Конспект урока по географии Внутренние воды Северной Америки (7 класс)

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕ. ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МБОУ СОШ ГО ЗАТО СИБИРСКИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ШУДРЯ ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Тема: «Внутренние воды Северной Америки»

Цели и задачи урока:

Образовательная - познакомить учащихся с особенностями рек и озер материка: источниками питания, режимом рек и характером их течения, распределением рек и озер по континенту;
показать взаимосвязь между компонентами природы ("река - продукт климата и рельефа").

Воспитательная - формировать опыт равноправного сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик в процессе обучения;

- развивать умение задавать вопросы, грамотно отвечать на них, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.

- формирование нравственных и эстетических качеств личности школьников.

Развивающая - развивать умение работать с разными источниками знаний - учебником, картой (как особым источником географических знаний); со статистическими материалами, анализировать их, сравнивать, делать выводы, определять и объяснять понятия;

- развивать у учащихся системное географическое мышление (пр.- влияние климата и рельефа на внутренние воды материка);

- творческое и аналитическое мышление, образное видение изучаемого объекта;

- развивать интеллектуальные способности учащихся, развивать познавательный интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная, парная.

Учебно-наглядный комплекс (оборудование): атласы, контурные карты, учебники, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Внутренние воды Северной Америки».

План урока:

1.Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Актуализация знаний.

4. Проверка домашнего задания.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление.

7. Итог урока. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.





ХОД УРОКА.

ЭТАПЫ


СОДЕРЖАНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

Орг. Момент

Приветствие.

Здравствуйте ребята, садитесь. ???Мы снова встречаемся с вами на уроке географии.????

Целеполагание

- Ребята, какой материк мы изучаем? (Северную Америку).

- Что мы о нем уже знаем? (ГП, рельеф, климат).

- Что еще нам надо узнать, чтобы иметь полное представление о природе материка? (внутренние воды, природные зоны).

- Сформулируйте тему урока.

Запишите - «Внутренние воды Северной Америки».

- Исходя из темы, какие цели мы поставим перед собой на урок? (~ узнать, какие виды внутренних вод есть на материке, основные речные и озерные системы;
уметь: показывать на карте внутренние воды;
устанавливать связи: река - климат - рельеф)

Актуализация

Проверка домашнего задания

- Отчего зависят внутренние воды любого материка? (от климата и рельефа).

- Поэтому прежде чем приступить к изучению новой темы, проверим, как вы усвоили домашнее задание.

- Ответьте на следующие вопросы:

- Назовите факторы, формирующие климат Северной Америки?

(большая протяженность с севера на юг; почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов; по обширным равнинам, лежащим в центральной части материка, арктические и тропические воздушные массы свободно проникают с севера на юг и с юга на север).

- Какое влияние на климат оказывают Кордильеры? ( барьерная роль - задерживают влажные воздушные массы)

- Как влияет на климат равнинная территория восточной части материка? (воздушные массы с севера и юга свободно проникают по равнине, частая смена погоды)

- Какое грозное явление природы возникает при столкновении арктических и тропических воздушных масс? (торнадо)

- В каких климатических поясах располагается Северная Америка? (от арктического до субэкваториального)

- Какой климатический пояс занимает самую маленькую площадь? (субэкваториальный)

- В каком поясе возможно формирование пустынь? (в тропическом)

- Почему? (область высокого давления - мало осадков)

- В каком секторе умеренного пояса выпадает большее количество осадков - в западном или восточном? Почему? (в западном, т.к. в умеренных широтах преобладает западный перенос воздушных масс, воздух поступает с Тихого океана, задерживается Кордильерами и выпадают осадки)

- ??????Определите, какому поясу соответствуют климатограммы?????????

Молодцы, вы хорошо усвоили тему Климат Северной Америки. Надеюсь, что сегодня на уроке вы получите такие же крепкие знания по теме Внутренние воды.

Актуализация

Подготовка к изучению нового материала

Ребята, вспомните:

- Что мы относим к внутренним водам материка? (к внутренним водам относят: подземные и поверхностные воды (реки, озера, болота, ледники).

- Какие из изученных материков богаты Внутренними водами? Какие бедны ими? Почему?

- Назовите источники питания рек? (дождевые воды, талые снеговые воды, подземные воды, ледники)

- ???Что такое режим реки????

