Конспект урока по географии для 6 класса «Географические координаты»

"Описание материала: Методическая разработка урока «Географические координаты» в 6 классе. "Цель данной разработки: способствование реализации целей обучений, развитие и воспитание здоровой личности; обеспечить интерес к предмету; использовать многообразие приемов деятельности. Изначально необходимо предусмотреть психологический настрой детей на урок, снять напряжение с прошлого урока, обеспечить добрые доверительные отношения. С этой целью за пару минут до звонка я провожу игру «Принц и свита». Важный компонент урока – учебная мотивация. Если ученик не ощущает себя состоятельным в чем-то, то у него развивается страх неудачи и неуверенности в себе. Нужно помочь ребенку ощутить себя полноценным участником образовательного процесса для этого важно создавать ситуацию успеха, отмечать достижения, формировать его веру в успех. Позволить ребенку самому провести анализ своих успехов и оценить собственные результаты. На уроке предлагаю лист самоконтроля «Мои успехи».
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:


«Географические координаты» (Начальный курс географии. 6 класс)

Цель урока:


1. Обучающая - научить определять географические координаты точки земной поверхности, а так же объект по заданным географическим координатам; формировать навыки само- и взаимоконтроля; расширение знаний о здоровом образе жизни.

2. Развивающая - развивать способности рассуждения и пространственного воображения, сотрудничества; навыки работы с различными видами карт; способность формировать и управлять собственным эмоциональным состоянием.

3. Воспитывающая - воспитание внимательности и уверенности; познавательного интереса; доброжелательного отношения друг к другу; культуры собственного здоровья как норма жизни.

Тип урока - комбинированный урок изучения нового материала.

Формы работы - индивидуальная, в парах и групповая.

Методы работы - исследовательский, проблемно - поисковый, практическая работа на применение знаний, беседа.

Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, мультимедийный пректор

Подготовка к уроку: проветривание класса, динамическая перемена. За три минуты до звонка игра «Принц и свита»

Ход урока


  1. Организация класса. (2 минуты)


а) Эмоциональная разрядка (слайд №1)

Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книга, атлас, ручка и тетрадка.

б) Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада снова видеть вас на уроке! Сядьте поудобнее, расправьте плечи, выпрямите спину, глубоко вдохните и выдохните. Почему важно следить за тем как вы сидите?

Ответы детей.

в) Аутотренинг

Учитель: Закройте глаза и скажите себе «Я спокоен, уверен в себе, я буду внимателен и настойчив, поэтому у меня все получится!»

Учитель: Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха и хорошего настроения.


  1. Актуализация знаний. (6 минут)


1. Беседа с классом

Учитель: На карте огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект»-
Такое понятие ввел человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы ее отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры - ее долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.

Учитель: Ребята, с какими понятиями мы уже познакомились?

Ответы детей.

Учитель: Теперь подумайте и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке, что будем делать сегодня?

Дети: Узнаем, что такое координаты и научимся их определять.

Учитель: Правильно! Но прежде чем приступим к изучению темы, я предлагаю вспомнить основные понятия, с которыми познакомились ранее.

Сегодня вы сможете самостоятельно оценить свои успехи за урок на листе самоконтроля. (Каждому ребенку выдаётся лист самоконтроля).

2) Фронтальный опрос. (Вопрос или маленькое задание достается каждому ученику; за ответ ребенок получает жетон; жетоны разного цвета).


- Учитель задает вопросы, предлагает выполнить задание у карты или по глобусу.

- Дополните предложение (слайд №2)

3) Индивидуальная работа.

Дети получают шаблоны с изображением полушарий и задания:

- отметить северный и южный полюса;

- провести линию экватора;

- провести линии 0 и 180 меридианов;

- горизонтальными линиями заштриховать северную широту;

- вертикальными линиями заштриховать западную долготу.

Учитель: Ребята, отметьте в листе самоконтроля свои успехи, и проверьте, верно, ли вы выполнили задание, исправьте ошибки. (Учитель показывает правильно выполненную работу)

4) Физкультминутка на растягивание отделов позвоночника. (Выполняется стоя, движения плавные.)

- наклоны вперед, назад, вправо, влево.

- голову к подбородку, максимально назад, потом к правому плечу, к левому.

3. Изучение нового материала. (26 минут)

1) Объявление и запись в тетради темы урока (слайд №3).

(Учитель обращает внимание детей на то, как пишется слово координаты)

2) Сообщение целей урока

Учитель: На уроке мы будем учиться определять географические координаты точек земной поверхности. Работать с атласом и контурными картами.

3) Минутка фантазии (слайд №4 и 5) . Звучит спокойная музыка. (1,5 минуты)

Учитель: Дети, откиньтесь на спинку стула, вытяните вперед ноги, успокойте дыхание и закройте глаза. Представьте себе нашу планету, она вращается вокруг своей оси, движется по орбите вокруг Солнца. Аккуратно прикоснитесь к ней рукой, обнимите её. Ощутите её хрупкость и беззащитность. А теперь, пальчиком в воздухе проведите по линии параллели, меридиана. Сколько точек пересечения получилось?

Дети: Одна.

Учитель: Правильно. Отсюда следует, что широта и долгота точки земной поверхности - это и есть географические координаты этой точки.

4) Работа с учебником. (3 минуты)

Учитель: Давайте потренируем память - найдите в тексте параграфа 13, что называется географическими координатами, выучите.

Учитель: Кто готов, кто первый расскажет определение?

Ответы детей (3-5 человек)

Учитель: В листе самоконтроля отметьте свои успехи.

