- Преподавателю
- География
- Технологическая карта к уроку географии в 5 классе по темеВоздушная одежда Земли
Технологическая карта к уроку географии в 5 классе по темеВоздушная одежда Земли
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Драгунова Н.Л. |
Дата | 30.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта
урока географии в 5 классе по теме: "Воздушная одежда Земли" (ФГОС)
Цели урока:
Дидактические: Формирование представления об атмосфере Земли.
Развивающие: развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, видеофрагментом, умения делать обобщения и выводы.
Воспитательные: развитие коммуникативных умений, интереса к изучаемому предмету.
Планируемые результаты
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в группе (классе); высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные:
Ученики должны уметь:
- находить в тексте и формулировать определения понятий изучаемойтемы: атмосфера, ветер, облака, погода, климат, выделяя их существенные признаки;
- объяснять значение «озонового слоя» в жизни человека;
- перечислять составные части атмосферного воздуха, стоить на основе данной информации диаграмму;
- формулировать вывод о значении атмосферы для жизни.
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся - групповая (класс делится на 3 рабочие группы - ряды), работа в паре, индивидуальная.
Оборудование для учителя: презентация к уроку; видеофрагмент «Ветер», компьютер, проектор.
Оборудование для учеников: - опора №29, учебник « География. Начальный курс.5 класс»/ И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - 4-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2014., географический словарь, Интернет.
Этапы урока
(цель)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Мотивация (создание проблемной ситуации).
Приветствие учащихся.
Организация деятельности на уроке.
Формирование 3 рабочих групп (по рядам).
Организовывают рабочее место.
Познавательные УУД.
Общеучебные.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему урока. Выявлять причины и следствия простых явлений. Искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах. Применять и различными способами представлять полученную информацию. Обобщать и систематизировать материал под руководством учителя.
Предметные.
Иметь представления о строении, значении атмосферы, ее роли в жизни человека. Знать состав воздуха.
Знать основные понятия темы.
Иметь представления о природных явлениях в атмосфере.
Коммуникативные УУД.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Достаточно полно и точно выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке; слушать и понимать других. Уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Уметь договариваться, находить общее решение в процессе работы на уроке.
Регулятивные УУД.
Ориентироваться в материале учебника: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения материала раздела, определять круг своего незнания. Формулирование учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.
II. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Внимание ребят обращается на эпиграф урока - высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли « Мы живём на дне воздушного океана».
- Какой океан назван воздушным?
- Из чего он состоит?
- О какой географической оболочке нам предстоит узнать?
- Работая с 1 пунктом параграфа, сформулируйте определение понятия «атмосфера», запишите его в опору.
- Вспомните, все, что вам известно о «воздушном океане» Земли - ее океане. Заполните Кластер в опоре.
Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.
В тексте 1 пункта параграфа находят определение понятия, записывают в опору - Воздушная оболочка Земли - атмосфера ( от греч. «пар» и «шар»).
Рассуждают, записывают в Кластер.
III. Выделение проблемы и постановка цели урока.
- Что такое в вашем представлении океан? Рассуждайте.
- Внимательно посмотрите на слова эпиграфа урока и сформулируйте проблему урока и цель урока.
Рассуждают, отвечают на вопрос учителя. Акцент на Мировом океане.
Формулируют проблему: «Почему атмосферу называют воздушным океаном?»
Формулируют цель: «Узнать какие процессы происходят в воздушном океане Земли - АТМОСФЕРЕ».
ΙV. Планирование хода урока.
- Реализация поставленной нами цели как всегда начинается с планирования.
- Бегло просмотрите текст параграфа, составьте простой план к нему, запишите в опору.
Бегло просматривают текст параграфа 29 и составляют простой план текста. Записывают план в опору.
V. Реализация построенного проекта.
I. Состав и значение атмосферы.
- Самостоятельно и внимательно прочтите текст 1 пункта параграфа. Выполните Задание №2 в опоре. Прокомментируйте результат работы.
- Найдите в тексте пункта параграфа ответ на вторую часть 1 вопроса плана реализации темы урока: «Каково значение атмосферы?»
- Текст дает вам полный ответ на поставленный вопрос? Работу над Заданием №2 опоры продолжайте в течение всего урока.
Самостоятельно и внимательно читают текст 1 пункта параграфа. Выполняют Задание №2 в опоре. Комментируют результат работы.
Работают по заданию учителя.
II. Ветер.
1. Понятие «ветер».
Обучающиеся работают по рядам с текстом 2 пункта параграфа.
- Как вы поняли, что же такое ветер? Запишите определение в таблицу задания №6 опоры.
- Сформулируйте следующий проблемный вопрос, просмотрев видеофрагмент. (Почему дует ветер).
2. Причина образования ветра.
Работа в паре. Опыт с воздушным шариком: один ученик надувает шарик и задерживает воздух в нем. Второй ученик подставляет ладонь к отверстию из шарика и воздух из шарика выпускается на ладонь.
- Что вы ощутили, когда отверстие шарика открылось? (Сильный поток воздуха).
- Как вы думаете, почему воздух из шарика выходил с такой силой? - Сформулируйте ответ, просмотрев видеофрагмент.
- Запишите вывод в опору.
3. Виды ветров.
- Просмотрев видеофрагмент, заполните схему в задании № 7 опоры № 24
- Подводя итоги работы над вопросом плана «Ветер», сформулируйте ответ на вопрос:
- Как человек использует силу ветра?
1 ряд - читает по цепочке (по одному предложению).
2 ряд - формулирует вопросы.
3 ряд - отвечает на вопросы одноклассников.
Отвечают на поставленный вопрос.
Формулируют проблемный вопрос, записывают его в опору.
В паре выполняют опыт.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют вывод о причинах образования ветров и записывают его в опору.
Выполняют задание №7 в опоре №24.
Отвечают на поставленный вопрос.
III. Погода.
- Ветер - важнейший элемент погоды.
- А что такое погода? Найдите ответ в параграфе. Прочтите.
- Чем характеризуется погода? Ответ запишите в опору - задание №8.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание в опоре.
IV. Климат.
- Чем, по вашему мнению климат отличается от погоды?
- Что такое климат?
- Что оказывает влияние на климат территории. Ответ найдите в 6 пункте §24.
- На что влияет климат?
VΙ. Первичное закрепление знаний.
- Проверьте себя. Выполните кроссворд «Предсказания погоды»
1. Красное солнце у горизонта предвещает…
2. Высокие кучевые облака - признак … погоды.
3. Наука о погоде.
4. От состояния погоды зависит наше ….
5. Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.
6. Состояние погоды, когда дым из трубы стелется к земле.
7. Запах некоторых цветов перед дождём.
8. Ласточки летают низко - быть ..
Выполняют кроссворд -творческое задание в опоре.
VΙΙ. Рефлексия.
Самооценка деятельности. Выставить баллы в опору.
Оценивают свою работу во время урока.
VΙΙΙ. Итог урока.
Домашнее задание.
Домашнее задание.
1. Читать §24. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.
2. Задания в опоре доделать.
3. Карты повторять.
Записывают в дневник. Задают вопросы учителю.
7