- От чего зависит распределение рек и озер по территории материков? (от климата и рельефа)

- На что влияет рельеф? (на характер течения, протяженность)

- На что влияет климат? (на полноводность рек, режим, питание)

Изучение нового материала

Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях и путешествиях? На сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по Северной Америке. Точнее по её рекам и озёрам.

-Без чего нельзя отправиться в путешествие? (без карты)

- Откройте в атласе физическую карту Северной Америки.

-Северная Америка богата внутренними водами. Назовите, какие их виды есть на материке? (реки, озера, ледники)

- Какие крупные реки протекают по материку?

- В какие океаны впадают реки Северной Америки? (Тихий, Атлант., Сев.-Лед.)

- Возьмите карточку номер 1. Заполните ее примерами. У доски это задание выполнит ….. Проверяем. (Сев-Лед. - Макензи, Тихий - Юкон, Колумбия, Колорадо, Атл. - Св.Лаврентия, Миссисипи, Миссури и т.д.)

- ???Где проходит водораздел между бассейнами разных океанов??? ( ???)

- Подпишите реки на контурной карте. Проведите границы водоразделов.

- Сравните площади бассейнов. (самый большой - Атлант.). С чем это связано? (Равнинный рельеф)

- Реки какого бассейна самые короткие? (Тихого) Почему?(из-за гор).

- Сравните реки востока и запада материка. На каких реках скорость течения будет выше? Почему?( на западе, т.к. горный рельеф)

- На материке Северная Америка есть интересный пример связи двух компонентов природы - рельефа и реки, ярко иллюстрирующий разрушительную деятельность рек. Это река Колорадо. За многие миллионы лет, что она протекает здесь, вода вымыла огромное ущелье, которое называется Большой каньон, что значит "труба". Я предлагаю совершить заочное путешествие к этому чуду природы. Будьте внимательны, после сюжета вам надо ответить на вопросы.

- Назовите длину и ширину каньона? (350 км и 14 км)

- Назовите возраст? (65 млн . лет) Глубина? (1800 м)

- Мы уже знаем, что не только рельеф влияет на реки, но и??? климат.

- Реки какого океана будут более полноводные? (Атлантического). Почему? (на восточных равнинах выпадает много осадков)

- Реки каких климатических поясов будут замерзать зимой? (умеренного и субарктического).

- Назовите реки, которые имеют преимущественно снеговое питание? (Юкон, Маккензи)

- Назовите реки, которые имеют смешанное питание? (Миссисипи)

- Назовите реки с летним половодьем? (горные реки, которые питаются ледниковыми водами - Колорадо, Колумбия)

- Назовите реки с летнее-весенним половодьем? (Миссисипи, Миссури).

- Как будущим путешественникам нам надо уметь составлять характеристики географических объектов по карте. Поэтому сейчас, работая в парах, вам надо составить характеристику реки по плану в карточке №2. 1-ый ряд даст характеристику реке Святого Лаврентия, 2 ряд - реке Маккензи, 3 ряд - реке Колумбия. На выполнение задания 3 минуты. Определите, кто будет выступать от пары.

План:

1. В какой части материка течет?

2. Где берет начало? Куда впадает?

3. В каком направлении течет?

4. Объясните зависимость характера течения от рельефа.

5. Определите источники питания реки.

6. Каков режим реки и как он зависит от климата?

Проверяем. Молодцы.

- Реки играют важную роль в жизни человека. Как вы думаете, какая река также важна для американского народа, как Волга для русского? (Миссисипи)

- В путешествие по реке Миссисипи мы отправимся вместе с ……… (презентауия ученика)

- Что вас удивило в этом путешествии?

- Что бы проверить, хорошо ли вы усвоили материал, выполните задания карточки №3.

Карточка №3. Проверка степени усвоения раздела "Реки Северной Америки"


Взаимопроверка

  1. Самая большая река Америки:

а) Маккензи б) Миссисипи

  1. Реки, востока материка:

а) полноводные б) маловодные

  1. Реки бассейна Северного Ледовитого океана имеют преимущественно:

а) дождевое питание б) снеговое питание

  1. Наибольшую площадь имеет бассейн

а) Тихого океана б) Атлантического океана

5. Один из глубочайших каньонов имеет река

а) Колорадо б) Маккензи

Ответы:





- Проведем взаимопроверку: СЛАЙД. Все задания правильно - 5, 1- 2ошибка - 4, 3 - ошибки - 3, 4-5 ошибок -2. Поставьте в карточке оценку.

