Разработка урока географии с использованием кейс-технологии по теме Арктика - фасад России

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Арктика - фасад России

Цель урока: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний об Арктики, определить перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития Арктики.

Задачи:

- познакомиться с историей освоения Арктики;

- определить основные направления дальнейшего развития Арктики и познакомить обучающихся с этой информацией.

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);

  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);

  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Методы обучения: кейс- технология.

Алгоритм, работы с кейсом:

1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями.

2 этап - выделение основной проблемы факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.

3 этап - предложение концепций и идей для «мозгового штурма».

4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения.

5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

6 этап - рефлексия (обсуждение кейсов).

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

Заметки по тексту

1. Чтение текста Международные исследования Арктики.

2.Проблемы границ Арктического региона.

3.Северный морской путь.

4.Военная безопасность.

Работа в группах.

2. Ответы на вопросы по тексту, с целью его понимания

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.

4. Обсуждение.

Каковы проявления проблемы? - составление схемы, кластера («смысловой грозди»).

5. Определение путей решения проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.

6. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):

сочинение-миниатюра;

опорный контекст;

схема;

мультимедийная презентация.

Формирование творческих навыков обучающихся.

7. Презентация итогов работы.

Международные исследования Арктики

Арктику необходимо исследовать как важную составляющую глобальной климатической системы, связанную с другими её элементами - переносами тепла, влаги, соли и воды за счёт циркуляции атмосферы и океана. Многие проблемы Арктики имеют полярный характер, и в их решении большую роль должна играть международная кооперация. Это направление сотрудничества начало интенсивно развиваться с начала 90-х гг. прошлого века. Так, в 1989 г. Финляндия, Канада, Дания (Гренландия), Исландия, Норвегия, Швеция, СССР и США начали совместную работу по охране окружающей среды в этом регионе. В июне 1991 г. в Рованиеми (Финляндия) состоялась встреча министров окружающей среды восьми стран, на которой была подписана Декларация по охране окружающей среды в Арктике (Rovaniemi Declaration) и одобрена Стратегия охраны окружающей среды в Арктике (Arctic Environment Prevention Strategy, AEPS), основной целью которой являются выявление, ограничение и, как конечная цель, запрещение загрязнения региона.

В 1990 г. с целью развития диалога и разработки программ сотрудничества стран, имеющих свои интересы в Арктике, был создан Международный арктический научный комитет, а в 1991 г. учреждён Северный форум. Форум является некоммерческой организацией. В его состав входят 26 административных образований из 10 стран. Членами форума стали некоторые северные территории Канады и 11 регионов России, а также США, Норвегии, Финляндии, Швеции, Японии, Южной Кореи, Китая и Монголии.

В сентябре 1996 г. в Оттаве (Канада) Канадой, Данией, Финляндией, Норвегией, Россией, Швецией и США был создан Арктический совет (Arctic Council). Главное его внимание сосредоточено на охране окружающей среды Арктики, обеспечении устойчивого развития как средства улучшения экономического, социального и культурного благосостояния народов Севера. Совет собирается на министерском уровне ежегодно.

Исследования последних лет показали, что в связи с глобальным потеплением площади ледников постоянно сокращаются. Так, по данным специалистов Метеорологического управления Великобритании, с 50-х гг. прошлого века и до настоящего времени площадь ледяного покрова Северного Ледовитого океана уменьшилась на 20 %, а средняя толщина льда зимой с 1970 г. сократилась на 40 %. По их мнению, "ледяная шапка" на Северном полюсе может исчезнуть уже через 80 лет. По данным, полученным американскими исследователями, нынешние темпы исчезновения ледников составляют 8 % за 10 лет. Если эта тенденция сохранится, то уже летом 2060 г. льда в Арктике может не остаться вовсе.

Одним из последствий изменения климата Западной Арктики может стать увеличение числа айсбергов, которые в настоящее время в Баренцевом море практически отсутствуют. Это значит, что при освоении месторождений углеводородов на российском арктическом шельфе придётся создавать специальную систему слежения за ними.

