Туризм, как средство экологического воспитания учащихся

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Туризм, как средство экологического воспитания учащихся

А.С.Лаптева

Муниципальнок казенное общеобразовательное учреждение

п. Хатынгнах Среднеколымский улус Республика Саха (Якутия)

В России туризм начал свое развитие со школьных экскурсий. А экскурсии как метод обучения в практику преподавания естествознания ввел А.Я.Герд. Первая, известная нам дальняя экскурсия в России состоялась в 1876 г.. Студенты Новороссийского университета совершили экскурсию по горному Крыму. А дальше уже создаются кружки,клубы ,которые объединяют энтузиастов туризма.Развитию краеведения и туризма в России содействовало также Общество любителей естествознания, занимающееся изучением географии,геологии,этнографии,фауны и флоры родного края. В годы Советской власти туризм стал достоянием миллионов трудящихся, особенно Наркомпрос организовал массовую работу с детьми в летний период. В целях развития и укрепления туристкого движения в 1930 г. Было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). 1932 г. прошел четырехдневный Всесоюзный съезд ОПТЭ, который определил задачи советского туризма - его связь с социалистическим строительством. Туризм рос и развивался на основе повышения культурного, политического уровня трудящихся, улучшения материально- бытовых условий. Он наглядно знакомил широкие трудящиеся массы с ходом социалистического строительства, природой,историей и культурой нашей страны,содействовал формированию военно-прикладных навыков,организации здорового,разумного отдыха в сочетании с массовой общественно - политической работой. Это туристы по всей стране способствовали поиску сырья для нужд пятилетки.

В ноябре 1938 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР отметил неудовлетворительное развитие самодеятельного туризма и предложил создать секции туризма при комитетах и ДСО. Была создана Всесоюзная секция туризма, она разработала нормативы значка «Турист СССР». Надо было совершить два сложных путешествия,активно участвовать в общественной работе и сдать экзамены по технике туризма (основы знаний по топографии,ботанике,геологии и географии). Вся эта работа очень помогла во время Великой Отечественной Войны. После окончании\я войны возобновилась работа по туризму и экскурсии. В 1949г. Всесоюзная секция туризма разработала спортивные нормативы по туризму и его включили в Единую всесоюзную спортивную классификацию.

Всероссийская экспедиция пионеров и школьников по маршрутам боевой славы гражданской войны была прервана Отечественной войной 1941 г. и была возобновлена в послевоенные годы. Они посещали места сражений ВОВ, приобщались к славе и подвигу своего народа. Возникали туристические школьные лагеря.

В середине 50-х годов становятся традиционными Всесоюзные туристко-краеведческие экспедиции пионеров и школьников. В 1955г. в Москве проходила Всесоюзная конференция по детскому туризму. В последующие годы проводились Всесоюзные слеты участников походов, которые посвящались различным юбилейным датам. Формами проведения Всесоюзных походов были не только походы и путешествия,но и краеведческая работа,не связанная с активными формами туризма, а также патриотическая общественно полезная деятельность (шефство над инвалидами войны,ветеранами революции и труда, семьями погибших воинов; сооружение памятников и мемориальных знаков и шефство над местами захоронения воинов; природоохранительная деятельность и т.д.). Если эта система школьного туризма работала в Советские годы, то в перестроечное время эта работа была утеряна, ввиду экономических затруднений школьникам не было возможности ходить в походы и путешествия. В последние годы со стабилизацией экономики страны некоторым семьям удается путешествовать. В настоящее время когда остро стоит вопрос экологического воспитания всего населения особую роль играют начальные ступени образования. Ещё начиная с младших лет мы воспитываем бережное отношение к окружающей среде.

В нашей школе каждый год проводится та или иная форма работы по экологическому воспитанию обучающихся. В аспекте этого вопроса особенную роль отвожу летней занятости обучающихся. Будь это школьный лагерь или приусадебная работа ребята все время соприкасаются с природой: купание,работа в огороде, уборка территорий от мусора, озеленение участков, прогулки, экскурсии в лес, поле, собирание гербария,лекарственных трав и т.д.. Для старших классов особенно актуален туризм- многодневный поход или экспедиция, который имеет воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи. С нашей школы учитель начальных классов Слепцова Марфа Николаевна, учитель географии и КНРС (Я) Лаптева Анна Семеновна два раза организовали экспедицию совместно с природоохранной организацией Среднеколымского улуса, во главе Белоноговым Иваном Семеновичем уроженцем п. Хатынгнах. Это были самодеятельные туристические путешествия поискового характера с различными целями.

