Методическая разработк уроков по теме Гидросфера

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме ГидросфераМБОУ Гимназия №17 г. Королёв Московской области.











Методическая разработка урока географии

По теме: «Движение Воды в океане»

6 класс (ФГОС)






Учитель географии:

Черноморова Наталья Ивановна.

Первая квалификационная категория





Королёв 2015 год.

Движение Воды в океане.

Тема: Движение воды в океане

Цель: Изучить строение волны их виды, причины образования. Определить роль течений для природы Земли и человека

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • знать понятия волна (гребень, подошва, высота, ширина)

  • Уметь характеризовать виды волн и высказывать предположения о влиянии волн на человека и его х/д

  • Знать причину движение океанических вод

  • Уметь показывать на карте теплые и холодные течения и объяснять их влияние на материковую сушу.

Регулятивные УУД:

  • Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • Оценивать достижения на уроке

  • Оценивать работу одноклассников

  • Высказывать суждения, подтверждая ее фактами

  • Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.

Ресурсы урока: учебник, физическая карта, карта океанов, презентация, раздаточный материал ( словарный диктант)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности .

Контроль знаний словарный диктант

Дайте понятия

1

Архипелаги

А

Огромный участок суши

2

Материк

Б

Группа островов, лежащих недалеко друг от друга

3

Полуострова

В

Часть океана, моря, другого водоема, вдающаяся в сушу

4

Море

Г

Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегов или островов

5

Залив

Д

Количество минеральных веществ в граммах, растворенных в 1 л(1 кг) воды

6

Пролив

Е

Часть океана, отдаленная от него сушей или подводными возвышениями и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями

7

Канал

Ё

Участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан

8

Соленость

Ж

Части мирового океана соединенные человеком

Выполнение диктанта.

Контроль своей работы. Самооценка.



Ответы

1

Б

2

А

3

Ё

4

Е

5

В

6

Г

7

Ж

8

Д


Выявление места и причины затруднения

Анализ терминологического диктанта. Разбор причин затруднений

Организация фиксирование во внешней речи причин затруднений

Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя

Построение проекта выхода из затруднений

Случалось ли вам наблюдать волны на поверхности реки? Как они возникают? Почему возникают приливы?

Тема урока, цель, задачи

Высказывают свои предложения.

Высказывают предложения

С помощью учителя проговаривают следующий этап урока, ставят цель. Составляют план действий с помощью учителя

Реализация построенного проекта

Организует реализацию проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Слайд. Изображена волна. Что это? Из каких частей она состоит? Виды ее.

Фиксируют новое в речи и знаниях, работая с учебником стр. 78

Реализуют план, зафиксированный на слайде

Первичное закрепление

Задание стр.83 № 2

Сравните штормовые волны и цунами по плану

Оцените себя

Выполняют задания с комментированием в паре по цепочки

Оценивают свою работу

Включение в систему знаний и повторений

Люди издавна знали, что вода в океане перемещается на большие расстояния. Приведите примеры доказывающие это.

Перемещение воды в океане или море в горизонтальном направлении называется океаническим течением

Назовите виды течений с помощью карты/ работа по карте. Нанесите их на к/к.

Назовите причины течений и их виды / работа с учебником стр.82-83

. Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Работают с атласом и к/к, учебником

Отвечают на вопросы.



Оценивают свою работу

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует рефлексию.

Самооценку учебной деятельности

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Подготовиться п.21

Проект по теме: течение Западных ветров, Гольфстрим( на выбор)

Записывают д/з п.









МБОУ Гимназия №17 г. Королёв Московской области.











Методическая разработка урока географии

По теме: «Подземные воды.»

6 класс (ФГОС)






Учитель географии:

Черноморова Наталья Ивановна.

Первая квалификационная категория





Королёв 2015 год.

Тема урока: Подземные воды.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-диалог

Цель урока: Формирование представления о подземных водах как о части системы - гидросферы.

Задачи урока:

Образовательная:

  • узнать как образуются подземные воды;

  • познакомиться с их видами и условиями залегания;

  • узнать каково значение подземных вод в природе и для человека;

  • учиться бережному отношению к природе.

Развивающая задача:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Воспитательная:

Воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории своей малой Родины.

Показать необходимость охраны внутренних вод;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Умение работать самостоятельно, в парах, группах.

Средства обучения, в том числе ЭОР

Коллекция горных пород , химические стаканы , мультимедийный проектор, компьютер, лист самоконтроля и творческими заданиями.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Личностные:

Понимание важность подземных вод, как одной из составляющих частей гидросферы (часть системы).

Понимание, что подземные воды подвержены влиянию человека.

Воспитание патриотизма, чувства ответственности , чувства товарищества.

Метапредметные :

Развитие умения определять понятия.

Выявлять причинно-следственные связи.

Развитие умения работать индивидуально и в группе.

Развитие творческих способностей через выполнение самостоятельной работы.

Предметные :

Умение объяснять условия залегания и свойства подземных вод.

Определять подземные воды как часть системы. Находить черты сходства, связи с другими частями гидросферы и оболочками Земли.

Умение объяснять характер взаимного влияния подземных вод и человека друг на друга.


ход урока

дети

учитель

1. Оргмомент.

-приветствие

- знакомство.

- тема урока

2. Проверка знаний

- Найдите в теме урока понятие, с которым вы уже хорошо знакомы.

- что такое гидросфера?

- что входит в состав гидросферы?

-Гидросфера.

-водная оболочка Земли.

-вода в атмосфере, воды Мирового океана и воды суши.

Фронтальный опрос

(слайд №2)

3. Постановка целей и задач

-Вы сказали, что подземные воды являются частью вод суши и частью гидросферы, значит они являются частью водной системы?

-В чем особенность понятия система? Когда мы говорим: «это - система!»

-Значит, сегодня какая будут цель нашей работы?

Части системы имеют строение, обладают свойствами, связаны между собой, влияют друг на друга и выполняют общую функцию.

- определить подземные воды как часть системы, выяснить особенности строения, свойства, связь с другими частями гидросферы и функцию.

Беседа по наводящим вопросам

(слайд №3)

Постановка цели учащимися.

4. Изучение

нового материала.

-Сформулируйте определение понятия «подземные воды».

- Воды, находящиеся в земной коре, называют подземными водами.

- А как она туда проникла ?

