- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по ОДб. 06 География Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа по ОДб. 06 География Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горшкова М.В. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АПШЕРОНСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.06 География
Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
2014
Одобрена:
Цикловой методической комиссией
Социально- экономических дисциплин:
протокол № ____ от _______________ г.
Председатель:
_________________ Майфат З..В.
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
_____________ Радченко Н.В.
«____» ____________ 201_ г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб.06 География разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах образовательной программы 030912 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования с учетом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ для профессий начального профессионального образования и специальностей профессионального образования/
Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум»
Разработчик:
Горшкова М.В., преподаватель ГБПОУ КК «Апшеронский лесхоз-техникум»
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.06 География
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины - является частью среднего (полного) общего образования в пределах основной образовательной программы СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОДб.06 География входит в цикл базовых дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен
уметь:
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
сопоставлять географические карты различной тематики;
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен
знать:
-
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки, обучающегося- 117 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки, обучающегося - 78 часов;
самостоятельной работы, обучающегося - 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
0
практические занятия
32
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДб.06 География
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований.
2
Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.
Геоинформационные системы.
Тема 1.
Источники географической информации.
Содержание учебного материала
10
1
Географическая карта - особый источник информации о действительности. Статистические материалы.
2
2
Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.
1
3
Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. Международные сравнения.
2
Практические занятия
4
1
П.з.№1. Анализ карт различной тематики, в том числе сравнительный
2
П.з. №2. Обозначение на контурной карте основных географических объектов
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа обучающихся
4
1
Составить сообщение на тему: «Особый источник информации о действительности».
2
Подготовить доклад на тему: «Использование космических снимков, моделирование в географии».
3
Используя интернет ресурсы подготовить и законспектировать тему: « Геоинформатика-новое направление географии».
4
Письменно ответить на вопрос: В чём заключается революционный путь развития техники и технологии?
Тема 2. Политическая карта мира.
Содержание учебного материала
10
1
Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран.
1
2
Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран.
1
3
Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран.
Государственное устройство стран мира. «Горячие точки» планеты».
2
Практические занятия
4
1
П.з.№3. накомство с политической картой мира
2
П.з. №4. Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов
Контрольные работы
0
Самостоятельная работа обучающихся
4
1
Отметить на контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или указанные в учебнике. ( Не менее 30 стран).
2
Составить кроссворд « Страны мира» (по желанию).
3
Подготовить сообщение на тему: «Горячие точки» планеты».
Тема 3.
География населения мира.
Содержание учебного материала
10
1
Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.
1
2
Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.
2
3
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов.
2
Практические занятия
4
1
П.з.№5. Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира
2
П.з. №6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира
Самостоятельная работа обучающихся
4
1
Подготовка к уроку по теме « Население».
2
Подготовить сообщение по теме: « В чём причина неравномерности размещения населения по территории планеты».
3
Подготовить сообщение по темам: « Какие цели преследует демографическая политика», « Мировая религия», « Мировые миграции».
Тема 4.
География мировых природных ресурсов.
Содержание учебного материала
10
1
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий.
2
2
Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.
1
3
Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
2
Практические занятия
4
1
П.з. №7. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов
2
П.з. №8. Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения
Контрольная работа по теме: «Политическая карта мира». (Включая все пройденные темы).
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
1
Нанести на контурную карту основные месторождения угля, нефти, газа, железной, медной, оловянной руд.
Тема 5.
География мирового хозяйства.
Содержание учебного материала
28
1
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура.
2
2
География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения.
2
3
Международное географическое разделение труда.
1
4
Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации.
2
5
Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
1
6
Внешние экономические связи - научно-технические, производственное сотрудничество.
1
7
Создание свободных экономических зон.
2
8
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
1
9
Международная торговля - основные направления и структура.
1
10
Главные центры мировой торговли.
1
Практические занятия
4
1
П.з. №9. Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства
2
П.з. №10. Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран
Самостоятельная работа обучающихся
8
1
Подготовить сообщение по любой из пройденных тем.
2
Выполнить в рабочих тетрадях диаграммы: « Доля крупных регионов мира (СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка) в мировом производстве пшеницы, риса, кукурузы. Надписать на диаграммах регионы, соответствующие цифровым показателям.
3
Пользуясь текстом учебника (тема № 5.6., глава 5), заполнить таблицу: « Транспорт в развивающихся и развитых странах».
4
Отметить на контурных картах крупнейшие по грузообороту и пропускной способности порты и проливы мира.
Тема 6.
Регионы и страны мира.
Содержание учебного материала
24
1
Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения.
2
2
Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные).
2
3
Высокоразвитые страны Западной Европы.
2
4
Страны переселенческого типа
2
5
Ключевые страны. Страны внешне - ориентированного развития.
2
6
Новые индустриальные страны и др. группы.
1
7
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы.
2
8
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Азии, Африки.
1
9
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Северной и Латинской Америки.
1
10
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Австралии и крупных регионов. Международные сравнения.
1
Практические занятия
4
1
П.з. №11. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий
2
П.з.№ 12. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира
Самостоятельная работа обучающихся
4
1
Оформить контурные карты (по данным заданиям) на примере стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки.
