Аналитический отчет учителя географии

Современное общество требует от выпускников школ умения работать с информацией, анализировать, обобщать и трансформировать ее. Большой объем информационных потоков требует от человека умения сжать и наглядно представить любую информацию: учебную, практическую, производственную, что требует от человека высокого развития мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации). Но где как не в школе научиться этому. Как педагог может помочь в этом? Какие методы и приемы использовать? В э... [1] научное пространство, в рамках которого ведется исследование. По Безруковой В.С. [1] Часть объекта, которая подлежит преобразованию в ходе исследования, берется в условиях, которые сужают в нем главную категорию. там же.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №143












Аналитический отчет за межаттестационный период с 2008 по 2013 год










учителя географии и технологии первой квалификационной категории

Исмагиловой Л. И.













Г. Екатеринбург

2013

Оглавление

Введение

1. Аналитическая часть

  1. Учебная работа

  2. Внеучебная деятельность

  3. Показатели классного руководства

  4. Анализ условий получения результатов

  5. Проблемы развития

2. Проектировочная часть

1. Обоснование выбора методики

2. Проектирование способов достижения цели

Заключение

Список литературы

Приложение



Введение




Современное общество требует от выпускников школ умения работать с информацией, анализировать, обобщать и трансформировать ее. Большой объем информационных потоков требует от человека умения сжать и наглядно представить любую информацию: учебную, практическую, производственную, что требует от человека высокого развития мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации). Но где как не в школе научиться этому. Как педагог может помочь в этом? Какие методы и приемы использовать? В этом как нельзя лучше может помочь технология создания конспект-схем. При применении данной технологии эти операции развиваются как нельзя лучше.

Объектом1 моей работы в межаттестационный период стал процесс обучения географии и технологии « Твоя профессиональная карьера».

Предмет: применение конспект-схем.

Цель: создание проекта методического пособия содержащего набор конспект-схем для использования их на уроках природоведения и географии с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Изучить теоретическую основу технологии конспект-схем.

  2. Разработать примерные конспект-схемы содержащие проблемные задания.

Использование в учебном процессе проблемных ситуаций и конспект-схем повышает умственную активность, развивает творческие способности и самостоятельность при решении жизненных проблем у учащихся, способствует формированию естественно-научной картины мира, развивает словесно-логическое мышление, обучает учащихся работать с информацией, анализировать и синтезировать ее. Основной задачей нашей работы является сообщение сведений учащимся, так что бы желание учиться самостоятельно возрастало. Мы считаем, что надо давать детям возможность проявлять на каждом уроке свою инициативу, творчество, самостоятельность. И для достижения этой цели мы выбираем технологию конспект-схем.

Цель данной аналитической работы: презентация результатов педагогической деятельности в межаттестационный период.

Задачи:

Обобщить и представить имеющийся опыт по повышению качества образованности на уроках географии и технологии;

привести примеры самореализации и самоопределения школьников средствами урока.

Проектирование системы проектной деятельности в процессе обучения географии и технологии.

При коррекции целевого ориентира были учтены требования нормативно-правовых документов, прежде всего:

Закона РФ «Об образовании» от 13.01.96 г. № 1293 и от 16.11.97 г. № 144, федерального компонента Государственного образовательного стандарта; документы по аттестации всех субъектов системы образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях.





Аналитическая часть

Учебная работа

В ходе педагогической деятельности реализую следующие направления работы:

1. Учебная деятельность: преподавание следующих предметов «природоведение», «краеведение», «география», «твоя профессиональная карьера», «технология».

Результаты учебной деятельности можно увидеть в таблицах и на графиках.


Уровень количественных оценок

  • Методика сбора и обработки информации. Критерии оценки - параметры мониторинга.

  • Отслеживание результатов

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 32. образовательное учреждение, независимо от типа и вида, несет ответственность за качество образования своих выпускников. В понимании автора тезисов качество образования выражается достижениях обучающихся. Так за межаттестационный период качество образования по природоведению повысилось с 80% до 92%, а по географии от 60% до 74%, по технологии качество образование остается стабильным на уровне 90% при стопроцентной успеваемости.

Результатом своей деятельности автор считает:

Качество образования

Предмет

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Природоведение

80%

92%



География

60%

56%

78%

74%

технология

97%

91%

96%

94%

Аналитический отчет учителя географии

С 2011 по 2013 год природоведение мной не преподавалось. Качество образование по географии достигается применением в работе ИКТ- технологий, использование технологии конспект-схем, переход на новые учебные пособия с электронным приложением.

2. Исследовательская деятельность - реализовать рекомендацию экспертов на предыдущей аттестации о внедрении ИКТ в учебный процесс и включение проектировочной деятельности создания конспект-схем в компьютерном варианте.

Задачи: формирование у обучающихся целеполагания (как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно), планирования, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка результатов действия.

Результатом решения данной задачи являются проектные работы учащихся, которые принимают участие в школьных научно практических конференциях:

  • коллективный научно исследовательский проект «Аркаим» 2011 г. Группа учащихся 8 «А» класса разрабатывала туристический маршрут Екатеринбург - Аркаим, рассказывала о природных и исторических особенностях данного места. Учащиеся выступали на школьной научно-практической конференции и перед учащимися параллельных классов. Результатом деятельности является опыт написания научной работы, представление своего опыта на выступлении.

  • Проект моя будушая профессия «Журналист» Скулыбердин Юрий 2010 г. Учащийся 7 «А» класса являлся журналистом школьной газеты. Данная деятельность настолько захватила Юрия, что он решил стать журналистом. Изучая возможности и особенности этой профессии он обратился ко мне как к классному руководителю в итоге появился этот проект. Результатом стало выступление Юрия в МЦ «Диалог» в рамках проекта «Моя будущая профессия». На момент выступления Юра учился только в 7 классе его работа была заслушана вне конкурса.

  • Проект Моя будущая профессия «Дизайнер» Иванова Анна 2010 год. В ходе преподавания курса технология учащиеся рассказывают о своей профессии. Анна обучаясь в студии «Дизайн» решила выбрать для себя профессию дизайнера одежды и стала изучать особенности этой профессии. Данную работу мы представили в МЦ «Диалог» работа была заявлена вне конкурса. По итогам работы Анна не утвердилась в своем выборе и в 2012-2013 году пересмотрев свои взгляды определилась с выбором профессии «Семейный психолог». Попробовав свои силы, проведя психологические пробы Анна начала работать в детском центре «Бибигон» и окончательно утвердилась в своем выборе. Данная работа была представлена на школьной научно-практической конференции, на научно-практической конференции Верпх-Исетского района в рамках фестиваля «Моя будущая профессия». Аня посещала Уральский государственный педагогический университет, знакомилась с факультетом психологии; принимала участие в конкурсе школьников «Коммуникация в современном мире - 2013» (Гуманитарный университет).

  • проект Моя будушая профессия «Психолог» Шахалевич Оля 2012 - 2013 год). Имея сложную жизненную ситуацию, часто встречаясь с медиками и находясь на лечении в больнице Оля заинтересовалась работой клинического психолога. После того как здоровье поправилось ученица 10 класса помогала в работе психолога. Этот опыт позволил Оле выбрать для себя профессию «Клинического психолога». В течении учебного года ученица проводила профессиональные пробы исследовала тему «Адаптация учащихся 1 и 10 классов». Данная работа представлена на школьной научно-практической конференции, в городском конкурсе школьников «Коммуникации в современном мире - 2013» (Гуманитарный университет), в конкурсе профориентационных проектов «Моя будущая профессия» (МЦ Диалог).

  • в конференции школьников «Знай свой край» Уральского Международного института Туризма - принимали участие учащиеся 6 «А» класса в 2010 году,

  • научно-исследовательская работа с использованием ИКТ-технологий в международном образовательном проекте Глобальная Школьная Лаборатория (команда 6 «А» класса с исследовательскими работами 2010 г.)


  1. Профориентационное направление - разработать цикл уроков по технологии профессионального выбора с использованием мультимедийных учебных материалов.