Возможное повышение средней температуры воздуха на 3-4о С к 2050 г. приведёт к сокращению площади вечной мерзлоты на 12-15 %. В России южная её граница сместится к северо-востоку на 150-200 км. Глубина летнего протаивания возрастёт на 20-30 %. Это может вызвать многочисленные деформации сооружений: нефте- и газопроводов, гидроэлектростанций, городов и посёлков, автомобильных и железных дорог, аэродромов и портов. В целом это скажется на долговечности зданий, и к 2015 г. их придётся ремонтировать вдвое раньше, чем сегодня. По оценкам, более четверти жилых пятиэтажных зданий, построенных в 50-70-е гг. прошлого века в Якутске, Воркуте и Тикси, могут стать непригодными к эксплуатации уже в ближайшие 10-20 лет. Позднее, например, в Воркуте, их доля вырастет до 80 %.

Исследования показали, что Арктика может оказать сильное влияние на потепление климата. Сибирские торфяные болота, образовавшиеся около 11 тыс. лет назад, после окончания Ледникового периода, всё время выделяют метан, который удерживается вечной мерзлотой или отлагается в ней в виде метангидратов (в твёрдой льдообразной форме), а при таянии попадёт в атмосферу. Совместные исследования Томского и Оксфордского университетов показали, что в последние годы эмиссия метана ускорилась. Конечно, полное освобождение связанного метана может занять сотни лет, однако парниковый эффект от него в 21 раз больше, чем от углекислоты. Таким образом, метан из сибирских болот окажет такое же влияние на потепление, как 10-25 % того количества углекислоты, которое сегодня выбрасывает в атмосферу вся мировая энергетика.

Положительной стороной потепления будет открытие новых морских транспортных маршрутов, расширение зон рыболовства, облегчение доступа к океанским нефтяным и газовым месторождениям, улучшение условий для ведения сельского хозяйства в некоторых регионах.

Чем же так привлекательна Арктика?

Арктические широты содержат запасы:
- 91% природного газа и нефти .

- апатитов (более 90% запасов);
- никеля (85% запасов);
- меди (около 60% запасов);
- вольфрама (более 50% запасов);
- редкоземельных элементов (более 95%);
- платиноидов (свыше 98% запасов);
- олова (более 75% разведанных запасов и 50% прогнозных);
- ртути;
- золота, серебра (около 90%);
- алмазов (более 99% запасов);
- титана.

Насколько могут быть доступны те огромные месторождения углеводородов, которые скрыты в недрах арктического шельфа с точки зрения существующих технологий?
Современный этап освоения Арктики характеризуется практическим использованием ее богатств, но на современном уровне развития техники это пока нереально. Точнее говоря, нерентабельно. Достать эти полезные ископаемые, конечно, и сейчас можно, но будет стоить несопоставимо больших средств, чем те, что мы выручим от их продажи.

Всё это говорит о том, что России важно стратегическое и экономическое значение Арктики.

Вопросы:

  1. Главная проблема Арктических широт?

  2. Какие страны сотрудничают в исследовании Арктики?

  3. К чему может привести изменения климата в Северном Ледовитом океане?

Проблемы границ Арктического региона

К настоящему времени внешние границы арктической зоны РФ чётко не определены, поскольку существовавшие прежде морские границы в этом регионе сегодня не признаны многими государствами и международными организациями. Ещё в 20-е гг. прошлого века пять стран - СССР, Норвегия, Дания, США и Канада - с молчаливого согласия остальных поделили Арктику на отдельные сектора. Каждая из пяти претендовавших на океанские воды «заполярных» стран просто продолжила свои границы по меридианам до Северного полюса. Естественно, что России при этом досталось около трети всей площади шельфа Арктики. Однако в последние годы многие страны стали находить такое решение несправедливым, особенно в свете прогнозируемого освобождения полярных морей ото льда, возможности за счёт этого расширить международное судоходство и начать добычу углеводородов в морях Северного Ледовитого океана.

Основанием для начала разговоров о переделе Северного Ледовитого океана стала подписанная в 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву. Согласно ст. 76 этого документа, права пяти названных выше государств, территории которых частично расположены внутри Полярного круга, распространяются исключительно на их экономические зоны (200 морских миль от побережья, или примерно 370 км). Только в пределах этой зоны государствам разрешено разведывать и разрабатывать месторождения полезных ископаемых . В соответствии с Конвенцией ни одна страна не владеет Северным полюсом и морями вокруг него. Решением вопросов, связанных с полярными областями, занимается специальная комиссия ООН по шельфу. Конвенция ООН по морскому праву также объявила недра морей и океанов за пределами 200-мильной зоны общим наследием человечества, а значит, любое государство имеет право подать заявку на разработку участка арктического шельфа.

Ведущие мировые державы - Япония, Германия, США - уже готовятся к переделу арктических пространств, 1,2 млн. кв. км которых принадлежат России. Только в 1998 г. США, Норвегия и Германия организовали в этом районе 10 морских научных экспедиций. Норвегия даже проводила тайные бурения морского дна. Китай открыл исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправлял в северные моря ледокол «Снежный дракон». В освоении месторождений Баренцева моря хочет принимать участие и Индия. А атомные подводные лодки США уже несколько лет изучают морское дно Арктики.

Однако в этой схеме есть свои подводные камни. Например, если принадлежащий какой-либо стране континентальный шельф простирается за пределы 200-мильной зоны, то она имеет приоритетное право на разведку и разработку подводных полезных ископаемых. Правда, государство-заявитель сможет официально получить это право лишь через 10 лет после подачи заявки в соответствующую комиссию ООН. Этим положением решили воспользоваться арктические страны.

Как известно, от Канады до России через Северный полюс проходит подводная горная гряда - хребет Ломоносова. По сути, это трансарктический мост протяжённостью 1,8 тыс. км и шириной 200 км. Если будет доказано, что хребет является продолжением континентального шельфа России, то зона её экономических интересов может быть расширена, но не далее 350 миль от границы территориальных вод. Россия в 2001 г. уже подала в Комиссию ООН заявку на расширение своей исключительной экономической зоны на 1,2 млн. кв. км. Комиссия ООН, в свою очередь, попросила представить дополнительные доказательства принадлежности хребта Ломоносова именно российскому континентальному шельфу.

Эксперты других стран стремятся доказать, что хребет отделён от материка мощным Северным разломом, а значит, не является продолжением Сибирской континентальной платформы, и Россия не может на него претендовать. Убедиться в противном можно только основываясь на результатах глубоководного бурения, но специальных кораблей для этого в нашей стране нет. Такие суда имеются у Японии, США и Англии, но их, по-видимому, в аренду России никто не сдаст. А сейсмическое зондирование, которое позволяет определить состав пород, составляющих хребет Ломоносова, будет, скорее всего, признано косвенным доказательством.

После принятия Конвенции по морскому праву на морских границах сразу же появились спорные участки. Так, например, до сих пор не проведена граница между Россией и Норвегией в Баренцевом море, за исключением Варангер-фьорда. Переговоры о разграничении остальных пространств ведутся с 1970 г., причём тогда Советский Союз настаивал на делимитации по западной границе своих полярных владений, а Норвегия - по срединной линии. Из-за этого примерно 175 тыс. кв. км акватории до сих пор считаются спорной территорией. Норвегия вообще достаточно вольно трактует положения Конвенции. Например, в районе Шпицбергена она в одностороннем порядке установила свою 200-мильную экономическую зону, с чем не согласна Россия. Потому-то в этом районе регулярно возникают конфликтные ситуации между норвежскими пограничниками и российскими рыболовными судами. Как видно, решение вопроса о принадлежности арктического шельфа зависит не только от результатов научных исследований. Теперь эта проблема становится ещё и политической. Борьба за обладание природными ресурсами Арктики только начинается.

