Конспект внеурочного занятия по географии В поисках сокровищ

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект внеурочного занятия по географии по программе «Топонимика» для учащихся 7 класса


Игра-путешествие "В поисках сокровищ"

Главная цель занятия: создать условия для продолжения работы по формированию у учащихся системы знаний по географии, истории и культуре Ульяновской области.

Задачи внеурочного занятия

предметно-информационные:

  • актуализировать, уточнить и расширить знания учащихся о географии, истории и культуре Ульяновской области;

  • привлечь внимание учащихся к природному, историческому и культурному населению Ульяновской области;

  • показать значение Родины в жизни каждого человека;

деятельностно-коммуникативные:

  • способствовать развитию у учащихся навыков работы в группе;

  • развивать географическое мышление, внимание, кругозор, память и познавательные интересы учащихся;

  • совершенствовать быстроту мышления;

  • продолжить формирование умения работать с источниками географической информации;

  • продолжить привитие интереса и повышение мотивации к изучению географии;

ценностно-ориентированные:

  • продолжить воспитание чувства самостоятельности, дисциплинированности, внимательности, ответственности, требовательности и аккуратности учащихся;

  • формировать умения учащихся слушать и услышать друг друга, отстаивать своё мнение, работать в коллективе, способствовать воспитанию культуры поведения на занятии;

  • развивать чувства причастности к картографической культуре;

  • способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе, воспитывать чувства патриотизма, гордости и любви к природе и Родине;

  • формировать гражданскую позицию учащихся, чувство принадлежности к своему краю.

Планируемые результаты

1. Личностные:

  • формирование познавательной и информационной культуры учащихся;

  • осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, знание географии, истории и культуры своей местности;

  • формирование мотивации и ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию;

  • умение определять границы собственного знания и незнания;

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • анализ, сравнение, обобщение, использование жизненного опыта при выполнении заданий;

  • принятие решений в проблемных ситуациях, принятие персональной ответственности;

  • формирование способности к самооценке и коррекции своей деятельности.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные УУД:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовывать свою деятельность и своё рабочее место;

  • определять и ставить цели и задачи деятельности;

  • умение планировать свою деятельности и пути достижения её цели;

  • умение выявлять проблемы и определять способы их решения;

  • выбирать средства обучения и применять их на практике;

  • владение основами контроля, самоконтроля, коррекции и самооценки своей деятельности и деятельности одноклассников;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

2.2. Познавательные УУД:

  • формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор и оценку информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • делать обобщающие выводы;

  • уметь использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.

2.3. Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать продуктивное сотрудничество и взаимодействие в общении и совместной деятельности с учителем и в группе (определять цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

  • развивать коммуникативные способности (умение слушать, участвовать в обсуждении проблемы и принятии решений);

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • оформлять свои мысли и идеи точно и корректно в устной форме;

  • уметь вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

3. Предметные:

  • формирование знаний о географии, истории и культуре своей местности;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты;

  • овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • анализ, сравнение, обобщение, использование жизненного опыта при выполнении заданий;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни;

  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Здоровье- и психосберегающая среда: создается на основе комфортных условий, активных форм изучения материала, смены видов и форм организации деятельности учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Направления деятельности учащихся: общение, познавательная сфера жизни ребёнка, научно-познавательное.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, дифференцированно-групповая, кооперативно-групповая.

Виды учебно-познавательной деятельности учащихся

  • со словесной (знаковой) основой: слушание учителя и одноклассников, диалог, беседа, самостоятельная работа с текстовой и графической информацией, систематизация учебного материала;

  • на основе восприятия элементов действительности: наблюдение, объяснение, решение познавательных проблем;

  • с практической (опытной) основой: работа с раздаточным материалом, составление карт, построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

Ценностные ориентиры

  • ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся:

-осознание себя как члена общества;

-осознание ценности географических и краеведческих знаний.

  • гармонично развитые социальные чувства и качества:

-гражданственность, патриотизм, любовь к своему Отечеству, региону, местности;

-уважение к географии, истории и культуре России и её регионов.

Современные образовательные технологии, используемые на занятии: технология личностно-коммуникативного обучения, технология сотрудничества, ИКТ-технология.

Средства обучения

  • вербально-информационные: атласы Ульяновской области, карты административно-территориального деления Ульяновской области, учебник «Географическое краеведение Ульяновской области», Симбирско-Ульяновская энциклопедия, краеведческая литература;

  • наглядные: карта «Ульяновская область»;

  • аудиовизуальные: персональный компьютер, мультимедиапроектор, авторская презентация МО PowerPoint «В поисках сокровищ».

Межпредметные связи: биология, изобразительное искусство, история, литература, экология, экономика.

Тип внеурочного занятия: игра-путешествие.

Ход внеурочного занятия

1. Приветственное слово учителя и орг. момент

- Доброе утро, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Проверьте вашу готовность к началу занятия. Готовы? Тогда начинаем!