Задача: обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку; развитие представлений о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; воспитывать уважение к рабочему человеку, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Профориентационным направлением деятельности охвачены все учащиеся 9 - 11 классов. В работе широко используется мультимедийное сопровождение уроком. Активное участие в проекте «Профи - масшаб - дебют - город». Посещение НПО СПО - 4 экскурсии, посещение ВУЗов - 8 экскурсий, посещение предприятий города - 5 эксурсий, показ фильмов и презентаций о различных профессиях востребованных на рынке труда и образовательных учреждениях.

Результатом решения данной задачи является построение индивидуальных жизненных планов, участие в профориентационных конкурсах центра «Диалог» (проектные работы учащихся «Моя будущая профессия» - 4 работы выставлены на район).


  1. Краеведческое направление - реализация рекомендаций по созданию конспект-схемы в мультимедийных технологиях для сопровождения уроков географии в 6-х классах.

Задача: создание историко-географического образа родного края, включающего представление о территории и границах, географических особенностях, знаниях основных исторических событий развития территории и общества, его достижений и культурных традиций.

Результатом решения данной задачи считаю результаты освоения курса «Краеведения», участием в конференциях «Знай свой край» (Уральский Международный институт Туризма - принимали участие учащиеся 6 «А» класса в 2010 году) и научно практических конференциях с темами «Аркаим», «парк Оленьи ручьи», участие в международном образовательном проекте Глобальная Школьная Лаборатория с использованием ИКТ-технологий в (команда 6 «А» класса с исследовательскими работами 2010 г.), участие в фотовыстовке «Чистая вода России» (2008, 2011 год - 6 работ), конкурсе сочинений «Течет, течет водичка» (2011 год - 3 работы), участие в международмом фотоконкурсе «Панорамио» (2010 г.), участие в международном фотоконкурсе «Мир в объективе» (Фото-центр «Светопись 2010 г. - 3 участника).

5. Классное руководство. Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциала;

  • формирование здорового образа жизни;

  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • защита прав и интересов обучающихся;

  • организация системной работы с обучающимися в классе;

  • гуманизация отношений между обучающимися и педагогическими работниками;

  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Для достижения цели и выполнения поставленных задач классный руководитель выполняет следующие функции:

  1. Организационно-координирующие:

  • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

  • Установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающегося;

  • проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

  • взаимодействие с педагогическими работниками;

  • организация в классе воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося;

  • организация воспитательной работы;

  • стимулирование и учет разнообразной деятельности;

  • взаимодействие с каждым обучающимся;

  • ведение документации.

2. Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;

  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

3. Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

  1. Контрольные:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося, контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный апоиск решения проблем и т. д.)

  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

  • учитывать принцип организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

За межаттестационный период решая задачи поставленные выше были проведены следующие мероприятия:

  • Экскурсии в пожарную часть и в ГИБДД города, музей МЧС, участие в Агитбригаде «Пожарная безопасность» (Глушков Сергей 2 место, грамота), игра «Боулинг», военно-спортивная игра «Пейнтболл», классные часы по профилактике наркомании, табакокуркения, пьянства, туберкулеза, ВИЧ-инфекции - с целью сохранения здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

  • Участие в городском экологическом конкурсе «Чистая вода России» с целью воспитания бережного и чуткого отношения к природе, заботе о родном крае, воспитание ценностного отношения к родной природе.

  • Посещение библиотек, проведение открытых уроков чтения с целью воспитания нравственно-патриотических чувств.

  • Проведение совместно с родителями классных часов на тему «Взаимоотношение полов», «Стратегия совместного воспитания», «Авторитет родителей», «Неделя права», «Толерантность», «Блокада Ленинграда», «Компьютер в жизни школьника», «Комендантский час», урок посвященный столетию Н. Кузнецова, 1812 год - прошло 200 лет - с целью формирования благоприятного психологического климата в коллективе, воспитания уважительного отношения в системе «мальчик - девочка», «родитель - ребенок», «ребенок - право».

  • Проведение экскурсий по городу Екатеринбургу, участие в конкурсе «Неизвестный Екатеринбург», открытый урок «Ориентирование», экскурсия в зоопарк, посещение дворца творчества учащихся с целью, проведение музейных уроков по истории Екатеринбурга, экскурсия на киностудию, посещение открытого урока географии в ККТ «Космос», посещение музея города Екатеринбурга с целью создание историко-географического образа родного края, включающего представление о территории и границах, географических особенностях, знаниях основных исторических событий развития территории и общества, его достижений и культурных традиций.

  • Проведение походов на Уктусские горы, поселок Медный, парк Лесоводов России, каменные палатки, полуостров Гамаюн, озеро Шарташ участие в туристических соревнованиях с целью сплочения и развития классного коллектива.

  • Проведение праздников «Дня отличника», «Дня сюрпризов и подарков», «Масленица», «8 Марта», «9 Мая», новый год на катке, «День весны», «День памятника», «День именинника», «День науки»

  • Выпуск классных газет «К дню матери», «Хлеб всему голова»

  • Участие в смотре строе военной песни.

  • Выступление агитбригады Александр Невский.

  • Профориентационная работа с учащимися: посещение техникумов и колледжей города, предприятий Верх-Исетского района.

Необходимым условием работы классного руководителя является работа с родителями: проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, консультаций; привлечение родителей к проведению классных часов и участию в самоуправлении класса.

Анализ условий получения результатов

Для достижения результатов в работе использовала технологию конспект-схем и проблемного обучения, учебные пособия с электронным приложением. Применяла на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ технологии.

Теоретическое обоснование выбора педагогических технологий

Классификация педагогических технологий

В теории и практике школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель приносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем, говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп. (Приложение 1)

Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характеристик, что делает возможным ее воспроизведение.

Описание и анализ педагогической технологии можно представить в следующей структуре.

  1. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой системой.

  2. Название технологии.

  3. Концептуальная часть.

  4. Особенности содержания образования.

  5. Процессуальная характеристика

  6. Программно-методическое обеспечение.

Экспертиза педагогических технологий является многоаспектной.

Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны, альтернативы, гуманизма и демократизма, современности.

Главным критерием оценки эффективности педагогической технологии является ее эффективность и результативность.

Проблемные задания в конспект-схемах


Технология проблемного обучения получила распространение в 20 - 30х годах 20 века. Она основывается на теоретическом положении американского философа, психолога и педагога Джоржа Дьюи (1859 - 1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игрой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностью - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физического созревания. Дьюи выделил 4 инстинкта: социальный, конструирование, художественное выражение, исследование. Все они хорошо формируются в построении конспект-схем.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставляется в качестве источника познания: слово, произведение искусства, техническое устройство, дети вовлекаются в игру и практическую деятельность - труд.

В 1923 г. В СССР начали разрабатываться конспект-проекты на основе работ Дьюи. Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был объявлен методическим прожекторством и отменен.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей. Создание конспект-схем является проблемой трансформации научной информации. Классификационными параметрами данной технологии являются.

  1. По уровню применения: общепедагогическая.

  2. По философской основе: прагматическая и приспосабливающаяся.

  3. По основному фактору развития: биогенная (Дьюи), социогенная, психогенная.

  4. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, бихевиористическая.

  5. По ориентации на личностные структуры: знания, умения, навыки.

  6. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая, технократическая, проникающая.

  7. По типу управления: система малых групп.

  8. По организационным формам: групповая, академическая, клубная.

  9. По подходу к ребенку: свободное воспитание.

  10. По преобладающему методу: проблемная, конструирование.

  11. По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся.

  12. По категории обучающихся: массовая.

Технология ставит следующие целевые ориентации:

  1. Приобретение знаний, умений и навыков.

  2. Усвоение способов самостоятельной деятельности.

  3. Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальными положениями данной технологии являются положения Дьюи.

  1. Ребенок в онтогенезе повторяет путь человеческого познания.

  2. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

  3. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникающей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

  4. условиями успешного обучения являются: проблематизация обучения; активность ребенка; связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из истории науки. Однако такой путь познания был бы слишком неэкономным; оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включенными проблемными ситуациями.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню сложности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям (приложение 2).

