Рабочая программа «География Оренбургской области» 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

« Верхневязовская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического Зам. директора по УВР Директор МОБУ

совета Протокол № __ ______Л.О.Голышева ____М.А.Вытченкова

«___» ___________ 20 ___ г. «__» ___________20__ г. «__»________20__ г.





Рабочая программа

«География Оренбургской области»

6 класс.






Автор - составитель:

учитель географии

Максимов Алексей Фёдорович.








с. Верхняя Вязовка 2015 г.





Содержание


Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

Содержание учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Рекомендации по оснащению учебного процесса . . . . . . . . . 14

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15












Пояснительная записка


Рабочая программа курса географии 6 класса «География Оренбургской области» составлена на основе:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

- Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ;

- Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ составитель С.В. Курчина,-2-е изд.,стереотипю_М.:Дрофа,2013

- В данном курсе используется учебник . Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. - М: Дрофа, 2007

- В данном курсе используется учебник География Оренбургской области: Учебник для 6-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. - М.: МГУ, 2012.

- Учебный план МОБУ «Верхневязовская СОШ на 2015-2016 уч. год»;

- Положение «О рабочей программе МОБУ «Верхневязовская СОШ;

- Основная образовательная программа МОБУ «Верхневязовская СОШ»



Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического планирования.

Программа «География Оренбургской области» далее «Краеведение» может быть использована учителями географии для преподавания курса «Краеведение» в 6- 9 классах общеобразовательных школ для реализации регионального компонента.


Краеведение представляет систему комплексных знаний умений территории проживания (своей местности) с учётом возрастных особенностей учащихся. Образовательная программа модуля « Краеведение»(6 -9 кл.) является составной частью интегрированного базового курса «География. Начальный курс »(6 кл), авт.

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Концептуальной основой данного курса является формирование комплексного исследования территории родного края (территории проживания), ценностных ориентаций школьников во взглядах на природу, население, хозяйственную деятельность, развитие духовно-нравственной культуры, готовность в качественном улучшении среды жизни. Введение содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «География»(6-11 кл.) составляет суть краеведческого принципа преподавания предмета и позволяет реализовать национально-региональный компонент образования.

Актуальность изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение» продиктовано повышенным интересом учащихся к изучению родного края, окружающей географической среды. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям

и культуре своего народа.



Цель данного курса - формирование методологии процесса познания географических объектов природы, населения, хозяйства своей местности на основе организации учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Задачи курса:

-развитие комплексных знаний и умений географических особенностей природы своей местности во всем её многообразии и целостности;
-овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на практике;
-адаптация к условиям проживания на определенной территории на основе формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде, своему здоровью;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований состояния окружающей среды, готовность к качественному её улучшению;
- воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

- овладение умением сочетать глобальный, региональный и локальный подход для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомлением с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационые системы и Интернет -ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в Оренбургской области, России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;

- понимание географических специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха.

Требования к знаниям и умениям учащихся
знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;
уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию,
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме.


Место предмета в базисном учебном плане

Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Оренбургской области отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География Оренбургской области», из расчета 1 -го учебного часа в неделю.


Главная идея курса: включить учащихся в практическое осмысление реальных жизненных проблем родного края, осознание необходимости использования географических знаний на уровне функциональной географической грамотности.



Структура программы. Логика построения программы модуля « Краеведение» подчинена последовательности изучения тем начального курса географии в 6 классе. Ключевые темы программы модуля: введение, на какой Земле мы живём, план и карта, человек на Земле, планета Земля, литосфера - каменная оболочка, гидросфера - водная оболочка, атмосфера - воздушная оболочка, биосфера - оболочка жизни, географическая оболочка.



Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды. Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин. Предлагается использование разнообразных методов обучения: информационный, картографический, теоретический, проблемного изложения и другие Изучение модуля «Географическое краеведение» предполагает сочетание теоретических(19 часов) и практических(15 часов) видов деятельности учащихся. Приоритет отдан коллективным формам организации учебной деятельности форм обучения, практикумам, исследованиям, экскурсиям, разработке проекта. Соотношение теоретической и практической части 56%: 44%.Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными формами деятельности творческого характера, а также с привлечением фондов школьной музейной экспозиции, которая является координирующим центром воспитательной системы школы.


