Рабочая программа по географии 6 класс. УМК Домогацких Е. М

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 6 классе 35 часов, из расчета 1 час в неделю. 1 час в неделю учебного предмета «География» в 6 классе перенесен в региональный компонент из компонента образовательного учреждения. Этот час используется для проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Программа соответствует учебнику Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: физическая география. - М.: ООО «Русское слово-РС», 2010.

Таким образом, курс географии в 6 классе реализуется из расчета 2 часа в неделю, итого 70 часов, в т. ч. на практические-31 час (из них оценочные -14, экскурсионные 3),

В соответствии с учебным планом и расписанием на 2015-2016 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 69 часов (1 час резерва).

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 3 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии и авторской программой учебного курса.

ЗАДАЧИ КУРСА: овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. Усвоение основных общепредметных понятий о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знаний и обобщенных приемов учебной работы на местности, а также в классе.

В региональной части курса учащиеся должны приобрести элементарные знания о географических особенностях Ростовской области, ознакомиться с рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением и его хозяйственной деятельностью, с основными отраслями, с условиями быта, труда, отдыха, культурой.

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (самостоятельные и практические работы, терминологические диктанты) и устный опрос.

Учебно-методическое сопровождение

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

География. Физическая география. 6 класс./ Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И - М.: «Русское слово-РС», 2010.

Географический атлас. 6 класс.- М.:Дрофа, 2008И.Д.Агеев. Веселая география на уроках и праздниках. М. Сфера.2005г.

А.М.Зотова. Игры на уроках географии. 6-7кл.М.Дрофа. 2004г.

Л.Е.Перлов. Дидактические карточки- задания по географии. М.Экзамен. 2006г.

Н.И.Касаткина. Занимательные материалы по географии. 6-8 кл. Волгоград. Учитель. 2003г.

В.Б.Пятунин Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл. М.Дрофа.2006г.

В.И.Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 кл. М..АРКТИ.2004г.

Изучение курса географии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организация учебного процесса по географии в основной школе учитывает общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых:

-для познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
-сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, по карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
-соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки школьников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентировать в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Структура курса.

Учебная программа по географии для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ.

В курс географии 6 класса входят следующие разделы:

1. Введение. География как наука.

2. Источники географической информации.

3. Природа Земли и человек.

4. Повторение

После анализа программы курса, была сделана небольшая перестановка тем «Атмосфера» и «Гидросфера», поменяв их местами. Это сделано с тех позиций, что:

  • во-первых, после изучения «Литосферы», т.е. нижней оболочки, изучение «Гидросферы» будет более логичным, поскольку она ближе к литосфере и, кроме того, именно земная кора во многом является определяющей для изучения особенностей водной оболочки;

  • во-вторых, начатая работа с контурными картами по нанесению крупных форм рельефа будет логически продолжена нанесением крупных водных объектов, что позволит в максимальной степени рассматривать вопросы о целостности географической оболочки, о единстве и многообразии природы Земли.

  • Тема «Географические координаты» перенесена в раздел «Источники географической информации»

  • В теме «Географическая карта» даю понятие «План местности» и изучаю их основные параметры (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) параллельно с географической картой.

Освоение нового содержания дисциплины происходит в условиях сочетания традиционных и новых технологий обучения:

-технология формирования учебной деятельности;

-применение идеи опор в различной форме ( схемы, логические опорные конспекты)

- использование типовых планов описания и характеристик

-уроки-практикумы, проблемные уроки

-технологии учебно-игровой деятельности

-технологии коммуникативно-игровой деятельности.

-ИКТ и др.

Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

Общеучебные компетенции:

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных мето­дов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями цело­го. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характер­ных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на ос­нове заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное примене­ние одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объ­ектов по одному или нескольким предложенным основаниям, крите­риям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, ак­сиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экс­периментов для доказательства выдвигаемых предположений; описа­ние результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение моти­вированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать со­держание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в со­ответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использова­ние различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поис­ковое и др.).

Владение монологической и диалогической речью. Умение всту­пать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письмен­ных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочи­танную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выбо­рочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых сис­тем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятель­ности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание сво­их учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего фи­зического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и ко­ординация деятельности с другими ее участниками; объективное оце­нивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет осо­бенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Предметные компетенции:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА.