Особенностью методики является использование проблемных методов, для стимулирования познавательного интереса школьников, создания учебной мотивации. Проблемный метод - это такой метод, который основан на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящий в поиске и решении сложных вопросов, требующий актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами, явлениями закономерности.

В современной теории проблемного обучения реализуются два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивает новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемная ситуация возможна на всех этапах процесса обучения. (Технологическая схема проблемного обучения в приложении 3.)

Методические приемами создания проблемной ситуации могут быть следующими:

  • подведение к противоречии;

  • сталкивание противоречий

  • изложение различных точек зрения;

  • рассмотрение явлений с разных позиций;

  • побуждение принять логические приемы;

  • ставит конкретные вопросы;

  • побуждает к исследованию;

  • ставит проблемные задачи.

Для реализации данной технологии необходимо:

  • отобрать сущностные, актуальные задачи;

  • применять различные виды деятельности;

  • разработка оптимальной системы;

  • личный подход.

Главным понятием данной технологии является проблемная ситуация, которая формирует множество учебных проблем, из которых возникают конкретные частные вопросы. Под проблемной ситуацией понимается психологическое состояние интеллектуального затруднения. Явно или смутно осознаваемого человеком, пути преодоления, которого требуют поиска новых знаний и новых способов деятельности. В свою очередь учебная проблема - это проблемная ситуация принятая человеком к решении. А проблемный вопрос - это проблемная задача или задание как форма выражения проблемы. Для них характерно расчленение между имеющимися знаниями и старыми способами действия, где требуется поиск новых.

Исходя из вышесказанного можно выделить следующие этапы решения проблемы:

  1. осознание проблемной ситуации;

  2. формулирование проблемы;

  3. применение известных способов действия;

  4. формулирование гипотезы;

  5. проверка гипотезы;

  6. выводы.

Чтобы создать проблемную ситуации необходимо соблюдать следующие правила:

  1. задания основаны на актуальных знаниях и умениях;

  2. наличие неизвестного - это закономерность, общий способ действия, условия для выполнения действия.

  3. решение проблемы должно вызывать потребность;

  4. задания должны соответствовать возможностям (уровень актуального развития) и быть ориентированными на зону ближайшего развития.

  5. Опережает объяснение нового материала;

  6. использует различные приемы.

Методы обучения

Классификаций методов множество. Остановимся на тех которые используются чаще всего при данной форме работы.

Используется классификация Лернер И. Я. и Скотинина М. Н. по характеру познавательной деятельности. Эта классификация имеет ступенчатую структуру. Каждая ступень выводит учащихся на более высокий познавательный уровень. Всего таких ступеней пять. Каждый метод имеет пять приемов, у каждого приема свои средства обучения. (Графическая схема приложение 4). Первая ступень объяснительно-илюстративный метод, вторая - репродуктивный, третья - проблемное изложение материала (именно здесь используется самостоятельное составление учащимися конспект-схем и схем с опорными сигналами), четвертая - частично-поисковый, пятая - самая высшая - исследовательские методы. В процессе школьного обучения ребенок при помощи учителя может пройти все ступени и выйти на исследовательский (творческий) уровень. Характеризуя методы обучения можно сказать, что:

1. Объяснительно-иллюстративный метод - это взаимная деятельность учителя и учащихся, которая обеспечивает усвоение учащимися готовой информации. Этот метод направлен на усвоение знаний. Возможны следующие приемы работы: опорные конспекты, предъявляемые учителем; прием новизны, неожиданности; демонстрация наглядности, чтение текстов и другие. В данном случае учитель обеспечивает усвоение учащимися готовой информации, сообщает необходимые сведения, объясняет причинно-следственные связи, раскрывает общие понятия и закономерности, демонстрирует средства наглядности. Учащиеся воспринимают информацию, осознают ее, запоминают механически, записывают в тетради. На этом уровне возможны следующие задания для самостоятельной работы: чтение и пересказ текста учебника, извлечение сведений при работе с учебником, работа с картой, нахождение сведений в таблицах, справочниках, энциклопедиях, работа с опорными сигналами.

2. Репродуктивный метод - направлен на выработку определенных умений и навыков по образцу. Он предназначен для обучения применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или по образцу, , выработка умений и навыков, например, пользования картой, описание географических объектов. Можно использовать такие приемы, как упражнения, типовые задания, выполнение работы вместе с учителем. Используя этот метод учитель предлагает типовые задания и упражнения, которые повторяются из темы в тему для самостоятельной работы, способствует выполнению задания знакомых детям. Учащиеся выполняют задания по определенному плану (алгоритму), рассуждают по определенной инструкции. Возможны такие задания для самостоятельной работы: комплексные физико-географические характеристики территорий, отраслей народного хозяйства, климата; задания по объяснению причин; сравнение объектов.

3. Проблемное изложение (как метод) учебного материала - это взаимная деятельность учителя и учащихся, которая учит доказательно решать проблемы, находить пути движения к истине под руководством педагога. Этот метод предназначен для того, чтобы показать учащимся образец доказательного решения проблемы, искать пути движения к истине. В деятельность учителя входят формулирование проблемы, решение ее, раскрытие хода мыслей, демонстрация образца научного познания, знакомство учащихся с различными гипотезами, мнениями, концепциями (модель проблемного изложения смотрите в приложении 5). Учащиеся осмысливают проблему, конструируют логику изложения учителя, убедительность учителя, усваивают этапы решения целостных проблем. Например, учитель формулирует проблему: «Какие города для жизни людей лучше, большие или маленькие?». В конце урока предлагается воспроизвести логику речи учителя.

4. Частично-поисковый метод направлен на овладение поисковой деятельностью, приобщает учеников к творческой деятельности. Приемы: решение проблем или творческих заданий, в которых способ решения заранее неизвестен, может включать эвристические беседы, работу в режиме диалога. В данном случае учитель конструирует проблемное задание и сообщает его ученикам, расчленяет его на несколько задач и вопросов, которые помогают решать задания в целом, помогают осуществить поиск пути решения, а не осуществляет его сам. Учащиеся же воспринимают и осмысливают проблемное задание в целом, последовательно решая вопросы-задания, осуществляют поисковую деятельность самостоятельно с минимальной помощью учителя. Например, объясните как повлияло древнее оледенение на почвы, было ли оледенение в нашей местности, какие почвы существуют, используйте дополнительную литературу.

5. Исследовательский - предназначен для приобщения школьников к творческой деятельности. Прием самостоятельного решения проблемы без подсказки учителя. Учитель предлагает учащимся самостоятельно решать проблему. Конечно, не каждый ученик способен выйти на этот уровень, поэтому уместно использовать групповую форму работы. Учитель помогает овладеть методами научного познания: наблюдение, эксперимент и другими; формирует интерес и потребность к творческой деятельности. Учащиеся сами конструируют проблему; решают ее, ищут новые пути освоения знаний, решения проблемных ситуаций, восприятие реальности, его осмысление, решение глобальных проблем. Результатом становится самостоятельная проектировочная деятельность и творческий продукт.

В рамках данной работы нас более всего интересуют последние 3 ступени, которые напрямую связывают нас с технологией конспект-схем.

Методические приемы


Эти приемы были выделены Селевко И. П.

  1. Подведение учащихся к противоречию с предложением самим найти способ его решения.

  2. Учащиеся сталкиваются с противоречием в практической деятельности.

  3. Изучаются различные точки зрения на один и тот же вопрос.

  4. Рассматриваются явления окружающей действительности с разных позиций. Этого можно добиться в ходе деловой игры. Учащиеся принимают чью либо точку зрения, выполняют роль автора гипотезы, учащиеся сталкивают свои позиции.

  5. Анализ, сравнение, классификация полученных фактов.

  6. Происходит постановка конкретных вопросов на обобщение.

  7. Определение конкретных теоретических и практических задач.