- Какие условия необходимы для образования подземных вод?

- Перед нами три стакана, три воронки, три разные горные породы. В воронке № 1 - глина, 2 - песок, № 3 - гравий

- Как вы думаете, какой опыт я хочу провести? Сделайте предположение, что я могу увидеть?

Наливаем одновременно во все воронки воду.

- Что мы наблюдаем?

- Какой вывод мы можем сделать?

- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы?

- Как назвать горные породы, через которые вода проницает?

- А горные породы, которые не пропускают воду

- Составьте определение понятия «водопроницаемые породы» и

«водонепроницаемые или водоупорные»

- выполним задание №1

- проверим результат работы. Прочитайте, как вы составили определение понятия «водопроницаемые породы» и «водонепроницаемые или водоупорные».

-проверим, верно ли вы составили определения понятий. Те пары, чьи ответы совпали с ответами на слайде, пожмите друг другу руки. Остальные не расстраиваемся, работаем дальше.

-Есть горные породы, которые растворяются водой, их называют- легкорастворимые породы. И тогда в земной коре образуются коридоры, пещеры, а в некоторых из них есть даже озера и реки. В таких пещера с потолка свисают сосульки из гипса, их называют сталактиты. А с пола пещеры вверх растет сталагмит. Такое явление встречается в Уральских горах.

- Как мы уже знаем, на поверхности земли есть осадочные породы различной водопроницаемости. Очень часто водопроницаемы и водоупорные слои чередуются.

-Что получится в результате такого чередования?

- выполните задание №2 на листе самоконтроля

- проверка задания№2

- Подземные воды отличаются по своим характеристикам. Посовещайтесь, назовите признаки, характеризующие подземные воды.

- Проверка ответов по слайду.

- Подумайте и скажите, где и как человек может использовать свойства подземные воды?

-Подземные воды - воды суши, находящиеся под землей.

- в земной коре

- просочилась

- Атмосферные осадки в достаточном количестве. Способность горных пород пропускать воду.

-С одинаковой ли скоростью проникает вода через горные породы.

- Глина воду не пропускает

-Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые её задерживают.



-От количества и размеров трещин и пор в горной породе.

- водопроницаемые

- водонепроницаемые или водоупорные.













-в земной коре будут встречаться места, где вода будет просачиваться через водопроницаемый слой и места, где вода будет накапливаться над водоупорным слоем.

-строение и местоположение подземных вод .







Ответы учащихся.

Беседа по наводящим вопросам

Предположение (гипотеза)

Проведение опыта

Эврическая беседа







Работа в парах

Работа с листом самоконтроля

Взаимопроверка пар.

Самопроверка (слайд №4)





Рассказ учителя. (слайд №5)



Беседа по наводящим вопросам

Проблемный вопрос

Работа в парах задание №2 на листе самоконтроля

Фронтальный опрос (слайд № 6)

Работа в группах по 4 человека

Проверка работы по слайду (слайд №7)

Фронтальный опрос

Обсуждение (слайд № 8)

5. Закрепление

- И так, давайте обратимся к листу самоконтроля. ШПАРГАЛКА

Ответьте на вопросы шпаргалки.

-Можем ли мы утверждать, что подземные воды являются важной частью гидросферы?

- Назовите признаки, по которым мы можем сказать, что подземные воды - часть системы.

- С какими оболочками Земли связаны подземные воды?

-А раз уж подземные воды так важны, значит, мы должны к ним относиться

по -особенному?

Посмотрите лист с творческими заданиями.

.

Ответы учащихся


Фронтальный опрос

Беседа



Инструктаж по выполнению домашнего задания.

6. Подведение итогов

- напишите на листе самоконтроля свою фамилию и имя.

-оцените участие вашего соседа в работе на уроке. Поставьте смайлик своему соседу в первой рамке.

- Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку-смайлик себе сами во второй рамке.

- Оцените и мою работу смайликом. Если тема была вам понятна, было интересно работать и вы узнали новое на уроке - поставьте

Если вы ничего не узнали нового и вам было на уроке не комфортно поставьтеМетодическая разработк уроков по теме Гидросфера

А если вам все равно - поставьте Методическая разработк уроков по теме Гидросфера

Методическая разработк уроков по теме Гидросфера

Работа в парах./проверка/

Самооценка.

7 Домашнее задание

* 22 стр.83-86. рис.56 , 57 зарисовать в тетрадь. Объясните понятия, выделенные в тексте жирным шрифтом.

Творческое задание (по желанию)


Методическая разработк уроков по теме Гидросфера

дата

Оценка за урок.

Тема урока « Подземные воды - часть гидросферы? »



Лист самоконтроля________________ ____________________ _________________

/фамилия имя /

Методическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме Гидросфера

Задание 1. Соедини стрелочками определения понятия и пример.

Горные породы пропускающие воду

легкорастворимые породы

глина, гранит

Горные породы, которые легко растворяются водой

водопроницаемые

гипс, соль, мел, известняк

Горные породы, которые не пропускают воду

водонепроницаемые или водоупорные



гравий, галька

Задание 2. Рассмотрите внимательно изображение, ответьте на вопросы.

Методическая разработк уроков по теме Гидросфера

- Что изображено на слайде?

- Где расположены грунтовые воды?

- Что находится между двумя водоупорными слоями?

- Что такое водоносный слой?

-Можно ли в природе увидеть выход подземных вод?





Задание 1. Заполните пустые клетки в таблице



ГИДРОСФЕРА




ВОДА В АТМОСФЕРЕ

________________________ (94%)



ВОДЫ СУШИ 3,5 % из них 2,5% - пресные воды.

________________

Тихий океан

Подземные воды 0,02% от всех вод гидросферы

Жидкая (капельки воды)

Атлантический океан

Индийский океан

____________(снег, град)

Северный -Ледовитый океан

Задание 2. Впишите недостающие слова в определении понятия.

Воды, находящиеся в _______________________________________________________________________ называют ________________________________________.

Горные породы пропускающие вода называют __________________________________ ____________________________________/____________, гравий, галька/

Горные породы, которые _________________________________________ воду называют водонепроницаемые или водоупорные. /_____________ гранит, мрамор/

Горные породы, которые легко растворяются водой, их называют ______________________________________________породы. /гипс, ______________________/

Слой в котором, в котором будет накапливаться вода будет называться ____________________________________________________________________

Грунтовые воды - воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху ___________________________________________________ породами;

Межпластовые воды - воды, которые находятся между ________________________________________________________________________________

Задание 3. Назовите по каким признакам отличаются подземные воды?

