Интегрированная образовательная программа географического кружка «Мой город мне дорог»

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированная образовательная программа географического кружка «Мой город мне дорог»

Автор: Учитель географии и экологии МАОУ "школа 81" г. Н. Новгород

Смирнова Оксана Владимировна


Человек стал Человеком потому, что увидел

глубину лазурного неба, мерцание звезд,

розовый разлив вечерней зари, прозрачную

дымку степных просторов, багровый закат перед

ветреным днем, трепетание марева над горизонтом…

Остановись и ты в изумлении перед красотой - и в твоем

сердце расцветет Благородство.

В.А. Сухомлинский


Актуальность. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о том, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала Человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях своего народа. Особое значение в реализации духовно-нравственного воспитания имеет мотивированная добровольческая деятельность школьников по улучшению среды своей жизни. Вовлечение подрастающего поколения в общественно-полезную деятельность на добровольных началах является важнейшим фактором развития и становления гражданского общества в России. Основные ценности добровольчества, такие как добрая воля, солидарность, свобода выбора, гражданская и социальная ответственность - становятся важнейшими приоратами человечества в современном мире. Посредством добровольчества у школьников происходит формирование установки на духовно-нравственные ценности добра, активную жизненную позицию, установка на свободу слова, выбора, защиты, милосердия, помощи и поддержки близких, что в свою очередь способствует раскрытию у них всей полноты человеческого потенциала. В процессе добровольческой деятельности учащиеся осваивают новые виды деятельности, новые социальные роли, способы социального и профессионального поведения. Основными мотивами участия детей в добровольческой деятельности выступают такие, как быть полезным своему городу, району школе, получить новый опыт, интересно провести время с друзьями, приобрести новых, реализовать свои идеи и принципы, а так же желание помогать людям и делать добро.

Центральное место в кружковой работе отводится добровольной проектной деятельности учащихся. На основе исследований В.В. Николиной нами уточнены основополагающие идеи реализации проектной деятельности, соответствующие цели разработанного нами кружка: опора на культурные ценности (этические и нравственные) как регуляторы социальной активности школьников; переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий, а от него - к программе действий и ее реализации в рамках добровольческой деятельности; ценностное самоопределение учащихся в проектной деятельности и становление субъектности.

Цель кружка - духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе изучения географии своей местности (на примере городского ландшафта) во внеучебной добровольческой деятельности.

Задачи:

  1. Формирование, развитие и углубление системы геоэкологических знаний при изучении жизненной среды (на примере городского ландшафта)

  2. Развитие нравственного отношения, обогащение эмоционально-ценностной сферы учащихся в процессе взаимодействия с окружающей средой.

  3. Воспитание духовно-нравственных качеств личности: любви, патриотизма, совестливости, гражданственности.

  4. Развитие геоэкологической ответственности и включение учащихся в социально значимую добровольческую практическую деятельность.

Ключевые понятия: культурный ландшафт, городской ландшафт, деструктивный ландшафт, особо охраняемые природные территории, национальные ценности, общечеловеческие ценности, природное и культурное наследие, экологические проблемы, экологические ситуации, комфортность среды жизни человека.



Этапы процессуального компонента

Название раздела и содержание раздела кружка

Технологии, методы, методические приёмы и формы обучения и воспитания

Ответственные дела

Интеллектуальный этап

(нравственное осмысление; знание и понимание общественной жизни; приобретение социально-экологических знаний)

«Мой город: моя экологическая ответственность».

  1. Я - гражданин России, я - горожанин. Знакомимся с понятиями ответственность, честь, любовь, милосердие, совесть, долг, гражданственность, дружба, красота, патриотизм.

  2. Природа и человек в городе: Духовно-нравственные традиции моих предков. Топонимы.

  3. Культурно-исторические особенности и объекты города: мой город мне дорог.

  4. Выдающиеся люди земли Нижегородской: мои нравственные ориентиры.

  5. Природа города: Что мы оставим после себя? Заповедные городские территории. Культурный и деструктивный ландшафт города

  6. Устройство городской среды. Население и хозяйство города. Проблемы природопользования Нравственно-экологические последствия деятельности человека в городе.

Система ролевых стимул - игр:

«Любим и знаем родной город: Я - гражданин, я доброволец»
«Сокровища моего края - кто в ответе?», «Добровольческая деятельность и профессия журналист», «Юные ученые - ответственность ученых-исследователей» «Дискуссионный клуб юных членов РГО», Социально-моделирующая игра: «Международный суд по охране защиты природы».

Ролевые стимул - игры включают активное использование эвристической беседы, диалога, образовательные экскурсии, дискуссии в формах интеллектуального марафона и викторины.

