Урок - экскурсия в природу. 5 класс

Урок - экскурсия в природу. 5 класс   Образовательные задачи: 1) учить распознавать листья наиболее распро­страненных пород деревьев; 2) разви­вать умение различать кустарники, деревья, травы. Воспитательные задачи: 1) воспи­тывать бережное отношение к приро­де; 2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить из­менения в неживой природе; 3) про­должить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению; 4) повышать уровень эколо­гической культуры учащихся. Р...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - экскурсия в природу. 5 класс


Образовательные задачи: 1) учить распознавать листья наиболее распро­страненных пород деревьев; 2) разви­вать умение различать кустарники, деревья, травы.

Воспитательные задачи: 1) воспи­тывать бережное отношение к приро­де; 2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить из­менения в неживой природе; 3) про­должить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению; 4) повышать уровень эколо­гической культуры учащихся.

Развивающие задачи: 1) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) обогатить представления детей конкретными наблюдениями за осенними явления­ми в жизни растений, животных; 3) осуществлять наблюдения за при­родными явлениями; устанавливать зависимости в природе; 4) сравнить летнюю природу с осенней; 5) разви­вать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.


Программное содержание.

  • Сформировать у детей представление о том, что парк - это комплекс естественных пейзажей (березовые рощи, открытые поляны, лесонасаждения и т.д.) и ис­кусственных инженерных сооружений фонтаны, клумбы, аллеи и т.д.).

  • Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью для утепления.

  • Познакомить детей с разнообразием деревьев, расте­ний, их окраской.

  • Закрепить у ребят знания о культуре поведения в при­роде. Учить их верно оценивать свои поступки и по­ступки окружающих.

  • Формировать связную диалогическую речь.

  • Сбор природного материала (листья, желуди, летучие семена липы, клена, мох, коряги).

Методы, формы урока: творческое задание, исследовательское задание, задания для групповой работы.

Возможное развитие:

- умение применить теоретические знания на практике;

- умение видеть влияние деятельности человека на природу;

- умение сотрудничать, выполняя в группе разные роли;

- умение корректно и эстетично оформлять свою работу

Термин проведения: II семестр, май месяц

Тема курсу природоведение, 5 класс


Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов, термометр, барометр, лупа, компас, фотоаппараты, ручки, листочки.

План экскурсии:


  1. Перед началом экскурсии ставлю задачи перед учащимися и делю класс на группы, в каждой группе выбираем старшего или звеньевого. Звеньевым выдается задание уже на экскурсии (Приложение 1).

2. Экскурсия проводится в городском парке, поэтому дети работают на разных территориях заранее

отмеченных учителем.

3. В классе 6 групп. На выполнение задания дается 20-25 минут. Учитель напоминает учащимся, что

передвигаться можно только по дорожкам.

4. Провожу беседу-лекцию и обращаю внимание детей на технику безопасности во время экскурсии.

5. В ходе беседы вспоминаем стихи об осени, загадки. В беседе выясняются знания учащихся о

деревьях, кустарниках и травах, о характерных признаках осени - окраске листьев, начале листопада,

созревании плодов.

6. Перед выполнением индивидуальных заданий для каждой группы напоминаю о правилах поведения

учащихся в природе, о культуре общения человека с окружающей природой.

7. В выполнении коллективного задания должен принимать участие каждый ученик из группы.

8. В ходе выполнения самостоятельной работы учащиеся, как правило, обращаются к учителю.

Выполнив работу, докладывают старшему.

9. Подводятся итоги экскурсии. Учитель напоминает о том, что отчеты о проделанной работе нужно сдавать на следующий урок. Оценивается работа каждой группы и отдельно учащихся.

10. Задание на дом: составить план рассказа по результатам экскурсии.

Ход урока



  1. Организационный момент. Беседа по правилам ТБ и ОБЖ

  2. Рассказ учителя о целях экскурсии, напоминание правил поведения в природе и во время экскурсии.

  3. Введение в тему. Актуализация знаний.

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы.

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Перечислите, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)

- А что относится к живой природе? (Растения, человек, животные)

- Всё в природе подчинено законам. Жизнью природы управляют и времена года. Какие

времена года вы знаете, назовите.

- Отгадайте загадки:

Опустел уютный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы -

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь. )

Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)

- Ещё раз перечислите эти месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- К какому времени года они относятся? (К осени)

Учитель. Какая погода в октябре?

-Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась ,опускается на землю.

- По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.

В октябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

- В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

- Итак, какая погода в октябре?

(Читает подготовленный ученик)

Закружила Осень

Рыжие метели.

Золотые листья

С клёнов полетели.

Закружился листьев

Пёстрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лёд.


  • Отметьте, какие работы выполня­ют люди в эту пору в парках, садах, по­ле, на лугу.


  • Понаблюдайте, как одеты взрос­лые и дети осенью по сравнению с ле­том. Почему?

4. Экскурсия в городской парк.

Учитель. Ребята, куда мы пришли? (В парк). Давай­те посмотрим вокруг... Какие из­менения произошли в природе? (Ответы детей).

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

- Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)

- Сейчас мы совершим с вами небольшую экскурсию в городской парк. Понаблюдаем, какие деревья в нём растут, какого цвета листва на них. А ещё понаблюдаем за небом: какое оно? Ярко-синее или бледно-голубое? И есть ли на нём облака?

(Характеризуя осенний парк, следует отметить, в какие цвета окрашиваются листья разных деревьев, у всех ли растений в одинаковой степени произошло это изменение, одинаково ли изменяется окраска листьев на одном дереве. От того, что листья разнообразно окрашены, лес осенью очень красив. Это время осени называют золотой осенью.)

Учитель.

- Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?

-Что еще происходит с листьями?