Результатом изучения курса является способность применять географические знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественно-географической деятельности.



Учебно-тематический план образовательной программы «География Оренбургской олбласти»

6 класс (34 часа учебной нагрузки)

№ п/п

№темы

Наименование раздела, темы

Общее кол-во часов


Кол-во учебных

часов

Кол-во часов на контрольные, практические, лабораторные работы

1

1

Введение. Экскурсия в школьный музей. Организация наблюдений за погодой

1


1


2

На какой Земле мы живём.

2

2


2

2.1

Вклад земляков в развитии знаний о Земле


1


3

2.2

Современные исследования территории


1



3

Планета Земля.

2

2


4

3.1

Влияние движения Земли


1


5

3.2

Смена времён года


1



4

План и карта.

6

1

5

6

4.1

Ориентирование на местности.



1

7

4.2

Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.


1


8

4.3

План местности.



1

9

4.4

Географическая карта микрорайона проживания.



1

10

4.5

Градусная сеть на карте микрорайона школы



1

11

4.6

Географическое положение Оренбурга и Оренбургской области



1


5

Человек на Земле

2

1

1

12

5.1

Из истории заселение территории края. Коренное население.


1


13

5.2

Народы территории проживания.



1


6

Литосфера- твёрдая оболочка Земли

5

3

2

14

6.1

История формирования современного рельефа.


1


15

6.2

Минералы и горные породы своей

местности. Геологические особенности своей местности.



1

16

6.3

Стихийные природные явления в литосфере своей местности.


1


17

6.4

Особенности рельефа своей местности и его изменение



1

18

6.5

Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.


1



7

Гидросфера - водная оболочка Земли

5

2

3

19

7.1

Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы.



1

20

7.2

Внутренние воды и рельеф.



1

21

7.3

Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.



1

22

7.4

Памятники природы гидросферы родного края.


1


23

7.5

Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.


1



8

Атмосфера - воздушная оболочка Земли

5

3

2

24

8.1

Режим отдельных метеоэлементов



1

25

8.2

Погода моей местности



1

26

8.3

Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек.


1


27

8.4

Опасные явления в атмосфере.


1


28

8.5

Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.


1



9

Биосфера - живая оболочка Земли

2

1

1

29

9.1

Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.


1


30

9.2

Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Оренбургской области



1


10

Географическая оболочка

3

2

1

31

10.1

ПТК своей местности.



1

32

10.2

Природные зоны своей местности. Изменение природных зон под влиянием человека.


1


33

10.3

Культурный ландшафт.


1


34

11

Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля «Краеведение»

1


1



Итого

34

18

16






Содержание программы.



Введение(1 час)

Экскурсия в школьный музей. (Практическая работа №1)

Творческие работы.1.Репортаж о родном крае (по материалам СМИ) .

На какой Земле мы живём (2 часа)

Тема: Вклад земляков в развитие знаний о Земле.

Творческие работы. 1.Исследование жизни и деятельности известных учёных края. 2. Вклад оренбургских купцов в освоении новых земель.

Запуск мини-проектов учащихся в рамках долговременного проекта «Как люди открывали и осваивали территорию своей местности»

Тема: Современные исследования территории

Творческие работы: 1.Интересны люди родного края. 2.Космонавт №1. 3. Заочная экскурсия по музею.

Планета Земля(2 часа)

Тема: Влияние движения Земли. Движение земли и её значение для жизни человека и природы.

Творческие работы. 1.Земля-уникльная планета. 2. Какой её видят космонавты?
3. Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи.

Тема: Смена времён года. Особенности своего края.

Творческие работы. 1.Астрономический год. 2.Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.

План и карта(6 часов)

Тема: Ориентирование на местности.

Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам

Творческие работы. 1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента.

Тема: Изображения земной поверхности моего микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.

Тема: План местности.

Практическая работа №3 Составление плана местности школьной территории с помощью полярной съемки.

Творческие работы. 1.План моего двора. 2.Школьный стадион в ландшафте микрорайона. 3.Составление подробного плана микрорайона школы.

Тема: Географическая карта микрорайона проживания.