Исследование микросоциума, организация фестиваля «Жизнь старого Нижнего», Написание научной статьи «Уникальность моего родного города». Интернет-операция «СМИ о проблемах нашего города». Культпоход в город «Красивая и не красивая городская среда». «Поиск экологических проблем родного города». Создание стенда «Экологические проблемы нашего города»

Социальная проба (инициативное участие ребенка в акции, организованной взрослыми): «Участие в субботнике в родном районе города». Составление паспорта описания на интересные природные объекты города.

Викторина «Мой любимый город».

Составление «Календаря Добрых Дел» на 1год, оформление «Трудовой книжки добровольца».

Этап нравственного выбора

(нравственное становление; развитие ценностного отношения к общественной жизни)

«Экологические проблемы города и мой добровольный нравственный выбор»

  1. Экологическая ответственность: правовые и этические основы. Обретение смыслов: «найти и выбрать смысл среди ценностей жизни» (по В.В. Николиной)

  2. Экологические проблемы города: Культурно-Историческое «погружение». Изучаем экологические формы хозяйствования предков.

  3. Качество жизни нижегородцев. Среда обитания и здоровье. Моя духовно-нравственная среда.

  4. Сущность, причины и последствия экологических ситуаций и проблем родного города: технический прогресс и островки природы в городе.

  5. Что такое социальное проектирование? Что такое «Древо проблем»?

  6. «Понять, значит решить!» Изучаем методы решения экологических проблем. «Это мне по силам!»

Стимул-проект:

Социальный проект «Влияние вредных загрязняющих веществ на здоровье человека».

«Чистый воздух моего города».

«Скажем - нет парниковому эффекту». «Городской мир или цивилизация мусора».

«Спасаем реку от загрязнений». «Зеленый наряд школе» - работа в виртуальной экологической лаборатории.

Система стимул - проектов основана на использовании методов диалога, проблемно-ценностной дискуссии, мозговой атаки, этической беседы.

Найди и оцени: «Экологическая безответственность в фото и видеоматериалах». Интеллектуальный марафон «книжка-малышка».

Выставка фото и видео рисунков: «Наш выбор экологически чистый город»

Мозговая атака - «Решим проблему вместе». Интернет операция «В поисках решения экологических проблем» Операция листовка и реклама.

Выпуск брошюр «Правила поведения в окружающей среде». Создание дощечек с призывом не засорять природу.

Познавательная игровая программа для младших школьников «Хрупкая природа родного города». Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов: «Последствия экологической безответственности».

Дидактический театр «Я-часть природы». (Итоговое занятие ф форме коротких театральных выступлений учащихся ценностной направленности)


Интеллектуально-нравственный турнир «Эффективные меры по решению проблем своего города».

Деятельностно-поступочный этап

(осуществление нравственных поступков, получение опыта самостоятельной, социальной деятельности.)

«Экологические проблемы: осознали - пора действовать»

  1. Заботимся о будущих поколениях, отвечаем за свои поступки: Осуществляем маршруты добрых дел, прокладываем экологические тропы города.

  2. Пропагандируем нравственно-этические ценности, связанные с охраной окружающей среды.

  3. Рефлексия. Трудовая книжка добровольца» и лист моих достижений. Какое добровольческое дело мне удалось больше всего? Моя команда: оценка работы моих товарищей.

Стимул-социализация, стимул-созидание.

Предполагает реализацию ранее составленных проектов, а также регулярную организацию и проведение Дней Добрых Дел по защите и охране природы.

Операция « Трудовой экологический десант»: Благоустройство территорий города (очищение озеленение). Трудовой десант" Безопасная утилизация бытовых отходов". Раздача печатной продукции жителям города о правилах поведения в окружающей среде, об экологических проблемах родного края, о путях решений экологических проблем. Акция - «мусору: нет»! Трудовая атака: «Посади дерево, улучши качество окружающей среды».
Спасаем Реку. Очистка берега реки от мусора. Проект «Зеленый наряд школе» (уборка, посадка цветов и деревьев на пришкольном участке). Установка по городу дощечек с призывом не засорять природу, плакатов и дощечек об уникальных природных культурных объектах города.


Ролевая игра «Добровольческая деятельность и профессия журналист»

Целью данной игры будет являться изучение экологической ситуации родного города, экологическая оценка территории и разработка рекомендаций по оптимизации экологического состояния.

Игра включает в себя следующие этапы:

  • Подготовительный. Учащиеся самостоятельно распределяют между собой роли «директора», «редактора», «фотокорреспондента», «корреспондента», «менеджера по рекламе», и т.д. и ищут пути их исполнения, коллективно обсуждая предстоящую работу ставя перед собой соответствующие цели и задачи.

  • Исполнительный. На данном этапе учащиеся занимаются поиском и обработкой информации об экологической ситуации родного города. Собирают фото и видео материалы

  • Оценочно-рефлексивный. Анализ выполнения проделанной работы, обсуждение результатов и выводов.

  • Презентационный этап. Предполагает публикацию статей и фото отчетов в школьной газете.

