Рабочая программа по географии 10 класс

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка:

Актуальность курса: Содержание курса ориентируется на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в 10 классе рассчитан на 35 часов.

Рабочая программа по географии разработана на основе:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Основная образовательная программа среднего общего образования;

- Авторская программа В.П. Максаковского к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 класс. - М.: Просвещение, 2010. - 398с.»;

- Учебный план на 2015 - 2016 учебный год;

- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей «Эрудит».

Особенность преподавания предмета: на данном этапе возникает необходимость использовать межпредметные связи, т.к. некоторые вопросы изучались либо в предшествующих классах, либо на других предметах. Опаснейшее нарушение круговорота веществ и энергии, а также повреждение в биосфере регенерационных процессов поставили человечество на грань выживания. Все это свидетельствует о важности географического взгляда на сущность происходящих процессов на Земле. Данные вопросы заложены в плане. Экологический аспект позволяет увидеть много общего в картине современного мира, его взаимосвязь, взаимозависимость, влияние человека на природу, рассмотреть вопросы решения экологических и социальных проблем человечества. При нынешнем обострении глобальных проблем такой подход кажется вполне оправданным. Совершенствовать и расширять кругозор, умение самостоятельно и мотивационно организовать свою познавательную деятельность, извлечь необходимую информацию из источников способствует использование информационно-коммуникативной технологии. Использование разнообразных географических знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечение безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды, такую задачу решает валеологический аспект.

Цель: Освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем.

Задачи:

1. Учить устанавливать глобальные проблемы общества и решать их.

2. Формировать умения работать со статистическим материалом, современными источниками информации.

3. Развивать пространственное мышление.

4. Учить сочетать и анализировать природные, социально-экономические, геоэкологические процессы и явления.

Особенности методики преподавания предмета: Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации для составления географических характеристик регионов и стран мира - таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. Специфика курса и возрастные особенности позволяют использовать нестандартные уроки: урок-семинар, урок-лекция, урок-конференция, урок-исследование. Предполагается использование ИТ, медиаресурсов, Интернет-ресурсов, учебно-лабораторного оборудования. Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 10 классе отводиться 35 часов.

Введены изменения: на «Введение» отводиться 1 час, на первую часть изучаемого материала отводится 31 час, поэтому тему «Глобальные проблемы» начинаем изучать в 10 классе (3 часа). В связи с проведением промежуточной аттестацией учащихся с 14.12.2015 по 18.12.2015 и с 16.05.2016 по 21.05.2016 согласно годовому календарному графику будет проведена корректировка.


Тематическое планирование по географии


темы

Содержание

Кол-во часов


Введение

1

Часть I. Общая характеристика мира

1

Современная политическая карта мира

4

2

Природа и человек в современном мире

6

3

География населения мира

6

4

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

7

5

География отраслей мирового хозяйства

8


Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества

3


ИТОГО

35

Основное содержание тем:

Введение (1 час). География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной - к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС). Структура учебника. Как работать с учебником.

Часть I. Общая характеристика мира

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа). Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы. Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная. Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.

Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов). Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания. География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО. Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Тема 3. География населения мира (6 часов). Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Мировые религии - христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины. Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Различия между странами по темпам урбанизации. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики).

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часов). Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика. Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Основные пространственные модели мирового хозяйства. Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления. Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 часов). Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства. Топливно-энергетическая промышленность, рост производства и потребления топлива, три этапа развития. Нефтяная, газовая, угольная промышленность - основа мировой энергетики. Электроэнергетика - одна из отраслей «авангардной тройки». Горнодобывающая промышленность, факторы размещения. Металлургия: черная и цветная, особенности развития в различных регионах мира. Машиностроение, сдвиги в отраслевой и территориальной структуре. Химическая промышленность, четыре главных региона размещения. Лесная и деревообрабатывающая промышленность, два пояса. География сельского хозяйства. Понятие «зеленая революция». Растениеводство, животноводство, рыболовство, особенности размещения. Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Географические различия в транспортной системе. Виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный, их специфика, преимущества и недостатки.

Тематика практических работ:

  • По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.

  • Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».

  • Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.

  • Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.

  • Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.

  • Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.

  • С помощью Интернет-сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания.

  • Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке.

  • Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».

  • Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.

  • Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 - 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.

  • Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

  • Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.

  • Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

  • Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.

  • С помощью Интернет сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки крупнейших городских агломераций мира и провести сравнение их географического микроположения.

  • Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы.

  • Используя текст учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

  • Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:

    Страны

    Отрасли их международной специализации


  • Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

  • Используя материал учебника, нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте. Кратко охарактеризовать историю их формирования. С помощью дополнительных источников информации предложить свой прогноз развития этих десяти центров до 2020-2025 гг.

  • Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупным городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализировать полученную картосхему и составить по ней рассказ.

  • С помощью различных источников информации, включая Интернет и Геоинформационную систему, подготовить: а) письменный доклад на тему: «Проблема гастарбайтеров в России»; б) устное сообщение на тему: «Инноград Сколково».

  • На основе приобретенных знаний, охарактеризовать (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.

  • Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.

  • По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.

  • Используя данные учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.

  • Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли. Нанести на эту же карту крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США.

  • Используя данные учебника, составить диаграмму «Страны, занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции.

  • Используя знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду».

  • Используя содержание темы 1 и 12 учебника, а также дополнительные источники информации подготовить сообщение (письменный реферат) на тему: «На пути к безъядерному и безопасному миру».

  • Используя содержание темы 2 и других тем учебника, составить в тетради схему: «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду».

  • Используя содержание темы 3 и других тем учебника, таблицы 11, 16, 17, 34 и 35 в «Приложениях», а также дополнительные источники информации нарисовать «демографический портрет» планеты в наши дни и в середине XXI в.

Примерная тематика рефератов:

  • Особенности взаимоотношения человека и природной среды

  • Освоение человеком труднодоступных территорий планеты

  • Нетрадиционные источники энергии и их использование человеком

  • Международные программы по охране природных ресурсов

  • Особенности урбанизации в различных странах мира

  • География христианства в современном мире

  • Типологические особенности развитых и развивающихся стран мира

  • Сравнительная характеристика регионов слаборазвитости в зарубежном мире: Азии, Африки, Латинской Америки

  • Приоритетные направления в исследовании глобальных проблем мира.

  • Динамика численности населения мира в 20 веке: региональные различия

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь

  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;

  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества.

Формы контроля уровня достижений учащихся:

  • тематический

  • итоговый

  • групповой

  • фронтальный

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Учебно-методический комплект:

  • Максаковский В.П. География. 10-11 классы. - М.: «Просвещение», 2007

  • Максаковский В.П. География. Рабочая программа

  • Географический атлас. 10 - 11 класс

Литература для учителя:

  • Амбарцумова Э.М. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

  • Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. 1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. - Волгоград: Учитель, 2010.

  • География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2013.

  • География в таблицах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2010.

  • Малый атлас мира. - М.: Ультра Экстент, 2009-191 стр.

  • Симагин Ю.А. Экономическая и социальная география мира: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: АРКТИ, 2011.

  • Контрольно-измерительные материалы. География. 10 класс. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2014

  • Баранчиков Е.В. «Тесты по географии» М «Экзамен» 2009.

Рекомендованная литература для учащихся

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 11 и 12 издания.

Максаковский В.П. Географическая картина мира. -М.: Дрофа, 2010

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 2009.

Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 2009.

Дронов В.П., Ром В.Я. Население и хозяйство России. Учебник для 9 класса. - М.: Дрофа. § 4 2. § 15.

Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России и мировой рынок. Учебник для 11 класса. - М. : АСТ-пресс школа, 2009. Гл. 5, 6.

М. Голубчик, Э.Л.Файбусович, А.М. Носов, С.В. Макар. Учебник для вузов

Интернет-ресурсы:

festival.1september.ru

xpt.narod.ru

en.edu.ru

pedsovet.su

school-collection.edu.ru/


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Каждый урок сопровождается слайдовой презентацией, работой с учебником и атласом.

Учебно-лабораторное оборудование

1

Мультимедийный компьютер

2

Интерактивная доска

3

Мультимедиа проектор

Карты мира

4

Внешние экономические связи

5

Глобальные проблемы человечества

6

Машиностроение и металлообработка

7

Народы

8

Политическая

9

Почвенная

10

Природные зоны

11

Природные ресурсы

12

Растительности

13

Религии

14

Сельское хозяйство

15

Текстильная промышленность

16

Транспорт и связь

17

Урбанизация и плотность населения

18

Уровни социально-экономического развития стран мира

19

Физическая

20

Химическая промышленность

21

Черная и цветная металлургия

22

Экологические проблемы

23

Экономическая

24

Энергетика

Видеофильмы и видеофрагменты

25

Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку

26

Крупнейшие города мира

27

Корея

28

Страны и народы Азии

29

Страны и народы Африки

30

Страны и народы Северной Америки

31

Страны и народы Южной Америки

32

Современная политическая карта мира

33

Глобальные проблемы человечества



РАЗДЕЛ/ ТЕМА УРОКА


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

ФОРМА, МЕТОДЫ,

ТИП УРОКА, ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ПО ПЛА НУ

ПО ФАКТУ

Знать/ понимать

уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

Введение.

География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Методы географических исследований. Источники географической информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС).

02.09- 05.09

фронтальная,

групповая,

лекция,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом

работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований.

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета

УЛО 1,2,3

Часть I. Общая характеристика мира

2

Современная политическая карта мира

Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

07.09-12.09

фронтальная,

беседа,

работа с учебником,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом

Самостоятельная работа с учебником, слушание и анализ выступления своих товарищей

основные географические понятия и термины.

отбирать необходимую информацию из текста учебника, в смежных науках (в учебниках и атласах по истории и обществознанию).

находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Характеризовать политикогеографическое положение страны, его изменение во времени

Показывать на карте страны мира , называть их столицы

УЛО 1,2,3, 8,32

3

Современная политическая карта мира

Влияние международных отношений на политическую карту мира.

Период «холодной войны» . Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. Пр.р. Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.

14.09-19.09

индивидуальная,

парная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок фронтальная

слушание объяснений учителя, работа с картой, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3

4

Современная политическая карта мира

Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная. Пр.р. Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».

21.09-26.09

фронтальная,

беседа,

работа с учебником,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом

работа с текстом учебника, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 32, 8

5

Современная политическая карта мира

Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.

Пр.р. По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.

28.09-03.10

фронтальная,

парная,

беседа,

частично-поисковый,

практическая работа,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

УЛО 1,2,3, 8

6

Природа и человек в современном мире

Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Пр.р. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.

05.10-10.10

индивидуальная,

парная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

определять сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических, геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран мира и регионов мира.

УЛО 1,2,3

7

Природа и человек в современном мире

Понятие о ресурсообеспеченности. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов. Пр.р. Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.

12.10-17.10

фронтальная,

групповая,

лекция,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок

Работа с картой, учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 11,8

8

Природа и человек в современном мире

Природные ресурсы. Пр.р. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.

19.10-24.09

фронтальная,

парная,

беседа,

частично-поисковый,

исследовательский,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

Работа с учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 8,11

9

Природа и человек в современном мире

Биологические ресурсы.

География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда. Пр.р. С помощью Интернет-сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания.

26.10-31.10

индивидуальная,

парная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 8, 12

10

Природа и человек в современном мире

Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы, их виды.

Пр.р. Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».

09.11-14.11

фронтальная,

беседа,

работа с учебником, работа с картой,

комбинированный урок, выполнение работ практикума, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 11

11

Природа и человек в современном мире

Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО. Пр.р. Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.

16.11-21.11

фронтальная,

парная,

беседа,

частично-поисковый,

исследовательский,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3, 22,8

12

География населения мира

Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве населения. Демографическая политика, её особенности. Качество населения как комплексное понятие. Пр.р. Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 - 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.

- Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.

23.11-28.11

индивидуальная,

парная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом

слушание объяснений учителя, работа с картой

численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

УЛО 1,2,3, 8,7

13

География населения мира

Половой состав. Возрастной состав. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Религиозный состав населения мира. Пр.р. Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.

- Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.

30.11-05.12

фронтальная,

парная,

беседа,

частично-поисковый,

исследовательский,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 7,8

14

География населения мира

Размещение населения по земной суше. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Пр.р. Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.

07.12-12.12

фронтальная,

групповая,

практическая работа,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя,

Работа с контурной картой, учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 8,17

15

География населения мира

Современный город и его функции.

Понятие об урбанизации. Быстрые темпы роста городского населения. Сельское население. Пр.р. Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы.

14.12-19.12

индивидуальная,

парная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3, 8, 26

16

География населения мира

Население и окружающая среда. Пр.р. Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы.

21.12-28.12

фронтальная,

групповая,

, практическая работа,

исследовательский,

урок-практикум

Работа с контурной картой, учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3

17

География населения мира

География населения как ветвь социально-экономической географии.

Геодемографическое направление. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики). Пр.р. С помощью Интернет сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки крупнейших городских агломераций мира и провести сравнение их географического микроположения.

11.01-16.01

фронтальная,

групповая,

лекция,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом

слушание объяснений учителя, работа с картой

УЛО 1,2,3

18

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Понятие о научно-технической революции (НТР).

Характерные черты НТР. Четыре составные части НТР. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Пр.р. Используя текст учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

18.01-23.01

фронтальная,

групповая,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом

слушание объяснений учителя, работа с картой, учебником, работа в малых группах,

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение основных отраслей.

Характеризовать основные черты и части НТР, приводить примеры

Давать сравнительную характеристику ведущих факторов размещения производительных сил

Оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

УЛО 1,2,3,8

19

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Понятие о мировом хозяйстве.

Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция. Пр.р. Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

25.01-30.01

Индивидуальная, практическая работа, беседа, частично-поисковый, урок-практикум

Работа с контурной картой, учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3

20

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Понятие о глобализации и её движущих силах.

ТНК. Отраслевая структура мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Пр.р. Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран (страны, отрасли их международной специализации

01.02-06.02

индивидуальная,

парная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом

работа с текстом учебника, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 8

21

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Основные пространственные модели мирового хозяйства.

Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Пр.р. Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупным городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализировать полученную картосхему и составить по ней рассказ.

08.02-13.02

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 8

22

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Территориальная структура хозяйства

экономически развитые страны с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах.

15.02-20.02

фронтальная,

групповая,

лекция,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3, 18

23

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Региональная политика и её главные направления. Пр.р. С помощью различных источников информации, включая Интернет и Геоинформационную систему, подготовить: а) письменный доклад на тему: «Проблема гастарбайтеров в России»; б) устное сообщение на тему: «Инноград Сколково».

22.02-27.02

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

урок-практикум

Работа с контурной картой, учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3,

24

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Факторы размещения производительных сил.

Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический. Пр.р. На основе приобретенных знаний, охарактеризовать (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.

29.02-05.03

фронтальная,

парная,

беседа,

частично-поисковый,

исследовательский,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3,8

25

География отраслей мирового хозяйства

Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства.

Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР. Изменения в территориальной структуре промышленности мира. Пр.р. Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.

07.03-12.03

Парная, индивидуальная, практическая работа, работа с картой, частично-поисковый, комбинированный урок

слушание объяснений учителя,

Работа с контурной картой, учебником, выполнение работ практикума

место промышленности в экономике мира, географию мировой индустрии.

составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими и объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов

УЛО 1,2,3, 8,23

26

География отраслей мирового хозяйства

Топливно-энергетическая промышленность.

Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Нефтяная промышленность основные черты географии; Газовая промышленность мира, основные черты. Угольная промышленность мира, основные черты её географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС.

14.03-19.03

фронтальная,

групповая,

лекция,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 8, 24

27

География отраслей мирового хозяйства

Мировая горнодобывающая промышленность. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.

21.03-26.03

фронтальная,

групповая,

лекция,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок

работа с картой, учебником, работа в малых группах,

фронтальная беседа, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 8, 21

28

География отраслей мирового хозяйства

Машиностроение мира. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и окружающая среда. Пр.р. По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.

04.04-09.04

индивидуальная,

парная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3, 6,20, 15

29

География отраслей мирового хозяйства

Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства.

Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство. Пр.р. Используя данные учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.

11.04-16.04

индивидуальная,

парная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

Работа с контурной картой, учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3,14

30

География отраслей мирового хозяйства

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, её масштабы. Региональные транспортные системы. Транспорт и окружающая среда. Пр.р. Используя данные учебника, составить диаграмму «Страны, занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции

18.04-23.04

фронтальная,

групповая,

лекция,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3,16

31

География отраслей мирового хозяйства

Всемирные экономические отношения (ВЭО).

Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне. Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Торговля услугами и её формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО). Пр.р. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли. Нанести на эту же карту крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США.

25.04-30.04

индивидуальная,

парная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом

слушание объяснений учителя, работа с картой

работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3,8

32

География отраслей мирового хозяйства

Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации.

Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).

Международный туризм: масштабы и основные черты географии. Пр.р. Используя знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду».

02.05-07.04

фронтальная,

парная,

беседа,

частично-поисковый,

исследовательский,

Комбинированный урок, работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 23,8

Часть III. Тема12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) (5 часов)

33

Глобальные проблемы человечества

Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о глобальных проблемах и их классификации. Пр.р. Используя содержание темы 2 и других тем учебника, составить в тетради схему: «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду».

- Используя содержание темы 3 и других тем учебника, таблицы 11, 16, 17, 34 и 35 в «Приложениях», а также дополнительные источники информации нарисовать «демографический портрет» планеты в наши дни и в середине XXI в.

09.05-14.05

индивидуальная,

парная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом

слушание объяснений учителя, работа с картой

географические аспекты глобальных проблем человечества;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

УЛО 1,2,3, 33,5

34

Глобальные проблемы человечества

Проблема разоружения и сохранения мира, международного терроризма Современная геополитическая обстановка в мире, перспективы её улучшения. История терроризма и его виды. Возникновение международного терроризма и его распространение. Пр.р. Используя содержание темы 1 и 12 учебника, а также дополнительные источники информации подготовить сообщение (письменный реферат) на тему: «На пути к безъядерному и безопасному миру».

16.05-21.05

Коллективная, фронтальная, беседа, дискуссия, урок-дискуссия;

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 5, 33

35

Глобальные проблемы человечества

Экологическая и демографическая проблема. Главные центры дестабилизации окружающей среды. Кризисные экологические районы. Пути решения демографической проблемы Прогнозы роста численности населения Земли

23.05-31.05

Коллективная, фронтальная, беседа, дискуссия, урок-дискуссия;

слушание и анализ выступлений своих товарищей, комментирование выставления оценок

УЛО 1,2,3, 5,33


© 2010-2022