Обмен опытом Интеграция на уроках географии

Опираясь на свой собственный опыт, в своей работе я попыталась сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, остановилась    на методике и результативности, а также предложила варианты элементов интегрированных уроков, разработанных и проведенных мною. Интегрирование создает целостную картину мира, учит ребёнка видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости. Элементы интегрирования прослеживают связь между предметами географии, биологии и экологии; ист...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край Каневской район станица Новоминская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 34

муниципального образования Каневской район



Интеграция на уроках географии




учитель географии

МБОУ ООШ №34

Полещук О.В.


Задача современного учителя: готовить своих учеников к современной жизни, а жизнь на уроке должна стать подлинной. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов. ФГОС второго поколения основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учащимися образовательной программы основного общего образования на основе принципов метапредметности.

Свою работу строю, основываясь на уровни интеграции:

1.Создала систему интегрированных уроков, учитывая одни и те же темы, изучающиеся на основе нескольких предметов;

2. В программу факультативов включила темы, изучаемые на других предметах; ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.

Опираясь на свой собственный опыт, в своей работе я попыталась сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, остановилась на методике и результативности, а также предложила вариант интегрированного урока, разработанного и проведенного мной. Интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, пробуждает интерес к предмету, неуверенность, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, что ведет к повышению роли самостоятельности обучаемых. Интегрирование создает целостную картину мира, учит ребёнка видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости. Чем больший круг разных явлений охватывает та или иная личность, тем ближе она подступает к истине.

Интегрированные уроки провожу периодически, чтобы ученики видели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях. География настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом. В каждом уроке географии можно найти связь, с какой либо дисциплиной. Мои интегрированные уроки прослеживают связь между предметами географии, биологии и экологии; истории и географии, географии и физической культуры, географии и изобразительного искусства, музыки, литературы и географии. Эти уроки провожу независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал. Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создать атмосферу заинтересованности и творчества

При составлении урока учитываю:

1.Цель урока

2.Подбираю источники информации, которые бы отвечали целям урока.

3.Нахожу основания для объединения разнопредметной информации.

4. Перерабатываю содержания изучаемой темы, создаю новые связи между отдельными элементами системы.

Длительность интегрированного урока зависит от объема информации. Интегрированные уроки помогают мне увидеть неповторимую личность в каждом своем ученике, показать перед учащимся во множественных взаимосвязях многомерную картину мира в динамике и возможность для себя открыть «мир заново».

Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Ученики каждый предмет воспринимают изолированно, задача учителя показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано, уместно применять здесь внутрипредметную интеграцию. Межпредметная интеграция - это объединение разных предметов при изучении одной темы в одно целое на основе общего подхода.
При работе на уроке географии с понятием «Вода». Предлагая учащимся разные источники, показываю, что это понятие на других предметах школьного цикла рассматривается по-разному, анализируя материал, сравнивая информацию, показываю, что понятие создается на основе различий. Учу искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

Типы и формам интегрированных уроков.

Тип урока

Формы урока:

1

урок формирования новых знаний

урок-исследование

урок-путешествие

урок-экспедиция

урок-экскурсия

урок-инсценировка

учебная конференция

урок-лекция

мультимедиа- урок

проблемный урок

2

урок обучения умениям и навыкам.

урок - деловая или ролевая игра

урок-практикум

урок-диалог

путешествие

комбинированный урок

экспедиция

3

применение знаний на практике

ролевые и деловые игры

уроки защиты проектов

практикумы

путешествие

экспедиция

4

урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина)

театрализованный урок

заключительная экскурсия

конференция: заключительная обзорная

урок-совершенствование

урок-беседа

обзорная лекция

диспут

повторительно-обобщающий урок

урок-консультация

урок-анализ контрольных работ.

5

урок контроля и проверки знаний и умений

викторина

конкурсы

защита творческих работ, проектов

смотр знаний

творческий отчет

собеседование

урок-зачет

контрольная работа.

Рассмотрим на примере комбинированного урока.

Каждый учитель старается как можно ярче, содержательнее и интереснее проводить уроки. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. География как наука имеет дело с объектами и явлениями, большинство которых невозможно непосредственно наблюдать. Подбирая для уроков художественно-географические описания, надо иметь в виду, что во многих художественных произведениях описание природы дано через призму настроения автора или героя произведения.

При объяснении физико-географических явлений, процессов и связей между ними дополнительная литература облегчает детям их понимание.

При изучении природных зон зачитываю выдержку из «Записок охотника» И.С. Тургенева: «Глянешь - с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…»

Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, повышает интерес к уроку, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

Можно зачитать детям отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» при объяснении темы «Ветер» в 6 классе:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: «Что называется ветром? Причины возникновения ветра? Почему ветер поэт называет могучим?»

