- Преподавателю
- География
- Дальневосточный экономический район
Дальневосточный экономический район
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чех С.Л. |
Дата | 19.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
9 КЛАСС,
Учитель географии Г.П. Клименко МБОУ «СОШ № 23» г. Владивосток.
«Дальневосточный экономический район».
Цель урока:
-сформировать знания о составе территории, особенностях ФГП, ЭГП и ПГП, природы, хозяйственного развития Дальнего Востока;
- продолжить формировать умения анализировать тематические карты атласа, диаграммы учебника и составлять комплексную характеристику района, формировать выводы;
- учиться работать в группах, учитывать мнения других, принимать решения, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.
Оборудование урока:
Политико-административная карты РФ, физическая карта РФ, атласы, учебник географии В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «Россия. Природа. Население. Хозяйство» М. Просвещение 2013г.
Учащиеся должны знать:
Особенности экономико-географического положения и социального развития Дальнего Востока, основные этапы формирования и особенности специализации хозяйства изучаемой территории.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать тематические карты атласа и учебника;
- самостоятельно изучать и анализировать статистические данные;
- давать оценку природным ресурсам района;
- формулировать выводы и высказывать свое мнение о перспективах развития района.
Модульная программа
«Дальневосточный район»
М № 1 М № 2 М № 3 М № 4 М № 5
М № 1. Состав территории и особенности экономико-географического положения района.
М № 2. Природные условия и ресурсы.
М № 3. Хозяйственное освоение территории.
М № 4. Специализация хозяйства и перспективы развития.
М № 5 Итоги урока.
№ учебного элемента (УЭ)
Учебный материал с указанием заданий согласно модуля
Время
Оценки в баллах
Модуль № 1
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
УЭ-4
Модуль № 2
УЭ-1
УЭ-2
Модуль № 3
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
Модуль № 4
УЭ-1
I ряд учащихся
II ряд учащихся
III ряд учащихся
Модуль № 5
Внимательно изучите тематические карты атласа и выделите характерные черты географического положения Дальневосточного района. Ответ обсудите в группе (группы по 4 чел.)
Изучите материал учебника и рассмотрите тематические карты атласа. Выполните задание: на контурной карте обозначить границу района и административные единицы, входящие в состав Дальневосточного экономического района, сверьте правильность выполнения работы со своими товарищами.
Закончите предложения:
-
Дальний Восток граничит _________.
-
Территория района омывается водами ___.
-
В состав района входят ____________.
-
Особенностью Дальнего Востока является то, что ______________.
-
Связь между северной и южной частью Дальнего Востока осуществляется _______.
Сделайте вывод об особенностях ЭГП Дальнего Востока. Перечислите, какие особенности ЭГП территории способствуют социально-экономическому развитию, а какие негативно сказываются на этих процессах.
Природные условия и ресурсы.
Цели:
-определить основные месторождения полезных ископаемых Дальнего Востока;
-дать характеристику природных ресурсов Дальнего Востока.
Ход работы:
Внимательно прочитайте текст учебника и изучите тематические карты атласа.
1. Определите из предложенных полезных ископаемых, какие добывают на Дальнем Востоке:
- янтарь
- поваренная соль
- каменный уголь
- нефть
- газ
- железная руда
-цветные и редкие металлы
-золото
- алмазы
- полиметаллические руды
- графит
2. Основу энергетики Дальнего Востока составляют:
- ТЭС
- ГЭС
- АЭС
- ГРЭС
3. Дальневосточные моря богаты:
- лососевыми и треской
- крабами, кальмарами, ламинарией
- мидиями, трепангом
- хамсой, килькой
В форме тезисов укажите особенности природных условий и ресурсов Дальнего Востока:
1 -
2 -
3 - и т.д.
Хозяйственное освоение территории.
Цель:
знать основные этапы формирования Дальнего Востока.
Ход работы:
Внимательно прочитайте материал учебника и определите:
а) первые русские появились на Дальнем Востоке_.
б) граница с Китаем проходит __________.
в) граница с Японией проходит _________.
г) главная цель заселения Дальнего Востока _____.
Выберите правильный ответ.
Отраслями специализации Дальнего Востока являются:
-
Цветная металлургия
-
Целлозно-бумажная, лесная и рыбная промышленность.
-
Судостроение, судоремонт, пушной промысел.
-
Черная металлургия.
-
Транспортное машиностроение.
Правильно ли подобраны определения:
Магаданская область, Приморье - фольфрам.
Хабаровск - черная металлургия.
Комсомольск- на-Амуре - машиностроение.
Находка, Владивосток - речное судостроение.
Благовещенск - с/х машиностроение
Находка, Петропавловск - рыбная.
Специализация хозяйства и перспективы развития .
Цели:
-выявить взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района;
-оценить влияние природных условий и ресурсов на хозяйственное развитие района;
-познакомиться с хозяйственными проблемами Дальнего Востока и определить пути их решения.
Ход работы:
-
Выпишите в тетрадь основные отрасли специализации:
а) _____
б)_____
в)_____
г)_____
-
Из предложенных трех заданий выберите для выполнения одно.
Заполняйте пустые места:
а) эта территория экспортирует за рубеж и в другие районы страны _______.
б) на территории Дальнего востока было много военных баз, поэтому одной из главных задач его развития была ________.
в) необходимость сооружения крупного нефтепровода на Дальнем Востоке определилась _.
В чем причины основных социальных проблем народов Севера? Какие направления освоения Севера Дальнего Востока можно предложить, чтобы не ухудшить условия жизни коренного населения:
1)____
2)____
3)____
4)____ и т.д.
Из выше указанных факторов сформулировать вывод о перспективах развития Дальнего Востока.
Итоги урока.
Предлагаю учащимся самостоятельно оценить: достигли ли вы поставленной цели? Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие перед вами стояли цели. В графе «Общее кол-во баллов» поставьте полученную сумму, а в графе «Итоговая оценка» поставьте оценку.
М-1
М-2
М-3
М-4
общее
кол-во баллов
итоговая оценка
2 мин.
5 мин.
3 мин.
3 мин.
4 мин.
5 мин.
5 мин.
3 мин.
4 мин.
3 мин.
3 мин.
1 балл
5 баллов
6 баллов
5 баллов
5 баллов
за каждый верный ответ по 2 балла
1 балл
1 балл
«5»- 30-33б
«4»- 23-26б
«3»- 16-19б
В практике своей работе уделяю внимание личностно ориентированному подходу к обучению географии. Для самовыражения и саморазвития ученика использую возможности модульной технологии. Данный вид технологии дает возможность перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения внутри модуля.
На всех этапах выступаю как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков.