Эссе учителя географии О. Н. Артемьевой

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

По стандартам к нестандартной личности или моя педагогика…

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

В.В.Маяковский

Первый снег, мягкий, пушистый. Он выпал очень рано в этом году, так неожиданно и сразу много. Для нас, взрослых, начало зимы - это гололед, «пробки» на дорогах. А мои пятиклашки радовались, прыгали от восторга, ловили снежинки. Эмоции переполняли их. Я смотрела на них, и душа моя ликовала от того, как искренне умеют они радоваться, видеть в обычном необычное. Эти пятиклашки отличаются от всех, с которыми меня свела судьба за время моей педагогической деятельности. Они неповторимы: непосредственны, у них горящие глаза, жажда познания. Они смело высказывают свою точку зрения, дают оригинальные ответы, хотят сами дойти до истины. И каждый из них звездочка, маленькая или большая, близкая или далекая, и все мне интересны. Каждая мечтает сиять.

Как сохранить любознательность, желание учиться на протяжении всей школьной жизни, чтобы искорки в глазах не погасли? Сегодня этот вопрос волнует меня больше всего.

Я вспоминаю своего любимого Учителя - Русских Раису Сергеевну. Это удивительная, неординарная личность. Она прекрасно понимала детей, умела петь, танцевать, читать стихи, играть в волейбол. Не хочется говорить о ней в прошедшем времени. Она четко знала, каким должен быть учитель. Она не говорила о стандартах, но была примером нестандартной, творческой личности. Учитель, над которым время не властно. Она сумела разглядеть во мне будущего педагога. За все время моей работы я ни разу не пожалела о выбранном пути.

Каким должен быть учитель в современных условиях? Соответствовать требованиям нового образовательного стандарта для учителя - дело непростое! Деятельность учителя в системно - деятельностной парадигме предполагает организацию активного участия каждого ученика в новой нестандартной ситуации.

Для себя я определила основы, на которых строится моя педагогика.

  1. Учение с увлечением.

Урок: учебник, карта, презентация. Рассказываю, как мне кажется, увлеченно. А мои непоседы заскучали. Им почему-то не нравится. Что делать? Нужно срочно что-то менять!

Мы вместе, вооружившись учебниками, пластилином, бумагой, карандашами, начали творить, придумывать. И в наших руках стали появляться модели вулканов, горных систем. Карта материков и океанов «ожила», превратилась в познавательную игру. В свои «помощники» взяли Интернет. Используя свои пособия, мы стали исследователями подземных недр и покорителями горных вершин, путешественниками по дальним странам. Совместный процесс стал увлекать нас и приносить свои «плоды знаний».

Первое, что я себе уяснила, необходимо перейти от «суммы предметных знаний» к развитию и саморазвитию ребенка через повышение познавательной мотивации. Нельзя увлечь современных учеников, не владея новыми педагогическими технологиями. И как результат - процесс обучения идет с увлечением.

2. Расширение образовательного пространства.

Мой интерес к путешествиям перерос в выбранную профессию - профессию учителя географии. Побывав в разных уголках нашей страны, я увидела много нового и интересного, поэтому есть чем поделиться, о чём рассказать. Но для ребенка важно не только услышать рассказ учителя, надо самому увидеть родник, почувствовать запах соснового леса, насладиться пением птиц. Сама природа Удмуртии дает возможность «расширения образовательного пространства». Летом мы совершаем гидрологические экспедиции. Наше внимание привлекли родники и речки родного края. Состояние родников потрясло нас. Ребята самостоятельно приняли решение о необходимости почистить территорию. Я была восхищена принятым решением. В результате наши водные объекты стали предметом исследования. Собранный материал послужил основой для написания исследовательских и проектных работ.

3. Саморазвитие и самообразование - это неотъемлемая часть жизни учителя.

Считаю, что учитель готовится к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает самую суть его профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно всё больше, особенно таким, как мои пятиклашки. Поток информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Я с удовольствием участвую в Интернет - сообществах, учительских конференциях и форумах, делюсь опытом сама и перенимаю опыт других.

Меняются взгляды на образование, появляются новые технологии, стандарты, но общечеловеческие ценности остаются. Детям всегда нужен учитель творческий, неординарный, влюбленный в свое дело. Призвание учителя - зажигать звезды. Отражение звездного света согревает душу не холодными бликами, а ярким светом знаний моих учеников.

© 2010-2022