Тема 7.
Россия в современном мире.
Содержание учебного материала
13
1
Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.
1
2
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.
2
3
Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.
1
4
Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.
1
Практические занятия
4
1
П.з. №13. Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития
2
П.з. №14. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда
Самостоятельная работа обучающихся
5
1
Подготовить сообщение на тему: « Золотое кольцо России».
2
Подготовиться к конференции на тему: «Россия на политической карте мира».
Тема 8.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Содержание учебного материала
12
1
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.
2
2
Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения.
1
3
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
1
4
Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
1
Практические занятия
2
1
П.з. №15. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества
2
П.з. №16. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни
Самостоятельная работа обучающихся
4
1
Подготовиться к конференции «Глобальные проблемы человечества».
2
Подготовить сообщение на тему: « Почему проблемы со временем всё более усугубляются, а не решаются».
3
Подготовиться самостоятельно к дискуссии на тему: « Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты».
Всего:
117
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «География»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по географии;
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
Мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов:
1. География RGO. ru rgo.ru/geo. php?k=fizgeo/global&f=grenl
2. Всемирная география http:/ wgeo. ru/
3. Мир путешествий и приключений. Всемирное наследие. http:/ outdoors.ru/unesco/index.php
4. Географическая энциклопедия geoman.ru/
5. География. ру. Страноведческая журналистика geografia. ru/
6. Всё о географии geosite. com.ru/
7. Вокруг света. vokrugsveta.ru/
8. Клуб Geo/ geo. ru/
дополнительной литературы
Основные источники:
-
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., 2008.
-
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2008.
-
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». - М., 2009.
-
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. - М., 2009
-
Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. - М., 2008.
-
Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2008
-
Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. - М., 2008.
-
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. - М., 2008.
Дополнительные источники:
-
Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. - М., 2009.
-
Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 кл. - М., 1997.
-
Большая школьная энциклопедия. Том 1. - М., 2008.
-
Интернетресурсы.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Тип задания;
№ задания
Форма аттестации
(в соответствии с учебным планом)
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
Знать:
Основных географических понятий и терминов; традиционных и новых методов географических исследований
- определять географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений в соответствии с разными источниками информации;
- сравнивать географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений в зависимости от регионов мира;
- заполнять контурные карты в соответствии тематическим с заданием
- формулировать основные географические понятия и термины в соответствии с терминами, представленными в учебнике, атласе, справочной литературе;
-описывать традиционные и новые методы географических исследований в соответствии с их назначением;
-давать характеристику геологического оборудования в соответствии с руководством к нему
практическая работа № 1 - 2 по теме1.Источники географической информации
текущий контроль
Уметь:
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
Знать:
особенностей размещения основных видов природных ресурсов, их главных месторождений и территориальных сочетаний; численности и динамики населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различий в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию в соответствии с материалом атласа,
- объяснять уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства в соответствии с последними показателями,
- сопоставление степени природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий в зависимости от их особенностей;
- описывать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания в соответствии с материалами атласов и данных таблиц учебника;
- сравнивать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику в соответствии с данными приведенных таблиц;
- различать уровень и качество жизни населения в соответствии с основными направлениями миграций;
- анализировать проблемы современной урбанизации в зависимости от основных форм расселения;
практическая работа № 3 - 4по теме2.Политическая карта мира.
практическая работа № 5 - 6 по теме3. География населения мира
Итоговый контроль на дифференцированном зачете
Уметь:
применения разнообразных источников географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
Знать:
географических аспектов отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- анализировать географические аспекты глобальных проблем человечества в соответствии с последними результатами исследований;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями,
-изучать изменения природных, социально-экономических и геологических объектов, процессов и явлений под влиянием разнообразных факторов;
- заполнять контурные карты в соответствии с тематическим заданием
- формулировать географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей в зависимости от регионов;
- сравнивать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда в соответствии с данными приведенных таблиц;
практическая работа № 7 - 8 по теме 4.
География мировых природных ресурсов
Практическая работа № 9 - 10 по теме 5.География мирового хозяйства
текущий контроль
Уметь:
Составления комплексной географической характеристики регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
Знать:
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда
-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира в соответствии с инструкцией к пр № 6;
- строить таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- заполнять контурные карты в соответствии с тематическим заданием
- описывать особенности современного геополитического и геоэкономического положения России в соответствии с атласом,
- оценивать роль России в международном географическом разделении труда в соответствии с последними данными справочной литературы;
- определять характер участия России в мировом хозяйстве в зависимости от ее позиции на мировом рынке
практическая работа № 11 - 12 по теме 6.Регионы и страны мира.
Практическая работа № 13 - 14 по теме 7.Россия в современном мире
Итоговый контроль на дифференцированном зачете
Уметь:
Сопоставления географических карт различной тематики
- сопоставлять географические карты различной тематики в соответствии с инструкцией к практической работе №9
- заполнять контурные карты в соответствии тематическим с заданием
- использовать условные знаки при работе с контурными картами в соответствии с едиными условными обозначениями
практическая работа № 15 - 16 по теме8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
текущий контроль
1