Исследовательская работа по географии на тему Транспортная промышленность

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ «Есеновичская СОШ»



Исследовательская работа

по географии на тему

«Транспортная промышленность»







Работу выполнил

учащийся 10 класса

Громов Владислав.

Работу проверила

учитель географии

Бойкова М.А.





2014-2015 учебный год.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………3

  2. Основная часть………………………………………………………………….5

2.1. Виды транспорта……………………………………………………………..6

2.1.1. Железнодорожный...................................................................................6

2.1.2. Автомобильный ……………………………………………… ……………7

2.1.3.Авиационный…………………………….………………………………….8

2.1.4. Трубопроводный……………….……….…………………………………..9

2.1.5 Морской и внутренний водный……………………………………………10

2.2. Факторы размещения транспортной промышленности…………….……..12

2.3.География транспортной промышленности………………………..……….18

2.4.Транспорт и окружающая среда…………………………………..…………20

2.6. Роль транспорта в экономике страны……………..………………………..22

3. Вывод………………………..…………………………………………………..24

4. Заключение .……………………..……………………………………………...23

5. Литературные источники ……………………………………………………...25

















Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Цель работы: рассмотрение основных отраслей машиностроения, выявление их отраслевых и территориальных особенностей, а также размещение в основных странах и регионах мира. При выполнении исследовательской работы мною использовались следующие методы исследования:

Теоретические (в основном методы анализа, синтеза, индукции, дедукции). При помощи этих методов мною была изучена основная литература по теме, произведён анализ ключевых положений, касающихся мирового машиностроения.

Метод сравнения. Этот метод позволяет сравнить основные показатели развития машиностроения в различных странах, дать сравнительную характеристику отраслям машиностроения, их географическому размещению и влиянию на экономику страны в целом.

Использование этих методов даёт возможность изучить основные ключевые положения. Такие как: отраслевой состав машиностроительного комплекса, основные факторы, которые оказывают влияние на его размещение, основные отличия общего и транспортного машиностроения, характеристика этих отраслей и особенностей их географии в современном мире.

Рассмотрение этих существенных, на мой взгляд, вопросов позволит в заключении сказать, как размещаются основные отрасли машиностроения по территории мира и какие факторы оказывают влияние на их географическое положение.

Задачи: 1.

  1. Отобрать и изучить материал по теме «транспортная промышленность».

  2. Рассмотреть виды транспорта.

  3. Изучит значение транспорта.

  4. Изучить отраслевой состав машиностроения.

  5. Рассмотреть факторы размещения производств общего и транспортного машиностроения.

  6. Выявить влияние развития машиностроения стран на развитие экономики данных стран.











  1. Основная часть

Транспорт(от лат. Transporto- перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.





Виды транспорта

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России



  • Железнодорожный транспорт- вид наземного транспорта, перевозкагрузов и пассажиров, на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. В отличие от автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями, по которым он идёт. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащённый металлическими колёсами. Однако возможно и другое устройство путей, например, без балластный путь, где пути прикреплены к цементной основе.

Подвижной состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по сравнению с автомобилями, а пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены в более длинные поезда. Движущей силой в поездах являются локомотивы, использующие электричество или производящие собственную мощность, обычно дизельными двигателями. Железнодорожный транспорт является безопасным видом транспорта по сравнению с другими его видами. Железнодорожный транспорт способен справляться с большими объёмами пассажиро - и грузопотоков и является энергоэффективным, однако обычно менее гибкий и более капиталоёмкий, чем автомобильный транспорт при меньшей загрузке транспортной сети.

Старейшие железные дороги, где человек сам тянул груз, относятся к VI веку до н. э, а Периандр, один из семи мудрецов, считается её изобретателем. Железные дороги расцвели после изобретения в Великобританиипаровой машины, ставшей важным источником энергии в XVIII и XIX веках. Паровые двигатели позволили строить железные дороги на большие расстояния, что, в свою очередь, стало одним из важнейших компонентов индустриальной революции. Железные дороги снизили стоимость доставки, а также потери товаров по сравнению с водным транспортом, где корабли часто тонули. Перемещение грузов с каналов, которые использовались в Европе до появления железных дорог, создало «общегосударственный рынок», где цены на товары почти не отличались в разных городах.