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ




подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях;

Переохлажденные

Холодные

Термальные

Питьевая

Техническая

Пресные

Солоноватые

Соленые

Рассолы


Задание 4. Найдите соответствие.


1. Водоупорные породы. А. Вода, находящаяся в земной коре.

2. Грунтовые воды. Б. Горные породы, пропускающие воду.
3. Артезианские воды. В. Горные породы, не пропускающие воду.
4. Подземные воды. Г. Слой, насыщенный водой.
5. Родник Д. Вода в верхнем водоносно слое.
6. Минеральные воды. Е. Вода между двумя водоупорными пластами.
7. Водопроницаемые Ж. Место выхода грунтовых вод на поверхность.
8. Межпластовые воды. З. Подземные воды, насыщенны газами,
9. Водоносный слой. И. Самофонтанирующие подземны воды.


1

2

3

4

5

6

7

8

9





МБОУ Гимназия №17 г. Королёв Московской области.











Методическая разработка урока географии

По теме: «Озёра.»

6 класс (ФГОС)






Учитель географии:

Черноморова Наталья Ивановна.

Первая квалификационная категория




Королёв 2015 год.

Озёра

Тема урока

Озёра

Тип урока

Комбинированный

Дата урока

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы.

План урока

1) Организационный этап. Актуализация знаний

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Первичное усвоение новых знаний.

4) Первичная проверка понимания

5) Первичное закрепление

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цели урока

Предметные: Сформировать знания об озёрах, их свойствах и происхождении. Составлять определение природных объектов. Определять на карте местоположение географических объектов. Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Метапредметные: Формировать умение определять цели своего обучения. Планировать пути достижения результата. Находить в различных источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы. Организовывать учебное сотрудничество с учителем и учениками.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Формы и методы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично поисковый, проблемный.

Основные термины и понятия

Озеро, озёрная котловина, карст, старица, сточные, бессточные озёра, болото

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: Давать определения объектам.

Получат возможность научиться: составлять учебные характеристики природных объектов. Пользоваться картами атласа.

Основные этапы организации учебной деятельно-сти





Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организаци-онный этап

Актуализация знаний учащихся

Определить усвоение ранее изученного материала

- Почему воды суши называют внутренними водами?

- Какие водные объекты находятся на материках?

- В чем отличие рек и морей?

- Все ли реки одинаковы?

- От чего зависит размещение рек на материках?

Отвечают на вопросы

Взаимодействуют с учителем во время опроса

Определить уровень своих знаний

2. Определение темы

Подвести учащихся к определению темы урока

- О чем пойдет сегодня речь на уроке?

Загадать загадку:

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Приводить аргументы

Выдвигать версию решения

3. Постановка учебных целей и задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

- На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

- Что нужно знать при изучении озёр?

- Есть различия у озёр или они все одинаковые?

- Могут ли озёра влиять на другие природные объекты?

Фиксируют проблему.

Высказывают цели и задачи урока

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Освоение нового материала

Обеспечение усвоения новых знаний и способов знаний

1. - Прочитайте первый абзац, составьте определение понятия озеро.

2. На какие группы можно разделить озёра? (по размерам, по глубине, по происхождению, по возрасту)

Привести примеры.

Составление определений на основе прочитанного текста.

Выделять существенную информацию

Слушать высказывания других

Оценивать правильность выполнения задания

5. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Давайте проследим причины образования озерных котловин.

Работа в группах

Ответить на вопросы:

- Какие явления природы могут привести к образованию естественных углублений.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

6. Модели-рование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Пользуясь картами атласа определите, почему некоторые озёра называют сточными, а другие - бессточными.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

7. Конструиро-вание нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Проследите жизнь озера с его рождения до высыхания или превращения в другой природный объект

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

8. Первичное закрепление

проверка усвоения новых знаний

- Назовите признаки общие для всех озёр

Выделяют существенные признаки

Выслушивают ответы учеников

Определяют степень успешности выполнения своей работы

9. Рефлексия

Организация деятельности учащихся по самооценке

Диагностическая работа (на выходе):

Закончите предложения:

  • Узнал…

  • Понял…

  • Смог…

  • Нашел…

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

10. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность

Оценивая с позиции социальных норм собственных поступков и поступков других людей.

Осознавать причины своего успеха или не успеха

11. Домашнее задание

Знакомство с заданием

параграфа №24

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Разработать план характеристики озера.

2. Пользуясь этим планом описать озеро (на выбор)

Составлять различные виды планов

Использовать разные источники информации

Сверять свои действия с целью









































Конспект урока географии в 6 «Б» классе в соответствии с требованиями ФГОС















ледники



Цели урока:

Обучающая: сформировать представление об озере, типах озёрных котловин, сточных и бессточных озёрах.

Воспитывающая: создать условия для воспитания интереса к предмету и желания познавать новое, воспитывать уважение к мнению одноклассников.

Развивающая: развивать умение слушать, анализировать и делать выводы, развивать умение работать с географической картой и другими ИГЗ, самостоятельно получать знания.

Тип урока: комбинированный

По завершении урока учащийся должен:

Знать: Что такое озеро. Типы озёрных котловин. Сточные и бессточные озёра. Изменение озёр. Чем озеро отличается от других водных источников. Разнообразие и значение озёр.

Уметь: Показывать озёра на карте.

Методы организации учебной деятельности:

информационный, объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

фронтальная, индивидуально - самостоятельная, самоконтроль.

Оборудование:

Средства ТСО: компьютер, проектор, ИАД, презентация к уроку.

Физическая карта мира и физическая карта России.





Технологическая карта урока географии 6 класс по ФГОС.


Технологическая карта.


1

Предмет

География

2

Класс

6 класс

3

Базовый учебник

А. И. Алексеев. География 5- 6 класс. Серия «Полярная звезда».

4

Тема урока

Ледники

5

Тип урока

Урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

6

Ведущая педагогическая методология

Реализация системно- деятельностного подхода в преподавании географии.

7

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами.

