Конспект урока по теме: Природа Антарктиды

Формирование у учащихся знаний об особенностях природы Антарктиды (ледниковый покров, подледный рельеф, климат и определяющие его факторы, животного и растительного мира Антарктиды); Осуществлять экологическое воспитание через осознание уязвимости природного мира Антарктиды, его неповторимости и уникальности, воспитывать чувство прекрасного через восприятие красоты природных ландшафтов Антарктиды, формировать интерес к предмету.
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Природа Антарктиды

Цель:

  • создать условия для формирования у учащихся знаний об особенностях природы Антарктиды (ледниковый покров, подледный рельеф, климат и определяющие его факторы, животного и растительного мира Антарктиды);

  • развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, анализировать карты атласа и использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;

  • осуществлять экологическое воспитание через осознание уязвимости природного мира Антарктиды, его неповторимости и уникальности, воспитывать чувство прекрасного через восприятие красоты природных ландшафтов Антарктиды, формировать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока, физическая карта Антарктиды, компьютер, проектор.

Ход урока

Этап урока, метод, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1-2 минуты

2. Проверка ЗУН

Индивидуальный опрос учащихся по заданиям на слайдах презентации.

3-5 минут




3. Изучение нового материала

15-20 минут

Рассказ с элементами беседы






Поэтапное закрепление























Работа в группах











Итог урока.

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест.

Учитель представляет новый материк.

Рассмотрите внимательно людей изображенных на фотографии, постарайтесь представить, как они жили, какой мир окружал их, о чем они думали, мечтали. А главное, какое отношение они имеют к тому материку, который мы изучаем?

[слайд 1-3]

Учитель комментирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

Эти и многие другие исследователи посвятили свою жизнь исследованию природы Антарктиды, благодаря стараниям этих людей, их долгому и кропотливому труду, мы знаем ответы на многие вопросы, которые еще 40 - 50 лет назад казались научной фантастикой. Сегодня и мы с Вами попробуем отгадать некоторые загадки Антарктиды, но для этого нам нужно вооружить знаниями.

Учитель показывает 4 слайд.

Как Вы думаете, что отличает Антарктиду от любого другого материка?

[слайд 5]

Уникальной особенностью природы Антарктиды является ледяной покров, который полностью покрывает материк.

Организация обсуждения прочитанного, сообщение дополнительной информации.

[слайд 6]

Что будет, если льды Антарктиды растают?

Выслушивает предположения учащихся и организует при необходимости их обсуждение.

В результате, учащиеся должны придти к выводу, что повысится уровень Мирового океана (на 60 метров) и обнажится подледный рельеф Антарктиды, который, впрочем, скроется под водами океана.

Рассказ учителя о подледном рельефе Антарктиды.

[слайд 11]

Организация беседы о влияние рельефа на ледниковый покров, связи рельефа и тектоники территории по вопросам, представленным на слайде.

[слайд 13]

Какой следующий компонент природы мы рассматриваем после рельефа?

Какие вы знаете компоненты климата, которые должны быть обязательно при характеристике климата?

[слайд №48]

Учитель рассказывает о климате Антарктиды с использованием иллюстративных материалов

[демонстрация слайдов 15-18]

Знакомство с органическим миром Антарктиды. [Слайды 20-21]

Основой существования животных являются растения, т.к. ими питаются травоядные, а травоядными - хищники.

Как Вы думаете, где в Антарктиде произрастет такое количество растений, которое может прокормить такое [слайд 22] количество животных?

Конечно же, такое количество растений не может произрастать на суше, т.к. там нет подходящих для этого климатических условий, почв. Поэтому все животные, обитающие в Антарктиде - это морские животные, так или иначе связанные с океаном. Например, мелкие планктонные водоросли являются кормом планктонных рачков и для растительноядных рыб, их поедают хищные, а хищных и растительноядных рыб поедают крачки, пингвины [слайд 21]. А на огромных внутренних территориях материка располагается антарктическая пустыня.

Но это не значит, что в Антарктиде Вы не найдете ни одного растения. Они растут в оазисах, что такое антарктический оазис [слайд 22-23] Вы прочтете самостоятельно на стр. 198 - 199 учебника. Запишите это понятие и его определение в тетрадь.

А теперь давайте познакомимся с животными Антарктиды.

Пингвины [слайды 24-29]

Арктическая крачка [слайд 30]

Поморник [слайд 31]

Странствующий альбатрос [слайд 32]

Морской слон [слайд 33]

Морской леопард [слайд 34]

Южный морской котик [слайд 35]

Синий кит [слайд 36]

Кашалот [слайд 37]

Сейвал [слайд 38]

Касатка [слайд 39]

Рассказ об озоновой дыре.

В Антарктиде находится очень небольшое количество людей, немного туда приезжает и туристов, поэтому казалось бы отрицательное влияние со стороны человек на природу материка незначительно. Но это не так. В результате особенностей циркуляции атмосферы над Антарктидой образовалась крупнейшая озоновая дыра, которая губительно влияет на животных Антарктиды, из-за УФ-излучения. [слайд №91].

Впишите пропущенное:

1. Антарктида, как и другие материки, была частью (какого древнего материка?)…. В западном полушарии, в Тихоокеанском секторе материка, в период альпийской складчатости образовались горные системы - продолжение Анд Южной Америки (Какие это горы Антарктиды) - …. Здесь расположена высшая точка материка - …

2. Самая низкая температура воздуха на Земле зарегистрирована в районе научной станции (название) …. Средняя температура летом - … Средняя температура зимой - …

3. Растительный мир антарктических оазисов представлен мхами, …

Животный мир океанических вод, омывающих материк, относительно богат и представлен касатками, …

4. В недрах Антарктиды обнаружены различные полезные ископаемы: ….

В ледниковом покрове содержится большая часть всех пресных вод Земли - … (%)

5. Антарктиду называют Землей ветров. Нередко ветры достигают здесь скорости до 40 км/с или 160 км/ч. На других матерках такие ураганы редкость, а здесь обычное явление. В чем причина столь частых и сильных ветров? Где находится полюс ветров Антарктиды?

6. По оценкам ученых, у берегов Антарктиды плавают более 100 тыс. айсбергов. Айсберги Антарктиды живут дольше гренландских айсбергов: антарктические 6-12 лет, гренландские 3-4 года. В чем причина долголетия Антарктических айсбергов?

Подводит итоги урока, выставляет оценки по количеству набранных жетонов (если этот прием работы был использован).

Домашнее задание: стр. 198 - 200, задания рубрики «Проверь себя!» стр. 201

Спасибо за работу на уроке!!!

Приветствие учителя.

Организация рабочих мест.

Учащиеся определяют, какие исследователи изображены на фотографиях и рассказывают об их вкладе в исследование Антарктиды.




Учащиеся записывают тему урока.

Учащиеся, используя текст учебника, знакомятся с особенностями ледникового покрова Антарктиды.


Высказывают свои предположения, организуется их обсуждение.




Климат территории.

Средняя температура июля, января, количество осадков, преобладающие ветры, распределение этих компонентов по территории.

Характеризуют компоненты климата, корректируют свои записи на контурной карте.


Отвечают на вопросы, предложенные для обсуждения.





Записывают это понятие в тетради.

Работают с текстом учебника, записывают определение.







Работают с заданиями.








Записывают домашнее задание




4

© 2010-2022