Конспект урока: Погода и ее разнообразие

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет: География 6 Класс

Базовый учебник: О.А. Климанова, М.Н. Белова, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. География. Землеведение. 6 класс. М.: Дрофа, 2010г.

Тема урока: Погода и ее разнообразие. Климат.

Цель урока: Сформировать понятие погода и климат.

Задачи урока: обеспечение осознания и усвоения понятий: погода и климат, а также основных климатообразующих факторов

Тип урока: изучение нового материала

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Деятельность учителя: проверяет готовность обучающихся к уроку (наличие тетради, учебника, атласа и канцелярских принадлежностей). Приветствует учащихся.

Деятельность ученика: организуют свои рабочие места, приветствуют учителя.

Формируемые УУД: регулятивные, личностные.

  1. Постановка цели урока.

Деятельность учителя: учитель предлагает прослушать диалог двух сестер, которые вместе собираются отдохнуть в оздоровительном лагере в г. Сочи в июле месяце.

Катя: - Из одежды я возьму шерстяной свитер, шапку, шарф, а также мне понадобятся резиновые сапоги и зонтик! Вдруг там будет холодная и дождливая погода? Нужно ещё и шубу взять!

Маша: - А я думаю что тёплые вещи нам не понадобятся! В Сочи и климат и погода теплая!!

Учитель спрашивает у обучающихся: - «Как вы думаете, кто из девочек прав: Катя или Маша? О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какова тема нашего сегодняшнего урока? А какова цель урока? Какие задачи мы должны решить в течение урока для достижения поставленной цели? Когда и для чего вам могут потребоваться знания, полученные при изучении темы? Почему важно изучение данной темы для освоения курса в целом?

Деятельность ученика: внимательно слушают диалог, после чего высказывают свои предположения о теме урока, его целях и задачах, которые необходимо решить в течение урока. Отвечают устно на вопросы где, когда и для чего, предположительно, могут потребоваться знания, полученные при изучении данной темы, а также почему данная тема важна при изучении курса географии в целом.

Формируемые УУД: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные

  1. Актуализация знаний УУД

Деятельность учителя: учитель предлагает ответить на следующие вопросы: 1. Какая температура в северных широтах? 2. Какая температура на экваторе? 3. Почему температура на Земле везде неодинакова? 4. Чтобы нового вы хотели узнать при изучении данной темы?

Деятельность ученика: вспоминают информацию, которую уже получили по данной теме, отмечают каких знаний им не достаёт и чтобы хотели узнать в процессе изучения данной темы.

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные.

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Деятельность учителя: с древности люди пытались предсказать погоду на следующие дни, т.к. очень сильно зависели от природы. Основным отличием погоды от климата является её непостоянный характер, который может меняться неоднократно даже в течение суток. Климат - это многолетний режим погоды.

Деятельность ученика: внимательно слушают.

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные.

  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Деятельность учителя: предлагает учащимся следующие задания.

Задание 1. Учащимся предлагаются два текста: в одном описывается климат, а в другом погода своей местности. Задача обучающихся определить в каком тексте описывается погода, а в каком климат и объяснить, почему они так решили.

Текст №1. «В городе Череповце 9 октября ожидается переменная облачность, небольшой дождь, температура днем +10, +12 градусов, температура ночью +5,+7 градусов. Будет дуть слабый западный ветер».

Текст №2 «Для Вологодской области характерно прохладное лето и умеренно морозная зима. Средняя температура самого теплого месяца, июля, 17,4°, самого холодного, января, -12,5°. Среднегодовая температура воздуха 3,3°. За год здесь выпадает в среднем 522 мм осадков, преимущественно в теплое время года».

Какие признаки можно выделить у погоды и какие у климата? Что у них общего? Какие существуют различия? Подведите итог.

Таким образом, как можно дать определение понятию погода? А понятию климат? А что же влияет на климат? Почему в одних пунктах всё время тепло, а в других холодно? Мы подошли к климатообразующим факторам.

Деятельность ученика: внимательно читают оба текста и высказывают свои предположения о том в котором из них содержалась информация о погоде, а в котором информация о климате. Аргументируют свою точку зрения, приводя 1-2 довода в пользу своего суждения.

Подводят итог и выясняют, что в первом тексте описывается погода, а во втором тексте описывается климат. Общие признаки и у климата и у погоды и климата то что их можно охарактеризовать при помощи температуры, количества осадков и т.д. Различия в том, что при характеристике климата используют средние показатели, которые наблюдали за много лет. При характеристики погоды используют данные, полученные в данный момент и для конкретной местности.