  8. Постановка проблемных заданий с недостатком или избытком данных, с заведомо допущенными ошибками, с ограничением времени.

Виды заданий


Для удобства и облегчения работы виды заданий можно классифицировать:

  1. задания с разрывом ранее усвоенных знаний.

  2. задания на усвоения многозначных причинно-следственных связей

  3. Задания требующие понимания диалектических отношений. Например: Какое влияние оказывают большие территории на экономику страны?

  4. Задания, в основе которых лежат научные гипотезы. Например: причина вечной мерзлоты?

  5. Задания-парадоксы. Например: как Вы объясните, что реки Дальнего востока разливаются 2 раза в год, а другие один раз в год.

В зависимости от выбора метода обучения и вида проблемного задания можно выделить три уровня усвоения знаний:

1. Воспроизведение. Основан на объяснительо-иллюстративном методе. Используется на первом этапе обучения.

2. Применение знаний и умений по образу. Основан на репродуктивном методе.

3. Творческий уровень. Самый высокий уровень усвоения знаний. Основан на частично-поисковом, исследовательском и проблемном методах обучения. В его основе лежит достаточно развитый самоконтроль, иерархизированность мотивов, стремление к самообучению, саморазвитию. Это социально желаемый уровень.

2. Рубина В. ГЯ. Классифицирует задания по выработке умений.

2.1. Аналитические ситуации. Например: проанализируйте и дайте оценку, найдите ошибку в суждении.

2.2. Управленческие ситуации. Например: найдите правильный выход из сложившейся ситуации; выведите следствие из данной причины; исполните ситуацию.

2.3. Незаконченный рассказ. Например: какое решение вы примете, как вы поступите.

3. Задания можно классифицировать по виду рассогласования информации.

3.1. неожиданности.

3.2. Конфликты.

3.3. Предложения.

3.4. Опровержения.

3.5. Несоответствие

3.6. Неопределенности.

4. По уровню проблемности

4.1. Возникающие независимо от приемов учителя.

4.2. Вызываемые и решаемые учителем.

4.3. Вызываемые учителем - решаемые учащимися.

4.4. Самостоятельно формулируемые и решаемые учащимися.

5. По методическим особенностям.

5.1. Непреднамеренные.

5.2. Фронтальный эксперимент.

5.3. Целевые.

5.4. Мысленный эксперимент.

5.5. Проблемное изложение.

5.6. Эвристическая беседа.

5.7. Решение задач

5.8. Задание.

5.9. Игровые ситуации

5.10. Исследовательская лабораторная работа.

Моделирование практической деятельности.


Ставятся цели: перспективные и актуальные с конкретной направленностью на результат. Подбирается содержание и создаются организационные условия для развития умения: анализа объектов, выделение главного, схематизация, воплощение. Создаются условия для формирования умения отстаивать свою позицию. Создаются условия для систематизации, закрепления умений и знаний, обобщение.

Возможны следующие задачи: формирование понятий, ознакомление с классификацией, выработка описаний, выполнение практической работы.

Технологии конспект-схем


Конспект-схемы можно использовать как самостоятельную педагогическую технологию и как метод обучения. В рамках данной работы мы рассмотрим ее как метод повышения познавательной активности и как часть технологии проблемного обучения. Данный метод нельзя использовать единовременно. Эта работа рассчитана на весь цикл обучения. Она имеет свои особенности, структуру и этапы. Как и в проблемном обучении, работа происходит поэтапно.

На первом этапе учитель предъявляет детям готовые конспект-схемы, рассказывает по ним и просит учащихся воспроизвести слова учителя (объяснительно-иллюстративный метод).

На втором этапе учитель рассказывает конспект-схему не до конца, оставляя учащимся возможность вставить недостающие слова, дополнить сказанное исходя из ранее полученных знаний (репродуктивный метод).

На третьем этапе учитель представляет возможность внести в схему некоторые изменения, перестроить ее, при этом содержание не меняется, средством получения информации остается речь учителя (проблемное изложение).

Четвертая ступень характеризуется тем, что в схеме отсутствуют блоки информации, их нужно восстановить используя учебник и дополнительную литературу (частично-поисковый метод).

Пятая ступень составление конспект-схем учащимися (исследовательский, творческий метод). Это могут не все, но попробовать должен каждый. При этом развивается абстрактно-логическое мышление, умение работать с информацией, трансформировать ее, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Эта система работает на детей с разными психологическими особенностями: аудиалы - воспринимают рассказ учителя; визуалы - представление наглядного образа информации; кинестетики - непосредственное составление схемы.

Запоминание в данном случае происходит непроизвольно. Такие задания вызывают интерес, они нестандартны, представляют большие возможности для работы.

Так как это сложная методическая работа, она имеет свою технологию составления.

  1. Лаконичность - максимум содержания, на вопросы должно отводиться 6 - 8 минут.

  2. Структурность - весь материал располагается логическими блоками. Нельзя располагать текст построчно. Блоки расположены ассиметрично.

  3. Акцентирование основного смысла конспект - схем (конфигурация рамок блока, цвет, шрифт, разное расположение слов.

  4. Унификация - введение знаков и символов.

  5. Автономность блоков - самостоятельность, но логическая взаимосвязанность. Можно в карте оставлять место для заполнения детьми.

  6. Отличие конспект - схем друг от друга, чтобы они не путались в памяти.

  7. Связь с учебником.

Алгоритм

  1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы.

  2. Выделение главного, сделать краткую запись.

  3. Подобрать к тексту опорные сигналы (слова, знаки) придумать схематический способ кодирования информации.

  4. Продумать логические связи между частями схемы и другими науками (знаниями, темами курса).

  5. Составить первичный вариант.

  6. Откорректировать его.

  7. Составить конспект-схему.

  8. Продумать цветовое решение.

Учитывать:

  1. Главная информация выделяется красным цветом на желтом фоне (эффект запоминания).

  2. Заголовок зеленый (нейтральный цвет)

  3. Основной текст черный или синий.

Памятка для ребят

Рекомендации по подготовке домашнего задания по конспект-схемам

  1. Вспомнить объяснение учителя, глядя на опорный конспект. (Так как не все дети выполняют домашние задания, то данная методика позволяет воспроизвести текст за несколько минут до ответа ученика у доски, что создает ситуацию успеха, положительное отношение к предмету, дополнительную мотивацию. Здесь учитывается то, что запоминание происходит непроизвольно.)

  2. Попытаться разобраться в опорных сигналах, не заглядывая в учебник.

  3. Внимательно прочитать текст учебника и изучить иллюстрации.

  4. Согласовать текст учебника с опорными сигналами и понять их смысл

  5. Если все понятно, то читая учебник особое внимание обратить на детали не вошедшие в опорный конспект.

  6. Воспроизвести информацию конспект - схемы.

  7. Сравнить с образцом и проработать ошибки.

Повышая квалификацию, в межаттестационный период, работала в городской ассоциации учителей географии при МУ ИМЦ «Доме Учителя» посещала семинары: «Методика преподавания географии в условиях перехода к ФГОС ООО» (8 часов), «Изучение и обобщение инновационного опыта работы по профориентации» (4 часа), «ФГОС и психологические ресурсы образовательной практики начальной школы» (9 часов), «Школьные методические объединения как поддерживающая среда самоорганизации профессионального развития педагога», «Программа формирования культуры здоровья, здорового образа жизни с использование учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» (2 часа), «Современный урок географии в свете ФГОС второго поколения», «Современный урок географии в свете требований ФГОС: составление рабочих программ по географии», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в условиях новых требований к качеству результата образования», «Основы цифровой фотографии», «Технология использования государственной услуги «Электронный дневник» (16 часов), «Духовность образовательного пространства - задачи гуманной педагогики», «Информационно-коммуникативные технологии в преподавании географии», «Современные требования к качеству образования в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», «Новому веку - новое качество образования».