Проект «Городской мир или цивилизация мусора»

Цель проекта: узнать о безопасной утилизации отходов и способах скрещения ТБО.

  1. Изучаем состав бытовых отходов

Учащиеся изучают различные источники информации и определяют, что собой представляют бытовые отходы.

Состав и объем бытовых отходов разнообразны и зависят не только от страны и местности, но и от семейных традиций, времени года и даже от уровня дохода конкретного человека (Приложение 1).

  1. Каждому мусору свое место

Учащиеся проводят «инспекцию» содержимого мусорного ведра в своей собственной кухне. Но чтобы не копаться в мусорном ведре буквально, просят членов своей семьи в течение нескольких дней класть разные отходы в отдельные заранее подготовленные полиэтиленовые пакеты с читающимися бирками. В конце экспериментального срока учащиеся обозначают проблему. Она заключается в том, что объем твердых бытовых отходов непрерывно возрастает как в абсолютных величинах, так и на душу населения. Состав твердых бытовых отходов резко усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов.

Боремся с излишествами

Учащиеся посещают ближайший универсальный магазин и оценивают разнообразие и целесообразность упаковок и упаковочных материалов, применяющихся для расфасовки товаров в розничной торговле. Так же на данном этапе учащиеся придумывают содержание просветительской программы для населения, направленной на избавление «от упаковочного засилья»

Программа «Мусора станет меньше если»:

  • Избегать ненужной упаковки.

  • Отдавать предпочтения продуктам многоразового использования.

  • Отдавать предпочтение минимальной упаковке.

  • Отдавать предпочтение упаковке, которую можно вторично использовать или переработать.

  • Отдавать предпочтение упаковке сделанной из экологически чистых материалов.

  • Ограничение разнообразия упаковок.

  1. Решаем проблему городского мусора

На основании проведенных экспериментов, учащиеся делают вывод, что бытовые отходы необходимо дифференцировать, то есть разделять: жители города должны иметь точное представление о том, что и в каких количествах они выбрасывают на свалку. Для этого предложено пользоваться классификацией отходов и утилизировать мусор в соответствии с его типологией. Проведение среди горожан просветительской программы «Мусора станет меньше, если».

Проект "Зеленый наряд школе"

Цель проекта - Улучшение экологической обстановки на пришкольном участке, воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающей среде, за счет посадки деревьев, цветов, уборки мусора во внеурочной добровольческой деятельности.

Задачи:

- изучение литературы по ландшафтному дизайну различных территорий, принципах озеленения пришкольной территории;

- составление характеристики пришкольного участка;

- в результате сотрудничества детей и учителей способствовать воспитанию сознательной деятельности и ответственности;

- экологическое и патриотическое воспитание школьников на примере нашей работы.

Основная часть

Работа проводится в несколько этапов:

1. Изучение литературных источников по данной теме.

  1. Составление плана школьного двора, определение зон инсоляции.

  2. Объявление конкурса на разработку лучшего проекта среди учащихся школы

  3. Изучение представленных работ и отбор наиболее удачных

  4. Подготовка инвентаря, посадочного материала, выращивание рассады

  5. Воплощение проекта - посадка растений, создание различных композиций.

  6. Уход за посадками на пришкольном участке: прополка, полив.

Первоочередной задачей для реализации данного проекта является изучение литературы по ландшафтному дизайну. Второй этап предполагает составление топографического плана школьного двора. Для того чтобы посаженные растения получали достаточное количество солнечного света и тепла, необходимо определить зоны инсоляции. Инсоляция - облучение земной поверхности солнечной радиацией, прямой или суммарной (т. е. прямой и рассеянной вместе). Чтобы определить зоны инсоляции, нужно выбрать солнечный день и провести три замера. Первый замер - около 8 часов. Определяем, куда падает солнце, а куда - тень, и все затененные места отмечаются на плане штриховкой. Второй замер проводится примерно в 12 часов, и третий - в 17 часов. После того как будет нанесена вся штриховка на план, учащиеся увидят зоны наибольшей затененности (в этих местах штриховка будет тройная), где находятся места полной освещенности (здесь штриховки не будет совсем). В зависимости от этого в дальнейшем будут подобраны растения светолюбивые и теневыносливые, которые будут посажены на соответствующем им участке.

Третьим этапом проекта выступает объявление конкурса эскизов пришкольного участка среди учащихся школы. Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок - с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В конкурсе могут принимать участие учащихся 5-10 классов. По окончанию конкурса, будет отобран лучший эскиз, в рамках которого обустроится пришкольная территория.

Пятый этап предполагает подготовку инвентаря, посадочного материала, выращивание рассады. Учащиеся удаляют старые пни, убирают с территории остатки мусора, техногенные загрязнения, освобождая место для посадки цветов.

На шестом этапе проект реализуется. Производится посадка деревьев на пришкольном участке, посадка цветов в клумбы.


© 2010-2022