Обобщающий урок географии в 6 классе по теме «Атмосфера»

"Описание материала: Данный материал направлен на улучшение географической культуры и воспитания бережного отношения к природе. Здесь отражены основные понятия термины и способы изучения атмосферы. Материал предназначен для обобщения знаний об атмосфере. "Применяется различные формы работы: работы с текстом, (определение главной мысли текста, и объяснение атмосферных явлений и закономерностей) составление схем на знания нагревания воздуха атмосферы, игровые моменты: « Отгадаем загадки на знани...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок географии в 6 классе по теме «Атмосфера»

Учитель географии МОУ-СОШ с. Прокудино

Давыдова Л. П.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание значимости географической культуры и эстетического восприятия природных явлений через литературные произведения; развитие культуры общения; воспитание бережного отношения к природе.

  • Метапредметные: развитие пространственного мышления; умения находить причинно - следственные связи в атмосферных явлениях; развитие общих учебных умений и навыков(работа с таблицей, схемами, графиками)

  • Предметные: определение уровня знания основных понятий, терминов, определений, элементов погоды и климата, приборов и способов изучения атмосферы; обобщение материала как системы знаний об атмосфере.

Тип урока: урок контроля знаний.

Оборудование: учебники, тетради, карточки - задания, листы самооценки, приборы: термометр, барометр, гигрометр, анемометр.

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент

Психологическое упражнение «Настрой на творчество»:

«Садитесь удобно, выпрямите спину, закройте глаза. Глубоко вдохните, освободитесь от всего, что вас волнует. Почувствуйте как в вас просыпается творчество и активность, которые заряжают энергией всех вокруг себя. Вы способны на множество мыслей, идей, предложений. Откройте глаза. Посмотрите, как преобразился весь мир. Почувствуйте энергию, которая переполняет вас»

II. Мотивация учебной деятельности

  • Стихотворение:

Есть ли дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило

Да притом не видно было

Ни сложить, ни развернуть

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет? (есть, это атмосфера)

Задание: Внимательно послушайте текст и скажите, какова главная мысль этого текста?

«Она очень красива, если смотреть из дальнего космоса: светящийся голубой шар, очертания которого размыты сияющей дымкой. Эта дымка отгораживает нашу планету от космоса и бережёт её от губительных излучений Вселенной, от смертоносных колебаний температуры. Она поддерживает неугасимый огонь жизни, питая его кислородом. Лёгкая на вид, она становится грозной преградой для пришельцев из космоса. В ней бесславно сгорают «каменные гости»» (главная мысль - значение атмосферы)

- Итак, какое значение имеет атмосфера?

- Сегодня мы обобщаем и систематизируем знания о такой важной оболочке Земли, как Атмосфера.

Наша цель сегодня: повторить основные понятия и термины, причины и следствия атмосферных явлений, вспомнить, как работать с таблицами, схемами, графиками, продолжить работу над повышением географической культуры.

III. Контроль знаний.

  1. Начнём работу со словаря темы.

Задание: Дайте определение понятиям: погода, амплитуда, ветер, атмосферное давление, бриз, тропосфера, атмосферные осадки. (карточки).

2. Для изучения атмосферы нужны приборы. Многие из них мы знаем.

- Какие приборы лежат на столе? (термометр, барометр, гигрометр, анемометр).

Выполнив следующее задание, мы вспомним, что можно определить с помощью этих приборов?

Задание: Установите соответствие:

А. Термометр 1. Влажность воздуха

Б. Барометр 2. Температура воздуха

В. Гигрометр 3. Атмосферное давление

Г. Осадкомер 4. Направление ветра

Д.Флюгер 5. Количество осадков

3.География - очень интересная наука, она даёт объяснение многим явлениям и закономерностям. Но есть такие люди, которые не желают изучать географию.

Задание А: «Жил-был один глупый король по имени Жаролюб. Он очень любил лето, тепло. Всегда был недоволен, когда наступали холодные дни. «Я построю дом у самого солнышка,- говорил он,- и мне будет всегда тепло» И построил дом на самой высокой горе. Забираясь на гору, он не понимал, почему, чем выше он поднимается, тем становится холоднее? Так и замёрз глупый король в своём новом доме»

Вопрос: Что же такого не знал Жаролюб?