Являясь членом педагогического клуба «Первое сентября» (с 2008 года), постоянно участвую в работе общероссийского проекта «Школа цифрового века». Имею публикации в издательском доме «Первое сентября» родительское собрание «Повышение мотивации к обучению» (2013 г.), урок географии в 6 классе по теме «Гидросфера Земли» (2010 г.), интегрированный урок «Природоведение + физика» в 5-м классе (2012 г.), Урок географии «Что у Земли внутри?» для 5 - 6 классов (2011 г.), урок географии в 6 классе «Гидросфера Земли» (2010 г.) публикация в сборнике «Парад методических разработок» МОУ СОШ № 143 (2010 г.)

Являлась участником конференции «Проект «Профи-дебют: масштаб - город»: итоги, проблемы и перспективы» и школьным организатором участия школьников в этом проекте. Была организатором круглого стола с презентацией опыта по проекту «Профориентация» в МОУ ДОД ЦСШ в 2009 г., школьным организатором всероссийского конкурса «Человек и природа» (2009 - 2012 года), школьным организатором кругосветного проекта «Фотошкольники» (2010 год), школьным организатором конкурса «Чистая вода России» (2011 г.), школьным организатором международной игры-конкурса «Гелиантус - естествознание для старшеклассников» (2012 г.), с 2009 года являюсь руководителем школьного методического объединения педагогов естественно-научного цикла.

Провожу интегрированные уроки: природоведение и физика, природоведение и химия, география и математика, география и английский язык.

Есть благодарность от клуба «Эдельвейс» (2011 г.), благодарственное письмо Гуманитарного университета (2013 г.), благодарственное письмо отдела образования администрации Верх-Исетского района за участие в экспертной комиссии муниципального (районного) тура предметных олимпиад в рамках Фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» в 2011 - 2012 учебном году, грамоту за победу в номинации «Приз зрительских симпатий» районного фотоконкурса «Материнская любовь» (2011 г.), диплом участника областной выставки и конкурса «Чистая вода России» (2011 г.), благодарность от Уральского Международного Института Туризма за участие в Конференции «Знай свой край» (2011 г.), благодарность Уральского государственного педагогического университета за организацию и проведение педагогической практики (2010 г.), диплом участника конкурса «Презентация к уроку» в издательском доме «Первое сентября» (2011 г.), почетная грамота Международного образовательного проекта Глобальная Школьная Лаборатория (2010 г.), Диплом 2 степени за победу в номинации «Методическая разработка» в рамках городского экологического конкурса «Чистая вода России - 2008 г.)

Сообщаю о себе следующие сведения: образование диплом повышенного уровня, Государственное образовательное учреждение Свердловский областной педагогический колледж, квалификация учитель географии основной общей школы по специальности география (2004 год), диплом о высшем образовании УрГПУ, квалификация педагог-психолог, по специальности «Педагогика и психология» (2005 год).

Стаж педагогической работы (по специальности) 12 лет, в данной должности 8 лет; в данном учреждении 11 лет.

Сведения о повышении квалификации:

2013 год, Педагогический университет «1 сентября», Психологические особенности проблемных детей, в объеме 72 академических часа.

2012 год, ИМЦ «Развивающее образование», Реализация ФГОС начального общего образования», в объеме 120 часов.

2011 год, Педагогический университет «1 сентября», Информационно-методическое обеспечение деятельности педагога», 72 часа.

2010 год, Педагогический университет «1 сентября», Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении», 72 часа.

2009 год, ГБОУ ДПО СО «ИРО», Развитие информационно-технологической компетентности специалистов системы оценки качества образования, 72 часа.

2008 год, Педагогический университет «1 сентября», Работа с родителями: концепция и технология», 72 часа.

2008 год, ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького», Мониторинг и качество образования в условиях перехода Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии в штатный режим в 2009 году, 72 часа.

2008 год, ГБОУ ДПО СО «ИРО», Информационные технологии в гуманитарно-художественном образовании, 72 часа.


Проблемы обучения



Проектировочная часть


В последние два десятилетия возрастает число проектов неформального научного образования: обычных людей вовлекают в многогранный процесс научного исследования. Темы различны: от картирования кислотных дождей до учёта городских птиц. Результаты свидетельствуют, что подобные программы позволяют формировать у участников современную научную картину мира, повышают интерес к занятиям наукой, позволяют получить необходимые для таких занятий навыки. Программы, предполагающие участие общественности в научных исследованиях стали называть «гражданской наукой» (по-английски «citizen science»).

Исследовательские группы, изучавшие эти программы и их участников, пришли к выводу, что существует множество возможностей для расширения гражданской науки, для улучшения существующих программ. Элементы гражданской науки могут появиться и в других образовательных проектах, например, в выставках, веб-сайтах, общественных проектах.

В мире множество вопросов, которые могут быть решены с помощью гражданской науки.

Выделяют три типа проектов в области гражданской науки, основанием для разделения служит степень вовлечения общественности в научное исследование:

- проекты, разработанные учёными, в которых вклад общественности заключается в сборе образцов или данных;

- совместные (коллаборативные) проекты, общественность участвует в анализе данных, помогает улучшить план проекта, участвует в распространении результатов исследования;

- проекты, которые создаются совместными усилиями учёных и представителей общественности, причём последние участвуют во всех этапах научного исследования.

Взрывной рост числа проектов гражданской науки можно объяснить тремя причинами:

1) Появились легко доступные технологические решения распространению

информации для общественности и сбору данных от общественности. Первое место безусловно принадлежит сети интернет, но мобильные устройства внесли значительный вклад, и с ростом числа смартфонов и планшетов этот вклад будет увеличиваться;

2) Научное сообщество осознало, что общественность - есть бесплатный источник трудовой силы, различных умений, вычислительных мощностей и даже финансов. Появились такие проекты как Earthwatch - глобальная программа оценки состояния окружающей среды - успешная программа, в которой ежегодно участвуют тысячи людей, готовых заплатить за привилегию потратить собственный отпуск, помогая в полевых исследованиях. Практически любой проект, в котором нужно собрать большое количество полевых данных на обширной географической территории невыполним без привлечения ресурсов гражданской науки.

3) В последнее время спонсоры науки стали ставить обязательное условие для грантополучателей - развёртывание социально-ориентированных программ в области своих научных интересов, что играет третью важную роль в развитии гражданской науки.

Именно по такому принципу строятся проекты Глобальной школьной лаборатории, которые таким образом можно представить, как интеграцию идей гражданской науки в массовую школу, что позволило бы наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающей повышение качества географической подготовки учащихся.

Обучение географии нередко связано с предъявлением информации, предполагающей ее усвоение преимущественно на уровне запоминания. Такая практика подвергается критике не только за ориентацию на усвоение готовых истин, но и за отсутствие внимания к обучению способам познания. Стандарты основного общего образования требуют овладение опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи, а на профильном уровне - задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной теории.

В последние годы в педагогической печати и учительской практике получают распространения идеи построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. Если до сих пор обучение приемам умственной работы и исследовательским приемам шло чаще всего стихийно, то в настоящее время речь идет о построении учебного процесса как исследования, как базы для формирования познавательных (когнитивных и креативных) компетенций. В этом как нельзя лучше помогает данная технология. Основную цель организации данной формы работы связываем с развитием школьников, формированием их творческого начала, активности как основного личностного качества. Названные выше качества развиваются в учебной деятельности, если она организована на основе поиска.

С точки зрения развивающего эффекта эта деятельность располагает большим потенциалом. Еще Н. Н. Бабанский призывал перенести нагрузку с памяти учеников на мышление. Одним из способов реализации этой продуктивной идеи и является данная методика.

Не менее важная цель - повышение качества географического образования, которое у многих учителей вызывает большую озабоченность. Причину снижения образовательного качества чаще всего связывают с неэффективной организацией учебного процесса.

В ходе учебного исследования учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности. Имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.

Данная методика включает в себя исследовательский подход, проектирование и практическую реализацию поисковой, исследовательской идеи. Она предполагает обучение приемам поиска и обработки данных.