Цели: создать условия для формирования умений работать с различными источниками информации. Переводить текстовую информацию в схемы. Совершенствовать навыки работы с картой.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование умения, что необходимо сделать на каждом этапе урока, формирование устойчивой мотивации к обучению.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать данные, устанавливать причинно- следственные связи, контролировать результаты во время выполнения работы.

Регулятивные: уметь организовывать собственную деятельность. Делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в паре с учащимся, уметь выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.

Предметные: выделять признаки понятий, определять по карте географическое положение объектов, определять влияние частей гидросферы (ледники) на жизнь человека, составлять план изучения объекта.

8

Материалы и оборудование ИКТ

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, физическая карта мира, демонстрационные слайды, подготовленные в программе Notebook, атлас, раздаточные карточки «Лабиринт» и «Рефлексия.»

9

Интернет- ресурсы.

geographyofrussia.com/ledniki/

krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/LEDNIKI.html

grandars.ru/shkola/geografiya/ledniki.html

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9d9a3f72-7663-7b8b-441a-d5f28d54f9b9/1000404A.htm

wonderfulnature.ru/statji/lednik.php

10

Список используемой литературы.

Рабочая программа по географии. Предметная линия учебников «Полярная звезда», М., «Просвещение», автор В. В. Николина и др.

Поурочные разработки «География 5- 6 класс». Авт. В. В. Николина. М. «Просвещение».

Мой тренажер «География 5- 6 класс» Авт. В. В. Николина М. «Просвещение».

Справочник учителя географии, автор А. Д. Ступникова и др. Волгоград, из- во «Учитель».

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Организационный момент (2 мин)

Подготовка к уроку: приветствие, готовность, эмоциональный настрой.

Подготовка к уроку необходимых принадлежностей.

2

Мотивация учебной деятельности (6 мин)

Решение географической задачи «Лабиринт» (Приложение №1, слайд №1) Инструкция к выполнению (Приложение №2)

Какова тема нашего урока?

Решение лабиринта (9 заданий на повторение изучаемой темы «Гидросфера- водная оболочка Земли».

Совместное определение темы и целей урока, планирование деятельности этапов урока.

Постановка учебной задачи.

Формирование устойчивой мотивации к обучению.

3

Организация познавательной деятельности (30 мин)

3.1 Изучение нового материала.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «ледник»? (Приложение №1, слайд №2, 3)

Запишите в тетрадь 5 примеров.

Работа со структурой понятия «Ледник» (Приложение №1, слайд №4, 5).

Зачем мы учимся составлять определение?

Какое слово ключевое?

Какие признаки главные?

В дальнейшем продолжим работу над главными правилами составления определения.

3.2 Первичное усвоение знаний.

Образуются ли в нашей местности ледники? Почему?

Каковы причины образования ледников? Найдите ответ в тексте учебника стр 120. Определим местонахождение ледников, используя географический атлас.

Выберите необходимую карту для решения данной географической задачи.

Чем отличаются ледники?

Сравнительная характеристика ледников (Приложение №1, слайд №6).

Что представляет собой горный ледник? Назовите его части.

Используя рисунок определите новый термин.

3.3 Первичное закрепление знаний.

Решение географической задачи- образование ледников в жаркой Африке.

Возможно ли это?

Что нам надо знать, чтобы решить задачу?

Работа с физической картой атласа.

Запись в тетрадь опорных слов или словосочетаний (например: холод, горы, снег, лавина, альпинисты и др.) Высказывания учащихся, анализ вариантов, объяснение выбора, проверка в парах.

Высказывание предположений. Работа с текстом учебника. Параграф 36, стр 120.

Анализ определения.

Ключевые слова: Массив (масса, скопление льда). Главные признаки: крупные, на суше, лед движется.

Работа с текстом учебника и определение причин формирования ледников.

Работа с физической картой полушарий, анализ легенды карты.

Составление схемы «Виды ледников» (горные и покровные).

Работа с рисунком 83.

Морена. (Работа со словарем- индивидуальное задание учащемуся).


Определение высоты снеговой границы вулкана Килиманджаро:

1 Высота горы

2 Температура у подножия

3 Как меняется температура с поднятием вверх?

Показ объектов на карте: Килиманджаро, Кавказ, Урал. Поиск районов покровного оледенения: Антарктида, Гренландия.

Запись примеров в схему в тетради.

Эффективное сотрудничество и продуктивная кооперация. Формирование обобщенного приема определения понятия и выделение его признаков.



Научиться устанавливать связь между природными особенностями местности и природными объектами.

Научиться извлекать информацию из текста учебника, перенос текста в схему.

Анализ иллюстративного материала, обобщение данных.



Определять роль результатов своей деятельности. Устанавливать причинно- следственные связи.

Выдвижение версий решения задачи. Делать выводы по результатам работы. Доказывать свою точку зрения.

4

Подведение итогов (2 мин)

Роль ледников и их влиянии на природу и жизнь человека.

Выставление оценок за урок.

Высказывание учащихся на основании изученного материала: запас пресной воды, источники питания горных рек, толща ледника- информация о природе прошлых эпох.

Точно выражать свои мысли в соответствии с задачей.

5

Информация о домашнем задании (2 мин)

(Приложение №1, слайд №7)

Вопрос №6, стр 121.

Составление плана в тетради характеристики ледника Большой Азау (не менее 5 пунктов)

Запись в дневник.

Вопросы к учителю.

Поиск дополнительных сведений в различных источниках информации.

6

Рефлексия (3 мин)

Ответьте кратко письменно на вопросы карточки.

Спасибо за работу!

Вопросы:

Сегодня я узнал о…

Больше всего мне понравилось…

Я хотел бы еще узнать о…

У меня вызвало затруднение…

Определять и формулировать результаты своей деятельности, осознавать конечный результат

7

Резерв времени

(Приложение №1, слайд №8)

Установить соответствия между терминами и их определениями (работа с интерактивной доской)

Устанавливать причинно- следственные связи, создавать обобщения.

Приложение 1

Слайды, подготовленные в программе Notebook


Слайд № 1 Слайд № 2

Методическая разработк уроков по теме Гидросфера

Методическая разработк уроков по теме Гидросфера

Слайд № 3 Слайд № 4

Слайд № 5 Слайд № 6Методическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме Гидросфера

Методическая разработк уроков по теме Гидросфера

Методическая разработк уроков по теме Гидросфера


Слайд № 7 Слайд № 8Методическая разработк уроков по теме ГидросфераМетодическая разработк уроков по теме Гидросфера



Приложение №2.