В 1880-х появились поезда, работающие на электричестве, а также появились первые трамваи и метрополитены. Начиная с 1940-х не электрифицированные железные дороги большинства стран стали заменять паровые локомотивы на дизель-электрические, практически завершив этот процесс к 2000 году. В 1960-х электрифицированные высокоскоростные железные дороги появились в Японии и некоторых других странах. Некоторые другие системы наземного направляемого транспорта, такие как монорельс и маглев не имеют столь широкого применения.

  • Автомобильный транспорт

вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения А. т. - развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния А. т. Перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки другими видами транспорта грузы. Ныне без А. т. Невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

Автомобильный транспорт начал развиваться с 20 в. По мере роста производства автомобилей и строительства автодорог. В 1900 во всём мире было 11 тыс. автомобилей, 1826 тыс. в 1914, 10922 тыс. в 1921, 46 057 тыс. в 1940, 70 388 тыс. в 1950, 126 955 тыс. в 1960, 177 902 тыс. в 1965. В 1970 будет, предположительно, около 230 млн. автомобилей. В 1968 в мире было произведено свыше 15 млн. автомобилей.

Если в 19 в. Железнодорожный транспорт, вытеснив внутренний водный и гужевой транспорт, был наиболее распространённым видом транспорта, то в 20 в. Быстро развивающийся. Автомобильный транспорт стал оттеснять железнодорожный.

Вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения А. т. - развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на короткие расстояния, внутригородские перевозки, перевозки грузов для торговли и строительства. На дальние расстояния А. т. Перевозит скоропортящиеся, особо ценные, требующие быстрой доставки, неудобные для перегрузки другими видами транспорта грузы. Ныне без А. т. Невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

А. т. Начал развиваться с 20 в. По мере роста производства автомобилей и строительства автодорог. В 1900 во всём мире было 11 тыс. автомобилей, 1826 тыс. в 1914, 10922 тыс. в 1921, 46 057 тыс. в 1940, 70 388 тыс. в 1950, 126 955 тыс. в 1960, 177 902 тыс. в 1965. В 1970 будет, предположительно, около 230 млн. автомобилей. В 1968 в мире было произведено свыше 15 млн. автомобилей.

Если в 19 в. Железнодорожный транспорт, вытеснив внутренний водный и гужевой транспорт, был наиболее распространённым видом транспорта, то в 20 в. Быстро развивающийся автомобильный транспорт стал оттеснять железнодорожный.



  • Авиационный транспорт

Авиационный транспорт является самым молодым видом транспорта - первые перевозки им начались лишь в 20-е годы XX в. Он имеет самую высокую себестоимость перевозки грузов. Поэтому им перевозятся или наиболее дорогие, или срочные грузы. В общих суммах грузооборота и массы перевозимых грузов он составляет сотые доли процента.

Главная функция авиационного транспорта - перевозка пассажиров на дальние расстояния. Соответственно на него приходится около четверти пассажирооборота в дальнем сообщении, а среднее расстояние перевозок составляет 1800 км. Авиационный транспорт является единственным круглогодично действующим в северо-восточной части страны, когда там замерзают реки и моря. Главным авиационным узлом России является Москва, вокруг которой расположено несколько пассажирских и грузовых аэропортов. Крупные аэропорты находятся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Минеральных Водах. Сочи.



  • Трубопроводный транспорт

- вид транспорта в России. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировканефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективно, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения.

Действует крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжающих экономику России, а также ведущих в Западную Европу, Турцию, Юго-Восточную Азию.

В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяжённости в широтном направлении[1].

История.

Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1960-х годов.

В 2008 году трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, данный показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 53 %].

Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн. Тонно-километров, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 49 %.

Длина магистральных газо- и нефтепродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км[2]. По состоянию на конец 2012 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила  250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс. км и нефтепродуктопроводов 20 тыс. км.[3]

Нефтепроводы.