2. Этап мотивации и целеполагания

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Догадайтесь, что изображено на нём и из какого литературного произведения эта иллюстрация?

1) «Дядя Фёдор, пёс и кот», или «Трое из Простоквашино» (Эдуард Николаевич Успенский);

2) «Остров сокровищ» (Роберт Льюис Стивенсон).

- Как вы думаете, что общего у этих двух произведений? (Герои занимаются поисками клада с сокровищами).

- А вы когда-нибудь находили клад? А хотели бы? Как вы думаете, можно ли найти клад у нас - в Ульяновской области? Ребята, можно ли найти клад в нашей области не выходя из кабинета географии? А как? (Прочитать в книгах, посмотреть в интернете, спросить у учителя/взрослого…, совершить виртуальное путешествие).

Итак, какова будет цель занятия? (Совершить виртуальное путешествие по Ульяновской области в поисках сокровищ).

3. Основная часть

- Мы начинаем игру-путешествие «В поисках сокровищ». Игра - потому что клад с сокровищами найдёт та команда, которая правильно справившаяся со всеми заданиями и испытаниями, а путешествие - потому что мы побываем в самых разных уголках Ульяновской области. Готовы?

- По старому преданию зарыт в Ульяновской земле клад. Сундук тот закрыт на 5 замков. Для того чтобы найти его и открыть, вам предстоит:

1) угадать о каком месте в Ульяновской области идёт речь, прибыть в это место;

2) втереться в доверие к местным жителям, показав хорошее знание географии, истории и культуры их местности, которые вручат вам один из пяти ключей от сундука и подсказку, где искать следующий ключ.

- Команды ходят по очереди. Вопросы есть? Тогда в путь!

Игра-путешествие «В поисках сокровищ».

Команда 1

Команда 2

1. В самом большом по площади районе региона расположен второй по величине город Ульяновской области, носивший до 1972 года название Мелекесс и переименованный в честь болгарского коммуниста-антифашиста.

ДИМИТРОВГРАД.

Найдите и подпишите на контурной карте этот город.

1. Этот рабочий посёлок является административным центром единственного района Ульяновской области, имеющего выход к Саратовскому водохранилищу. Своё имя получило по фамилии петербургского дворянина, имевшего здесь поместье.

РАДИЩЕВО.

Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.

Добро пожаловать в Мелекесский район!

В городе Димитровграде установлен первый в России и мире памятник:

1) букве «Р»;

2) зонту;

3) РОССИЙСКОМУ РУБЛЮ;

4) химическому элементу рутению.

Добро пожаловать в Радищевский район!

В селе Верхняя Маза провёл последние годы жизни поэт и герой Отечественной войны 1812 года:

1) ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ;

2) Михаил Юрьевич Лермонтов;

3) Александр Васильевич Суворов;

4) Николай Михайлович Языков.

2. Это самый северо-западный рабочий посёлок области, одно из старейших поселений в нашем регионе, основанное в 1552 году.

СУРСКОЕ.

Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.

2. Близ этого села располагаются минеральные источники общероссийского значения.

УНДОРЫ.

Найдите и подпишите на контурной карте это село.

Добро пожаловать в Сурский район!

Если верить преданию, каждый поднявшийся на вершину этой возвышенности с часовней и многочисленными родниками снимет с себя множество грехов:

1) НИКОЛЬСКАЯ ГОРА;

2) Покровский кряж;

3) Поповский холм;

4) Успенский увал.

Добро пожаловать в Ульяновский район!

В селе Ивановка находится детский дом, в котором с 1936 по 1939 годы воспитывался будущий Герой СССР, закрывший своей грудью амбразуру немецкого дзота:

1) Александр Михайлович Аблуков;

2) Николай Францевич Гастелло;

3) АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ МАТРОСОВ;

4) Константин Иванович Пушкарёв.

3. Этот рабочий посёлок - центр самого северного района Ульяновской области, переносился на возвышенное место в связи с созданием Куйбышевского водохранилища.

СТАРАЯ МАЙНА.

Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.

3. Это самый западный город Ульяновской области, название которого переводится с мордовского как «малина», из-за огромных зарослей этого кустарника вдоль одноимённой реки.

ИНЗА.

Найдите и подпишите на контурной карте этот город.

Добро пожаловать в Старомайнский район!

Здесь находится одно из немногих мест в стране, где обитает и гнездится очень редкая и самая крупная птица России:

1) лесной филин;

2) ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ;

3) серебристый орёл;

4) ястреб-тетеревятник.

Добро пожаловать в Инзенский район!

Жители Инзы увидели это впервые у себя в населённом пункте в 1897 году. С тех пор его изображение мы можем видеть на гербе города.

1) автомобиль;

2) ПАРОВОЗ;

3) пароход;

4) самолёт.

4. Этот рабочий посёлок основан в начале XIX века на реке Канадейке капитаном Насакиным и назван по его имени.

