Урок по географии на тему Ориентирование на местности (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №_10 Класс_6-Б Дата_05.10.15

Учитель: Войтенко А. В.

Тема: Ориентирование на местности.(2 ч.) Способы ориентирования на местности. Определение направлений на местности.

Учебные цели: сформировать понятие «ориентирование на местности», «стороны света» («стороны горизонта») и их международные названия, «полуденная линия»; актуализировать и углубить знания о способах ориентирования на местности и определении направлений из курса природоведения; развивать практические умения ориентироваться; содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях; воспитание стойкого интереса к изучению географии через демонстрацию ее практической значимости.

Ожидаемые результаты: называют разные способы ориентирования на местности, умеют применить их на практике, осознают значимость полученных знаний и умений.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник, гномон, колышки, видео к теме урока.

Ход урока

І. Организационный момент.

Организация учебной деятельности.

ІІ. Сообщение темы, цели, задач урока.

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

«Практичность теории»

В нашей повседневной жизни очень часто бывает необходимо определить своё местоположение и правильное направление движения. Как найти нужную улицу в незнакомом районе? Как выйти к железнодорожной станции во время похода? Как не заблудиться в лесу и найти обратную дорогу? А бывают ситуации и сложнее! Ежегодно тысячи туристов отправляются в горы. Некоторые пользуются специальными маршрутами и опытными проводниками, а некоторые полагаются только на себя. Круглый год в горах работают специальные службы спасения. К сожалению, эта служба никогда не остается без работы - в горах постоянно теряются люди. Почему же это происходит? Дело в том, что погода в горах очень переменчива. Туман, ливень, ураганный ветер и снег могут внезапно настигнуть путешественников. И от того, насколько хорошо люди умеют ориентироваться, часто зависит их жизнь.

IV. Изучение нового материала.

  1. Формирование понятия. «Ориентироваться на местности» - это правильно определять свое местоположение к сторонам горизонта и окружающим объектам.

Для ориентирования нужно уметь определять стороны горизонта (стороны света). Они делятся на: рисунок 41 в учебнике, стр. 45 зарисовать в тетради.

Основные:

Промежуточные:

север (С) норд (N)

северо-восток

юг (Ю) зюйд (Z)

юго-восток

запад (З) вест (W)

северо-запад

восток (В) ост (O)

юго-запад


  1. Определение направлений на местности.

Чтобы правильно ориентироваться на местности, нужно научиться правильно определять, где находится СЕВЕР. Зная это, мы узнаем расположение других сторон горизонта. На стороны горизонта указывают местные признаки: северная часть коры деревьев, памятников, камней покрыта мхом и лишайниками; годичные кольца на пнях деревьев, заметно, шире с южной стороны; кроны деревьев более густые, так же, с южной стороны; с южной стороны деревьев, кустов и пеньков муравьи строят муравейники; на хвойных деревьях, с южной стороны, на стволах накапливается больше смолы. ПОМНИТЕ! При ориентировании по местным признакам возможны различные ошибки. Поэтому для более точного определения сторон горизонта необходимо использовать несколько признаков.

Так же стороны света можно определить с помощью часов, гномона, по тени в полдень и др. (Просмотр видео)

  1. Способы ориентирования на местности.

Издавна основными ориентирами для людей были Солнце, Луна и звезды.

В ясную погоду можно ориентироваться по Солнцу. В полдень (12.00) оно находится в зените. Поэтому тень от предметов будет направлена на север. Линию тени «север-юг» называют полуденной линией.

Ночью, при ясном небе, можно ориентироваться по Полярной звезде.

Работа с учебником. Стр.45-46 прочитать и объяснить способ ориентирования по ПЗ.

Ориентирование по Луне.

При растущей Луне: в 18.00 - Луна на юге, 24.00 - на западе.

При полной Луне: в 18.00 - Луна на востоке, 24.00 - на юге, 06.00 - на западе.

При убывающей Луне: в 24.00 - Луна на востоке, 06.00 - на юге.

север

восток

юг

запад

При растущей Луне



18.00

24.00

При полной Луне


18.00

24.00

06.00

При убывающей Луне


24.00

06.00


V. Закрепление изученного материала.

Географический практикум

Представьте, что вы отправляетесь в путешествие по определенному маршруту. Составьте перечень правил для участников этого маршрута.

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Синквейн

  1. Назовите одно существительное, связанное с темой урока.

  2. Подберите к нему два прилагательных.

  3. Назовите к теме три глагола.

  4. Составьте с этими словами четыре предложения к теме урока.

VII. Итог урока.

Самооценка «Оцените свою работу»

  1. Все понял и могу этот материал объяснить другому - «5»

  2. Все понял, но другому объяснить не смогу - «4»

  3. Для полного понимания мне нужно все повторить - «3»

  4. Я ничего не понял - «2»

VIII. Домашнее задание.

§9, стр. 45-46 ТЗ

  1. Обычно листья растений располагаются перпендикулярно к падающим лучам солнца. Но есть растения-компасы, листья которых узкой стороной показывают направление север - юг. По такому расположению листьев можно ориентироваться.

Назовите некоторые из этих растений.

ОТВЕТ: Листья этих растений располагаются в меридиональном направлении (с севера на юг), так что по ним безошибочно можно определять страны света - север, юг, восток, запад. Поэтому их и называют компасными.

Из представителей нашей флоры таким растением является латук - один из обычных сорняков. На Черноморском побережье Кавказа - эвкалипт. Молокан - обычный сорняк в Европе и США.

  1. Выдающийся ботаник К. Линней изобрел необычные, оригинальные часы. Что это были за часы, из каких деталей они состояли?

ОТВЕТ: В XVIII в. выдающийся ботаник К. Линней изобрел оригинальные цветочные часы. Он заметил, что некоторые растения в солнечные дни открывают и закрывают свои корзинки строго в определённые часы. Высадив рядом несколько видов таких растений, раскрывающих головки в разное время, он определял, который час. Главными деталями этого природного механизма стали сложноцветные.

Высокая чувствительность к свету, позволяющая растениям раскрываться и закрываться в зависимости от яркости освещения, свойственна одуванчикам, ромашкам, мать-и-мачехе и другим видам. А всем известный подсолнечник буквально следит за солнцем, поворачивая свою корзинку вслед за его передвижением по небу. Подобных «солнцеглядов» в природе немало, и называются они гелиотропами(от имени древнегреческого бога солнца - Гелиоса). Некоторые обитатели открытых пространств приспособились спасаться от перегрева, поворачивая свои листья в самые жаркие полуденные часы ребром к солнцу. При этом одна сторона листа указывает на запад, другая - на восток. Такие растения называются компасными, к ним относятся латук дикий (компасный) и сильфиум дольчатый, который помогал североамериканским колонистам ориентироваться в прериях.

© 2010-2022