Образование дождевых облаков при встрече холодных и теплых воздушных масс учащиеся обычно слабо представляют. Приводится такой отрывок: «Огромные массы воздуха ползут над землей и несут груз водяного пара. Одни идут с суши, другие с моря. Одни несут много воды, другие мало. Бывает, что потоки встречаются, сталкиваются. И вот, если один поток теплый и легкий, а другой холодный и тяжелый, то теплый поток, плавно, как по лестнице, взбирается холодному потоку на спину. А вместе с воздухом взбирается наверх и принесенная им вода. Но там, наверху, холодно. Водяной пар остывает, собирается в капли. И тогда мы видим; небо обложено облаками и начинается дождь».

В теме «Климат» (8 класс) при изучении понятий «циклон», «антициклон» зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

Буря мглою небо кроем,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Возможно использование на уроке вопросов, содержание которых, связано с литературными источниками. Например, в 6 классе предложить вопросы по теме «Изображение поверхности Земли на глобусе и картах»:

1. Определите на картах местоположение таинственного острова -последнего пристанища капитана Немо по известным географическим координатам 35 градусов ю.ш. и 150 градусов в.д.

Благодаря таким интегрированным урокам формируются умения работать с картами и развиваются способности воспринимать художественные произведения. Интегрирование уроков географии и математики обусловлено тем, что в географии часто встречаются математические данные и вычисления. Часто предлагаем ученикам вычисление различных величин, например, 1.Вычислите среднегодовую температуру по данным: январь -10ºС, февраль-8 ºС, март+10 ºС, апрель+16 ºС, май +19 ºС, июнь+21 ºС, июль+24 ºС, август+28 ºС, сентябрь+20 ºС, ноябрь+14 ºС, декабрь-1 ºС. 2 Постройте график «Розу ветров» и диаграмму облачности за месяц, по предложенным данным или столбиковую диаграмму «Страны мира по добыче нефти». Представления о них закладывается у школьников при изучении математики, а развивается и дополняется на уроках географии. Много предлагается вычислительных географических задач. При изучении социально- экономической географии в старших классах школы широкое распространение имеют демографические, транспортные и другие социально- экономические задачи. Например, можно предложить рассчитать величину годового естественного прироста населения или рассчитать где выгоднее построить сахарный завод ( возле источника сырья или возле потребителя). Учебный материл в истории и географии тесно связаны между собой, в основе лежит исторический подход. Ученые древнего мира не разделяли географию и историю. Тему «Путешествия и географические открытия» без применения знаний истории, невозможно изучить, ведь здесь учащиеся знакомятся с древними исследователями Земли и их достижениями. В 7 классе многие темы неразрывно связаны с историей. Это темы по изучению истории исследования океанов и материков, темы «Расселение человека на Земле», «Как люди открывали и изучали Землю». В 8-9 классах учащиеся самостоятельно готовят сообщения о достижениях великих русских географов, затем на уроках знакомят своих товарищей с их открытиями. Очень подробно рассматриваем историю русских городов, историю формирования территорий, особенно большое внимание уделяем истории древних городов.

Географические знания не будут полными, если их не связывать со знаниями биологии, химии и физики.

На уроках географии связь с биологией по темам -«Природные зоны России», «Многоэтажность гор», «Безлесные зоны России», «Лес и окружающая среда», «Болота», «Охрана природы». Здесь рассматривается не просто животный и растительный мир, но и взаимосвязь с географическими компонентами (географическим положением, климатом, рельефом, плодородием почв). При изучении растений разных природных зон учащиеся, рассматривая гербарии, выявляют основные закономерности зависимости строения растений от климатических условий и рельефа, в пределах природных комплексов.

Связь с химией на уроках - это « Использование недр», «Рациональное использование и охрана почв», «Почвы и урожай» и т. д.

При изучении в 6 классе темы «Атмосфера», в 7 классе темы «Главные особенности природы Земли» осуществляется межпредметная связь с физикой. Такие темы как, «Температура воздуха», «Атмосферное давление», «Водяной пар в атмосфере. Облака», «Атмосферные осадки» основаны на знаниях многих физических законов.

Интегрированные уроки значительно повышают результативность в обучении учащихся.

  • У учащихся развиваются вычислительные, измерительные, графические, наблюдения, экспериментирования. умения и навыки, которые вырабатываются согласованно.

  • учащиеся уверенны в своих силах, это дает возможность изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

  • способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса предметов школьного цикла на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях, расширяет кругозор;

  • к научно-исследовательской проектной деятельности приобщает учеников.

  • развивает интерес к предметам естественно-математического цикла, способствует развитию научного стиля мышления.

Учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, природных явлениях и культурных связях, так как связывают школьные предметы общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах.



© 2010-2022