- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии мира (10 класс)
Рабочая программа по географии мира (10 класс)
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гребенева С.В. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ШКОЛА МИРА МИРОВ ______________________________________________________________________________
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 13 имени академика М.К.Янгеля»
(МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля»)
Карла Маркса улица, дом 45, город Усть-Илимск, Иркутская область, Российская Федерация, 666686
Тел. 8(395-35)3-69-66 факс 8(395-35)3-8385 e-mail [email protected] сайт miramirov@ru
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №
от « 28 » августа 2015 г.
Руководитель МО
__________________
Е.А. Жернакова
Согласовано
на НМС
Протокол № 1
от «29» августа 2015 г.
Зам. директора _____________________
Т.Н. Суворова
Утверждено
приказом № 272
от «31» августа 2015 г.
Директор
__________________
З.А. Мисикова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География мира»
10 КЛАСС
2015-2016 учебный год
Составила Гребенева Светлана Владимировна,
учитель географии
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе: сборника нормативных документов, примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. География. М.: Дрофа, 2008 и авторской программы по географии А.П. Кузнецова «География мира» (10-11 классы). Программы для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: География. 6-11 класс / составитель Е.В.Овсянникова - М., Дрофа, 2009 г. (стр. 102-127)
Учебник: Максаковский В.П.Экономическая и социальная география мира.10 кл.- М.:Просвещение,2011г.
Дополнительная литература для учителя:
1.Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. - М.:Дрофа,2003. 2.Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура. Политика: Учеб для 10-11 кл. шк . с углубленным мзучением гуманитарных предметов.- М.: Просвещение, 2002
Дополнительная литература для учащихся:
1 .Географический атлас.10 класс.- М.: Дрофа,2011. 2. Сиротин В.И.Рабочая тетрадь по географии. 10 класс-М: Дрофа,2006г.
Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразие его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальные подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне к ним относятся:
- работа с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа в том числе в геоинформационных системах;
- обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В результате изучения географии на базовом уровне выпускник должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты любой тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, Геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Цель обучения и воспитания в школе: Воспитание миролюбивой толерантной личности, способной выстраивать диалог с другими, обладающей эстетическим сознанием, экологической культурой, проявляющей способность к миротворчеству, к созидательной деятельности «здесь и сейчас».
Календарно-тематическое планирование по курсу «География мира» (10 кл)
№ урока
Раздел
Тема
Урок
Кол. час.
Плановые сроки прохож-
дения
Скорректированные сроки прохождения
Лабораторные, практические, проверочные, контрольные, словарные и др. работы
Вид урока/ используемая технология
1
Раздел I. Современные методы географических исследований. Источники географической информации
Тема 1. Положение географии в системе наук
Урок 1
Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
5 ч
/
1 ч
02.09.
Практическая работа № 1 Анализ карт различной тематики
Урок обучения умениям и навыкам Репродуктивный метод или частично-поисковый метод
2
Раздел I. Современные методы географических исследований. Источники географической информации
Тема 2. Статистический метод - один из основных в географии
Урок 2
Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов.
1 ч
09.09
Практическая работа № 2
Использование статистической информации разной формы и содержания, ее обработка, анализ и представление в графической и картографической форме
Урок обучения умениям и навыкам Исследовательский метод
3
Раздел I. Современные методы географических исследований. Источники географической информации
Тема 2. Статистический метод - один из основных в географии
Урок 3
Другие способы и формы получения географической информации
1 ч
16.09
Урок развития ЗУН
4
Раздел I. Современные методы географических исследований. Источники географической информации
Тема 2 Статистический метод - один из основных в географии
Урок 4
Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных
1 ч
23.09
Урок развития ЗУН
5
Раздел I. Современные методы географических исследований. Источники географической информации
Тема 2 Статистический метод - один из основных в географии
Урок 5
Обобщающее повторение по темам «Статистический метод - один из основных в географии» и «Положение географии в системе наук»
1 ч
30.09
Входной контроль
Урок проверки и учёта знаний и умений Репродуктивный метод
6
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 1. Природа и человек в современном мире
Урок 1
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
6 ч
/
1 ч
07.10
Комбинированный урок Технология листов опорных сигналов. Исследовательский метод
Репродуктивный метод
7
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 1. Природа и человек в современном мире
Урок 2
Природные ресурсы Земли, их виды.
1 ч
14.10
Урок развития ЗУН
8
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 1. Природа и человек в современном мире
Урок 3
Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий
1 ч
21.10
Урок формирования нового знания
9
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 1. Природа и человек в современном мире
Урок 4
Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.