Практическая работа №4 Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание.

Творческие работы. 1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и нанесением уникальных географических объектов.

Тема: Градусная сеть на карте микрорайона школы

Практическая работа №5 Определение географических координат крайних точек области и города Оренбурга.

Тема: Географическое положение Оренбурга и Оренбургской области

Практическая работа №6. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Оренбургской области и России

Творческие работы. 1.Оренбургская область из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.

Человек на Земле(2 часа)

Тема: Из истории заселение территории края. Коренное население.

Творческие работы:1.Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.2.Крепости на территории края..3.Разработка экскурсии по фондам краеведческого музея.

Тема: Народы территории проживания.

Практическая работа №7. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой (Урок в школьном музее)

Творческая работа: 1.Народные промыслы и умельцы края. 2.Национальная одежда, традиции народов края. 3. Наша семейная реликвия. 4.Интервью «Годы, опалённые войной» (с участниками ВОВ)

Литосфера- твёрдая оболочка Земли ( 5 часов)

Тема: История формирования современного рельефа.

Творческие работы:1.Путешествие в глубь Земли (на примере своей местности)
2.Геологический профиль своей местности.

Тема: Минералы и горные породы своей местности. Геологические особенности своей местности.

Практическая работа №8. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.

Творческие работы.1.Составление коллекции « Горные породы моей местности». 2.Создание семейной минералогической коллекции.

Тема: Стихийные природные явления в литосфере своей местности

Творческие работы.1. Художественно-поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры)

Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение

Практическая работа №9. Описание рельефа по физической карте и типовому плану

Творческие работы. 1.Уникальные формы рельефа. 2.Топонимы объектов литосферы. 3. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.

Тема: Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.

Творческие работы. 1.Заочная экскурсия по геологическим памятникам природы. 2.Человек и мир камня (использование полезных ископаемых в архитектуре)

Гидросфера - водная оболочка Земли (5 часов)

Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение крупных объектов гидросферы.

Практическая работа №10 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания

Творческие работы. 1.Топонимы объектов гидросферы. 2.Река моего детства. 3. Исследование качества питьевой воды.

Тема: Внутренние воды и рельеф.

Практическая работа №11. Описание реки по тематическим картам и типовому плану.

Творческие работы.1.Художественный образ реки (озера, родника)

Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.

Практическая работа №12. Описание озера, болота, родника (по выбору)

Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке»

Тема: Памятники природы гидросферы родного края.

Творческие работы.1.Компьютерная презентация «Памятники природы гидросферы»

Тема: Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.

Творческие работы. 1.Картирование водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния рек на заселение края. 3.Письмо мэру .

Атмосфера - воздушная оболочка Земли ( 5 часов)

Тема: Режим отдельных метеоэлементов

Практическая работа №13. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.

Творческие работы. 1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.

Тема: Погода моей местности

Практическая работа №14 Составление описания погоды по сезонам года.

Творческие работы:1. Народные приметы погоды.2.Живые барометры.

Тема: Тип климата территории проживания и причины, его формирующие. Климат и человек.

Тема: Опасные явления в атмосфере.

Творческие работы. 1.Редкие атмосферные явления. 2. Правила поведения в грозу. 3. Шаровая молния.

Тема: Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

Творческая работы. 1.Картирование источников загрязнения атмосферы микрорайона школы. 2.Оценка экологического состояния атмосферы микрорайона школы.
( Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации ( по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)

Биосфера - живая оболочка Земли( 2 часа)

Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.

Творческие работы. 1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в устном народном творчестве народов края. 3. Проблемы использование населением даров природы.

Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности. Красная книга Оренбургской области

Весенняя экскурсия (Практическая работа№15) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»

Творческие работы. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер и др.) 2.Охотничье-промысловые ресурсы и проблемы их использования

Географическая оболочка (3 часа)

Тема: ПТК своей местности.

Весенняя экскурсия (Практическая работа№16) «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»

Творческие работы. 1.Мой любимый уголок природы. 2.Аквариум-природный комплекс.

Тема: Природные зоны своей местности. Изменение природных зон под влиянием человека.

Творческие работы. 1.Создание экологической тропы в микрорайоне школы. 2.Реликтовы растения края.