Образовательный стандарт в перечне компетентности называет «исследование несложных реальных связей и зависимостей», « владение приемами исследовательской деятельности». Кроме того, в блок задач ЕГЭ по географии включены задачи повышенного и творческого уровня. Данная методика позволяет нам реализовать требования образовательного стандарта и подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Изменение социального заказа общества к качеству школьного образования, переход на стандарты второго поколения, в условиях рыночной экономики повышается роль творческой личности, умеющей анализировать сложившуюся ситуацию, учитывать самые разнообразные факторы и, опираясь на это, принимать обособленные решения. Данная методика учитывает и эти требования.

Изменение целей общеобразовательной школы. Современных школьников ждет другое будущее, более активный характер и темп жизни. Готовить к ней - задача школы и школьной географии в том числе. Нужны не только новые источники знаний, но и новые методы и приемы обучения, в том числе такие, которые приучают принимать собственные решения, опираясь на личные представления и оценки ситуации. Данная методика позволяет реализовать и это направление.

«Краудсорсинг и коллаборативное обучение - от нового интерфейса образовательной среды к новому в учебной работе педагога"

Что, значит, быть хорошо образованным сейчас, в XXI веке?

Ведь ни для кого не секрет, что каждый может в один клик мыши найти в

сети любую информацию, получить практически любую справку…

Эрудиция, которой так гордились наши бабушки и дедушки, наши родители, приобретает вторичное значение. Если информацию можно получить так легко, то для чего нужно образование?

Главное, чтобы школа научила учиться… и переучиваться в течение всей жизни. Не исключено, что профессии, которые выберут через 10 лет сегодняшние школьники, ещё не существуют... Как можно учиться быть достойным оператором нано-роботов, когда они только сейчас начинают разрабатываться в лабораториях учёных? Как можно подготовиться к профессии координатор краудсорсинга, если краудсорсинг, как тренд, формируется на наших глазах. Как можно стать специалистом в области выращивания запасных органов для человека, если сама концепция запасных органов ещё только формируется.

Чтобы хорошо учиться, надо иметь хороших учителей, это правда. Но мы выходим из школы, возникают новые профессии, новые задачи, и того хорошего учителя, который помогал нам десять лет, может уже не быть рядом.

Вот и получается, что школа должна научить учиться и переучиваться в течение всей жизни…

Сегодняшний тренд в образовании должен соответствовать сегодняшним трендам в науке, технологии, культуре, в том как мыслит общество в целом.

Сегодня становится понятно, что хорошее образование, это образование, которое школьник получает работая в группе, в группе единомышленников, объединённых желанием решить конкретную задачу, важную для жизни самого школьника, для жизни его города, посёлка, для жизни всего сообщества.

Решая реальные задачи из реального мира, школьники сталкиваются с реальными проблемами, а для их решения необходимо новое знание. Этот вызов создаёт потребность получения новых знаний. Темы уроков становятся важны не только для учителя, но и для самих школьников- они могут быть вовлечены в решение проблемы, которая важна для здоровья каждого школьника, их родителей, друзей и близких, которая важна для сохранности лесов, всей флоры и фауны. Они понимают важность этой задачи.

Проектный метод может быть использован не только для того, чтобы увлечь детей, не только для того чтобы помочь им понять, как работает наука, но и для того, чтобы решить рутинные задачи школ и проектные методы не являются противоположностью ЕГЭ или прохождению рутинных тем. Напротив, они создают мотивацию, создают потребность получения знаний.

Это направление часто определяется английским словом краудсорсинг. (crowd - толпа и source -источник). В данном случае речь идёт о том, что большие массы людей, правильно называть их не просто толпой, а умной толпой, и толпа в данном случае не пренебрежительное слово, смогут передавать наблюдения, сообщения в общую базу данных, где эти данные могут обрабатываться, накапливаться, агрегироваться и показываться на карте мира в условных цветах. По мнению учёных это будет один из ведущих трендов в развитии наук о Земле, экологии в ближайшие пять-десять лет.

Футурологи IBM предсказывают, что будет всё возрастать массив данных, которые обыкновенные люди будут посылать в базы данных, доступные учёным, с сенсоров, встроенных в мобильные устройства, автомобили, даже одежду. Уже сейчас легко сделать фотографию и послать её в базу данных, и эта фотография будет иметь две отметки: когда она была сделана и географические координаты. Земля - это глобальный организм, о котором мы знаем чрезвычайно мало. Сбор таких данных - это замечательное занятие для школьников в рамках проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время.

Проект - это масштабная исследовательская работа, в которой может принять участие любой желающий: индивидуальный участник; группа, объединенная по интересам; класс; школа; учреждение дополнительного образования.

Исследовательский проект направлен на достижение определенного результата, подразумевает требования к сроку и качеству работы, выполняется с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, полученный экспериментальный материал подвергается анализу, на основе анализа делается вывод о характере исследуемого явления.

Описание идеи

Автор проекта/ Автор идеи

Может быть указано несколько человек. Автор идеи и автор-исполнитель могут быть разными.

Предметная область

Может быть несколько, указывать связанные.

Рабочее название проекта

Не является окончательным, но должно отображать суть проекта.

Краткое описание

5-10 строк

Гипотеза

Утверждение, которое можно подтвердить или опровергнуть благодаря собранным данным. Может быть несколько.

Зачем нужны данные других участников?

Важный вопрос, на который должен ответить автор проекта, в первую очередь, для себя.

Класс/возраст

Возраст, на который рассчитан проект

Техническое описание

Необходимое оборудование

Например, фотоаппарат, датчики, лакмусовые бумажки, т.д.

Что пользователь делает?

Например, фотографирует цветы

Что пользователь видит на сайте (на карте)?

Отображение результатов ответов пользователей: например, это может быть иконка (если пользователь выбирал ответ из заранее данных позиций выбора), фотография уменьшенная, введенное слово и т.п.

Временной промежуток, на который рассчитан проект

Проекты могут быть выполнены за один день, за несколько дней, длиться годами и т.д.

Сезон, время года

Если проект сезонный, привязан к определенному временному периоду (например, фотографии почек растений можно сделать только весной), то обозначить

Учебные модули, связанные с проектом

Кратко описать (наметить) возможные учебные материалы (лекции, презентации, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видео экскурсии и т.д.), которые могут быть присоединены к проекту

Методические материалы, необходимые для выполнения проекта

Перечислить методические материалы: для учителя, для ученика. Обозначить объем

Учитель давно уже не основной носитель знания. Поток географической информации современные школьники усваивают через компьютер, Интернет, видеоматериалы, обилие бумажных носителей знаний - энциклопедии, книги, журналы, в которых для привлечения читателей и рекламодателей помещают интересные географические материалы. Это дает нам основание в будущем перейти на новый уровень и реализовывать данную технологию с привлечением компьютерной техники.

Коллаборативное обучение, учебная кооперация, краудсорсинг и датасорсинг, проектно-исследовательская деятельность на уроке и вне урока

В следующий аттестационный период планирую продолжать работу по внедрению ИКТ-технологий и развитию личности учащегося через предмет география, внедрять в образовательный процесс групповые формы работы, увеличивать количество практикоориентированные занятий.

Борис Беренфельд, руководитель лаборатории «ILAET»:

Богатство не должно быть обузой

Школы России подключены к Интернету, они получили и продолжают

получать компьютерные классы, мультимедийные проекторы, интер-

активные доски и другое высокотехнологичное оборудование. Как ис-

пользовать это богатство, чтобы оно облегчило работу, а не стало обу-

зой? Тысячи специалистов разрабатывают методы использования ИКТ

в школе - ГлобалЛаб предлагает свой вариант.

История ГлобалЛаб

В нынешнем виде проект «ГлобалЛаб» существует в России уже три года. За это время в проекте

участвовали более 400 школ. В ГлобалЛаб работали более пяти тысяч школьников из городских и

сельских школ. География проекта простиралась от Камчатки на востоке до Мурманска на западе,

о Якутска на севере до юга Астраханской области. Учащиеся выполняли исследовательски проекты

по методикам ГлобалЛаб и публиковали свои результаты на сайте globallab.ru. Современная

версия проекта - результат двадцатилетнего развития идей, идущих вслед за ростом возможностей

сети «Интернет».

Автор идеи «ГлобалЛаб» и руководитель проекта (он же автор этой статьи) вместе с командой уче-

ных и педагогов из Центра по новым технологиям в образовании (TERC) при Массачусетском техно-

логическом институте запустил этот проект в начале 90-х годов, на заре современного Интернета. С

тех пор десятки тысяч детей из 30 стран (в том числе и из России) получили возможность работать

вместе и обмениваться результатами экологических исследований.

В 2005 году в рамках проекта информатизации образования и при поддержке Российского нацио-

нального фонда подготовки кадров (НФПК) был создан прототип российской версии ГлобалЛаб и

проведены его испытания в трех пилотных школах. Испытания прошли успешно. Позже Фонд Дмит-

рия Зимина «Династия» поддержал российских ГлобалЛаб. Помощь фонда позволила включить в

ГлобалЛаб в 2008-2011 годах более 400 российских школ. Поддержал нас и проект «Гармония/Intel

Education), делегировав в ГлобалЛаб свои наиболее активные школы. Разработку интернет-сайта,

новых версий компьютерных программ, учебных и методических материалов для ГлобалЛаб осу-

ществляет Международная лаборатория инновационных образовательных технологий (ILAET).

С 2012 года к работе в ГлобалЛаб мы начнем привлекать школы ближнего и дальнего зарубежья.

Что такое ГлобалЛаб?

ГлобалЛаб - это сетевая лаборатория школьников и методический кабинет учителей, которым ин-

тересны совместные исследовательские проекты. Это коллекция методических материалов для

проведения естественно-научных исследований и интернет сайт (globallab.ru), на котором

школьники могут опубликовать и обсудить результаты своих исследований. Разместить материалы

дети могут не только в виде текстов, презентаций, фотографий с комментариями, но и в виде чис-

ловых данных, которые могут быть представлены графиками и диаграммами или значками на карте

мира.

С программистской точки зрения ГлобалЛаб - это качественно новая цифровая образовательная

среда, основа которой - интегрированный набор программных инструментов, необходимых для

реализации совместных исследовательских проектов учащихся, в совокупности с элементами соци-

альной сети, ориентированной на учащихся и учителей.

Принципиальной особенностью проектов, выполняемых в среде ГлобалЛаб, служат их сетевой

(совместный) характер и нацеленность на стимулирование сотрудничества учащихся путем созда-

ния ситуаций, в которых они используют данные, полученные всеми членами сообщества, для фор-

мирования коллективного экспериментального знания. Спектр исследовательских проектов, под-

держиваемых программной средой ГлобалЛаб, варьируется от простого опроса, подразумеваю-

щего ответ «да»/«нет», до сложного научного исследования, требующего от участников квалифи-

кации и кропотливых экспериментов.

Результаты, полученные всеми членами сообщества, хранятся в общей базе данных. Используя про-

граммные инструменты как часть пакета ГлобалЛаб, эти данные можно подвергнуть статистиче-

скому анализу и/или отобразить на карте, используя средства географической визуализации.

Содержательно исследовательские проекты в ГлобалЛаб делятся на две группы:

Разработанные и опубликованные издателями учебных материалов;

Предложенные учителями и/или учащимися в соответствии с их интересами.

В обоих случаях, используя Интернет в сочетании с инструментарием, доступным на сайте Глобал-

Лаб, ученик сможет выполнить настоящее научное исследование.

Такое исследование может начаться с того, что отдельный ученик или класс в целом задает вопрос

сообществу. Собрав значительное количество ответов, учащиеся смогут выявить закономерности в

процессе визуализации данных на географичкой карте или в иной среде инфографики и/ли их ста-

тистического анализа.

Выявленные закономерности могут стать стимулом для дальнейших наблюдений и сформировать

потребность в получении дополнительных знаний, которые позволили бы понять механизмы обна-

руженного явления. Например, учащиеся могут задать сообществу уточняющие вопросы или обра-

титься к справочной литературе.

В 2008-2011 учебных годах в проекте участвовали в основном учащиеся 5-6 классов, меньше - стар-

шеклассники. Анализ результатов работы заставил задуматься о разработке специальной версии

сайта и комплекте методик исследований для начальной школы, соответствующих психологиче-

ским особенностям детей 7-11 лет. В 2010-2011 учебном году были созданы пробные версии муль-

тимедийных уроков для младших школьников и проведена их первичная апробация.

В 2011-2012 учебном году мы начнем испытание экспериментального курса для начальной школы

под названием ГлобалЛаб - окружающий мир» (Гломир). Курс, разработка которого еще не завер-

шена, представляет собой комплект учебно-методических материалов в составе методических уро-

ков (для работы в классе с мультимедийным проектором или, где такая возможность есть, в ре-

жиме один компьютер на одного-двух учеников), интернет-сайтах, позволяющего проводить

опросы и обсуждения, размещать результаты самостоятельных наблюдений и опытов, в том числе

выполненных с помощью датчиков или цифровых микроскопов. Ознакомиться с некоторым из

наших материалов можно уже сейчас на сайте glomir.ru.

Структура курса модульная, учитель может составить индивидуальную программу, исходя из под-

готовки учеников и своих творческих устремлений. Модули привязаны не к классам, а к годам уча-

стия в проекте (учитель может начать работать в проекте как с первоклассниками, так и с учениками

постарше). Тематически курс в основном воспроизводит традиционные в России курсы «Окружаю-

щий мир», но дополняет привычное содержание задачным ходом, исследовательской работой и

коллективным обсуждением результатов. Урок оказывается не сообщением готовых сведений, а

совместным решением сложных, но посильных задач, результатом которого становится понимание

и приобретение определенных навыков мышления или созидания. Продолжительность и характер работы детей с компьютерами учитель определяет сам, исходя из

СанПиНов и педагогической целесообразности.

Постепенно вовлечение детей в совместную исследовательскую деятельность в начальной школе

проходит в несколько этапов:

Сначала, работая с мультимедийными уроками в классе, дети обогащают словарный запас,

знакомятся с многообразием природных объектов, учатся сравнивать и обсуждать природ-

ные объекты;

Позже дети с помощью учителя выкладывает свои работы (фотографии с самостоятельно

написанными аннотациями или короткие рассказы) на сайт «Гломир» и знакомятся с ре-

зультатами других детей;

На следующем этапе дети учатся задавать вопросы и отвечать на вопросы по теме исследо-

ваний на форуме сайта;

На этапе, когда дети переходят от качественных описаний к измерениям, они начинают вно-

сить результаты измерений в бланки рабочего журнала и переносить их в web-формы на

сайте. После этого они могут сравнивать свои и чужие результаты на карте мира или пред-

ставлять результаты всех участников исследования в виде графиков и диаграмм.

Этапы реализации проекта

1-й этап - Этап организационный 2014 - 2015 г.

  • Разработка рабочих программ и тематического планирования курсов природоведения и географии с учетом групповых методов, приемов и форм систематизации, повторения и обобщения и др.

  • Подготовка дидактического материала для использования учениками в их групповой учебной деятельности на уроках при организации процессов осознания, осмысления, текущего и тематического повторения, формирования и совершенствования умений, стандартного и творческого применения.

2-й этап - Исследовательский этап - 2015г - 2017 г

Формирование программы мониторинга достижений учащихся при работе по выбранным групповым технологиям. Проведение входных мониторинговых исследований. Разработка методических разработок уроков и занятий в данной технологии.

3-й этап - Аналитический этап - 2017г. - 2019г.

Доработка, систематизация и комплектование пакета материалов, рабочих документов, доказывающих эффективность деятельности педагога и соответствие их планируемому результату.

Заключение


Современное общество требует от выпускников школ умения работать с информацией, анализировать, обобщать и трансформировать ее. Большой объем информационных потоков требует от человека умения сжать и наглядно представить любую информацию: учебную, практическую, производственную, что требует от человека высокого развития мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации). Но где как не в школе научиться этому. Как педагог может помочь в этом? Какие методы и приемы использовать? В этом как нельзя лучше может помочь технология создания конспект-схем. При применении данной технологии эти операции развиваются как нельзя лучше.