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ, 6 КЛАСС




Раздел, количество часов

Сроки прохождения

1

Введение (6 часов)


Содержание

Цели раздела

Знания

Умения


География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Раскрыть содержание и пост-роение данного курса физи-ческой географии; показать практическое значение гео-графических знаний на раз-ных этапах развития челове-ческого общества; познако-мить учащихся с примерами современных географичес-ких исследований и наблю-дений. 2. Учить учащихся наблюдать и фиксировать результаты наблюдений за природными явлениями и объектами, объяснять наблю-даемые явления, выполнять практические работы на местности.

Называть: объект изучения геогра­фической науки; особенности Земли, как планеты Солнечной системы.

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Объяснять: доказательства шарооб­разности Земли. Описывать: первые представления о форме и размерах Земли. Определять: на местности вы­соту Солнца над горизонтом; особен­ности использования местных строи­тельных материалов в хозяйственной деятельности людей.

2

Земля как планета

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса

Сформировать основные знания о о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав; показать как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу.

Называть:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги

- протяжённость и форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты; особенности положения Солнца над горизонтом на разных широтах в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных условий; основные следствия суточного и годового движе-ния, Земли;

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель,

Показывать:

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги,

3

Способы изображения земной поверхности

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

1. Дать знания о градусной сетке на глобусе и географи-ческой карте, о различии в изображении на них мери-дианов и параллелей, о спо-собах изображения на них земной поверхности. 2. Фор-мировать умение определять географические координаты, направление и высоту точек на карте.

3.Сформировать понятие «план местности».

4. Дать знания о способах изображения неровностей земной поверхности.

5. Формировать умения определять по плану направ-ления, расстояния, объекты местности, абсолютную высоту отдельных точек.

6.Развивать пространствен-ные представления учащих-ся, учить их ориентироваться на местности

Называть: полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки. географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Объяснять: суще­ственные признаки понятий «географи-ческая карта», «абсолютная и относительная высота», «геог-рафиче­ские координаты»; построение градус­ной сети на картах; сходства и различия плана местности и географи-че­ской карты.

Определять: стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте

- по картам и глобусу географические ко­ординаты.

Приводить примеры:

- различных видов карт

4

Литосфера. (9часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

1. Дать знания учащимся об основных формах рельефа Земли, о видах движения земной коры, своеобразии рельефа, горных породах своей местности. 2. Форми-ровать у школьников умения различать по внешним приз-накам осадочные и магмати-ческие горные породы; пока-зывать и определять по карте географическое положение гор и равнин, их высоту над уровнем моря. 3. Формиро--вать у них мировоззренчес-кую идею о постоянном раз-витии земной коры и релье-фа. 4. Учить учащихся при-менять теоретические знания при проведении наблюдений в природе.

Назы­вать (показывать): части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

географические объекты, предусмотренные программой: Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Объяснять: существенные призна­ки понятий: «лито-сфера», «горы», «равнины», зависимость распростра­нения крупных форм рельефа от про­исхождения и характера залегания горных пород; причины возникнове­ния землетрясений и вулканизма. Описывать: влияние рельефа на осо­бенности жизни и быта человека. Определять: геогра-фическое положе­ние, протя-женность, средние и абсо­лютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара, принадлеж-ность горных пород своей ме­стности к магматическому, осадочно­му, метаморфичес-кому типам.

Приводить примеры:

горных пород и минералов;

5

Гидросфера. (12 часов)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

1. Дать знания учащимся о гидросфере, её составных частях, мировом круговороте воды; об основных видах вод суши, об особенностях вод своей местности. 2. Сформи-ровать понятия о гидросфе-ре, морях, реке, речном бас-сейне, озере. 3. Формировать умения устанавливать на местности, по картам и плану, зависимость направ-ления и характера течения рек от рельефа; определять по карте глубины океанов и морей. 4. Сформировать мировоззренческую идею взаимосвязи и взаимодейст-вия лито- и гидросферы. 5. Воспитывать у школьников убеждённость в необходи-мости охраны вод и объяс-нять им, что могут сделать они для охраны вод своей местности. 6. Учить учащих-ся использовать краеведчес-кий материал при изучении теоретических вопросов.

Называть (показывать): - части Мирового океана;

- виды вод суши; географические объекты, предусмотренные программой.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгальское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.