Инструкция для выполнения задания «Географический лабиринт»

Прочитайте утверждение и решите, согласны ли вы с ним или нет.

Если ваш ответ «Да», то запишите букву, соответствующую прямоугольнику. Двигаясь по стрелкам, выберите следующее правильное утверждение и запишите его букву.

Если вы считаете, что утверждение неправильное, то стрелку ведущую к нему зачеркните. Это неправильный путь.

На выполнение задания дается 5 минут.

По мере продвижения по лабиринту вы получите последовательность букв, составите слово и определите тему нашего урока.

Подсказка:

должны получиться буквы: К, И, Н, Д, Е, Л

путем перестановки букв получается тема урока - ЛЕДНИК

























Технологическая карта урока:



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент- 3 мин.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас немного необычный урок, урок с элементами исследования одного из самых загадочных и таинственных мест на нашей планете. Эти места в народе называют «глазами Земли». Определить, что это такое, вам поможет загадка: Слайд №1.

«Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, а рама зеленая.

И месяц, и звезды- в нем отражаются.».

Кто догадался о чем у нас сегодня на уроке пойдет речь?

Слайд №2.

Вовлечение в пространственную деятельность урока.



Записывается тема урока в тетрадь

Извлечение информации из загадки, самоопределение на уроке, побуждение к активной деятельности.

II. Актуализация знаний- 5 мин.

Слайд №3.Таблица

Я знаю…

Я хотел бы узнать…

Я узнал сегодня на уроке…

Слайд №4. Какова же цель нашего урока? Что бы вы хотели узнать?

Чертят таблицу в тетрадях и заполняют по ходу урока.

Планирование дальнейших познавательных действий.

III. Проверка ранее пройденного обучающимися учебного материала- 7 мин.

Перед тем как перейти к новой теме, давайте вспомним:

Слайд №5. - Какую оболочку Земли мы изучаем?

- Из каких частей она состоит?

Сейчас проведем небольшой ГД по теме «Реки». Слайд №6.

Поменяйтесь работами, проверьте и поставьте оценку. Слайд №7.

- Кто не сделал ни одной ошибки?

- Кто допустил 1 ошибку?

- Кто допустил 2 ошибки?

- Кто не справился с работой?

Ответы обуч-ся.

Самостоятельная работа.

Взаимопроверка (уч-ся проверяют и оценивают ГД).



IY. Объяснение новых знаний- 20 мин.

- Итак, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Слайд №8. Как вы думаете, что такое озеро?

Озеро- это скопление воды в природном углублении на суше, не имеющее связи с океаном. (запишите определение в тетрадь!)

Откройте атласы! Исследуйте материки: 1 ряд- Африку, 2 ряд- Австралию, 3 ряд- Антарктиду.

Назовите и покажите крупные озера материков на карте.

На каком материке нет озер, почему?

Какие знаменитые озера на Земле вы знаете? Слайд №9-11.

Запишите название этих озер в тетрадь!

Слайд №12.Что такое озерная котловина? Какие бывают озера по происхождению озерных котловин?

Используя текст параграфа 24, заполните таблицу.

Типы озер по происхождению.

Происхождение котловины

Условия образования

Примеры озер




Слайд №13.Подумайте, почему в одних озерах вода пресная, а в других- соленая? От чего это зависит?

Исследуйте по физической карте России озера: Байкал и Каспийское.

Слайд №14 .Схема сточного и бессточного озер.

Версии обуч-ся, обсуждение.

Работа с тетрадью.

Работа с географической картой.

Опережающее задание- сообщения уч-ся.

Работа с тетрадью.

Самостоятельная работа с учебником, систематизация информации.

Работа с тетрадью.



Размышляют над заданием. Учатся слушать мнение одноклассников

К: учет разных мнений, выражение мыслей, аргументация своего мнения

П: анализ, построение логической цепи рассуждений





П: анализ, синтез, классификация, извлечение из текста необходимой информации, структурирование знаний



Y. Первичное закрепление- 5 мин.

Слайд №15-17 . Чем озеро отличается от реки?

Чем озеро отличается от моря?

Каково значение озер для человека?

Ответы обуч-ся.

К: выражение своих мыслей

YI. Итог урока- 5 мин.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

- Было ли вам интересно на уроке?

Слайд №18 . Д/задание:

  1. параграф 24, обозначить на к/карте озера, встречающиеся в тексте параграфа.

  2. Творческое задание: составить кроссворд «Озера» или презентацию «Уникальные озера Земли».

Комментирование оценок обучающихся.

Слушают и записывают задание на дом.











Ледники

Тема: Ледники

-сформировать у учащихся понятия: ледник, снеговая граница, горные ледники, покровные ледники, айсберги, многолетняя мерзлота

-познакомить учащихся со значением ледников, с природными явлениями схода ледников и их таянием.

-развивать навыки работы с географической картой и атласом.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Знать понятия: ледник, снеговая граница, виды ледников, многолетняя мерзлота

  • Уметь характеризовать каждый термин урока;

  • Знать причину образования ледников и причину природных явлений связанных с сходом ледника

  • Уметь показывать на карте ледники

Регулятивные УУД:

  • Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • Оценивать достижения на уроке

  • Оценивать работу одноклассников

  • Высказывать суждения, подтверждая ее фактами

  • Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.