Магистральные нефтепроводы России

Дополнительные сведения: Нефтепровод

Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006) и по которой прокачивается более 90 % российской нефти.

  • Морской транспорт.

Морской транспорт важен, прежде всего, тем, что он обеспечивает значительную часть внешнеторговых связей России. Внутренние перевозки (каботаж) существенны лишь для снабжения северных и восточных побережий страны. Доля морского транспорта в грузообороте составляет 8%, хотя масса перевозимых грузов - менее 1% от общей. Достигается такое соотношение за счётсамого большого среднего расстояния перевозок - около 4,5 тыс. км. Перевозки пассажиров морским транспортом незначительны.

В мировом масштабе морской транспорт занимает первое место по грузообороту, выделяясь минимальной себестоимостью перевозок грузов. В России он сравнительно слабо развит, поскольку основные экономические центры страны удалены от морских побережий. К тому же большая часть морей, окружающих территорию страны, являются замерзающими, что удорожает использование морского транспорта. Серьёзной проблемой является устаревший флот страны. Большинство кораблей построены более 20 лет назад и по мировым стандартам должны быть списаны. Практически отсутствуют корабли современных типов: газовозы, лихтеровозы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой-выгрузкой и др. На территории России имеется всего 11 крупных морских портов, что недостаточно для страны таких масштабов. Около половины российских грузов из идущих морским транспортом обслуживается портами других государств. В основном это порты бывших советских республик: Одесса (Украина), Вентспилс (Латвия), Таллинн (Эстония), Клайпеда (Литва). Использование морских портов других государств приводит к финансовым потерям. Для решения этой проблемы ведётся строительство новых портов на побережьях Балтийского и Чёрного морей.

Ведущим по грузообороту морским бассейном России в настоящее время является Дальневосточный. Основные порты в нем - редко замерзающие Владивосток и Находка. Около Находки сооружён современный порт Восточный с терминалами для экспорта угля и лесных грузов. Большое значение имеет также порт Ванино, расположенный на завершающем участке Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В этом порту действует паром, связывающий железнодорожную сеть материковой России с сетью острова Сахалин (портом Холмск).

На втором месте по грузообороту находится Северный бассейн. Основные порты в нем: Мурманск (незамерзающий, хотя и находится за Северным полярным кругом) и Архангельск (лесоэкспортный, одновременно и морской, и речной). Крупные порты действуют также в устье Енисея. Это Дудинка, через которую вывозятся рудные концентраты из Норильска, и Игарка, через которую идёт лес и лесная продукция. Участок Северного морского пути между устьем Енисея и Мурманском является круглогодично действующим, что обеспечивается использованием мощных ледоколов, в том числе атомных. Навигация восточнее устья Енисея осуществляется лишь 2-3 месяца в летний период

Третий по значению - Балтийский бассейн. Основными портами в нем являются Санкт-Петербург (замерзающий) и Калининград (незамерзающий). Использование удобного Калининградского порта затруднено, так как он отделен от основной части России территориями зарубежных государств. Около Санкт-Петербурга действует небольшой порт Выборг, через который идут в основном лесные грузы. Строятся порты Усть-Луга и. Приморск.

На четвёртом месте по объёму грузооборота находится Черноморско-Азовский бассейн. Здесь расположены два незамерзающих нефтеэкспортных порта - Новороссийск (мощнейший в России) и Туапсе. К морскому транспорту относятся также перевозки по Каспийскому морю. Самыми крупными здесь являются порты Астрахань (одновременно морской и речной) и Махачкала, через которые идут в основном нефтяные грузы.


  • Речной транспорт(или внутренневодный)-

являлся главным в России до конца XIX в. В настоящее время его значение невелико - около 2% грузооборота и массы перевозимых грузов. Хотя это дешёвый вид транспорта, но он имеет серьёзные недостатки. Главный - направления течения рек часто не совпадают с направлениями перевозок грузов. Для соединения соседних речных бассейнов приходится строить дорогостоящие каналы. На территории России речной - сезонный вид транспорта, поскольку реки замерзают на несколько месяцев в году. Общая протяжённость судоходных речных путей в России составляет 85 тыс. км. 3/4 грузов, перевозимых в настоящее время речным транспортом России, - это минерально-строительные материалы. Перевозки пассажиров речным транспортом незначительны, как и морским.

