Формирование коммуникативных УУД в рамках групповой формы работы обучающихся

Обязательным условием формирования коммуникативных универсальных учебных действий является внедрение разнообразных форм сотрудничества и общения в учебной и внеурочной деятельности (парная, групповая, дискуссии, проекты). Коммуникативные УУД направлены на формирование и развитие таких умений, как:Самостоятельное планирование учебного сотрудничества;Сотрудничество с другими учащимися в поиске и сборе информации;Разрешение конфликтов;Управление поведением партнёра;Умение выражать свои мысли в соот...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативных УУД в рамках

групповой формы работы обучающихся


Универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В состав универсальных учебных действий (УУД) входят: а) Личностные УУД; б) Познавательные УУД; в) Коммуникативные УУД; г) Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД направлены на формирование и развитие таких умений, как:

  1. Самостоятельное планирование учебного сотрудничества;

  2. Сотрудничество с другими учащимися в поиске и сборе информации;

  3. Разрешение конфликтов;

  4. Управление поведением партнёра;

  5. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  6. Эффективная организация работы всех членов команды.

Обязательным условием формирования коммуникативных универсальных учебных действий является внедрение разнообразных форм сотрудничества и общения в учебной и внеурочной деятельности (парная, групповая, дискуссии, проекты).

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Для формирования коммуникативных действий можно предложить ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников (работа в парах/группах). Например, сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знания географических названий островов, морей, заливов, рек и т.д.. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

1-й пример фрагмента урока - обобщающий опрос в форме командной игры.

Команды избирают капитана, самостоятельно устанавливают основные правила командной игры. (Мои учащиеся 6-го класса сформулировали следующие три правила: 1. Говорит один; 2. Действовать по команде ведущего; 3. Слушаться капитана).

Интеллектуальная игра включает несколько конкурсов (от 5-ти до 7-ми, в зависимости от уровня учащихся класса), требующих письменного или устного ответа. За каждый конкурс, команда, правильно выполнившая задание, получает определенное количество баллов/очков (которые представлены в виде синих кружочков, символизирующих 1 балл). Каждый конкурс оценен по-разному, в зависимости от сложности, от 1 до 5 баллов. В процессе работы командам разрешено пользоваться только атласом и линейкой.

Данная форма работы направлена: а) на формирование уважения учащихся друг к другу, умение вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимоуважения (пример личностного УУД); б) на самостоятельный выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, формирование учащимися учебных целей, установление аналогий, сравнение, логичный вывод следствия (пример познавательного УУД); в) развивает навык сотрудничества с другими учащимися в поиске и сборе информации, эффективной организации работы всех членов команды (пример регулятивного УУД).

2-й пример фрагмента урока - рефлексия Учащимся других команд предлагается посовещаться и решить самостоятельно, между собой, какую отметку следует поставить каждому члену команды в соответствие с тем вкладом, который внёс каждый член команды в успех команды. Командам предоставляется время на обсуждение (5 минут).

По истечении времени, от каждой команды выступает капитан, озвучивая совместное решение по поводу оценок, выставленных всем членам команды, кроме себя. Каждую отметку капитан, обязательно, комментирует (сопровождает пояснениями). Отметку капитану озвучивает один из рядовых членов команды, аргументируя принятое решение.

Этот методический приём направлен: а) на воспитание уважения к своим одноклассникам, умение вести диалог с учителем и одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимоуважения (пример коммуникативных и личностных УУД); б) развивает навык самостоятельной оценки своей деятельности и деятельности других учащихся, оценивать результаты деятельности (чужой, своей), анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (пример регулятивного УУД).

Групповая форма работы, для убедительности и обоснованности учебных действий, требует большого объема материала. Дефицит времени компенсируется объединением детей в группы, что позволяет как работать индивидуально, так и получить результат, соответствующий заявленным требованиям. Важно отметить, что применение технологий, направленных на развитие УУД, способствует как эффективному освоению учащимися учебного материала, так и достижению необходимых метапредметных результатов.



© 2010-2022