Ресурсы урока: учебник, физическая карта, тест, презентация, к/к

Географический диктант по определениям

1

Архипелаги

А

Огромный участок суши

2

Материк

Б

Группа островов, лежащих недалеко друг от друга

3

Полуострова

В

Часть океана, моря, другого водоема, вдающаяся в сушу

4

Море

Г

Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегов или островов

5

Залив

Д

Количество минеральных веществ в граммах, растворенных в 1 л(1 кг) воды

6

Пролив

Е

Часть океана, отдаленная от него сушей или подводными возвышениями и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями

7

Канал

Ё

Участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан

8

Соленость

Ж

Части мирового океана соединенные человеком

9

Приливы

З

Периодическое поднятие уровня воды

10

Подземные воды

К

Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытые сверху водоупорными породами

11

Водопроницаемые породы

Л

Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов

12

Грунтовые воды

М

Водный поток, текущий в выбранном им углублении - русле

13

Межпластовые воды

Н

Горные породы, пропускающие воду

14

Минеральные воды

О

Воды, находящиеся в земной коре

15

Ледник

П

Водоносный слой находящийся между двумя водоупорными слоями

16

Река

Р

Участок земной поверхности, вся вода с которого стекает в реку

17

Устье

С

Замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении

18

Водоносный бассейн

Т

Участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью

19

Половодье

Ц

Многолетнее скопление льда на суши

20

Озеро

Х

Место, где река впадает в другую реку или озеро или море

21

Болото

У

Ежегодный продолжительный подъем уровня реки1

Б

12

К

2

А

13

П

3

Ё

14

Л

4

Е

15

Ц

5

В

16

М

6

Г

17

Х

7

Ж

18

Р

8

Д

19

У

9

З

20

С

10

О

21

Т

11

Н

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности .

Активизация учащихся

Здравствуйте те, кто весел сегодня, Здравствуйте те, кто грустит. Здравствуйте те, кто общается с радостью, Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Здравствуйте!

Контроль знаний

Выполнение географического диктанта

Выяснение причин затруднений.

Послушайте загадку, разгадав, которую вы узнаете тему сегодняшнего урока. Слайд О. Читаю загадку. Тема урока, цель, задачи

Выполняют диктант. Самопроверка оценивание

Высказывают свои предложения.

Учащиеся отгадывают «Ледник».

С помощью учителя проговаривают следующий этап урока, ставят цель.

Беседа с учителем. Составляют план действий с помощью учителя

Что такое ледник и его виды?

Причины образования ледников?

Виды ледников?

Айсберг?

Мерзлота?

Работа с книгой п.25

Работа с учебником и рабочей тетрадью . Поиск ответов на вопросы на слайде

Реализация построенного проекта. Первичное закрепление знаний.

Организует реализацию проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог

Задание № 1- 7 стр.103 с использованием атласа

Фиксируют новое в речи и знаниях, работая с учебником стр. 97

Реализуют план, зафиксированный на слайде Работа с книгой, отвечают на вопросы с комментированием в паре по цепочки. Оценивают свою работу. Записывают определения

Физминутка.

Первичный контроль

Выполнение теста с самопроверкой и выставление оценки Контроль знаний

Проверочная работа в форме теста.

1. Где образуются ледники?

а) на реках и озерах; б) в морях и океанах; в) на суше.

2. Как быстро образуется ледник?

а) в течение зимы; б) за много лет.

3. О каком леднике идет речь: снеговая линия находится на значительной высоте над уровнем океана.

а) горный; б) покровный.

4. О каком леднике идет речь: снеговая линия низко, иногда на уровне океана.

а) горный; б) покровный.

5. О каком леднике идет речь: имеют форму щитов или куполов.

а) горный; б) покровный.

6. О каком леднике идет речь: по форме разнообразны ( одни похожи на шапку, другие - на реку)

а) горный; б) покровный.

7. О каком леднике идет речь: движутся со скоростью до 80 метров в сутки.

а) горный; б) покровный.

8. О каком леднике идет речь: движутся очень медленно.

а) горный; б) покровный.

9. О каком леднике идет речь: снабжают водой реки.

а) горный; б) покровный.

10. О каком леднике идет речь: образуют морену.

а) горный; б) покровный.

11. Летом у подножья горы температура +10° . Высота горы 3 км. Образуется ли на этой горе ледник?

а) да; б) нет.

Ключ для самопроверки: 1-в; 2-б; 3-а; 4-б; 5-б; 6-а; 7-а; 8-б; 9-а; 10-а; 11-а.

Критерии для выставления оценки: 6-7 б - "3"; 8-9 б. - "4"; 10-11 Б. - "5".


Выполнение теста. Самооценивание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке


Организует рефлексию.

Самооценку учебной деятельности

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Подготовиться п 25

Записывают д/з п. 25 и задание № 5 стр. 103







Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД

Урок по теме: Движение воды в океане.

Технологическая карта урока

Цель: сформировать представление о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия.

Задачи:

-развивать у школьников умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать.

-совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).

-научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.

Планируемые результаты

Учащиеся должны:

  1. Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

  2. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

  3. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

  4. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

  5. Знать/понимать основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

Содержание:

Ветровые волны, океанические течения, приливы и отливы. Строение, причины образования движения воды, значение горизонтального и вертикального движения воды.

Основные термины и понятия: волна, длина и высота волны; цунами; океанические течения; виды течений; приливы и отливы.

Основные ресурсы:

Учебник с.74-75

Электронное приложение: тема «Гидросфера» подтема «Движение воды в океане»

Атлас с.22-23, 26-29

Тетрадь - тренажер с.53 з. 11.

Контурные карты с. 14-15 з. 2

Интернет-ресурсы:

Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН (http// sio.rssi.ru)

Дополнительные ресурсы:

Моря и океаны. Энциклопедия. - М.:Махаон, 2010

Энциклопедия «Что есть что?». Подводные исследования. - М.:Слово, 2002

Дидактическая цель: создать условия для получения новых знаний и первичного закрепления способов деятельности по теме «Движение воды в океане» по технологии развития критического мышления с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология разработки урока: развитие критическое мышление.

Ход урока.

Организация работы на уроке/раздача карточек/

«Рефлексия и оценочная деятельность на уроке»

тестирование

Заполни таблицу

сообщения

«Географические исследования»

Итоги за урок

10 баллов -

4 балла

1 балл -

3 балла -

18 баллов -

Фамилия, имя ученика ________________________

Критерии оценки: «5» - 16-18 б.

«4» - 13-15 б.

«3» - 9-12 б.

I. Оргмомент.

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан

Тестирование по домашнему заданию

1. Самый большой океан:

Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический

2.Наибольшие глубины характерны для океана:

Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического

3.Море, практически, со всех сторон окружённое сушей:

окраинное, материковое, межостровное, внутреннее

4.К окраинным морям не относится:

Карское, Балтийское, Северное, Аравийское

5.Средняя солёность вод Мирового океана составляет:

28‰, 35‰, 37‰, 42‰

6.Средняя температура поверхностных вод океана равна:

+4º, +17º, +10º, +20º

7.Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

Северный Ледовитый и Тихий

Атлантический и Индийский

Атлантический и Тихий

Индийский и Тихий

8. Марианская впадина является частью:

Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана

9. Гвинейский залив омывает:

Евразию, Австралию, Африку, Южную Америку

10.Самый крупный остров Земли:

Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин

Проверка тестирования и запись результатов в карточку

Изучение нового материала

Содержание материала для уровня применения.