Больше половины грузооборота речного транспорта страны приходится на Волжско-Камский бассейн. Он соединён каналами с соседними бассейнами (Дон, Нева, Северная Двина, Белое море), являясь основой Единой глубоководной системы европейской части страны. Здесь же расположены крупнейшие речные порты: Нижний Новгород, Северный, Южный и Западный в Москве, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объёму грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. В нем кроме строительных материалов значительную долю в перевозках составляют нефтяные грузы. Основные порты - Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень. Третий в России - бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. В нем значительную долю в перевозках составляют лесные грузы. Главные порты - Архангельск и Котлас.

Большое значение речной транспорт играет в северо-восточной части России, где фактически отсутствуют сети других видов транспорта. Основное количество грузов на эти территории завозится летом или с юга от железной дороги (по Енисею из Красноярска, по Лене из Усть-Кута), или от устьев рек, куда грузы доставляются морским транспортом.

Факторы размещения транспортной промышленности

Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить транспортный фактор.
При размещении всех отраслей хозяйства этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации хозяйства всей страны.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному природопользованию; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

В эпоху НТР при выборе места размещения предприятия значимым является учёт технологических особенностей производства - расход сырья, энергии, воды, а также затраты рабочей силы. Это в первую очередь относится к отраслям обрабатывающей промышленности. Например, производство алюминия по-прежнему отличается высоким энергопотреблением, хотя затраты на производство 1 т алюминия и снизились - с 18 тыс. кВт/ч до 14 тыс. кВт/ч. Промышленность остаётся важнейшей отраслью хозяйства в большинстве стран мира. Ведущая роль промышленности в экономике определяется, прежде всего, тем, что, снабжая все отрасли хозяйства орудиями труда и новыми материалами, она выступает наиболее активным фактором научно-технического прогресса. К тому же в структуре хозяйства промышленность характеризуется комплексно- и районообразующими функциями. Под её влиянием возникают новые городские центры, сельскохозяйственные сырьевые базы, пути сообщения, осваиваются новые источники сырья, топлива, энергии.
Промышленное производство характеризуется сложной отраслевой и территориальной структурой, складывавшихся под влиянием множества факторов. Так, территориальная организация промышленности зависит от степени обеспеченности страны и отдельных регионов природными и трудовыми ресурсами, уровня развития научно- технического прогресса, исторически сложившейся картины размещения городов, путей
сообщения, наличия инфраструктуры. Однако на отдельные промышленные предприятия воздействует сравнительно узкий круг факторов: сырьевой, топливно-энергетический, водный, рабочей силы, потребительский и транспортный.
В современной экономической и экономико-географической литературе отрасли обрабатывающей промышленности в зависимости от различной ориентации на тот или иной фактор принято классифицировать по факторам размещения. Таким образом, выделяются отрасли обрабатывающей промышленности: 1 - сырьевой ориентации, 2 - топливной ориентации, 3 - энергетической и топливно-энергетической ориентации, 4 - водопотребительской ориентации, 5 - потребительской ориентации, 6 - ориентации на трудовые ресурсы, и на высококвалифицированные кадры в том числе.
Слабым местом данной классификации отраслей обрабатывающей промышленности является то, что она основана лишь на каком-то одном преобладающем факторе. При размещении предприятий многих отраслей, как правило, существенное значение имеет не один, а два и более факторов. Например, сырьевого, водного и потребительского для нефтеперерабатывающей промышленности, топливного и энергетического для тепловых электростанций, сырьевого, топливного и водного для чёрной металлургии полного цикла. Следует иметь ввиду всю сложность системы размещения любой отрасли хозяйства, так как она предусматривает совокупность целого ряда взаимосвязанных факторов, которые необходимо учитывать. Только научно-обоснованный учёт факторов с точными расчётами эффективности каждого фактора позволит правильно разместить отдельные производства, отрасли или группу отраслей. Поэтому необходимо составлять несколько вариантов моделей размещения по всем отраслям с учётом совокупности факторов размещения и сравнительной экономической эффективности, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант.
Сравнительное значение отдельных факторов находится в зависимости от технико-экономической и технологической специфики производства. Те факторы, которые в одних отраслях промышленности выступают на первый план, в других оказываются второстепенными. Если для цветной металлургии (кроме производства лёгких металлов) решающую роль в размещении предприятия играет сырьевой фактор, то в чёрной металлурги он делит своё влияние с топливным фактором. При размещении предприятий машиностроения и лёгкой промышленности необходимо учитывать, прежде всего, факторы потребления и рабочей силы.
Более того, один и тот же фактор в пределах данной отрасли промышленности, но на разных стадиях технологического процесса действует с неодинаковой интенсивностью. Так, в медной промышленности связь с источниками сырья является обязательным условием размещения обогатительного производства. При металлургическом переделе роль сырьевого фактора несколько ослабевает и становится тем меньше, чем выше качество, а,следовательно, и транспортабельность используемых концентратов. На заключительной стадии технологического процесса она вообще сходит на нет, потому что рафинирование черновой меди по своему характеру перестаёт быть материалоёмким производством, подчиняясь другим факторам размещения - потребительскому и топливно-энергетическому.
Для отраслей обрабатывающей промышленности существует система технико-экономических показателей, обусловливающих их размещение. Среди них:
Удельные расходы основных видов сырья, топлива, тепловой и электрической энергии, воды на единицу готовой продукции;

