- Преподавателю
- География
- Конспект урока географии по теме: «Акватур по Казахстану»
Конспект урока географии по теме: «Акватур по Казахстану»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шишмарева Л.А. |
Дата | 09.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Л.А. Шишмарева
Учитель географии средней школы №8 им. А. П.Гайдара
Г. Степногорск, Акмолинская область
8 класс
Тема: Акватур по Казахстану
Обобщение по теме «Внутренние воды Казахстана»
Цель: 1. Обобщить знания учащихся по внутренним водам Казахстана
Провести мониторинг экологического состояния
Проверить знания учащихся по этой теме
2. Развивать логическое мышление, умение работать с картами и опорными схемами
3. Воспитание коллективизма, патриотизма, активной гражданской позиции
Средства обучения: Физическая карта Казахстана, мультемедийные слайды водных объектов Казахстана, видеофильм «Арал»
Тип урока: Интегрированный (казахский язык-география)
Ход урока
Класс делится на 4 группы, во главе со спецкорреспондентом. ( слайд капля)
Вступительной слово учителя:
Французский писатель Антуан Сент-Экзюпери писал «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаются, не понимая что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Ты величайшее в мире богатство…»
Вот поэтому мы собрались на очередную телепередачу Акватур «Акватур по Казахстану» И эпиграфом нашей передачи мы выбрали пословицу « Сусыз тіршілік жоқ»
Наши собственные корреспонденты во главе со спецкорами побывали на разных водных объектах и привезли с собой интересную информацию, которую мы и услышим. Но прежде ответьте мне на такой вопрос: На какие типы делятся внутренние воды? (слайд «Схема внутренних вод»)
I. Первая рубрика нашей передачи
«Официальные новости» - «Ресми жаңалықтар» - спецкор по речным системам передает.
1.ученик: На территории Казахстана насчитывается 85 тыс. больших и малых рек. Длина 7 из них превышает 1000 км.
( Показывает на карте: Ертыс, Есиль, Тобол, Урал, Сырдарья, Или, Чу.) Все реки относятся к бассейну Северного - Ледовитого океана и внутреннему бессточному бассейну. Водораздел между двумя бассейнами проходит через хребты Саур -Тарбагатая и Сарыарку, Тургайское плато и упирается в Южный Урал.
2.ученик.: Я исследовал озера Казахстана и выяснил, что в нашей стране насчитывается 48 тыс. озер, значительная часть которых находится на севере Республики. Имеются крупные озера такие как Каспийское, Аральское, Балхаш, Алаколь, Зайсан, Сасыколь ( Показывает на карте).
94 % озер составляют малые, площадью менее 1 км². Почти все они бессточные и отличаются резким колебанием уровня воды. Вода в большинстве из них соленая, многие из них самосадочные и служат для добычи соли. Котловины озер имеют различное происхождение.
3.ученик.: Кроме природных озер, существуют водоемы, созданные человеком. Самые большие из них - водохранилища и пруды.
Учитель: А что такое водохранилище?
3.ученик: Водохранилище - это искусственный водоем, создаваемый в долине реки для регулирования поверхностного стока путем строительства плотин. В Казахстане построено более 4-х тысяч водохранилищ. Самые крупные из них Бухтарминское, Капчагайское, Шардарьинское
( Показывает на карте).
4.ученик: Подземные воды играют важное значение в жизни людей. Ведь не зря казахи говорят: «Бұлақты жер - тұрақты жер». Грунтовые воды расположены на глубине от 3 до 30 м., а артезианские от 50 до 2700м. На территории Республики выявлено 70 артезианских бассейнов, равных 70 озерам таким как Балхаш… А в Мойынкумах на глубине 300-500м обнаружено целое подземное море, площадью около 50 тыс. км.
Учитель: Держим связь с гляциологами. Аня, Аня, почему тебя так плохо слышно?
5.ученик: Да я нахожусь высоко в горах Жунгарского Алатау. Всего в Казахстане насчитывается 2724 ледника общей площадью оледенения 2033 км². Пресной воды. Ледники находятся в таких горах Алтай, Саур, Тянь-Шань, Жунгарский Алатау.
II. Следущая рубрика нашей передачи «Знаете ли вы?» Сен белесін бе?
Учащиеся получают карточки « Что такое?» Каждая группа работает с одной карточкой.
1 2 3 4
Русло старица степные блюдца ледниковые
Исток тектоническое снеговая линия половодье
Устье Григорианское речная система межень
Бассейн 1025 м. озеро 7000 км
Режим реки паводок 26 м. Рахмановские ключи
( Показать по схеме «Речная система»)
III. Следующая рубрика « Вода в фотообъективе» - « Фотообъективтегі су - медет»
Фоторепортеры приготовили нам фотографии водных объектов, вы должны их прокомментировать ( Показ слайдов)
1 слайд Ертыс ( слайд Иртыш - Караганда)
6.ученик: Река Иртыш самая длинная и многоводная. В пределах Казахстана ее длина 1700 км. Она используется для выработки ГЭС, судоходства, рыболовства, нужд населения и промышленности , рекреационных ресурсов. С помощью Иртыш - Караганда водой снабжается Центральный Казахстан.
2 слайд Жайык (река Урал)
7.ученик: Река Западного Казахстана, длина 2428 км., в Казахстане 1028 км. Имеет снеговое питание, разливается весной. Используется для орошения, проложен водопровод к эмбинским промыслам. Река удобна для судоходства, богата ценными породами рыб.
3 слайд в Каспийское море
8.ученик: Современное название получило в честь племени каспи, жившего в Закавказье в середине XVI века. Самое большое озеро мира. Площадь 390 тыс. км². Принадлежит 5 государствам. Казахстану приходится 29% его площади. 2340 км береговой линии.
5 слайд Боровое
Стихотворение на казахском языке «Бурабай» К. Толыбаева.
IV. Следующая страница «Фантастическое рядом» - «Ғажайыптар қасамызда»
Составить 5 предложений каждой группе собкоров со словом самые, самые…
-
Самая длинная река - Иртыш
-
Самое большое озеро - Каспийское
-
Самая мутная река - Сырдарья
-
Самый большой ледник - Кыржановского в Заилийском Алатау
-
Самое большое подземное море в Мойынкуме - мах 50 тыс. км².
V. Внимание « Криминальная хроника» - «Қылмыстық жинақ»
9УЧЕНИК: За время работы Павлодарского химзавода просочилась в землю 900т. Ртути. Появилось «подземное ртутное озеро», медленно дрейфует в сторону Иртыша, грозя экологической катастрофой. Несколько лет ведутся работы по ликвидациям опасного очага загрязнения. Ртутное озеро взяли «стеной в грунте» в кольцо. Опасность для Иртыша миновала. Теперь нужно «добыть» ртуть.
10.ученик: Каспийское море загрязняют производственные отходы, поступающие вместе с водой впадающих в него рек.
11.ученик: «Загрязнение Балхаша» (слайд Балхаш)
: «Арал» - показ видеосюжета о гибели Арала
Задание группам
Как решить данные проблемы?
VI Обсуждение решения проблем.
VII. Заглянев в рубрику «Чем богаты?»
Сообщение о водах области, Селетинском водохранилище, реке Аксу. Сенченко, Кулагин, Актанова ( слайды Селеты, Аксу, водохранилищ)
VIII. Письмо в номер «Спасите Арал»
Составить проект спасения Арала.
IX. Заключительная рубрика «Гимнастика для ума»
1) Пословицы на казахском языке о воде
2) Тестирование
X. Итог урока. Выставление оценок.