как компас и гигрометр. И мы вместе с учителем географии решили сделать эти приборы. Я искал информацию о приборах и нашёл информацию в книге «365 научных экспериментов».Я сделал компас по инструкции из этой книги.
Материалы для компаса:

  • Игла

  • Магнит

  • Ножницы

  • Небольшой кусочек картона

  • Банка

  • Нитка

  • Карандаш

  • Компас

1.Провёл несколько раз по иголке магнитом,чтобы намагнитить её «рис 2.2».

2.Привязал один конец нитки к маленькому куску картона,а второй конец -к карандашу.

3.Воткнул иголку в кусочек картона

4.Подвесил кусочек картона внутри пластиковой бутылки,положив карандаш поперёк отверстия бутылки так, чтобы нитка раскачивалась. Картон не соприкасался со дном бутылки.

5.Игла должна быть в горизонтальном положении.Я постарался сделать так, чтобы середина иглы располагалась в середине картонки «рис 2.1»

6.Оставил конструкцию постоять спокойно,и игла показывала в том же направлении,что и компас.

Рисунок 2.1 Рисунок 2.2

Самодельные приборы по географии
Самодельные приборы по географии

3 Самодельный гигрометр

Гигрометр - прибор для измерениявлажности воздуха

Действие волосного гигрометра основано на свойствеобезжиренного человеческого волоса изменять свою длину при изменении влажности воздуха. Белок кератина, из которого состоят волосы, гигроскопичен, он хорошо впитывает влагу, поэтому при возрастании влажности воздуха волос удлиняется, при уменьшении- укорачивается.

Волос 1 «рис 3.1» натянут на деревянную рамку 2 . Изменение длины волоса передаётся стрелке 3, перемещающейся вдоль шкалы 4

Рисунок 3.1 Рисунок 3.2



  • Самодельные приборы по географииСамодельные приборы по географии

  • Материалы:

  • - дощечка 250 x 200 мм;

  • - рейки 20 x 15 мм длиной до 400 мм, 3-4 шт.;

  • - 5-7 светлых человеческих волос длиной 300-350 мм;

  • - гирька или иной грузик весом 5-7 г;

  • - легкая металлическая стрелка длиной 140-150 мм;

  • - саморезы

  • На стрелке должен быть противовес, чтобы стрелка, будучи посажена на горизонтальную ось, была в безразличном равновесии

1.Дощечка служит основанием прибора. На ней монтируем

П-образную рамку высотой 400, шириной 200 мм «рис 3.2».

2.На высоте около 50 мм от основания горизонтально крепим перекладину. На ней посередине устанавливаем ось стрелки, это может быть болтик. Стрелка должна быть надета на него втулкой. Втулка вращается на оси свободно. На внешнюю поверхность втулки надел короткий отрезок тонкой резиновой трубки.

3.К середине верхней перекладины рамки закрепил волосы, к другому концу пучка волос подвесил грузик. Волосы касались боковой поверхности втулки, сделал ими один полный оборот.

4.Из листа пластмассы выполнил шкалу и прикрепил к рамке

Выполнил градуировку шкалы:

а) нулевое деление шкалы (полная сухость воздуха) с известной долей условности нанёс там, где остановилась стрелка прибора, на 3-4 минуты положенного в духовку.

б)максимальную влажность (100%) отметил по показанию стрелки прибора, помещенного в закрытое полиэтиленовой пленкой ведро, на дно которого налит кипяток.

в)Промежуток между 0% и 100% поделил на 10 равных частей и подписал десятки процентов.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

География - наука о Земле. Я считаю, что для изучения нашей планеты недостаточны одни только теоретические знания. Нужны практические навыки. Приборы, выполненные мною, можно успешно использовать при ориентировании по сторонам горизонта, измерении влажности воздуха, понижении или повышении атмосферного давления. Кроме того, самодельный барометр можно использовать для предсказания прогноза погоды. Раньше не мог представить принцип работы этих приборов. Даже компас, который придумали в древнем Китае, казался каким-то загадочным прибором. Намагниченный гвоздик сам свободно поворачивается и всегда будет показывать на север и юг. Гвоздик действует как магнит и притягивается магнитным полем Земли. Очень просто и элементарно. Я не мог представить, что волосы обладают свойством изменять длину в зависимости от влажности воздуха. Это ценное свойство применяется и в промышленных приборах. Барометр из воды бурно реагирует на изменение давления в воздухе. К сожалению, бурно реагирует и на изменения температуры воздуха (вода расширяется при повышении температуры). Поэтому важно держать барометр из воды при одинаковой температуре.

Поставленные цели и задачи выполнены. Совместно с учителем географии сделали барометр, компас, гигрометр. Теперь постоянно слежу за этими приборами. Многие ребята заинтересовались моей работой. В дальнейшем планирую сделать другие самодельные приборы.























Литература





1 «365 научных экспериментов» . PublishedbyHinklerBooksPtyLtd 45-55 FairchildStreetHeathertonVictoria 3202 Australia. Отпечатано в Китае.



2 Энциклопедический словарь юного географа-краеведа.

Составил Г.В. Карпов. М.: педагогика, 1981.

Статьи из журнала «География в школе»:

3 Блаженов В.А. Практические работы и игры на местности для 6-го класса 2010, № 4, №5

4 Интернет ресурсы









© 2010-2022