Выход производственных отходов на единицу продукции и их характеристика;
Трудовые затраты на единицу продукции;
Удельные затраты основных фондов. Непосредственное влияние на выбор вариантов размещения промышленного предприятия оказывает соотношение важнейших технико-экономических показателей производства - от материалоёмкости, трудоёмкости и капиталоёмкости, а также с учётом потребительского фактора.
Материалоёмкость отрасли определяется удельным расходом сырья и основных материалов на производство продукции. Во многих отраслях он значительно превосходит
вес готовой продукции.

Транспортный фактор играет роль своеобразного фокуса, как бы собирающего в себе влияние остальных факторов размещения производства. Определяя интенсивность его влияния, необходимо учитывать, прежде всего, расходы сырья (включая вспомогательные материалы) и топлива на единицу выпускаемой продукции. Если они превышают вес готовых изделий, то промышленные предприятия выгодно размещать вблизи сырьевых и топливно-энергетических баз, поскольку это приводит к сокращению объёма транспортной работы. Наоборот, в тех случаях, когда расходы сырья и топлива меньше, чем вес готовой продукции (например, при производстве серной кислоты, простого суперфосфата, хлеба, макарон), сокращение перевозок достигается путём потребительской ориентации предприятий. Наконец, при равном весовом соотношении сырья (а также топлива) и готовой продукции производство обладает наибольшей свободой размещения, тяготея в меру экономической целесообразности то к сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам, то к районам потребления или местам концентрации рабочей силы.
Для решения вопросов размещения производства необходим определенный круг информации, содержащей сведения о размещаемом производстве, условиях его территориальной организации, целях и задачах, стоящих перед размещением, т. Е. следует располагать теми сведениями, которые в какой-либо мере могут повлиять на эффективность территориальной организации машиностроительного производства. Поэтому необходимо знать, какой вид продукции должен производиться на размещаемом предприятии (вплоть до его характеристик по массе и размерам), какое для этого потребуется сырье и материалы, предполагаемую численность рабочих кадров, в каких количествах и с какими экономическими показателями имеются ресурсы в предполагаемых районах размещения, какие последствия могут возникнуть при его размещении в том или ином пункте и т. Д. По существу - это факторы, от которых зависит правильность размещения машиностроительных производств и которые определяют его экономическую эффективность. Одни из них связаны с природными условиями и ресурсами экономических районов, другие определяются исключительно характером размещаемого производства, его специфическими особенностями и т. Д. Многообразие факторов и различие в природе их образования приводят к необходимости классификации факторов с целью упрощения экономического анализа причин, вызывающих неодинаковую эффективность одного и того же производства в различных экономических районах. В этой связи все факторы территориального тяготения в самом общем виде можно разделить на четыре группы:

1. внутрипроизводственные факторы, связанные непосредственно с организацией производства на предприятиях машиностроительной промышленности;

2. внепроизводственные факторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещения машиностроительных предприятий;

3. отраслевые особенности машиностроительных производств;

4. факторы социального характера.