Вопросы:

  1. Почему возникла проблема передела акватории Северного Ледовитого океана?

  2. Какие страны претендуют на акваторию Арктики?

  3. Что необходимо предпринять странам, чтобы доказать свои преимущества на владение СЛО.

Северный морской путь.

Открытый в середине 30-х годов прошлого века Северный морской путь стал итогом многовекового освоения северных окраин России. В настоящее время этот маршрут является международным транспортным коридором и единственным межрегиональным путём завоза грузов в арктические районы российского Крайнего Севера. СМП также служит связующим звеном для культурного обмена народов, населяющих арктические районы, и играет важную роль в развитии и интеграции экономики.

Вместе с тем сегодня в приполярной зоне наблюдается существенное отставание в области строительства опорных магистралей и узлов, а транспортные средства всех видов морально и физически устарели. Отмечается также недостаток техники, способной работать в экстремальных условиях. В кризисном состоянии находится и авиация. Создававшаяся на протяжении десятилетий арктическая транспортная система Северного морского пути, куда входят морские порты, фарватеры, гидрометеорологические и гидрографические службы, экономически и технически сильно отстаёт от современного уровня.

Долгие годы СМП обеспечивал транспортировку грузов для обустройства арктической зоны России, экспорт грузов из Европы в Японию, Китай и обратно, обслуживал несколько индустриальных зон Советского Союза, где добывались цветные, редкоземельные металлы, ценные минералы и углеводороды (северные районы европейской части России, западносибирский нефтегазовый комплекс, Норильский промышленный узел, индустриальные комплексы северо-востока России). Однако экономические реформы 90-х гг. фактически привели эту транспортную систему в упадок, а объём грузоперевозок по СМП сократился до минимума.

В 1991 г. Россия открыла Северный морской путь для проводки иностранных судов, установив некоторые ограничения, поскольку существенная часть акватории СМП находится под юрисдикцией РФ3. В 2001 г. было создано Некоммерческое партнёрство по координации использования Севморпути, объединившее 33 организации.

До настоящего времени навигация по Арктике была затруднена из-за длительного ледостава, но потепление климата может изменить эту ситуацию. По мнению ряда учёных, через 40-50 лет плавание по Северному морскому пути станет круглогодичным. Причём некоторые полагают, что движение по нему без ледовой проводки станет возможным уже к 2020-2025 гг. Поскольку этот маршрут существенно короче других транспортных евроазиатских коридоров (например, расстояние от Петербурга до Владивостока по Севморпути - 14,28 тыс. км, через Суэцкий канал - 23,20 тыс., а вокруг мыса Доброй Надежды - 29,4 тыс. км.), значение СМП может заметно возрасти.

Тем не менее, за последние годы прежний объём перевозок по Северному морскому пути восстановить не удалось, поскольку в период с 1987 по 1999 г. он сократился почти в 4,5 раза - с 6,6 млн. до 1,5 млн. т. Однако к 2020 г. планируется увеличить его до 50 млн. т. В перспективе к 2015-2020 гг. до 20 млн. т в год возрастёт объём экспортных перевозок сжиженного газа с полуострова Ямал, до 13 млн. т - газового конденсата из районов Оби и Енисея, а нефти из месторождений Тимано-Печорского бассейна - до 25-30 млн. т. Увеличатся объёмы перевозок минеральных удобрений, никеля, леса. Кроме того, в результате освоения природных ресурсов Севера будут расти и перевозки машин и оборудования. Конечно, такой рост грузопотоков возможен только при наличии необходимых капиталовложений.

Наиболее слабым местом СМП является состояние ледокольного и арктического транспортного флотов, а также северных портов России. Сегодня в этом регионе работают 7 атомных и 4 дизельных ледокола, которые принадлежат компании «Атомфлот», входящей в систему «Росатома». В то же время, по мнению экспертов, на участке Мурманск - Дудинка должно работать 3 универсальных современных атомных ледокола, 4 дизельных линейных ледокола, 3 дизельных ледокола-снабженца, 2 дизельных вспомогательных теплохода для «Норильского никеля» и 4 портовых ледокола в Архангельске и Диксоне. Но ввод в эксплуатацию первого современного ледокола запланирован на 2015 г., и только к 2020 г. их станет три. При этом все арктические порты России, за исключением Дудинки, нуждаются в модернизации [31].