Объяснять: существенные признаки понятий: «гидро-сфера», «море», «река», «озе-ро», «ледник»; причины воз-ник­новения ветровых волн и цунами; осо­бенности очер-таний и размеров озер­ных котловин в зависимости от спо­соба их образования; влияние рельефа на направ-ление и характер тече­ния рек; причины образования лед­ников. Описывать: значение Мирово­го океана и вод суши в хозяйствен­ной деятельности человека; внешний облик и образ жизни представителей органического мира гидро-сферы. Определять: по кар-там основные природные осо-бенности объектов гидросфе-ры.

6

Атмосфера (12 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

1. Сформировать понятия «атмосфера», «ветер», «пого-да», «климат». 2. Дать уча-щимся знания о суточном и годовом ходе температуры в связи с изменением высоты Солнца над горизонтом; об образовании ветра и зависи-мости его скорости от разни-цы атмосферного давления; об основных видах облаков, осадков; о поясах освещён-ности; о типичных погодах своей местности по сезонам; о способах борьбы с загряз-нением воздуха в своём на-селённом пункте. 3. Учить учащихся наблюдать погоду, фиксировать необходимые данные, объяснять измене-ния погоды; объяснять смену времён года в своей местнос-ти; вычислять среднюю тем-пературу и строить график за месяц, год; вычерчивать «розу ветров», диаграммы облачности и осадков; сос-тавлять описание погоды за сутки, месяц; составлять ха-рактеристику климата своей местности. 4. Развивать мировоззренческую идею о взаимосвязи и взаимозави-симости различных явлений природы на примере раск-рытия связей между литос-ферой, гидросферой и атмос-ферой. 5. Показать учащимся необходимость охраны атмосферы.

Называть: причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования; источники поступления тепла на Землю; примеры влияния на климат различных условий; мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Прогнозировать: погоду на ближайшие сутки. Объяснять: существенные признаки поня-тий: «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «пого-да», «климат»; значение атмос-феры и необходимость охра-ны атмосферного воздуха; процесс нагревания атмосфе­ры; зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; причины образования ветра; процесс образования атмосферных осадков; причины изменения погоды, народ­ные приметы; причины смены дня и ночи, времен года; зависимость кли­мата от географической широ-ты. Описывать: внешний облик основных видов облаков; времена года своей местности. Определять: при помощи приборов темпера-туру, давление, влажность воздуха, направление и ско-рость ветра; по статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплиту-ды температуры, преобладаю-щее направление ветра.

7

Биосфера (5 часов)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

1, Дать учащимся знания о биосфере как сфере жизни. 2. Формировать мировоззрен-ческую идею взаимосвязи и взаимозависимости всех оболочек Земли. 3. Раскрыть влияние человека на биосферу, воспитывать убеждённость необходимос-ти охраны природы.

4. Учить учащихся на основе анализа и обобщения отдель-ных примеров устанавливать связи между оболочками Земли, делать выводы о взаимодействии компонен-тов природы. 5. Учить раскрывать влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека и предвидеть изменения при-роды в результате воздейст-вия на неё человека. 6. Учить вести наблюдения на местно-сти, использовать краевед-ческий материал и для объяснения теоретических положений.

Называть: границы расспрос-транения живого вещества; представителей животного и растительного мира, занесен-ного в «Красную книгу» МСОП; наиболее характерных животных и растений своей местности; основные мероп-риятия по охране органичес-кого мира.

Называть: примеры взаимо-связей между земными обо-лочками.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Описывать: особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений

Объяснять: существенные признаки понятия «природный комплекс»; особенности компонентов природы своей местности

8

Почва и геосфера

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воз-действием деятельности человека.

1. Сформировать единое представление о природе Земли. 2. Учить учащихся умению сравнивать и сопоставлять изучаемые объекты и явле-ния; использовать теорети-ческие знания для объясне-ния явлений действитель-ности и факты наблюдений для теоретических обобще-ний. 3. Показать учащимся необходимость изучения природы своего края, её преобразования и охраны.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Приводить примеры:

взаимовлияния всех компонентов природы.

Объяснять: особенности взаимовлия­ния компонентов природного комплекса. Описывать: ландшафт своей мест­ности. Определять: на местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами, мероприятия по охране природы


Учебно-тематическое планирование в 6 классе


темы

Тема

Кол-во часов

Кол-во практических работ


Введение

5


1.

Земля как планета

10


2.

Способы изображения земной поверхности

12

4

3.

Литосфера

11

2

4.

Атмосфера

9

2

5.

Гидросфера

11

4

6.

Биосфера

4


7.

Почва и геосфера

8

2


Повторение

2



Итого

69

14


Резерв - 2 час



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС ГЕОГРАФИЯ (2 ЧАСА)

Раздел. Тема урока.