Внутрипроизводственные факторы определяют характер и результаты деятельности предприятий общего машиностроения и представляют собой совокупность необходимых условий и средств на предприятии для изготовления данного вида продукции, способствующих достижению определённого уровня технико-экономических показателей производства: характер используемых для производства продукции техники и технологических процессов, уровень и формы организации производства, степень загрузки основного технологического оборудования и т. Д.

При планировании размещения не безразлично, каким способом, какими техническими средствами и на основе каких процессов будет организовано намечаемое к размещению производство. Это важно, потому что фактор технической оснащенности производства вместе с уровнем развития специализации, концентрации и кооперирования, а также другими организационными моментами существенно влияет не на удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и труда на предприятиях общего машиностроения, но и на объёмы выпуска продукции, что в совокупности с другими факторами определяет и размещение предприятий.

Исследование внутрипроизводственных факторов составляет основу определения отраслевых особенностей, поскольку без научного предвидения конструктивных изменений в организации производственных процессов трудно рассчитывать на успешное решение вопросов размещения предприятий общего машиностроения. Это очевидно, ибо процесс производства динамичен, и то, что сегодня является нормой, завтра может оказаться тормозом развития производительных сил. Это касается не только технического перевооружения предприятий, но и совершенствования технологии производства, развития специализированных производств по изготовлению унифицированных изделий широкого применения, оптимизации мощностей предприятий общего машиностроения, создания территориально-производственных комплексов и т. Д.

Все это говорит о том, что техническая база размещаемого производства должна иметь научное обоснование и строиться на передовых методах и средствах организации труда, в противном случае производные от неётехнико-экономические параметры производства (энерго - и электровооружённость, трудоёмкость, топливоёмкость и др.) могут быть определены неправильно, что, в свою очередь, приведёт к ошибкам и в его территориальной организации.

Под внепроизводственными факторами следует понимать совокупность природных и экономических условий в районах, способствующих или сдерживающих экономически эффективное развитие общего машиностроения. К ним относятся природные и климатические условия районов, условия обеспечения производства необходимым сырьём, материалами, топливом, тепловой и электрической энергией, водой и трудовыми ресурсами, объёмы потребления машиностроительной продукции, возможности обеспечения кооперированных связей в районах и др.

Внепроизводственные факторы играю существенную роль в размещении производства, и предопределяют территориальную дифференциацию его эффективности, поскольку каждый из экономических районов различается не только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их стоимостными показателями.

К внепроизводственным факторам следует отнести природно-климатические условия районов, которые на эффективность размещения влияют через величину удорожающих коэффициентов на заработную плату работающих, а также стоимость строительства и оборудования. В зависимости от территориального пояса, например, стоимость строительно-монтажных работ может возрасти в 2,7 раза, климатического района - 1,14, уровня сейсмичности - в 1,08 раза. То же можно сказать и о стоимости оборудования по территориальным зонам.

География транспортной промышленности

Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажиро-оборот, густота транспортной инфраструктуры и многие другие.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причём в странах. Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% - на автомобильный, а оставшиеся 35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Морской и речной транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд. т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики.

Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешёвыми» флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.

Первое место в морских грузовых перевозках занимают нефть и нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе, а направлены они в. Зап. Европу, Японию и США. По-прежнему значительны перевозки угля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Крупнейшими экспортёрами угля являются Австралия, США, ЮАР. Следует отметить также транспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии). Крупнейший в мире рудовывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70млн т в год. В мировых перевозках руды возрастают сверхдальние грузопотоки, такие, как Бразилия-Япония, Австралия-Зап. Европа, Австралия-Япония. Большой объем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировка зерновых культур. Крупнейшими экспортёрами являются США (лидер в мировом экспорте зерновых), Канада, Австралия, Аргентина. Более половины объёма перевозок зерновых направляется ныне в развивающиеся страны.