5) Упражнение - энергезатор. (20 - 30 секунд)

А) «Дождик идет» - подушечками пальцев или ноготками дети ударяют о стол, изображая стук дождя.

Б) Прокатывание карандаша или ручки между ладонями и пальцами рук.

6) Работа на контурной картой (3 минут)

А) Определить географические координаты, указанных объектов.

Б) Записать полученный результат в таблице контурной карты.

Сильный ученик выполняет задание и оформляет таблицу на доске. Учитель проходит по классу и помогает при возникновении трудностей, а также обращает внимание на то, что чаще всего не получается у детей.

Учитель: Ребята, сделайте отметки в листе самоконтроля и сверьте свои ответы с записью на доске.

7) Учебный тренажер (скрытая динамическая пауза, работают стоя, 1 - 1.5 минуты)

Учитель: Движениями рук покажите широту и долготу

Северная широта - руки вверх

Южная широта - руки вниз

Восточная долгота - руки вправо

Западная долгота - руки влево.

Учитель: Усложним задание? Я показываю на глобусе объект, а вы движениями рук указываете, какую широту и долготу он имеет.

Учитель показывает объекты с.ш. з.д;

ю.ш. в.д;

с.ш. в.д;

ю.ш. з.д.

8) Работа в парах. (3 - 4 минуты)

А) 1 вариант: Задание №3 (а) на странице 34 в учебнике.

2 вариант: Задание №3 (б) на странице 34 в учебнике.

(На выполнение отводится 1,5- 2 минуты)

Б) Обменяться с соседом тетрадями и проверить задание друг у друга.

В) Рассказать друг другу, что такое географические координаты.

Дети, которые верно и быстрее всех справились с заданием, просматривают и проверяют записи у одноклассников.

9) Работа в группах. Исследовательская деятельность. (5 минут)

(Дети собираются в творческую группу по цвету жетонов, получают задания и работают стоя)

1 группа

- определите объект, имеющий географические координаты 5 с.ш. 63 з.д.

- расскажите, как правильно закаляться.

2 группа

- определите объект, имеющий географические координаты 32 с.ш. 35 в.д.

- расскажите, как следует загорать на пляже, чтобы не получить солнечный ожог?

3 группа

- определите объект, имеющий географические координаты 27 ю.ш 109 з.д.

- чем привлекает туристов этот остров?

4 группа

- определите объект, имеющий географические координаты 90 с.ш.

- расскажите, как защитить свой организм от переохлаждения?

10) Упражнение - энергезатор. (20 - 30 секунд)

Учитель: - Хлопните в ладоши, если вам понравилось работать в группе.

- пожмите друг другу руки и поблагодарите за сотрудничество.

11) Отчет по результатам исследования. (4 минуты)

Дети садятся за парты, руки сцеплены в замок за спинкой стула. От группы выходят по одному представителю, называют и показывают на физической карте объект и делают отчет о проделанной работе.

Учитель показывает слайды найденных объектов, дети слушают и дополняют ответы (слайды № 7, 8, 11, 12)

12. Психогимнастика. (1.5 минуты)

(слайд № 13, 14)

Учитель: Ребята, мы сегодня побывали у водопада, на берегу моря, даже на острове Пасха. Я хочу «пригласить» вас в наш сосновый лес, «сосенки» - так мы привыкли его называть. Для этого сядьте, так как вам удобно, можно закрыть глаза. Представьте, что вы в сосновом лесу. Глубоко вдохните, почувствуйте смолистый запах деревьев, густой аромат хвои, бодрящий морозный воздух.

А знаете ли вы, что воздух в хвойном лесу насыщен фитонцидами - веществами, способными поражать опасные микроорганизмы. Хвоя и смола широко применяются в народной медицине. В них много веществ, обладающих лечебным и стимулирующим действием. Например, чтобы вылечить ангину используют отвар почек сосны для ингаляций. Также при ангине рекомендуется закапывать в нос пихтовое масло, по одной капле.

Так, что чаще ходите в лес, дышите целебным воздухом и никогда не болейте.


4 Закрепление нового материала. (4 минуты)

(слайд № 16)


Учитель: Предлагаю освоить профессию спасателей и отправиться на помощь тонущему кораблю, который потерпел крушение в точке 30 ю.ш. 70 в.д. Ближайшими к району бедствия находятся два корабля «Надежда» (30 ю.ш. 110 в.д) и «Вера» (20 ю.ш 50 в.д.). вам нужно рассчитать какой корабль быстрее придет на помощь гибнущему судну. Проложите маршруты обоих судов на контурной карте.

Учитель: Пять человек, первыми справившиеся с заданием могут сдать контурные карты для проверки и отправиться на помощь к своим одноклассникам.

Учитель: Ребята, как вы думаете, людям каких профессий необходимо умение определять географические координаты?

Ответы детей: летчикам, морякам, спасателям, военным, геологам.

5. Подведение итогов урока. (2минуты)


1) Рефлексия. Пальчиковая гимнастика (слайд № 17)

2)Оцени свои успехи.

Учитель: Ребята, посмотрите лист самоконтроля и оцените себя сами. Поставьте себе «5» те, у кого 7-6 плюсов, «4» - у кого 5 - 4 плюсов. Остальные получите весёлые смайлики. Спасибо за урок, мне было приятно с вами общаться. Всего доброго вам, успехов в сегодняшнем дне!

Домашнее задание:

Прочитать параграф 13, выполнить задание №5 на стр. 34



© 2010-2022