Кол-во часов

Дата


Тип или форма уроков

Вид контроля

Практические работы

1

Введение (5 часов)

География как наука.


1

Вводный урок

Устный опрос

2

Развитие географических знаний.

1


Формирование новых знаний

Текущий контроль

Устный опрос

3

Развитие географических знаний.

1


Формирование новых знаний

Текущий контроль

Устный опрос

№1.Надписать название материков и океанов. Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, Х. Колумба(трен)

4

Наблюдения за явлениями природы родного края

1


Урок-практикум

Текущий контроль

Устный опрос

№2. Организация наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, погодой, сезонными изме-нениями состояния водоемов, растительности и животного мира. Составление календаря погоды(трен).

5

Наблюдения за объектами природы родного края

1

Урок-практикум

Текущий контроль

Устный опрос

№3. Экскурсия по изучению форм поверхности, характера залегания пород своего края. Ознакомление с водами, их использованием и охраной в своей местности(трен)

Земля как планета (5 часов)



6

Планеты Солнечной системы

1

Урок формирования новых знаний и умений

Устный опрос

7

Форма, размеры и движение Земли

1

Комбинированный

Фронтальный и индивидуальный опрос

8

Распределение света и тепла на поверхности Земли

1

Комбинированный

Фронтальный и индивидуальный опрос

9

Пояса освещенности

1

Комбинированный

Фронтальный и индивидуальный опрос

10

Обобщение по теме «Земля как планета»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Фронтальный и индивидуальный опрос

Способы изображения земной поверхности (12ч)


11

Способы изображения местности

1

Урок формирования новых знаний

Фронтальный и индивидуальный опрос

№4. Изучение изображений своего края на картах, атласах, аэрофотоснимках(трен)

12

Виды условных знаков.

1

Комбинированный

Фронтальный и индивидуальный опрос

13

Масштаб карты.

1

Урок формирования знаний и умений.

Текущий контроль

Устный опрос

№5. Определение расстояний от своего населенного пункта до ближайшего моря, крупных городов, столицы, от школы до своего дома(оцен)

14

Стороны горизонта.

1

Урок-практикум

Практическая работа

№ 6. Определение направлений и расстояний по карте (оцен)

15

Ориентирование на местности

1

Урок-практикум

Практическая работа

№ 7 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. (трен)

16

Абсолютная и относительная высота.


Урок формирования новых знаний

Фронтальный и индивидуальный опрос

17

Изображение рель­ефа на карте.


Урок-практикум

Фронтальный и индивидуальный опрос

18

Составление простейших планов местности


Урок-практикум

Практическая работа

№10.«Составление простейшего плана местности»(трен)

19

Элементы градусной сети

1

Комбинированный

Фронтальный и индивидуальный опрос

№8. Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность. (трен)

20

Система географических координат

1

Урок-практикум

Практическая работа

№9.Определение географических координат. (оцен)

21

Значение планов и карт в практической деятельности человека.

1

Урок-практикум

Практическая работа

№11.Определение направлений, расстояний и высот точек по плану местности(оцен)

22

Обобщение по теме «Географическая карта»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Терминологический диктант

4. Литосфера (11ч)



23

Строение земного шара.

1

Урок формирования новых знаний

Текущий контроль

Устный опрос

24

Виды горных пород.

1

Урок-практикум

Практическая работа

№12. Определение горных пород своей местности по образцам(трен)

25

Полезные ископае­мые.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

26

Движения земной коры.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

27

Землетрясения и вулканизм.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

28

Выветривание гор­ных пород.

1


Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

29

Рельеф суши: горы.

1

Урок-практикум

Практическая работа

Номенклатура

№13. Определение по карте географического положения гор и обозначение их на контурной карте.(оцен)

30

Рельеф суши: равнины

1

Урок-практикум

Практическая работа

Номенклатура

№14. Определение по карте географического положения равнин и обозначение их на контурной карте. (оцен)

31

Внешние силы, изменяющие поверхность Земли

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

№15.Составление схемы различий гор и равнин по высоте. (трен.)

32

Рельеф дна Мирового океана.

1

Комбинированный урок

Зачет по карте (номенклатура)

33

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

№ 16. Определе­ние и объяснение изменений земной коры под воздейст­вием хозяйственной деятельности чело­века (на примере своей местности).(трен)

34

Обобщение по теме «Литосфера»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Терминологический диктант

6. Гидросфера (11ч)



35

Единство гидро­сферы.