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско(США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоёмы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озёрный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объёму грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Железнодорожный транспорт. Протяжённость мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км),Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах. Зап. Европы (в Бельгии - 100км путей на 100 км2территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяжённости электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании - около 30 %).

Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн. км, при этом почти треть её сосредоточена в Сев. Америке и четверть - в Зап. Европе.

В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США - от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.

В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании - до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России в грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но в последние годы роль автомобилей растёт.

Трубопроводный транспорт. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяжённость более 400 тыс. км, сеть (магистральных газопроводов ещё больше- 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. И Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км, а газопровода Уренгой-Западная Европа около4,5 тыс. км.

Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами.

В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолётный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании -Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - Франкфурт-на-Майне, Франции -Париж и др.

Транспорт и окружающая среда

В городах транспорт является основным источником загрязнения. Транспортные сооружения занимают до 7% территории, а в городах - до 20-30% (в центральных частях некоторых городов - 40-50%), поэтому первой экологической проблемой является загрязнение земли. Одним из эффективных путей решения проблемы занятости территории города является использование подземного пространства, например для временных и постоянных стоянок транспорта, скоростного трамвая, автобусных ааршрутов и т. Д. При прокладке 1 км наземной шестиполосной магистрали требуется 4,5-7 га территории, а при такой же подземной - 0,1 га.

За рубежом (в частности, в Англии, Индонезии и Японии) все чаще практикуют подвесные дороги или дороги на насыпных полосах морской территории, либо на плавучих искусственных островах для разных видов транспорта. Однако вынос транспортных систем в тоннели, на эстакады увеличивает их стоимость в 4 раза и более.

Большой экологической проблемой можно считать нарушение гидросистемы почвы (природной циркуляции воды) при строительстве транспортных сооружений, что наносит вред почве и самим сооружениям из-за большой разрушительной силы воды. Необходимо строительство дорогостоящих водоотводных устройств.

Острой проблемой считается загрязнение почвы бензином, маслами, выхлопом твердых и жидких компонентов, солями, используемыми для борьбы с обледенением дорог (на 1 км дороги в год разбрасывается до 3-4 т соли, а в неблагоприятные зимы до 100 т).

Второй экологической проблемой является загрязнение воды. Вода, используемая для технологических нужд на транспорте, на 95% становится непригодной для питья (бензин в 7 раз быстрее проникает в почву, чем вода). Водные виды транспорта загрязняют водные бассейны балластными и промывочными водами (до 75-80% загрязнений), испарениями сырой нефти (до 3%) и бензина (2%) при их перевозке и промежуточном хранении. Одна тонна нефти загрязняет до 10-12 км2поверхности воды, а нефтяные масла распространяются на расстояние более 300 км от источника загрязнения. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью строго определяет вещества, остатки которых могут быть сброшены только в приемные сооружения. По данным исследователей США, на водных судах образуется до 1,5 кг сухого мусора и до 2 кг пищевых отходов на человека против 0,04 и 0,27 кг для береговых условий.

Третьей экологической проблемой является загрязнение атмосферы (91,3% загрязнений приходится на долю автомобильного транспорта; 3,7% - железнодорожного; 2,7% - морского; 0,9% - речного и 1,4% - воздушного транспорта).

Сравнение эмиссии вредных веществ, выделяемых автомобилями для России и Западной Европы представлено в табл. 4.

На 900 км пробега один автомобиль расходует столько же кислорода, сколько человек за год. По данным американских исследователей, от отравления смогом преждевременно умирает 50 тыс. чел. В год. В Швейцарии установлено, что люди, живущие вблизи автомагистрали с интенсивным движением, заболевают раком в 9 раз чаще, чем люди, живущие в 400 м от нее. Увеличение интенсивности движения с 450 до 1000 автомобилей/ч в 4 раза увеличивает количество выхлопов, что требует изменения организации дорожного движения, вывода транзитного транспорта за пределы города, снижения интенсивности движения в центральных частях городов.