Иностранный грузоотправитель, используя Севморпуть, может ускорить доставку грузов на 15 суток и сэкономить на каждом рейсе до 500 тыс. дол. Вознаграждение российских ледоколов за проводку одного судна может составить более 100 тыс. дол. Однако зарубежные перевозчики не торопятся идти этим маршрутом: слишком велики риски, и страховые компании не соглашаются заключать контракты с теми, кто хочет воспользоваться северным проходом. Навигационное оборудование СМП с каждым годом стареет и изнашивается. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2008 гг.)» предусматривала развитие всех видов транспорта, в том числе обслуживающего районы Севера, однако её выполнение не смогло ощутимо исправить положение на трассе Севморпути.

Сегодня в мире по-разному представляют себе будущий статус СМП. Россия считает его собственной транспортной коммуникацией. США, Канада и скандинавские страны предлагают «интернационализировать» Севморпуть, а для международного управления им создать трансарктический консорциум, оттеснив тем самым Россию от руководства СМП, разработки эксплуатационной и тарифной политики. Отсюда, собственно, и требования «открыть границы» в Арктике или разделить её таким образом, чтобы если не весь СМП, то хотя бы некоторые его участки оказались вне российских границ. Главный аргумент сторонников подобных проектов состоит в том, что артерии общемирового значения не могут быть «прерогативой» одной страны.

В США позиция России в отношении Северного морского пути вызывает открытое недовольство. Американское экспертное сообщество при поддержке представителей политической элиты настаивает на необходимости добиваться максимальной «интернационализации» СМП, которая для США будет означать право свободного использования этого транспортного коридора.

Через Арктику и территорию России проходит также кроссполярный авиамост - кратчайший путь между Северной Америкой и Азией. На его развитие нацелен актуальный проект «Циркумполярные воздушные линии». Определённый интерес для международного авиационного сообщества как наиболее короткие представляют также кроссполярные маршруты «Север-Юг», связывающие США и Канаду со странами Юго-Восточной Азии и Китаем через Якутию. Понятно, что обеспечение безопасности полётов над арктическими территориями требует достаточно больших инвестиций в развитие инфраструктуры аэропортов. Развитие международных транзитных коридоров - Северного морского пути и воздушного моста между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией - может превратить Россию в одного из ведущих операторов международных транспортных потоков, что даст дополнительный доход в бюджет страны.

По мнению экспертов, в настоящее время необходимо принять федеральный закон «О Севморпути», создать администрацию Севморпути (и передать этому органу управления все линейные арктические ледоколы), а также принять новые «Правила плавания по СМП», разработать концепцию развития СМП и комплексную программу модернизации арктической транспортной системы, которую можно включить в подпрограмму «Международные транспортные коридоры» как Евроазиатский транспортный коридор.

Вопросы:

  1. Когда был проложен Северный морской путь?

  2. Как используется этот маршрут?

  3. Какая проблема в использовании Северного морского пути существует?

Как её можно решить?

Военная безопасность

В Арктике все виды деятельности прочно связаны с интересами военной безопасности России. Этот регион имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для решения задач обороны. Здесь базируются силы главного, Северного флота РФ, находится его операционная зона, сосредоточены важнейшие предприятия оборонной промышленности. Государственная граница Российской Федерации на протяжении почти 20 тыс. км проходит по Северному Ледовитому океану. Это наиболее открытая в плане прямого контроля полоса государственной границы и передовая линия системы обороны территории государства. Её защита и охрана сопряжены с особыми трудностями.

В настоящее время вследствие глобальных изменений мировой политики геополитическая и военно-стратегическая роль Севера повысилась. Арктика, играющая роль буфера между основными мировыми центрами - США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем, становится полигоном территориальной, ресурсной и военно-стратегической игры.