НИКОЛАЕВКА.

Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.

4. Это самый многолюдный рабочий посёлок Ульяновской области, на флаге и гербе которого изображена летящая чайка в знак обилия этих птиц на местных озёрах. Отсюда и его название: от тюркского чайка - «чарлык».

ЧЕРДАКЛЫ.

Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.

Добро пожаловать в Николаевский район!

Как называется самое большое озеро района, которое академик Борис Александрович Келлер в 1926 году назвал «уголком Финляндии» за произрастающие здесь тундровые и таёжные растения?

1) БЕЛОЕ;

2) Белолебяжье;

3) Кряж;

4) Чекалинское.

Добро пожаловать в Чердаклинский район!

В 2011 году в посёлке Чердаклы была открыта кондитерская фабрика:

1) MARS;

2) Milky Way;

3) M&M's;

4) Snickers.

5. На берегу Волги близ этого села располагается палеонтологический заказник, где находят останки древних морских животных - ихтиозавтров и моллюсков аммонитов и белемнитов.

УНДОРЫ.

Найдите и подпишите на контурной карте это село.

5. В этом крупном городе Ульяновской области располагается единственный в России научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИ АР).

ДИМИТРОВГРАД.

Найдите и подпишите на контурной карте этот город.

Добро пожаловать в Ульяновский район!

Какое полезное ископаемое добывалось в одном из населённых пунктов района до 1943 году и вывозилось в Симбирск со специально оборудованной пристани?

1) ГОРЮЧИЙ СЛАНЕЦ;

2) железная руда;

3) кварцевый песок;

4) нефть.

Добро пожаловать в Мелекесский район!

В 1785 году в посёлке Мулловка основано старейшее предприятие области, которое снабжало каждого третьего солдата Великой Отечественной войны:

1) винтовками;

2) звёздочками для погон;

3) сухими пайками;

4) ШИНЕЛЯМИ.

6. Это самый малый по численности город Ульяновской области, расположенный на берегу Волги, объявленный в 2007 году Блинной столицей Поволжья.

СЕНГИЛЕЙ.

Найдите и подпишите на контурной карте этот город

6. Этот рабочий посёлок - родовое имение симбирского поэта Николая Михайловича, друга Александра Сергеевича Пушкина, где, согласно легенде, они вместе посадили ель.

ЯЗЫКОВО.

Найдите и подпишите на контурной карте этот рабочий посёлок.

Добро пожаловать в Сенгилеевский район!

На флаге и гербе района изображены 2 плода этого овоща в знак его изобилия:

1) арбуз;

2) кукуруза;

3) томат;

4) ТЫКВА.

Добро пожаловать в Карсунский район!

В честь этого художника-пейзажиста и живописца, родившегося 19 января 1893 года в селе Прислонихе, назван бульвар в центральной части города Ульяновска.

1) АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЛАСТОВ;

2) Илья Ефимович Репин;

3) Василий Иванович Суриков;

4) Иван Иванович Шишкин.

- Итак, каждая из команд побывала в шести районах Ульяновской области и шести населённых пунктах. Пришло время определить, где находится клад. Соедините между собой крест-накрест все подписанные точки на контурной карте. Где зарыт клад? (Ульяновск).

- Клад находится не просто в Ульяновске, а всё время был здесь - прямо перед вами. ДЕМОНСТРАЦИЯ СУНДУКА.

- Какая из команд готова открыть сундук: кто собрал все 5 ключей? ОТКРЫВАНИЕ СУНДУКА.

4. Рефлексия

Рефлексия учебная:

- Возвращайтесь, пожалуйста, на свои места. Ребята, давайте обратимся к цели сегодняшнего занятия. Какая у нас была цель? (Совершить виртуальное путешествие по Ульяновской области в поисках сокровищ).

- Как вы думаете, мы смогли достичь поставленной цели?

- Путешествие совершили?

- В каких уголках родного края побывали?

- Что большего всего запомнилось или удивило?

- Клад нашли?

- Кто для себя какой клад нашёл?

- Оказывается сегодня мы с вами нашли много сокровищ: дружную сплочённую команду, сладкое угощение, интересные факты об Ульяновской области (наш регион тоже большое сокровище - необычное и неповторимое), и, конечно же, главное сокровище - приобретённые вами знания.

Рефлексия эмоциональная:

- Для каждого из вас на столах лежат по 2 монеты - золотая и серебряная. Мы закопаем свой собственный клад:

1) если вам понравилось занятие, на нём вам было интересно, комфортно, то положите в этот сундучок золотую монету;

2) если вы уходите с занятия с непонятными чувствами и эмоциями, где-то успели погрустить или почувствовать себя «не в своей тарелке» - то серебряную;

3) если вам было не интересно и скучно, то оставьте монеты на столах.

- Большое вам спасибо за наше путешествие и плодотворную работу на нём. Можете собираться и не забывайте про наш клад с монетами.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ.

© 2010-2022