1

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Текущий контроль

Устный опрос

№17.Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды(трен)

36

Мировой океан.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

№18. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей(трен)

37

Определение по картам географического положения моря, расположенного недалеко от вашей местности(оцен)

1

Урок-практикум

Практическая работа

Номенклатура

№19.Определение по картам географического положения моря, расположенного недалеко от вашей местности(оцен)

38

Значение Мирового океана

1

Урок-практикум

Практическая работа

Номенклатура

№20. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.(оцен)

39

Воды суши: реки

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

40

№ 25. «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком»

1

Урок-практикум

Практическая работа

Номенклатура

№ 21. «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком» оцен)

41

Реки своей местности

1

Урок-практикум

Практическая работа

Номенклатура

№22.Обозначение рек на контурной карте. Дать характеристику одной из рек своей местности.(оцен)

42

Озера

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

Номенклатура

43

Воды суши: подзем­ные воды

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

44

Воды суши: природные льды

1

Комбинированный урок

Зачет по карте (номенклатура)

45

Обобщение знаний по теме «Гидро­сфера»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Терминологический диктант

5. Атмосфера. 9ч



46

Строение атмо­сферы.

1

Урок формирования новых знаний

Фронтальный и индивидуальный опрос

47

Температура воз­духа.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

48

Особенности суточного хода температуры воздуха

1

Урок-практикум

Практическая работа

№23. Установление особенностей хода температур на основе построения графика. (оцен)

49

Атмосферное давле­ние.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

50

Движение воздуха.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

51

Вода в атмосфере.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

№24.Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. (трен)

52

Погода.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

53

Климат.

1

Урок-практикум

Практическая работа

№25. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. (оцен)

54

Обобщение по теме «Атмосфера»

1

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний

Терминологический диктант

№26. Описание сезонов года своей местности. (трен)

7. Биосфера (4ч)



55

Царства живой при­роды.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль

Фронтальный и индивидуальный опрос

56

Биосфера и охрана природы.

1

Комбинированный урок

Терминологический диктант

57

ПР № 27. «Ознаком­ление с наиболее распространенными растениями и живот­ными своей местно­сти»

1

Комбинированный урок

Текущий контроль

Устный опрос

№27. Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.(трен)

58

Обобщение по теме «Биосфера»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Практическая работа

8. Почва и геосфера (8ч)



59

Почва.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

60

Типы почв

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

№ 28. «Изучение строения почвы на местности» .(трен)

61

Природный ком­плекс.

1

Урок-практикум

Фронтальный и индивидуальный опрос

№29. Описание ПК своей местно­сти(оцен)

62

Географическая обо­лочка

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

63

Природные зоны.

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

64

Природные зоны.

1

Урок-практикум

Практическая работа

№30.Описание природных зон Земли по географиче­ским кар­там. (оцен)

65

Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности

1

Комбинированный урок

Фронтальный и индивидуальный опрос

№31. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности(трен)

66

Обобщение по теме « Почва и геосфера»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

Повторение и обобщение по курсу (3 часа)


67

Обобщающий урок по курсу географии 6 класса

1

Урок обобщения и контроля знаний

Самостоятельная работа

68

Использование и охрана природы в своей местности.


1

Урок-практикум

Текущий контроль

Устный опрос

№32. Экскурсия по изучению природного комплекса. (трен)

69

Урок-игра «Географический бой»

1

Урок-игра

Текущий контроль

Устный опрос


УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Название

автор

издательство

год издания

1

Учебник География. Физическая география. 6 класс

Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И

М.: «Русское слово-РС»,

2010

2

Физическая география

Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 кл.

Т.П.Герасимова.

В.Б.Пятунин

М. Дрофа,


М.Дрофа

2005-2008гг.

2006г.

3

сборники дидактических материалов


4

Пособия по проведению практических и лабораторных работ и т.д

В.И. Сиротин

М.: «Просвещение»

2000

5

Веселая география на уроках и праздниках.

Игры на уроках географии. 6-7кл

Занимательные материалы по географии. 6-8 кл.

И.Д.Агеев.

А.М.Зотова.

Н.И.Касаткина

М. Сфера.


М.Дрофа.


Волгоград. Учитель

2005г.

2004г.

2003г

6

оборудование и приборы

карты


7

Дидактические карточки- задания по географии

Л.Е.Перлов

М.Экзамен

2006г.




© 2010-2022