Тема: Культурный ландшафт.

Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте.

Творческая работа:1. Мини-проект «Культурный ландшафт будущего».2. Культурное наследие своего края

Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля «Краеведение»

(в рамках школьной научно-практической конференции)
Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов:

  1. География в моей жизни.

  2. Профессии наших родителей.

  3. Человек интересной судьбы.

  4. План микрорайона школы.

  5. Исследователи космоса - уроженцы Оренбургской области.

  6. История города в судьбе моей семьи.

  7. Истоки моего родства.

  8. Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.

  9. Семейная реликвия.

  10. Игры народов родного края.

  11. Где родился, там и пригодился.

  12. Моя минералогическая коллекция.

  13. Живи, родник.

  14. Редкие природные явления (по материалам наблюдений)

  15. Местные признаки предсказаний погоды.

  16. Матушка природа для лечения народа.

  17. Зелёная аптека на грядке.

  18. Мой любимый уголок природы.

  19. Деревянное зодчество.

  20. Создание туристического маршрута в микрорайоне школы.

Рекомендации по оснащению учебного процесса:

Педагогические технологии:

1.Технология развивающего обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного материала.

6.Технология коллективного способа обучения

7.Технология коммуникативного обучения

8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Литература:

  1. Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.,1974.

2.Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. - М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003.

3.Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена. М.: 1993.

4.География Оренбургской области: Учебник для 6-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. - М.: МГУ, 2012.

5.Домогацких Е.М. «Программа по географии для 6 - 10 классов общеобразовательных учреждений». Москва: «Русское слово», 2010 год.

6.Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 - 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.

7..Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1971.

8.Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. - Оренбург, 1998.

9.Коровин С.П. «Орская биографическая энциклопедия».- Оренбург, 2005

10.Коровин С.П., Безус Ю.А. «Орская городская энциклопедия»- Оренбург, 2007

11.Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд. ООИПКРО, 2003.

12.Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, 1987.

13.Чибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. Оренбург. 1995.

14.Чибилев А.А. «Геологические памятники природы Оренбургской области» -2000.

15. Чибилев А.А. и др. «География Оренбургской области» : Учебник для 8-9-х классов общеобразовательной школы. -Оренбург, М: Изд-во МГУ, 2003.

Перечень используемых средств обучения (мультимедийные презентации, обучающие программы, электронные учебные пособия, видеофильмы и др.).

Сайты интернета.

1.maps.yandex.ru/

2.maps.google.ru/


Список литературы:



Обязательные:

  1. 1.Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ составитель С.В. Курчина,-2-е изд.,стереотипю_М.:Дрофа,2013

  2. 2. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. - М: Дрофа, 2007

  3. Домогацких Е.М. «Программа по географии для 6 - 10 классов общеобразовательных учреждений». Москва: «Русское слово», 2010 год.

  4. Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.

  5. Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 - 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.

  6. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 - 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.

  7. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6 - 10 классы». Москва, «Просвещение», 2000 год.

  8. «Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ», 2002 год.

  9. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.

  10. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. «Тестовые задания по географии. 6 - 10 классы». Москва, «Просвещение», 2001 год.

  11. Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 - 10 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.

  12. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.

  13. Чибилев А.А. и др. «География Оренбургской области» : Учебник для 8-9-х классов общеобразовательной школы. -Оренбург, М: Изд-во МГУ, 2003.



Дополнительные:

  1. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. - М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003.

  2. Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена. М.: 1993.

  3. Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.,1974.

  4. География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. - М.: МГУ, 2002.

  5. Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие. - Оренбург: изд. ОГПУ, 2002.

  6. Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1971.

  7. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. - Оренбург, 1998.

  8. Оренбургская область. Атлас. - ГИК РФ. Омская картографическая фабрика, 2002.

  9. Русскин Г. А., Фокина Л.А., Пидорин А.В. География Оренбургской области/ Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Челябинск, 1982.

  10. Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд. ООИПКРО, 2003.

  11. Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, 1987.

  12. Чибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. Оренбург. 1995.

Сайты интернета.

1.maps.yandex.ru/

2.maps.google.ru/


Электронные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6, 8 класс. 2005 год.

  2. 3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.

  3. Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.

© 2010-2022