Разработка урока по теме: » Воды мирового океана»

Внедрение модульной технологии актуальны, создают условия для формирования  у учащихся потребности в совершенствовании в реализации творческих возможностей. Использование новой технологии позволяет модернизировать традиционные методы обучения, помогает достичь поставленных целей; способствует высокому уровню специальных и профессиональных навыков.Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в основе которого лежит диалог учителя и...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: ВОДЫ МИРОВОГО ОКЕАНА.

Цели и задачи: сформировать знания учащихся о свойствах океанических вод, , изменении температуры воды с глубиной, растительном и животном мире океана.

Тип урока: (изучение нового материала, закрепление навыка работы к картами атласа, дополнительным материалом, формирование навыка анализа) модульный.

Использование образовательных технологий на уроке: исследовательский метод, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

ХОД УРОКА.

Уважаемый исследователь!

Сегодня ты совершишь путешествие в Страну чудес! Смена впечатлений взволнует твое воображение. Ты станешь участником экспедиции знаменитого капитана Немо, героя романа Жюля Верна «20 000 лье под водой». Надеемся, ты знаешь название его подводной лодки.

Она называется________________________

Целевая установка: во время путешествия ты узнаешь о свойствах океанических вод, об обитателях подводного мира, и в конце путешествия тебя ожидает небольшая проверочная работа, которая покажет, насколько внимателен ты был.

Тебе предстоит провести множество наблюдений. Записывай, пожалуйста, их результаты в судовой журнал, и помни, что аккуратность заполнения - залог научных достижений!

Желаем тебе приятного путешествия!

Шаг 1

Пока лодка стоит у причала, попросим капитана Немо

поделиться результатами, полученными в предыдущей

экспедиции.

Температура поверхностных вод:

90° с. ш.-17 °С;

60° с. ш. - + 4,8 °С;

30° с. ш.- + 21°С;

0° _ + 27 °С.

Проанализируй эти показатели и запиши вывод.

Вывод ___________________________________________

Шаг 2

Внимание! Начинается погружение. Нам представили

данные о том, как будет изменяться температура за бор-

том погружения.

0м-+16°С;

200 м-+ 15,5 °С;

1000 м- +3,8 °С;

5000 м- +2,5 °С.

Подумай над этими цифрами и запиши вывод.

Вывод ___________________________________________

Вопрос для эрудитов: замерзнет ли морская вода при -1 °С;

Шаг 3

Каждая океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и соленость морской воды. Мы тоже исследовали соленость на разных широтах и вот какие результаты получили:

Соленость воды океана в промилле ( /оо):

экваториальные широты - 34;

тропические широты - 35,8;

умеренные широты -33.

Почему вода в тропических широтах самая соленая?

Подумай и запиши свой вывод. Проверь его по учебнику.

Вывод___________________________________________________

Шаг 4

Мы вступили в новую стихию - водную. Наша подводная лодка, имеющая обтекаемую форму, легко рассекала воду. Кстати, что такое «водная масса»?

Найди определение в учебнике.

Водная масса- это

Шаг 5

Погружение продолжается. Мы с чувством легкой грусти вспоминаем

о птицах, провожавших нас в плавание.

Может быть, ты знаешь, что это были за птицы?

Ответ _______________________________________________

Шаг 6

В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно.

Понаблюдай, от каких факторов зависит распространение морских организмов в безбрежных водах океанов. В этом поможет учебник.

Факторы:

1.___________________________________________________

2.___________________________________________________

3.----------------------------------------------------------------------------

4.----------------------------------------------------------------------------

Шаг 7

ВЗАИМОКОНТРОЛЬ

По мере погружения мы знакомились с обитателями моря и поражались их разнообразию. Вот как описал это профессор Аронакс, член экспедиции капитана Немо: «Рыбы резвились и плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью, я приметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полоской, бычка белого с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменит всякие описания, спарид рубчатых с разноцветными плавниками - голубым и желтым, спарид полосатых с черной перевязью на хвосте, мурену - род змеевидного угря с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь...» (Ж. Верн «20 000 лье под водой»).

Кого еще, кроме рыб, можно отнести к нектону, то есть

к организмам, которые могут самостоятельно передвигаться в толще

воды?

Вспомни, что ты уже изучил в прошлом году по теме «Мировой океан».

Сравни полученный результат с записью коллег по экспедиции

Шаг 8

РАБОТА В ПАРАХ

По мере погружения мы прошли 200 м, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину, исчезли водоросли. Стали пропадать наши спутники - стайки ярких рыбок. Мы опускались все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 м угас последний солнечный луч. Наступила кромешная тьма...

Капитан Немо приказал включить прожекторы и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все эти существа лишены окраски и у многих из них плохо развиты глаза.

Почему они такие? Обсуди этот вопрос с коллегой и запиши ответ в судовой журнал.

Ответ ____________________________________________________

Шаг 9

ОБОБЩЕНИЕ

Наше путешествие закончено. Ваше мнение: удалось ли нам сделать, что намечалось в целевой установке в начале урока?

Да Нет

ЭКСПЕРТНЫЙ КОНТРОЛЬ

А теперь, пока наша подводная лодка медленно поднимается к поверхности, давайте напишем небольшой отчет о результатах экспедиции.

1. При движении от полюсов к экватору температура по¬

верхностных вод Мирового океана:

A . Понижается;

Б. Не изменяется;

B. Повышается.

2. Температура воды в Мировом океане зависит:

A. От температуры воздуха;

Б. От угла падения солнечных лучей;

B. От солености.

3. Каким образом и в связи с чем изменяется температура

океанской воды с глубиной?

Ответ

4.Почему на глубине 200 м исчезают водоросли?

Ответ

5.Почему у большинства рыб брюхо светлое, а спина темная?

Ответ_______________________________________________________

Попробуйте оценить свои знания и умения по изученной теме следующим образом:

  1. «Я всё понял и могу объяснить этот материал другому».

  2. «Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя».

  3. «Я понял материал частично».

  4. «Я ничего не понял».



© 2010-2022