Задание Б: Составьте схему нагревания воздуха:

СОЛНЦЕ нагревание воздуха

Нагревание земной поверхности.

4. Сегодня старый ясень сам не свой

Как будто страшный сон его тревожит

Ветвями машет, шевелит листвой

А почему - никто сказать не может.

Вопрос: Вы тоже не знаете, что с деревом?

Почему дует ветер?

Задание: Укажите стрелкой направление ветра на схеме. Какой из них будет самый сильный? Почему?

А. 756 мм.рт.ст. 753 мм.рт.ст.

Б. 753 мм.рт.ст. 761 мм.рт.ст.

В. 755 мм.рт.ст. 751 мм.рт.ст.

Физминутка: «Австралийский дождь»

- В Австралии поднялся ветер (потирание ладоней)

- Начинает капать дождь (щелчки пальцами)

- Дождь усиливается (Поочерёдные хлопки по груди)

- Начинается настоящий ливень (хлопки по бёдрам)

- А вот и град, настоящая буря (топот ногами)

- Но что это? Буря стихает (хлопки по бёдрам)

- Дождь стихает (поочерёдные хлопки по бёдрам)

- Жидкие капли дождя падают на землю (щелчки пальцами)

- Тихий шелест ветра (потирание ладоней)

- Солнце!

5.Изучая тему «Атмосфера» нельзя забывать об атмосферных осадках и атмосферных явлениях.

Задание: «Отгадаем Загадки»

1.Что за чудо - красота! Расписные ворота

Появились на пути, в них ни въехать, ни войти (радуга)

2.Заря-зарница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, солнце скрыло. (Роса)

3.Выше леса, тоньше колоса. (Дождь)

4.В холоде - горой, в избе - водой. (Снег)

5.Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)

6. Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (туман)

6. Теоретические знания нужно применять на практике. Проверим, как мы это умеем.

Задание «Посчитаем»:

1).Чему равна амплитуда колебаний температуры, если термометр показал:

час

1

2

3

7-00

+1С

+2С

+4С

13-00

+15С

+10С

+6С

19-00

+8С

+3С

+10С


14С



2). Определить суточное количество осадков:

час

1

2

3

7-00

4мм

2мм

6мм

19-00

2мм

6мм

5мм


6 мм

8 мм

11 мм

3).Определить температуру воздуха за бортом самолета, если температура на земле +20, на высоте

А). 3000м. (+2С) б) 5000м (-10С)

7. То солнцем ярким улыбнется,

То вдруг нахмурится слегка,

Плаксива, ветрена, дождлива.

Не постоянная весьма...(погода).

- Что это?

- Как происходит изменение погоды? - в течение суток и в течение года (сезоны или времена года).

Угадайте, какие времена года описаны в стихотворениях:

1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пушное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса.

А.С. Пушкин (осень)

2. Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли. H.A. Некpacoв. (зима)

3. Гонимы вешними лучами.

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями.

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года. А.С. Пушкин (весна)

4. Пахнет сеном над лугами…

В песне душу веселя,

Бабы с граблями рядами

Ходят сено шевеля. А.М. Майков (лето)

8. Значение атмосферы для человека огромно. Людям нужен чистый воздух, в достатке содержащий кислород и наша задача не допустить загрязнения атмосферы и избежать экологической катастрофы.

Коль суждено дышать нам воздухом одним

Давайте же мы все навек объединимся

Давайте наши души сохраним

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

Д/З: Написать мини-сочинение на тему «Как спасти атмосферу от загрязнения»

IV. Рефлексия Прогноз погоды:

«Сегодня марта 2014г. температура воздуха С. Атмосферное давление 758 мм.рт.ст. Ветер слабый. В кабинете географии солнечные улыбки, облачность в знаниях прояснилась, грозовые тучи прошли мимо, роса из глаз не выпадала, урок прошёл с пользой для каждого»

V. Итоги урока: листы самооценки.



© 2010-2022