Основными мероприятиями по уменьшению загрязнения воздуха можно считать применение нейтрализаторов, на 70% уменьшающих количество вредных выбросов, совершенствование конструкции двигателей и системы зажигания, замену бензиновых6. Спорт и окружающая среда двигателя и традиционных видов топлива. Использование электрического транспорта в городах значительно оздоровляет их атмосферу.

Роль транспорта в экономике страны

Без устойчивой работы транспортной системы и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности.

В настоящее время транспорт оказывает заметное влияние на экономическое развитие страны. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. Транспортная составляющая в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства оценивается величиной порядка 15-20%. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

Благоприятные тенденции в развитии транспорта проявляются в снижении транспортоемкости, являющейся мерой «пространственной» эффективности его функционирования, и повышении подвижности населения.

При этом главные функции транспортной системы остаются неизменными: транспорт обеспечивает единство национальных товарных рынков, взаимосвязь регионов, подвижность граждан. Масштабы, направления и стратегия его развития должны быть подчинены сценариям социально-экономического развития страны в целом. Нельзя допустить, чтобы транспорт стал фактором, сдерживающим экономический рост.

Опережающее развитие транспортной системы по сравнению с другими отраслями экономики - такой подход стал закономерным отражением перемен, происходящих в России.


Заключение

Итак, подведем итог. Связь представляет собой совокупность отраслей, объединенных общим целевым назначением - передачей и распределением различного рода информации. В зависимости от предоставляемых услуг, технической базы связь подразделяется на два основных вида: почтовую и электрическую.

Почтовая связь включает прием от отправителей, обработку, пересылку и доставку адресатам письменной корреспонденции, посылок, денежных переводов, периодических изданий и другие услуги.

Электрическая связь - это передача и прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков и сообщений любого рода по проводной, радио, оптической и другим электрическим системам.

В зависимости от технической базы и организации производственных процессов по передаче информации в связи выделяется телефонная, телевизионная и космическая связь. Развитие современных видов связи и информационных систем способствует дальнейшему повышению эффективности экономики.

Транспорт соединяет время и пространство, разделяющие производителей, покупателей и продавцов. В экономическом плане он ослабляет временной и пространственный разрыв между производством и потреблением. По количеству (весу) перевозимых грузов среди всех видов транспорта на первом месте находится автомобильный, далее следует железнодорожный, морской, трубопроводный, внутренний водный и авиационный транспорт.

В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие НТП на транспорте и связи.

Вывод

Транспортный комплекс , в частности в России, включающий в себя автомобильный, морской, внутренний водный, железнодорожный и авиационный виды транспорта, - один из крупнейших загрязнителей атмосферного воздух его влияние на окружающею среду выражается, в основном, в выбросах в атмосферу токсикантов с отработавшими газами транспортных двигателей и вредных веществ от стационарных источников, а также в загрязнении поверхностных водных объектов, образовании твердых отходов и воздействии транспортных шумов.

К главным источникам загрязнения окружающей среды и потребителям энергоресурсов относятся автомобильный транспорт и инфраструктура автотранспортного комплекса.

Загрязняющие выбросы в атмосферу от автомобилей по объему более чем на порядок превосходят выбросы от железнодорожных транспортных средств. Далее идут ( в порядке убывания) воздушный транспорт, морской и внутренние водный. Несоответствие транспортных средств экологическим требованиям, продолжающееся увеличение транспортных потоков, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог-все это приводит к постоянному ухудшению экологической обстановки.

Так как автотранспорт по сравнение с другими видами транспорта приносит наибольший вред окружающей среде, мне бы хотелось подробней остановиться именно на нем.









Источники литературы

  • ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0

  • referat.ru/referats/view/13547

  • ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82

  • ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82

  • grandars.ru/shkola/geografiya/aviacionnyy-transport.html

  • bibliotekar.ru/enc-Tehnika-3/57.htm

  • grandars.ru/shkola/geografiya/vodnyy-transport.html



31


© 2010-2022