Медоды изучения природы в географии

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мартемьянов В.В.

«Методы исследований природы»

Одной из сложных для преподавания на уроках географии является тема «Методы исследования природы». Большинство учителей не занималось в своей практической деятельности исследованиями на профессиональном уровне, поэтому преподавание этого раздела становится часто формальным. Для улучшения качества урока я написал презентационную программу «Методы исследования в природе», где обзорно рассматриваю (для детского уровня восприятия) некоторые наиболее интересные мне методы.

Под комментарий учителя сменяются слайды методов изучения природы. В презентацию вставлен видеофайл (в «Полевых методах»). Сюжет, как работают школьники на природе.

В «Картографическом методе» нажимаете на картинку, переходите на файл

"Картография" (swf-файл), разворачиваете его на весь экран (Ctrl+F). Идёт пояснение: "В неком районе открыты месторождения золота. Где перспективы будущих поисков? Масштаб не позволяет обследовать весь палеозой! Накладываем карту разломов (Ctrl+ стрелка право). Появляется первая закономерность в размещении - золото, там, где разломы в палеозое. Но всё равно площадь поисков огромная! Накладываем карту рек (Ctrl+ стрелка право). Видна следующая закономерность - золото в палеозое, в разломах, на месте пересечения с реками. Район поисков сужен, можно намечать точки поиска. Нажимаем курсором на эти точки, появляются мигающие значки золота. Сюда можно направлять поисковые экспедиции! Так делаются геоинформационные анализы карт. Программа закрывается (Ctrl+ Q)

На слайде «Статистические методы» последовательное нажатие курсором показывает динамику на графике температуры - влажность. Статистический анализ показывает практически функциональную связь между этими параметрами. Можно открыть закон зависимости о возможном количестве влаги в воздухе и температуре воздуха, что даётся в учебнике 6 класса, как аксиома.

«Системный метод» позволяет проанализировать находки фауны в разных слоях и выявить системную закономерность перехода от примитивных форм к сложным вверх по разрезу. Новые находки фауны появляются после щелчка курсора.

«Сравнительный метод» демонстрирует предсказание академика Губкина о размещении месторождений нефти в предгорных краевых прогибах. Сравнительный анализ Грозненского месторождения и Предуралья. Так была предсказана Прикамская нефть, найденная впоследствии в Верхечусовских городках, при бурении скважины на соль. Переход - щелчок курсором мыши.

«Метод исторической реконструкции». Выбирается картинка с картой скважин. Запускается программа "Палеокарта"(swf-файл), разворачивается на весь экран (Ctrl+F). Пояснения: по ряду скважин, вскрывших меловые - карбоновые (по возрасту) отложения в неком районе, необходимо восстановить природную обстановку того периода. Курсором перетаскивается на карту около точки скважины тип отложений (в черной рамке), далее нажимается черная стрелка в углу экрана. По степени крупности обломков

реконструируется палеографическая обстановка прибрежно - морской территории и направление смыва осадков с берега от 6 скважины, где не сохранились отложения карбона (была суша). Программа закрывается (Ctrl+ Q)

«Аэрокосмический метод». Анализ фотоснимков. От цветных - движение циклонов (это уже фантазия учителя) до анализа трещин в земной коре. Нажимается мышкой чёрно - белый снимок, запускается программа(swf-файл), разворачивается во весь экран (Ctrl+F). Перетаскивая курсором красные разломы, совмещаем их с системой оврагов. Вывод: проявляется северная часть огромной кольцевой структуры "битой тарелки". А это признак подземного купола с возможным скоплением нефти! Есть прогнозная территория! Есть перспектива бурения разведочных скважин. Программа закрывается (Ctrl+ Q)

«Метод математического моделирования». Природный процесс описывается некой формулой. В данном примере - водный баланс. Убирая из этой формулы отдельные параметры (вырубка леса) видим, как нарушается баланс в равенстве. Вывод - может произойти заболачивание территории!

«Компьютерное моделирование». По очереди запускаются две программы (swf-файл) -щелчок на фотографии. Первая - собрать план местности. Вторая - анализ изменения состояния территории при создании пруда в логу, катка, или постройки микрорайона. Программы закрываются (Ctrl+ Q). Последний слайд - итоговый.

Медоды изучения природы в географии


© 2010-2022