Объектом2 моей работы в межаттестационный период стал процесс обучения географии и технологии « Твоя профессиональная карьера».

Предмет: применение конспект-схем.

Цель: создание проекта методического пособия содержащего набор конспект-схем для использования их на уроках природоведения и географии с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Изучить теоретическую основу технологии конспект-схем.

  2. Разработать примерные конспект-схемы содержащие проблемные задания.

Использование в учебном процессе проблемных ситуаций и конспект-схем повышает умственную активность, развивает творческие способности и самостоятельность при решении жизненных проблем у учащихся, способствует формированию естественно-научной картины мира, развивает словесно-логическое мышление, обучает учащихся работать с информацией, анализировать и синтезировать ее. Основной задачей нашей работы является сообщение сведений учащимся, так что бы желание учиться самостоятельно возрастало. Мы считаем, что надо давать детям возможность проявлять на каждом уроке свою инициативу, творчество, самостоятельность. И для достижения этой цели мы выбираем технологию конспект-схем.

Цель данной аналитической работы: презентация результатов педагогической деятельности в межаттестационный период.

Задачи:

Обобщить и представить имеющийся опыт по повышению качества образованности на уроках географии и технологии;

привести примеры самореализации и самоопределения школьников средствами урока;

Проектирование системы проектной деятельности в процессе обучения географии и технологии.

При коррекции целевого ориентира были учтены требования нормативно-правовых документов, прежде всего:

Закона РФ «Об образовании» от 13.01.96 г. № 1293 и от 16.11.97 г. № 144.

федерального компонента Государственного образовательного стандарта;

документы по аттестации всех субъектов системы образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях;


Как видно из данной работы, использование технологии конспект схем повышает познавательную активность учащихся, позволяет научиться лучше ориентироваться в современном мире, отвечает социальному заказу общества к качеству школьного образования, приучает принимать собственные решения, опираясь на личные представления и оценку ситуации, соответствует целям общеобразовательной школы, позволяет включить в работу компьютерные технологии, расширяет схемы построения урока, насыщает курс поисковыми, исследовательскими заданиями, опирается не на запоминание материала, а на формирование мыслительных операций. Кроме того данная технология учит решать проблемы, развивает логическое и абстрактное мышление. Обучает детей не бояться проблемных ситуаций, появляющихся в жизни, а находить пути их решения.

Такой подход к построению урока позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся, ориентироваться на психологические особенности детей, развивать личность целостно и систематически.

В дальнейшем планируется продолжать эту работу с использованием компьютерных технологий использовать не только схемы, но и включить проектировочную деятельность, направленную на создание конкретного продукта практического назначения.

[email protected]




Список литературы

  1. Герасимова Т. Г., Неклюкова Н. П. География 6 кл. М.: Просвещение. 2006г.

  2. География в школе. Теоретический и научно-методический журнал. М.: Школа-пресс», № 4, 5, 6, 2008 г.

  3. Летягин А. А. Тесты по географии. 6 - 10 кл.: Учебно-методическое пособие. - М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «ИздательствоАСТ», 2003.

  4. Новенко Д. В. География: 6 кл.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2009. - (тематическое и поурочное планирование).

  5. Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс. М.: Дрофа, 2010 г. Учебник, тетрадь с печатной основой

  6. Петров Н. И. Настольная книга учителя географии. М.: Астрель, 2007 г.

  7. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Естествознание. 5 - 11 кл. / Сост. В. Н. Кузнецов, М. Ю. Демидова. - М.: Дрофа, 2010.

  8. Селевко К. И. Педагогические системы и технологии. М.: Педагогика, 1997 г.

  9. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 - 10 классы): - Пособие для учителя. - 4-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2008. - (Методическая библиотека).

Борис Беренфельд, руководитель лаборатории «ILAET»:

Богатство не должно быть обузой Учительская Газета №32 (10373) 9 августа 2011.


Яна Олеговна Злочевская Учитель биологии, тьютор ГлобалЛаб

Немного о гражданской науке: имеет ли она значение для

школы?
















Приложение 1.

Педагогические технологии

По уровню применения


Общепедагогические

Локальные

Частнопредметные

По философской основе

Материалистические - идеалистические

Диалектика - метафизика

Наука - природосообразность

Гуманизм - антигуманизм

Антропософия - теософия

Прагматизм - экзистенциализм

По ведущему фактору психического развития

Биогенные

Социогенные

Психогенные

Идеалистические

По концепции усвоения

Ассоциативно-рефлекторные - развивающие

Интериоризаторские - бихевиоризаторские

Гештальт-психология - суггестивные

Нейролингвистические

По ориентации на личностные структуры

Информационные - операционные

Саморазвития - формирования

эвристические

По характеру содержания и структуры

Обучающие - воспитательные

Светские - религиозные

Общеобразовательные - профессиональные

Гуманистические - технократические

Монотехнологические - политехнологические.

По организационным формам

Классно-урочная - альтернативная

Академическая - клубная

Индивидуальная и групповая - коллективный способ обучения

Дифференцированное обучение

По типу управления познавательной деятельностью

Классическое лекционное

Обучение с помощью ТСО

Система «Консультант»

Обучение по книге

Система малых групп

Компьютерное обучение

Система «репетитор»

Програмное управление

По подходу к ребенку

Авторитарное

Дидакто-социо-антропо-педоцентрическое

Личностно-ориентированное

Гуманно личностное

Технология сотрудничества

Свободного воспитания

эзотерическое

По преобладающему методу

Догматическое репродуктивное

Программированное обучение

Объяснительно-иллюстративное

Диалогическое

Развивающее обучение

Игровое

Проблемно поисковое

Саморазвивающее обучение

Творческое

Информационное (компьютерное)

По направлению модернизации существующей традиционной системы

На основе гуманизации и демократизации отношений

Активизации и интенсификации деятельности детей

Эффективности и организации управления

Методического и дидактического реконструирования материала

Природосообразности

Альтернативности

Целостные технологии авторских школ

По категории обучающихся

Массовые

Продвинутого образования

Компенсирующие

Виктимологические

Технологии работы с трудными

Технологии работы с одаренными

Приложение 2

Проблемные ситуации

По содержанию неизвестного

Цель

Объект деятельности

Способ деятельности

Условия выполнения деятельности

По уровню проблемности

Возникающие независимо от приема

Возникающие и решаемые учителем

Вызываемые учителем, решаемые детьми

Самостоятельно формулируемые и решаемые детьми

По виду рассогласования информации

Неожиданности

Конфликты

Предположения

Несоответствия

Опровержения

Неопределенность

По методическим особенностям

Непреднамеренные - целевые

Проблемное изложение

Эвристическая беседа

Проблемные демонстрации

Исследовательские

Проблемный фронтальный эксперимент

Мысленный проблемный эксперимент

Проблемное решение задач

Игровые проблемные ситуации





Приложение 3

Технологическая схема обучения


Информация

Решение проблемы

Новые знания умения и навыки

Учитель

Помощь

Поиск проблемы (осознание неизвестного

Ученик


Педагогическая ситуация

Психологическая проблематизация ситуации

Развитие способностей учебной деятельности




















Приложение 4

Методы по характеру познавательной деятельности

Лернер И. Я., Скотинин М. И.

Объяснительно иллюстративный

Репродуктивный

Проблемное изложение

Частично поисковый

Исследовательский

Приемы

Средства обучения

карты

учебник

видео

слово

схема

Листы с опорными сигналами


1 научное пространство, в рамках которого ведется исследование. По Безруковой В.С.

Часть объекта, которая подлежит преобразованию в ходе исследования, берется в условиях, которые сужают в нем главную категорию. там же.

2 научное пространство, в рамках которого ведется исследование. По Безруковой В.С.

Часть объекта, которая подлежит преобразованию в ходе исследования, берется в условиях, которые сужают в нем главную категорию. там же.

© 2010-2022