Артистизм как компонент индивидуальности педагога

Человечество  не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Школа является зеркалом общества, и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь учителю достигнуть цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать.        Чтобы справиться с этой миссией, современному педагогу необходимо уметь поддерживать свою творческую форму, обладать искусством самовыражения.       В современных условиях развития образования осо...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смирнова М.А.

Учитель географии высшей кв. кат.

МКОУ «СОШ № 2» городского округа Ревда

АРТИСТИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.

Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Школа является зеркалом общества, и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь учителю достигнуть цели - научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать.

Любое образование, а педагогическое, в особенности, поскольку это образование базовое, это не только овладение системой знаний, логикой рассуждений и способами деятельности. Это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений.

Чтобы справиться с этой миссией, современному педагогу необходимо уметь поддерживать свою творческую форму, обладать искусством самовыражения.

В связи с этим возникает мысль о педагогическом артистизме, как условии выполнения педагогом ролей сценариста будущего педагогического действия, режиссера, актера и критика одновременно.

Артистизм - не только способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника. Артистизм подлинный - это богатство и красота внутреннего мира педагога, умение решать задачи, проектировать будущее, представляя его в образах, используя фантазию и интуицию, гармонически сочетая логическое и эстетическое.

Артистизму нельзя научиться! Важно понять и принять идеи, включиться в работу по выявлению и развитию способностей и умений, связанных с фантазией, интуицией, импровизацией, техникой и выразительностью речи и движений, самопрезентацией.

Артистизм - это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация). Артистизм - это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе. Это богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблемы, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

В структуре педагогического артистизма выделяются две стороны:

- внутренний артистизм - культура, эмоциональность, изящество, игра воображения, образное видение, оригинальность мышления, способность к импровизации, внутренняя настройка на творчество;

- внешний артистизм - игровая подача, «техника игры», особые формы выражения своего отношения к материалу, передача эмоционального отношения к деятельности, выведение учеников на игровой уровень.

Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими

приёмами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания. На уроках географии и во внеурочной деятельности использую такие игры, как «Счастливый случай», «Географический КВН», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…», «Юный географ» и другие.

Особое воздействие на учеников оказывает речевой артистизм учителя, компонентами которого являются энергетика, интенсивность, выразительность и др. Важную роль в овладении речевым артистизмом играет использование коммуникационных эффектов «риторического инструментария» (эффект визуального имиджа, воображения и др.).

Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка». Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать…

Например, Тема: Австралия (география 7 класс). (Галина Усова)

«…Она располагается под нами.* Там в январе, а не в июле лето.

Там, очевидно, ходят вверх ногами. Там протекают реки без воды,

Там наизнанку вывернутый год Они в пустыне пропадают где-то.

Там расцветают в октябре сады, Там в зарослях следы бескрылых птиц,**…»

или, Тема: Урал (география 9 класс). (Александр Твардовский)

Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!

Учитель, перестающий работать над собой, перестаёт быть интересным как учитель. Казалось бы, ну что нового можно найти в географии? Все материки давно открыты, все уголки природы описаны, всё учтено и сбалансировано. Учебник географии знаешь лучше семейного альбома... Но природа живёт и развивается, она не стоит на месте. Без толку приводить пример о цунами в Тихом океане, которое обрушилось на Чили в 1961 году, если подобное явление имело место в 2004 году в Индийском океане! Поэтому на своих уроках я использую приём «События в мире» (в советское время - «Политинформация»). Этот приём позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, учит ориентироваться во всём многообразии событий, фактов, происходящих в мире, стране, области, что помогает личности в её социализации и самореализации. Дети сейчас очень активные, мобильные, интернетные, и данный приём очень востребован. (Авария, случившаяся на платформе Deepwater Horizon, в Мексиканском заливе, стала самой крупной в истории США. Погибли 11 человек. По официальным данным, в залив вытекло 4,9 млн тонн нефти - техногенная катастрофа, последствия которой будут проявляться десятки лет - Новости от 20. 04. 2010, или на Камчатке вулкан Шивелуч выбросил пепел на высоту 6 км над уровнем моря. Извержение сопровождалось землетрясением продолжительностью около 7 минут. «Опасности для населения нет» - Новости от 09. 03. 2013 года; и т. д..).

В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию.

Список литературы

1. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

2. Ваганова Ж. Пед. артистизм. Можно ли им овладеть? // Народное образование 1999, 1-2,

3. Виленский, В.М. Использование произведений художественной литературы на уроках географии / В.М Виленский // Образование в современной школе. 2000. - № 7. -С. 59-70.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение. 2010.

5. Душина И. В. Методика и технология обучения географии. М.: ООО "Издательство Астрель", 2002.

6. Иванихин В.В. Школе нужен учитель - артист //Наука и шк. 2001 г № 2



© 2010-2022