- Найти деревья и кустарники, которые не изменились с лета.

Учитель. Ребята, а что такое листопад? Как вы думаете, почему в природе
происходит листопад? (Сбрасывая листья, растения спаса­ются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количе­ство влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают.)

- Когда листьев больше опадает: в затишье или при ветре, объяснить почему?

- Каких опавших листьев больше: зеленых или частично изменивших окраску? (Листопаду

предшествует изменение окраски листьев.)

-На всех ли лиственных деревьях одновременно начался листопад?

- Со всех ли деревьев уже опали листья?

- Видели ли вы сейчас растения с листьями?

- Когда лес бывает более красивым - в сентябре или сейчас? Почему?

-Когда началось изменение окраски листьев, какая в это время была погода (температура воздуха)?

-Когда началось массовое изменение окраски листьев?

- Как изменилась к этому времени температура воздуха? (Надо сравнить температуру воздуха в начале и в конце листопада. Дети увидят, что с понижением температуры изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)

Дети и учитель идут по тропе парка.

Учитель. Ребята, отгадайте, о каком дереве я за­гадаю загадку:

Осень в парк

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, глядя, его клюют. (Рябина)

Дети рассматривают встретившиеся деревья, кустар­ники, обсуждают форму листьев, их величину. По ходу соби­рают семена, листья для гербария.

Учитель.

- Какие деревья растут в, парке?

- Отгадайте, о каких деревьях говорится в этих загадках.

1.Зимой и летом одним цветом.

2. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

- Докажите, что ваши отгадки правильны.

Это задание вызвало большую активность со стороны учащихся.

- Сравните ели, которые описывает М. Лермонтов, с теми, которые вы видите в этом парке.

Читается отрывок из стихотворения М. Лермонтова "Осень":

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели,

Зелень мрачную хранят....

Учащиеся, прослушав отрывок, отметили, что в парке ели и сосны выглядят не мрачно, а очень нарядно, весело, потому, что они выделяются среди золотых березок и красных осинок, а желтые листочки, которые лежат на их ветках, еще больше оттеняют их зеленый наряд.

- А какие деревья осенью меняют свою листву?

- Расскажите о березках, какие они были летом, а какие сейчас? С чем можно сравнить их наряд?

- Посмотрите еще раз на березки в парке. Что вы подметили? Расскажите об этом. (Крона у березки кружевная, а такого белоснежного ствола, как у березки, нет ни у одного дерева. Березка похожа на балерину в золотой пачке, которая кружится на одной ножке.)

Проводится игра «Кто быстрее найдет березу, сосну, дуб».



Учитель. Идем дальше.

«Все меня топчут,

А я все лучше».

Ребята, о чем я говорю? (Об аллее). Какая она?

Обратить внимание детей на скамейки.

Учитель. Ребята для чего нужны скамейки? Для чего служат указатели? (Для того чтобы ориентироваться на многочисленных аллеях нашего парка).

5. Работа в группах.

Затем учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека и работают са­мостоятельно. Задание учитель состав­ляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель напоминает о том, какое количество материала нужно собрать и как это делать. Подчеркива­ется необходимость соблюдения эле­ментарных правил охраны природы. Собирать можно только опавшие листья, веточки, кору.

Задания для 1-й группы: «Охрана природы»

1. Какой мусор был найден вашей группой на данной территории? Пластиковые бутылки и упаковки. Макулатура.

Стеклотара.

Алюминиевые банки.

Металлические отходы.

Другие отходы (какие?)

2. Какие из найденных вами отходов принимаются для переработки?

3. Какие отходы относятся к опасным? Есть ли такие отходы на данной территории?

4. Какие меры принимаются для сохранения чистоты территории? Что бы вы еще могли предложить?

5. Нарисуйте два знака ,призывающих людей не мусорить на данной территории.

Задача. В сутки авто­мобиль способен выбросить в воздух при­мерно 20 кг выхлопн ых газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Успеха в работе!

Задание для 2-й группы.

1. Посмотрите, что стало с почвой с при­ходом осени. Почему? 2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где они чаще всего встречаются - на солнце, в тени? Почему? Где они прячутся?

- Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

У насекомых температура тела не­постоянная. Она изменяется в соответ­ствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в ста­дии личинки и куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

3. Задача. Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см?

Успеха в работе!

Задание для 3-й группы.

1. Измерьте температуру воздуха на месте проведения экскурсии, сравните с летними измерениями. (Летом погода теплая, много ясных дней; осенью темпе­ратура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмур­но. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?

2. Соберите опавшие листья, с помощью учителя определите, с каких деревьев они опали.

3. Задача. Сейчас охота в наших лесах запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц в общем запрещена охота?

Задание для 4-й группы.

1. Пронаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, теплый; сла­бый, сильный). Определите с помощью компаса его направление

2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

3. Задача. Сова уничтожает за год 1000полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?

Привал «Думаем, вспоминаем»

(фенологический рассказ).

- Слушайте внимательно, ищите ошибки.

Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. В сентябрьское воскре­сенье Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать. Вот и лес. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пест­рые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже полно лукошко сморчков и строчков. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блес­тит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превра­тятся во взрослых лягушек. Катюша захва­тила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как там подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли. С полным лукошком и ведерком возвра­щались домой. Вышли к полю и увидели -высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка.

Ошибки. 1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля - мае, но не в сентябре. 2. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля. 3. Люпин отцве­тает в июле. 4. Головастиков, как пра­вило, в сентябре уже нет. 5. Земляника кончается в начале июля, малина - в конце июля. 6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.7.Белые журавли обитают в тундре. 8. Ласточки летают высоко - к хоро­шей погоде, а не к дождю.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать, сделать фотографии, гербарии, колажи. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.

© 2010-2022