1 ч
28.10
Урок развития ЗУН
10
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 1. Природа и человек в современном мире
Урок 5
Основные типы природоиспользования. Источники загрязнения.
1 ч
11.11
Комбинированный урок
11
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 1. Природа и человек в современном мире
Урок 6
Практическая работа «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»
1 ч
18.11
Практическая работа № 3
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
Тематический контроль
Урок обучения умениям и навыкам Репродуктивный метод
12
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 2. Население мира
Урок 1
Численность, динамика и размещение населения мира. Воспроизводство и миграция населения.
5 ч
/
1 ч
25.11
Урок формирования нового знания Технология листов опорных сигналов. Технология формирования учебной деятельности.
13
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 2. Население мира
Урок 2
Структура населения. Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
1 ч
02.12
Практическая работа № 4
Определение демографической ситуации и особенностей демографической полититки в разных странах и регионах мира.
Урок развития ЗУН
14
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 2. Население мира
Урок 3
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
1 ч
09.12
Практическая работа № 5
Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.
Контрольная работа за I полугодие.
Комбинированный урок Технология коммуникативно-диалоговой деятельности
15
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 2. Население мира
Урок 4
Расселение населения. Специфика городских и местных населений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
1 ч
16.12
Практическая работа № 6
Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Комбинированный урок
16
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 2. Население мира
Урок 5
Обобщающее повторение по теме
«Население мира»
1 ч
23.12
Тематический контроль
Урок проверки и учёта знаний и умений Репродуктивный метод
17
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства
Урок 1
Научно- техническая революция.
13 ч
/
1 ч
13.01
Урок формирования нового знания
18
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства
Урок 2
Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда, международная экономическая интеграция.
1 ч
21.01
Урок формирования нового знания Технология листов опорных сигналов. Технология формирования учебной деятельности. Технология коммуникативно-диалоговой деятельности
19
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства
Урок 3
Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК)
1 ч
28.01
Комбинированный урок
20
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства
Урок 4
Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы
1 ч
04.02
Урок развития ЗУН
21
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства
Урок 5
Возведение НТР на мировое хозяйство.
1 ч
11.02
Комбинированный урок
22
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства
Урок 6
Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах. Экономическое районирование.
1 ч
18.02
Урок развития ЗУН
23
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства
Урок 7
Обобщающее повторение по теме «НТР и мировое хозяйство».
1 ч
25.02
Тематический контроль
Урок проверки и учёта знаний и умений Репродуктивный метод
24
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства.
Урок 8
Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.
1 ч
04.03
Комбинированный урок Частично-поисковый метод. Технология листов опорных сигналов.
25
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства.
Урок 9
Горнодобывающая промышленность. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии.
1 ч
11.03
Комбинированный урок
26
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства.
Урок 10
Машиностроение, химическая, лесная и текстильная промышленности. Главные страны и районы.
1 ч
18.03
Комбинированный урок
27
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства.
Урок 11
Промышленные районы мира. Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс (агробизнес), «зелёная революция»
1 ч
01.04
Комбинированный урок
28
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства.
Урок 12
География транспорта. Мировая транспортная система.
1 ч
08.04
Комбинированный урок
29
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 3. География мирового хозяйства.
Урок 13
Обобщающее повторение по теме «География отраслей мирового хозяйства».
1 ч
15.04
Тематический контроль
Урок проверки и учёта знаний и умений Репродуктивный метод
30
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 4.
Международные экономические отношения.
Урок 1
Внешние экономические связи.
География мировых валютно-финансовых отношений.
5 ч
/
1 ч
22.04
Урок формирования нового знания
31
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 4.
Международные экономические отношения
Урок 3
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
1 ч
06.05
Практическая работа № 7
Определение стран- экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции и сырья, районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг
Урок развития ЗУН
32
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 4.
Международные экономические отношения
Урок 4
Практическая работа «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира».
1 ч
13.05
Практическая работа № 8
Определение основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира
Урок обучения умениям и навыкам
33
Раздел II. Географическая картина мира
Тема 4.
Международные экономические отношения
Урок 5
Обобщающее повторение по теме «Международные экономические отношения»
1 ч
20.05
Тематический контроль
Урок проверки и учёта знаний и умений Репродуктивный метод
34
Раздел II. Географическая картина мира
Урок 1
Обобщающее повторение по разделу «Географическая картина мира»
1 ч
27.05
Итоговая контрольная работа
Урок проверки и учёта знаний и умений Репродуктивный метод