- Для того, что бы продолжить путешествие, нам надо набраться сил. Физкультминутка. Задание "Я - капля реки", ребята представляют себя капелькой реки, которая отправилась в океан.

- С каким видом внутренних вод мы должны еще познакомиться? (с озерами)

- Вспомните, какие по происхождению бывают озерные котловины? (тектонические, вулканические, ледниковые)

- Проанализируйте физическую карту севернее 50˚ с.ш. Назовите крупные озера (оз. Медвежье, оз. Большое Невольничье, оз. Атабаска, оз. Виннипег), покажите (ОДИН УЧЕНИК У ДОСКИ), нанесите их на контурную карту.

- Какое происхождение имеют эти озера? (ледниковое)

- К югу от 50˚ с.ш. расположена группа озер - Великие Американские озера. ПОКАЖИТЕ ИХ НА КАРТЕ - ОДИН УЧЕНИК У ДОСКИ. Самое крупное из этих озер - озеро Верхнее.

Огромную водную систему образуют Великие озера и р. Св. Лаврентия, соединяющая их с Атлантическим океаном. Объем воды их равен стоку всех рек Северной Америки за 5 лет! Они соединены между собой порожистыми и многоводными реками. На реке Ниагара, соединяющей озера Эри и Онтарио находится удивительый природный объект. ДОГАДАЛИСЬ КАКОЙ? Ниагарский водопад. Давайте совершим виртуальную экскурсию на этот вссемирноизвестный водопад.

- Что может произойти с водопадом через несколько тысяч лет? (разрушится).

В бассейне озер сосредоточено большое количество городов. Современная концентрация промышленности по берегам озер оказывает на них такую нагрузку, которую озера не выдерживают. Мышьяк, цианиды - это не полный перечень загрязнителей. Есть современные технологии очистки воды, но они слишком дороги. Для очистки озер потребуется 65 млрд. долл.

На материке есть и бессточные озера. Это район Большого бассейна и Мексиканского нагорья.

- Почему многие озера этих областей показаны на карте розовым цветом? (соленые).НАЙДИТЕ ПРИМЕР НА КАРТЕ? (В центре Большого бассейна находится Большое Соленое озеро).

- Что бы проверить, хорошо ли вы усвоили материал, выполните задания карточки №4.

Взаимопроверка

  1. Самое большое озеро в Северной Америке:

а) Большое Соленое б) Верхнее

  1. Что объединяет озера Верхнее, Эри, Гурон, Онтарио?

а) все они относятся к бассейну Тихого океана

б) все они соединены реками в единую систему

  1. Ниагарский водопад находится между озерами:

а) Мичиган - Гурон б) Эри - Онтарио

  1. Озера северной части материка имеют происхождение:

а) ледниковое б) вулканическое

  1. Великие озера соединяются с Атлантическим океаном рекой

а) Св. Лаврентия б) Миссури

СЛАЙД С ОТВЕТАМИ Ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5а

- Проведем взаимопроверку: СЛАЙД. Все задания правильно - 5, 1- 2ошибка - 4, 3 - ошибки - 3, 4-5 ошибок -2. Поставьте в карточке оценку.







2 мин.






Видео (3-4 минуты)





(5-6 минут)










2 мин.













Найти







Видео приблиз. 3 мин.




Закрепление

???Составить по слайду рассказ о значении внутренних вод.???

Ошибка географа -карточки распечатать, если не успели - выполнить дома.

ИТОГ

Подведем итог урока.

Сегодня мы познакомились с удивительным миром рек и озер Северной Америки.

Обратимся к цели урока(должны знать, уметь):

- назовите основные речные и озерные системы;

- покажите на карте главные реки и озера материка;

- приведите примеры зависимости рек от климата и рельефа.

Какие вы сделали для себя открытия? Что вас удивило?

Выставление оценок.

Сегодня все молодцы, хорошо поработали, особенно хорошо - ……….., я ставлю им за урок «5». Каждый из учащихся получает ср. оценку за Тест №1 и Тест №2 .

Дом. Задание

§54;

По желанию:

составить кроссворд "Внутренние воды Северной Америки"

Для географов-исследователей составить рассказ "Я путешествовал по реке…"

???совершить путешествие от устья р. Миссисипи до г. Нью-Йорка через систему внутренних вод. Составить описание маршрута.???


© 2010-2022