II.Стадия вызова

- Какие свойства воды обеспечивают возможность её движения?

(температура и солёность)

- О чём мы сегодня узнаем на уроке? (читают стр.74 «Вы узнаете»)

- И так тема нашего урока:

«Движение воды в океане» - (зачитывают дети)

Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия

По ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный

конспект по представленному образцу

Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайд-шоу

Здоровьесберегающий стиль общения (ЗБТ)

...Клокочет, бушует, волнуется море

Сердито и грозно, седые валы

Как вихри летают на буйном просторе

И силятся сдвинуть крутые скалы.

Смотрите, смотрите - как грудью, могучей

Они, разъяренные бьют в берега!

Но вот на средину отхлынули тучей,

Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора -

Ревут ураганом, громами гремят,

Понять невозможно их чудного хора,

Но, кажется, что-то они говорят…

Содержания материала для уровня понимания.

III. Стадия осмысления

Учитель: Так что же такое «Волна»?

Понятие - «Волна»- чтение с доски «Презентация»

Строение волны - рисунок 5.6., Геофокус

Разновидности волн

-ветровые волны ( штиль, шторм) Ф+Ф(слайд- шоу)

Причины их образования (переменные ветры)

Высота волн - (работа с текстом стр.74)

Описание цунами - чтение наизусть отрывка…

Эмоциональная разрядка (ЗБТ)

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Дети: - цунами

Понятие «цунами» чтение с доски «Презентация»

Строение волны - рисунок 5.7.

Причины образования (сообщение уч-ся) слайд ЭП

Смена вида деятельности учащихся (ЗБТ)

Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения. Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

Содержание материала для уровня применения.

География волн цунами - карта «Землетрясения» стр.22

Последствия цунами - ЭП (слайд-шоу до и после цунами)

Физминутка (ЗБТ)

Содержания материала для уровня понимания.

Смена вида деятельности учащихся (ЗБТ)

Сообщение уч-ся:

В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к берегу, расположенной вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через…150 лет после катастрофы, в 1935 году.

Учитель: О каком виде движения воды говорилось в сообщении?

- Океанические течения

Понятие - чтение с доски «Презентация»

Причины образования - (постоянные ветры)

Виды течений (теплые и холодные, поверхностные, компенсационные, придонные)

География и закономерности размещения тёплых и холодных течений

(холодные от полюсов, теплые от экватора)

А - атлас стр.28-29

Содержания материала для уровня анализа и синтеза.

«Мои географические исследования» стр.75 работа с картами

Значение течений

-влияние на климат - зачитать в учебнике - стр.75

Содержания материала для уровня понимания.

Учитель: Следующий вид движения воды в океане - Приливы и отливы

Понятие - рисунок 5.8.

Причины образования - чтение с доски «Презентация»

Высота приливов - таблица (выдается детям)

Использование приливов и отливов - атлас с. 29

IV. Стадия рефлексии

Учитель: Итак, мы разобрали все основные виды движения воды в океане.

Вы смогли воспроизвести изученный материал в опорном конспекте?

Проверим результаты работы по видам движения воды в океане - запись результатов в карточку .

- на слайде опорный конспект с правильными ответами

Учитель: Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

Содержания материала для уровня анализа и синтеза.

Сейчас, мы проведем «Географические исследования». Вы получите задания.

1.У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15º ш. 145º в.

Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

2.В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

3.Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д.

Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль

на 36º с.ш. и 50º з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

4.На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?

- результаты исследований (оценивает учитель)

V. Подведение итогов урока.

Содержания материала для уровня оценки.

Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»

VI. Домашнее задание.

1. Найти дополнительную информацию по данной теме в Интернете или в библиотеке.

2. Учебник с. 74 - 75

3. Контурные карты с. 14-15 задание 2.















Методическая разработка урока географии

По теме: «Реки»

6 класс (ФГОС)











Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя Черноморова Н.И.

  2. Класс: 6

  3. Тема урока: Реки

  4. Тип урока: урок изучения нового

  5. Планируемые результаты:

А) Предметные: сформировать представление о реке, ее составных частях, частях речной системы , видах рек относительно рельефа, о порогах и водопадах

Б) Метапредметные: формирование компетенций в ходе выполнения практической работы по определению местоположения географических объектов на картах.

В) Личностные: повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения, экологическое воспитание.

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных- осознать, что география - наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

Б) Познавательных- поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых коррективы в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему

6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.

7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал: карточки-задания, карточки-характеристики рек в 2-х экземплярах, карточки «равнинная», «горная», атласы, презентация, карточки 3-х цветов.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

1. Оргмомент

Проверка готовности класса к уроку.

Запись даты в тетрадь

Проверяют свою готовность к уроку

Записывают дату


№1

(дата)

2. Актуализация знаний



Какую оболочку Земли мы изучаем? Что она в себя включает?

Начиная с этого урока, мы с вами знакомимся с водами суши.

Вы получаете карточки-задания: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник

Дети дают ответ «гидросферу»

(работа в парах)

Дети выделяют лишние объекты.

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив, т.к. они находятся не на суше.

Объяснение ответа














3.Определение темы, задач и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном из указанных объектов. О каком, вам поможет определить загадка

Загадка

1_Течет, течет - не вытечет;
Бежит, бежит - не выбежит.
2- Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).


Учащиеся дают ответ, что речь пойдет о реках.





№2 (загадки)


4.Целеполагание и мотивация.

Сегодня мы разберем один из водных объектов суши - это реки.

Открываем тетради и записываем тему урока

Что вы знаете о реках?

Что бы хотели узнать о реках?

Итак, мы сегодня узнаем:

- что такое река, ее части.

- что такое речная система и ее части,

- какие бывают реки

- зачем они человеку

А зачем нужны нам знания о реках?

Знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при изучении географии, но и в повседневной жизни, так как вода и реки окружают нас в реальной жизни.

Кто-нибудь из вас видел реку?