Целью первого пешего эколого-туристического похода «Илимниир-Борулах», который проходил в 2012 г. были: узнать является ли озеро «Илимнир» местом весенне-осеннего перелета стерхов или местом гнездования. В ходе которого решались задачи: -привлечение и воспитание подрастающего поколения к культуре экологии и туризма; - воспитание бережного отношения к родной природе, познавательного интереса, воли и выносливости, взаимоподдержки. Это был четырехдневный поход. Итого участниками похода в составе 9 человек в возрасте от 14-65 лет: пройдено около 45 км. Узнали что озеро «Илимниир» не является местом гнездования стерха, а является местом остановки во время перелета .Здесь увидели орлана белохвоста,что свидетельствует о близком его гнездовании.По всему маршруту встречались лебеди , лоси, медведи, разная дичь и многообразие растений . В этом походе также особенную роль сыграло то что она была разновозрастной, с одной стороны хорошо- потому что ребята заботились о старших, с другой стороны это задерживало ход похода. Но поставленные задачи были полностью решены. Ребята, которые никогда не ходили так далеко научились самостоятельно ставить палатки, выбирать места ночевок, занимались бытовыми проблемами похода, при маршбросках помогали нести тяжелые вещи, оказывали первую медицинскую помощь.

Вторая экологическая экспедиция прошла в начале лета этого года. Она тоже была самодеятельной. Включала пеший и сплав на надувных лодках вид туризма. Посвятили мы этот поход к 25 -летию Образования Природоохранной организации Республики Саха (Я) и 75 -летию Победы в Великой Отечественной Войне. Цель экспедиции:

-Узнать какие птицы гнездятся в летнее время на озере «Эбэ». Провести наблюдение и сделать фоторепортаж с публикацией СМИ.

- Знакомство с природой заказника «Седёдема»

-Узнать и пройти по местам проживания предков с. Хатыннах.

Задачи: - Разработать план маршрута экспедиции;

- Привлечение и воспитание подрастающего поколения к культуре экологии и туризма; реализовать экологическое образование; - Воспитание бережного отношения к родной природе, познавательного интереса, воли и выносливости, взаимоподдержки друг друга.

-Собрать материал о проживавших в тех местах земляках, по которой проложен маршрут экспедиции

Этот поход был более тшательно спланирован: ещё с весны,пока была зимняя дорога, завезли лодки и часть провизии до места начала сплава, что очень помогло во время самого похода. Состав из восьми человек: общий руководитель похода старший государственный инспектор СИОП - Белоногов И.С., егерь заказника «Седёдема» Чукров В.З, ответственный за обучающихся Лаптева А.С. и ребята - Лаптева Л. -8 класс, Лаптев Н.-9 класс, Яковлева А. -10 класс, Сухомясов З.- 10 класс. Сначала 2 дня пешком, 4 дня на трёх надувных лодках совершили шестидневный сложный маршрут, общей протяженностью - км. В организации этого похода большую роль сыграл энтузиазм всех участников. Школьная администрация помогла провизией, что явилось существенной поддержкой бюджета семьи.

Цель экспедиции достигнута: Дети заранее собрали материал о проживавших в этих местах наших предках у старожилов поселка. Жили здесь Кудрины, Сибиряковы, Кондаковы, Дьячковы и т.д. На всем пути следования гнездятся гуси, лебеди, чайки, белохвостые орланы, различные утки. Ресурсный резерват «Седёдема» очень хорошо выполняет свою функцию: защищает, охраняет, пополняет популяцию различных обитателей заказника. Учащиеся сделали презентацию по этой теме. Опубликована статья в СМИ.

С введением ГТО в программу образовательной школы было бы хорошо возобновить введение в зачет ГТО итоги туристических походов, тогда появилась бы возможность больше привлечь ребят старших классов к туризму. Ведь в походах сразу решается весь комплект образовательных задач, что способствует за короткий срок больще ……. Наряду с этой задачей было бы хорошо возобновить присвоение нагрудного значка «Турист СССР», конечно по новому переименовав. Ведь при постулении в учебные заведения сейчас учитывают портфолио обучающегося и этот знак сыграл бы некоторую роль.

Таким образом, туризм как средство экологического воспитания учащихся играл и играет огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Сейчас, когда в мире остро стоит вопрос экологии тем более нужно поддерживать движение самодеятельного туризма. В нашем улусе это туризм возможен в весеннее и летнее время. В летнее время помимо образовательного аспекта решается вопрос о занятости обучающихся в летнее время и хотелось бы, чтобы энтузиазм учителей -организаторов школьных туристических лагерей, да и не только лагерей был бы по достоинству поддержан со стороны администрации школ и управления образований улусов и республики.

Туризм, как средство экологического воспитания учащихсясостав 1 экспедиции

Туризм, как средство экологического воспитания учащихсякарта прохождения маршрута 1 экспедиции


Туризм, как средство экологического воспитания учащихся

состав 2 экспедиции

Туризм, как средство экологического воспитания учащихсякарта прохождения маршрута 2 экспедиции



© 2010-2022