Подводят итог и говорят о том, что погода очень изменчива, а это значит, что на неё влияют множество факторов. Её элементами являются температура воздуха, осадки, скорость и направление ветра, облачность, которые также быстро изменяются. Формулируют, вместе с учителем, понятие погода и климат, записывают его в тетрадь.

Формируемые УУД: познавательные, личностные, коммуникативные.

  1. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Деятельность учителя: из текста ребята выяснили, что самый холодный месяц в Вологодской области (как и во всем Северном полушарии) - январь, а самый теплый (как и во всем Северном полушарии) - июль. Обучающимся предлагается письменно объяснить данную закономерность, ответив тем самым на вопрос: «Почему температура воздуха не одинакова в течение года? Почему она изменяется?»

Деятельность ученика: выполняют задания письменно в тетради

Формируемые УУД: познавательные, личностные.

  1. Динамическая пауза

Деятельность учителя:

Проведение разминки. Мы выяснили, какими характеристиками обладает климат Вологодской области. Учитель перечисляет страны, а учащиеся, в свою очередь выполняют упражнения.

Если, климат в данной местности, по мнению учащихся, жарче, чем в Вологодской области, то они приседают (прячутся от солнышка), если холоднее - встают на носочки (тянутся к солнышку).

  1. Сочи

  2. Якутск

  3. Мурманск

  4. Севастополь

  5. Воркута

  6. Волгоград

  7. Москва

Деятельность ученика: выполняют физические упражнения

Формируемые УУД: познавательные

  1. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Деятельность учителя: Задание 1 (проблемное).

Объясните, почему в г. Лондон средняя температура января +3 градуса, а средняя температура в г. Чита - 22 градуса, при условии, что оба города находятся на одной и той же широте (52 градуса с.ш.).

Делаем вывод, что на температуру влияет не только географическая широта, но и океанические течения.

Что же ещё может влиять на температуру воздуха. Почему летом, когда ярко светит солнце, врачи рекомендуют носить светлую одежду и светлые головные уборы?

Итак, третий климатообразующий фактор это подстилающая поверхность.

Для определения четвёртого климатообразующего фактора, предлагается рассмотреть фотографию г. Эльбрус, на вершине которой круглый год лежит снег, который не тает даже летом. Почему же он тает на равнине? Обучающиеся высказывают свои предположения

Четвертый климатообразующий фактор - абсолютная высота.

А что же влияет на количество осадков? Найдите ответ в тексте учебника. Близость океана и рельеф (пятый и шестой климатообразующий фактор).

Деятельность ученика: Вспоминают, что чем южнее, тем теплее и наоборот, т. е первый климатообразующий фактор это географическая широта. Записывают в тетрадь. Используя физическую карту, определяют географическое положение Лондона и Читы, делают вывод о том, что Лондон расположен близко к Атлантическому океану, где проходит теплое Северо-Атлантическое течение, которое приносит тепло из более низких широт в более высокие широты. Чита же напротив находится в глубине материка, поэтому на неё океанические течения не оказывают существенного влияния.

Записывают второй климатообразующий фактор (океанические течения) в тетрадь.

Говорят о том, что солнечные лучи по-разному аккумулируются на различных видах поверхности, а значит и нагревают её по-разному.

Записывают третий климатообразующий фактор в тетрадь

Делают вывод о том что при поднятии вверх температура падает, т.к. воздух нагревается от земной поверхности.

Записывают четвертый климатообразующий фактор в тетрадь. Читают текст учебника и говорят о том, что чем ближе к океану, тем больше выпадает осадков. Рельеф же может играть роль барьера в распределении осадков. Записывают пятый и шестой климатообразующий фактор в тетрадь.

Формируемые УУД: познавательные

  1. Рефлексия деятельности

Деятельность учителя: как вы понимаете высказывание французского философа Шарль-Луи де Монтескье: «Власть климата сильнее всех властей».

Достигли ли цели урока (если нет, то почему, что помешало)? Что узнали нового? Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Чтобы ещё хотели узнать?

Деятельность ученика: высказывают своё мнение по поводу высказывания, рефлексируют свою деятельность.

Формируемые УУД: познавательные, личностные, коммуникативные

  1. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Деятельность учителя:

Домашнее задание.

1 уровень. Выучить определения, пересказ параграфа.

2 уровень. Выучить определения, пересказ параграфа. На к/к отметить: точки с самой высокой температурой и самой низкой температурой на Земле. Территории с самым малым количеством осадков и с самым большим (найти информацию в географическом справочнике или в Интернете)

Деятельность ученика: выбирают уровень сложности домашнего задания, записывают его в дневник.

Формируемые УУД: личностные, регулятивные




© 2010-2022