В связи с этим страны - члены НАТО ведут постоянную работу по совершенствованию способности своих воинских подразделений действовать в северных широтах. Так, ВВС НАТО ежегодно проводят здесь учения. В 2007 г. такие учения прошли в Норвегии. Главной их целью была отработка совместных действий с целью повышения боевой подготовки и уровня взаимодействия в ходе воздушных операций. В учениях участвовало 13 стран альянса, в том числе Польша, Румыния и Чехия. Полёты проходили над Северным морем. В том же году проводились манёвры Arctic Tiger-2007, которые полностью разворачивались в Арктическом регионе [35].

В 2008 г. США провели на Аляске учения «Северный край-2008» при участии 5 тыс. военнослужащих, 120 самолётов и нескольких боевых кораблей. Глава Северного командования США генерал В. Реньюарт заявил, что американские ВВС собираются усилить патрулирование недавно освободившихся ото льда в результате глобального потепления районов Арктики.

В США разрабатывается новая военная техника, приспособленная к действиям в суровых арктических условиях. Так, Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США, контролирующее выделение ассигнований на оборонные проекты, объявило конкурс на создание технологий для непрерывных операций в высоких широтах, которые обеспечили бы американской армии превосходство в приполярных областях. Речь идёт о вооружении, навигационном оборудовании и технических ноу-хау, которые могли бы «революционным образом» расширить возможности ВС США.

Пристальное внимание военных к Арктике связано с изменением климата и возможным исчезновением полярных шапок. Так, американский совет при Университете ООН в 2007 г. опубликовал прогноз под названием «Глобальные энергетические сценарии», где говорилось, что в связи с возможным потеплением и сокращением площади полярных льдов могут возникнуть конфликты с участием Норвегии и России (из-за раздела Баренцева моря), России и США (из-за Берингова моря).

Канада намерена построить в Арктике глубоководный порт, который будет служить базой военных кораблей, и тренировочный военный центр. Правительство страны также планирует потратить 7,5 млрд. дол. на строительство восьми арктических патрульных кораблей. По мнению премьер-министра Канады, все эти действия направлены на защиту канадского суверенитета на Севере.

В 1987 г. СССР призвал мировое сообщество рассматривать Арктику как «зону мира». В дальнейшем в связи с распадом Советского Союза и налаживанием партнёрских отношений с США Вооружённые силы России практически покинули берега арктических морей. Отдельный арктический отряд, обеспечивавший охрану и оборону побережья, был расформирован, войска ПВО выведены. Вместо пограничных застав остались лишь символические посты наблюдения.

Однако в нынешних условиях для обеспечения надёжной защиты и охраны государственной границы, внутренних морей, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и природных ресурсов Арктики России необходимо разработать и внедрить новую, надёжную систему контроля за обстановкой в регионе, которая включала бы радиотехнические, военно-морские, авиационные, армейские силы и средства, а также осуществлять эффективный пограничный контроль в пунктах пропуска.

Вопросы:

  1. Почему необходимо повышать военную безопасность в Арктике?

  2. Какую деятельность развернули США в северных районах?

  3. Каковы намерения Канады в использовании СЛО?


Заключение:

  • Какие тенденции преобладают в Арктике: сотрудничество или соперничество стран?

  • Какие основные проблемы, касающиеся Арктической зоны, существуют между Россией и другими странами?

  • Нужна ли сегодня России Арктика?

Литература


  1. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов.

  2. Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: учебное пособие. Томск, 2007

  3. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. Маркетинг. 1999. №5, №6 Вестник С.-Петербургского университета. 2005- выпуск 2.

  4. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Современные инновационные технологии обучения. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

  5. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. Под ред. Сурмина Ю.П. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

  6. pro-arctic.ru/17/07/2014/expert/9788

  7. perspektivy.info/print.php?ID=36212

  8. nkj.ru/interview/20753



© 2010-2022