Дети записывают тему в тетради.

Высказывают свои предположения и точку зрения.

Дети читают вслух со слайда цели.

Высказывают свою точку зрения.

отвечают, предполагают.

№3

(реки)







№4

(мы узнаем)








№5

(река течет)


4. Изучение нового материала

Какие у нее главные отличительные признаки?

По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)

«поток», «водный», «течет», «углубление», «естественный»

Вы назвали разные признаки, давайте дадим определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку.

( Река - это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом - руслом)

Работа с учебником

Стр. 87 - чтение вслух.

Какое уточнение дают о реке авторы учебника? (могут временно пересыхать)

Работа с атласом

Откроем в атласах Физическую карту полушарий.

-Как река обозначена на карте. Почему именно так?

Приведите каждый примеры рек.

С помощью схемы расскажите, из каких частей состоит река?

  • Русло - главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.

  • Речная долина - более широкое понижение в рельефе.

  • Пойма - часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.

Где рождается река?

Найдите реки: Дон… Ангару….Терек.

Где они берут свое начало: свои первые воды?

Как же называется то место откуда начинается река. (работа с учебником стр 88)

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо _

Русская великая река. Н.Палькин.

Небольшое хвощовое болотце, окруженное с трех сторон густым еловым лесом, со дна болота бьют родники, дающие первые струйки волжской воды. Над самим волжским родником построена резная избушка, к которой ведет помост. На арке надпись №Исток великой русской реки Волга».

Работа со схемой

Какой тип истока не показан на схеме?



Куда несет свои воды река?

Приведите примеры.

Найдите в тексте учебника, как называется то место, где река впадает в море. (стр 88)

- Какими бывают типы устьев рек?

  • Эстуарий - воронкообразное устье реки.

  • Дельта - устье реки с протоками;

Работа со схемой

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

- Как определить, где у реки левые или правые притоки?

  • Речная система - это главная река со всеми притоками;

  • Водораздел - граница, разделяющая соседние речные бассейны;

Бассейн реки - участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку



Самая протяженная река мира - Нил (6671 км),

самая полноводная река мира - Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

Практическое задание.

В контурных картах р/тетрадей подпишите реки, обозначенные цифрами:

Проблемное задание:

Все ли реки одинаковы? Почему они разные?

Как бы вы классифицировали реки исходя из того, по какому рельефу они протекают?

Вывод:

По тому, в какой местности протекает река, все реки делятся на два вида равнинные и горные.

Работа в группах (дети разбиваются на 2 группы)

Задание:

Выбрать из перечисленных характеристик те, что относятся к 1-я группа - к равнинной реке

2-я группа - к горной реке.

Результаты работы отразить на доске у своей реки. (прикрепить таблички)

Привести 3 примера на карте.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,

  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,

  • разрушительная работа направлена вширь - на размыв берегов,

  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,

развитое судоходство.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,

  • относительно прямые русла,

  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,

  • дно почти все занято руслом,

  • неблагоприятные условия для судоходства.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

- При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог - каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады - крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты.

Водопад Анхель - самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем.

Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Расскажите об использовании рек человеком с помощью иллюстраций слайда

Дети озвучивают разные версии

Один ученик расставляет карточки по порядку.

Работают с учебником, анализируют текст.

Объясняют условный знак, находят реки на карте, запоминают их названия.

Проводят анализ схемы, одновременно рисуют схему себе в тетрадь.



Определяют начало реки - исток.

Знакомятся с определением в тексте учебника.







Определяют, что отсутствует исток- подземные воды, делают добавление в схему.

Дети называют море или океан.

Зачитывают текст учебника с определением.

Запись

определения в тетрадь.

Анализируют схему путем комментирования вслух.







Отрабатывают умение работать с картой

Закрепляют картографические навыки

Дети предполагают, что все ткут по разным территориям, с разным рельефом.

Высказывают свою точку зрения.



Работают в группах.

Сообщают результаты

обобщают, делают вывод.







Анализ схем



№5 (?)





№5 (определение)





№6

(профиль)





№7 (фото истоков)

№8

(исток Волги)



№9

(исток)













№9 (устье)

№ 10 (фото устьев)



№11

№12



№ 13













№ 14



№15





















№ 16 (заголовок)



№ 16(фото)



№ 17, 18, 19, 20









№ 21,













№22,23





№24

















№25

5. Закрепление

Работа в парах за партой

Дать описание географического положения реки (Дон, Обь, Енисей, Лена) по плану на слайде. Результат занести в тетрадь

Разгадайте кроссворд (можно перенести задание на следующий урок в качестве проверки Д/З)

1. каменная неровность на реке

2. место, где река берет начало

3.граница, разделяющая соседние речные бассейны;

4.естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении

5.крутые отвесные уступы твердых пород.

6.место, где река впадает в море, океан.

7.устье реки с протоками

8.углубление, по которому течет река

9.участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку

Работают в парах за партой



порог

исток

водораздел

река

водопад

устье

дельта

русло

бассейн гидросфера

№26







№ 28- 37

6. Рефлексия

А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.

А чтобы оценить, свою работу на уроке, возьмите карточки того цвета в руки , которая соответствует вашей оценке на уроке ( карточки располагаются на партах и красная карточка - «5», зеленая «4», Синяя «3»

Откройте дневники поставьте сами себе оценку за урок, оставив дневники открытыми.

Музыкальная пауза: давайте немного отдохнем закроем глазки и представим себе, что вы белое, пушистое облако, которое медленно и плавно плывет по небу (звучит музыка)

(Учитель в это время ставит роспись в дневниках)

Оценивают ответы друг друга.

Оценивают свою работу на уроке.



.



7. Домашнее задание

запишите домашнее задание пар. 23, стр 87

Записывают домашнее задание

№38







Литература:

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География 6 класс - М.: «Русское слово», 2011

  2. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) - М.: Глобус, 2008.

  3. cabri-volga.org/rus/VolgaMap.html

  4. ru.picscdn.com/domain/keldysh.ru/

  5. ecosystema.ru/07referats/slovgeo/252.htm



Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник



Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник



Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник





Река

Залив

Озеро

Ручей

Водохранилище

Пруд

Море

Океан

Водопад

Болото

Горный ледник

Подземные воды

Речной канал

Родник

Источник











14


© 2010-2022